Решение б/н Решение по делу №125 в отношении администрации Татарского ра... от 11 сентября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 3 февраля 2011г.

         Решение в полном объёме изготовлено 16 февраля 2011г.                         г.Новосибирск

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Тропин Г.В.

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Рисов А.В.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №125 от 30.12.2010г., возбуждённое по заявлению ИП Гончаренко А.П., по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области (632122, Новосибирская область, г.Татарск, ул.Ленина, 56) и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г.Татарск, ул.Василевского, 5) ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии заявителя - ИП Гончаренко А.П., представителя администрации Татарского района – «…» (по доверенности); представителя МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» - «…» ,

УСТАНОВИЛА:

        В Новосибирское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя Гончаренко А.П. (вх. № 9347 от 07.12.2010г.), в котором сообщается, что действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» (г.Татарск), направлены на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг.

        Заявитель сообщает, что он осуществляет в г.Татарске Новосибирской области организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг. Указанную деятельность в г.Татарске также осуществляет  МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», которое запрещает ИП Гончаренко А.П. производить захоронения на городских кладбищах, мотивируя запрет тем, что кладбище передано  в аренду МУП «Дорожно-мостовое хозяйство».

       В г.Татарске имеются два городских и три сельских кладбища. ИП Гончаренко А.П. сообщает, что ему разрешают хоронить только на сельских кладбищах, а МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляет захоронения на всех кладбищах г.Татарска. ИП Гончаренко А.П. просит разобраться в законности действий МУП «Дорожно-мостовое хозяйство».

      В результате рассмотрения представленных документов и анализа нормативно-правовых актов установлено следующее.

      Из представленных документов следует, что администрация Татарского района  заключила договор аренды земельного участка от 16.03.2010г. № 46 с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», предметом которого является аренда земельного участка, разрешённое использование которого – размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010г. по 16.02.2011г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» перед другими лицами заключить договор на новый срок.

      Руководствуясь указанным договором аренды МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» запретило ИП Гончаренко А.П., письмом б/н от 01.12.2010г., производить захоронение на территории муниципальных кладбищ г.Татарска.

      Согласно ст.18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта  не предусмотрена.

      В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а  в  силу ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на них возложена обязанность по организации похоронного дела. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

      Однако Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

       Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

      В соответствии со статьями 6 и 9 Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.

      Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

      Предоставление администрацией Татарского района в аренду МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан  при  осуществлении ими погребения.

        Иные хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать свою работу с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство». Условия работы у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и иных хозяйствующих субъектов не равны, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Статья 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает соглашения между  органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        Таким образом, в соглашении (договоре аренды  земельного участка (муниципального кладбища) от 16.03.2010г. № 46), заключённом между  администрацией Татарского района и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», усматриваются признаки нарушения ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку оно приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

       На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении администрации Татарского района и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

       В объяснении по существу дела от 28.01.2011г. исх.№98 администрация Татарского района сообщила, что договор аренды земельного участка от 16.03.2010г. №46 с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» расторгнут 27.01.2011г. В подтверждение этого администрация Татарского района представила соглашение о расторжении договора аренды.

      На рассмотрении дела заявитель и ответчики поддержали изложенные доводы.

      Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

      Администрация Татарского района  заключила договор аренды земельного участка от 16.03.2010г. № 46 с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», предметом которого является аренда земельного участка, разрешённое использование которого – размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010г. по 16.02.2011г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» перед другими лицами заключить договор на новый срок. На территории арендованного земельного участка находится общественное кладбище г.Татарска.

      Руководствуясь указанным договором аренды МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» запретило ИП Гончаренко А.П., письмом б/н от 01.12.2010г., производить захоронение на территории муниципальных кладбищ г.Татарска.

      Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

       Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

      В соответствии со статьями 6 и 9 Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.

      Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

      Предоставление администрацией Татарского района в аренду МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан  при  осуществлении ими погребения.

       Иные хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать свою работу с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство». Условия работы у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и иных хозяйствующих субъектов не равны, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

       Статья 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает соглашения между  органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

       Таким образом, соглашение - договор аренды земельного участка (муниципального кладбища) от 16.03.2010г. № 46, заключённый между  администрацией Татарского района и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», нарушает ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г.Татарска.

      Администрация Татарского района расторгла с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» договор аренды земельного участка от 16.03.2010г. №46. В подтверждение этого администрация Татарского района представила соглашение о расторжении договора аренды от 27.01.2011г.

      Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено администрацией Татарского района и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» до рассмотрения дела.

      Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.          

      Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

              РЕШИЛА:

       1.  Признать администрацию Татарского района и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» нарушившими ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» путём заключения соглашения (договор аренды земельного участка (кладбища) от 16.03.2010г. № 46), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

       2. Прекратить дело №125 от 30.12.2010г. в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

        3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Г.В. Тропин

 

А.В. Рисов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны