Решение №054/01/18.1-466/2021 жалоба ООО «Гортоп» на действия заказчика торгов ОАО «Россий... от 19 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
054/01/18.1-466/2021
19марта2021года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
….
рассмотрев посредством ВКС жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «Гортоп» (далее – ООО «Гортоп») (вх. № 3642 от 10.03.2021 г.) на действия заказчика процедуры Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога и организатора процедуры Западно-Сибирского центра организации закупок – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД» при проведении процедуры продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 недвижимого имущества принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности объекта недвижимого имущества (Лот № 1 - Здание гаража площадью 200,2 кв. м с кадастровым номером 22:23:050001:3720, расположенного по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда, (ст. Кулунда, 0 км 3 Пк направление Кулунда - Барнаул) (Процедура № 47623 на сайте https://i.rts-tender.ru/),
в отсутствие представителя ООО «Гортоп»,надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
вприсутствии представителя ОАО «РЖД» - ….
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Гортоп» (вх. № 3642 от 10.03.2021 г.) на действия заказчика процедуры Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога и организатора процедуры Западно-Сибирского центра организации закупок – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД» при проведении процедуры продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 недвижимого имущества принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности объекта недвижимого имущества (Лот № 1 - Здание гаража площадью 200,2 кв. м с кадастровым номером 22:23:050001:3720, расположенного по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда, (ст. Кулунда, 0 км 3 Пк направление Кулунда - Барнаул) (Процедура № 47623 на сайте https://i.rts-tender.ru/).
Заявитель сообщает следующее.
В соответствии с размещенным на электронной площадке 24.02.21 протоколом 1/БОЦЭ-З-СИБ/20/1 заочного заседания экспертной группы о допуске претендентов к участию по процедуре продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 недвижимого имущества, принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности объектов недвижимого имущества заявка ООО «Гортоп» - отклонена.
Согласно сведениям протокола: «Заявка на участие в процедуре продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 по лоту №1 отклоняется и в допуске к участию в процедуре продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 по лоту №1 отказано следующему претенденту:
1) ООО «Гортоп» (ИНН:2253005370) пункта 6.2. информационного сообщения в связи с тем, что представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в информационном сообщении процедуры, а именно не представлены:
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки».
Податель жалобы полагает указанное решение экспертной группы незаконным и необоснованным в связи с нижеследующим.
В соответствии с Информационным сообщением о продаже недвижимого имущества Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» без объявления цены № 1БОЦЭ-З-СИБ/20 к заявке прилагается:
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации;
учредительными документами юридического лица
и если для претендента заключение договора купли-продажи (в случае победы претендента является крупной сделкой).
1. Деятельность ООО в части крупных сделок регулируется ст. 46 Федерального законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью». Из норм указанной статьи (части 7) прямо следует, что положения данной статьи не применяются:
«к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества». Указанная норма - вполне логична, поскольку, если в ООО - один участник и он же - единоличный исполнительный орган (директор), то обсуждать и согласовывать «крупную сделку» ему не с кем, он самостоятельно принимает все решения в ООО.
Податель жалобы сообщает, что ООО «ГОРТОП» (ИНН:2253005370) является обществом, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества (директор): единственный участник и директор общества - <...> Следовательно, в данном случае, законодательством Российской Федерации не установлено требование о необходимости наличия решение об одобрении или о совершении крупной сделки, более того - прямо установлено иное.
2. Учредительным документом - уставом ООО (который прилагался к заявке) каких-либо положений о крупной сделке при наличии в обществе одного участника, который, одновременно, является единоличным исполнительным органом- не установлено.
Сделка по приобретению здание гаража площадью 200,2 кв. м с кадастровым номером 22:23:050001:3720, расположенного по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда, (ст. Кулунда, 0 км 3 Пк направление Кулунда - Барнаул) за 10 000 рублей (сумма, предложенная в заявке) является для ООО сделкой, не выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, заявка ООО «ГОРТОП» отклонена незаконно и необоснованно, под предлогом отсутствия документов, которые ООО не обязано было предоставлять и, более того, в соответствии со ст. 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предоставить не имело возможности.
Податель жалобы указывает, что предваряя возможные возражения на жалобу, считает необходимым подчеркнуть, что Извещением а также Информационным сообщением не было установлено требований предоставить какое-либо информационное письмо или иной документ о том, что «сделка не является для претендента крупной».
Податель жалобы считает необходимым пояснить, что наличие в составе заявки фразы «-решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации; учредительными документами юридического лица и если для претендента заключение договора купли- продажи (в случае победы претендента) является крупной сделкой» обусловлено требованием Информационного сообщения 9п. 1.1) о подаче заявки по форме Приложения № 1).
Западно-Сибирский центр организации закупок – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиал ОАО «РЖД»предоставил следующиевозражения на доводы жалобы.
В ответ на уведомление Новосибирского УФАС России от 15.03.2020г. №05-3074э о поступлении жалобы ООО «ГОРТОП» (далее – Заявитель) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении процедуры продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества ОАО «РЖД» по Лоту №1 Здание гаража площадью 200,2 кв. м с кадастровым номером 22:23:050001:3720, расположенного по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда, (ст. Кулунда, 0 км 3 Пк направление Кулунда - Барнаул) представляет запрашиваемые документы и сообщает следующее.
16.12.2020г. на сайтах www.rzd.ru (раздел «Тендеры») и https://www.rts-tender.ru опубликовано извещение № 47623 о проведении данной процедуры.
В процессе организации и проведения закупки Заказчик руководствовался Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведения торгов при распоряжении объектами недвижимого имущества, утвержденного приказом ОАО «РЖД» № 104 от 01 августа 2011 г., а также Информационным сообщением и Извещением по данной процедуре.
В соответствии с Информационным сообщением и Извещением по данной процедуре предметом процедуры является продажа следующих объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ОАО «РЖД»:
Лот № 1: Здания гаража площадью 200,2 кв. м с кадастровым номером 22:23:050001:3720, расположенного по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда, (ст. Кулунда, 0 км 3 Пк направление Кулунда - Барнаул);
Лот № 2: Здания гаража для автомашин площадью 460 кв. м с кадастровым номером 22:36:340007:557, расположенного по адресу: Алтайский край, Ребрихинский район, ст. Ребриха, ул. Привокзальная, д. 52;
Лот № 3: Одноэтажного здания гаража на три бокса площадью 145,3 кв. м с кадастровым номером 22:47:150103:196 с относящимся к нему земельным участком площадью 297 кв. м с кадастровым номером 22:47:150103:175, расположенного по адресу: Алтайский край, Тальменский район, п. Среднесибирский, ул. Центральная, д. 22а.
Согласно условиям документации фактического приобретения каких-либо товаров, работ или услуг со стороны ОАО «РЖД» не осуществляется, поскольку предметом процедуры является извлечение прибыли для заказчика.
При этом проведение закупки на передачу объектов в собственность с доходом в пользу ОАО «РЖД» не относится к закупкам, проводимым в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как требования данного закона не применяются к правоотношениям, возникающим в целях совершения сделок, не предполагающих приобретение товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;
г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Жалоба Заявителя не может быть принята к рассмотрению антимонопольным органом, так как она подана в рамках требований ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а доводы жалобы основаны на требованиях Закона о закупках, неприменимого к правоотношениям, которые связаны с проведением рассматриваемой процедуре.
При этом проводимая процедура не является закупочной процедурой, не является торгами, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не проводится федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностным лицом указанных органов или организаций.
Таким образом, жалоба ООО «ГОРТОП» не может рассматриваться с применением требований Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, а также по доводам, указанным в жалобе.
По существу доводов жалобы Западно-Сибирский центр организации закупок – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиал ОАО «РЖД» поясняет следующее. Согласно приложения №1 к Информационному сообщению претендент в составе заявки должен был представить решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Претендент ООО «Гортоп» (Заявитель) в составе заявки не представил вышеуказанный документ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.5 Протокола от 24.02.2021 г. № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20/1 рассмотрения заявок, поступивших для участия в процедуре продажи без объявления цены претенденту ООО «Гортоп» (Заявитель) отказано в допуске к участию в данной процедуре на основании пункта 6.2. информационного сообщения в связи с тем, что представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в информационном сообщении процедуры, а именно не представлено решение об одобрении или о совершении крупной сделки.
Таким образом, отказ претенденту ООО «Гортоп» (Заявитель) в допуске к участию в закупке является правомерным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельны.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно условиям документации фактического приобретения каких-либо товаров, работ или услуг со стороны ОАО «РЖД» не осуществляется, поскольку предметом процедуры является извлечение прибыли для заказчика.
При этом проведение закупки на передачу объектов в собственность с доходом в пользу ОАО «РЖД» не относится к закупкам, проводимым в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как требования данного закона не применяются к правоотношениям, возникающим в целях совершения сделок, не предполагающих приобретение товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;
г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами «а» – «г» пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Жалоба ООО «Гортоп» не соответствует установленному статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» порядку рассмотрения жалоб.
При этом требование о предоставлении решения об одобрении или о совершении крупной сделки в равной степени распространялось на всех потенциальных участников процедуры продажи без объявления цены.
Кроме того, согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Указанная процедура продажи без объявления цены, проводимая заказчиком процедуры Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога и организатором процедуры Западно-Сибирским центром организации закупок – структурным подразделением Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД», не являетсяторгами, запросом котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запросом предложений, и, как следствие, не регламентируется статьёй 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь п. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО «Гортоп» (вх. № 3642 от 10.03.2021 г.) на действия заказчика процедуры Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога и организатора процедуры Западно-Сибирского центра организации закупок – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД» при проведении процедуры продажи без объявления цены № 1/БОЦЭ-З-СИБ/20 недвижимого имущества принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности объекта недвижимого имущества (Лот № 1 - Здание гаража площадью 200,2 кв. м с кадастровым номером 22:23:050001:3720, расположенного по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда, (ст. Кулунда, 0 км 3 Пк направление Кулунда - Барнаул) (Процедура № 47623 на сайте https://i.rts-tender.ru/)необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.