Решение №054/06/32-2690/2023 в отношении МКУ г. Новосибирска «Центр технического надзора ... от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-2690/2023

«15» декабря 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в отсутствие представителей заказчиков - МКУ Центр «Теплый дом», МКУ Центр «Жемчужина» и МКУ Центр «Созвездие», уполномоченного учреждения - МКУ г. Новосибирска «Центр технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере социальной политики» и подателя жалобы – ИП Тожибаева З.П., уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия уполномоченного учреждения – МКУ г. Новосибирска «Центр технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере социальной политики» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851300008923000081 на оказание услуг по охранной деятельности, начальная (максимальная) цена контракта 6 499 152,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Тожибаев З.П. с жалобой на действия уполномоченного учреждения – МКУ г. Новосибирска «Центр технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере социальной политики» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851300008923000081 на оказание услуг по охранной деятельности.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в ЕИС 25.11.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке 11.12.2023 г.;

Суть жалобы ИП Тожибаева З.П. заключается в следующем.

1) По мнению подателя жалобы, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также в соответствии с позицией 34 раздела IV  приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571) о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно п. 35 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):

а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 данного Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 указанного Положения;

б) документом, предусмотренным приложением № 1 к данному Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 указанного Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Вместе с тем, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, заказчик дополнил вышеуказанное положение, тем что будет оценивать контракты по охране объектов (территорий) исключительно научных организации.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены требования п.п. «б» п. 35 Положения.

3) В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлены критерии оценки заявок участников открытого конкурса. Одним из критериев оценки заявок участников является наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров. Предельное минимальное значение характеристики – 20 000 000 руб., предельное максимальное значение характеристики – 40 000 000 руб.

Податель жалобы считает, что в связи вышеизложенными условиями извещения невозможно выявить наиболее опытного участника закупки. По мнению подателя жалобы, уполномоченным учреждением неправомерно установлены указанные предельные минимальные и максимальные значения характеристики, поскольку они не взаимосвязаны с начальной (максимальной) ценой контракта и фактическим объемом услуг.

МКУ г. Новосибирска «Центр технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере социальной политики» в возражениях на жалобу ИП Тожибаева З.П. сообщило следующее.

По первому доводу жалобы уполномоченное учреждение сообщило, что позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 установлено, что в случае осуществления закупки по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций заказчик устанавливает дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Заказчики в составе совместного конкурса не являются образовательными и научными организациями, поэтому п. 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 в рамках данной закупки не был применен.

По второму доводу жалобы уполномоченное учреждение сообщило, что при формировании порядка рассмотрения и оценки заявок была допущена ошибка.

Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, позволяет устанавливать предельные максимальные или минимальные значения для количественных показателей при необходимости. При этом общая цена исполненных контрактов рассматривается за 5 лет, где последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Предельные значения характеристик, по мнению заказчика, установлены обосновано, так как начальная (максимальная) цена контракта за шесть месяцев оказания услуг составляет 6 499 152,00 руб. Вместе с тем, в случае рассмотрения годовой суммы оказания услуг в в объеме пяти лет, то получится 64 991 520,00 руб.

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1) Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с позицией 34 раздела IV приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 при осуществлении закупки на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) к участникам закупки предъявляется требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Согласно п.п. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 позиции 24 - 31 и 33 – 35 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по охранной деятельности. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 499 152,00 руб.

В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 09.10.2023 г. № 24-01-06/95581, установленные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 дополнительные требования подлежат применению заказчиком при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг вне зависимости от сферы деятельности заказчика.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение необоснованно не применило позицию 34 раздела IV приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571. Уполномоченным учреждением нарушены положения ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571.

Довод жалобы нашёл своё подтверждение.

2) Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Согласно п. 35 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):

а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 данного Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 указанного Положения;

б) документом, предусмотренным приложением № 1 к данному Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 указанного Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

В п. 2.2.1 раздела IVI порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен показатель оценки, детализирующий показатель оценки «общая цена исполненных участником закупки договоров»: перечень документов, подтверждающих наибольшую цену одного из исполненных участником закупки контрактов (договоров) - копии исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.

В возражениях на жалобу ИП Тожибаева З.П. уполномоченное учреждение сообщило, что заказчики в составе совместного конкурса не являются образовательными и научными организациями, а также сообщило о том, что при формировании порядка рассмотрения и оценки заявок была допущена ошибка.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком было допущено нарушение требований ч. 8 ст. 32, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также п. 35 Положения.

3) Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 данного Положения, применяются детализирующие показатели.

Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п. 24 данного Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. «а» данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 данного Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Согласно пп. «з» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение ( ) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

Согласно извещению о закупке по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» заказчиком установлены следующие детализирующие показатели:

  • Предельное минимальное значение характеристики – 20 000 000 руб.,
  • предельное максимальное значение характеристики – 40 000 000 руб.

При этом, оценка детализирующих показателей производится по формулам, предусмотренным пп. «з» п.20 Положения.

Учитывая изложенное, Комиссия Новосибирского УФАС Росси приходит к выводу, что установление условия, в соответствии с которым к оценке принимаются контракты (договоры), сумма которых составляет не менее 20 000 000 руб., является необъективным, поскольку представленные участником закупки сведения о наличии соответствующего опыта выполнения работ, например, в размере 15 000 000 рублей не будут приняты к оценке комиссией по осуществлению закупок.

Соответственно, такой порядок оценки лишает потенциального участника закупки получить соответствующее количество баллов при наличии опыта выполнения работ, что противоречит общим принципам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения.

Данная позиция подтверждается выводами, изложенными в решении ФАС России от 11.07.2022 № 28/06/105-2134/2022.

До заседания Комиссии Новосибирского УФАС России уполномоченным учреждение не было представлено доказательств необходимости установления указанных предельных значений, при начальной (максимальной) цене контракта, равной 6 499 152,00 руб.

Учитывая изложенное, действия уполномоченного учреждения нарушают п. 11 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия уполномоченного учреждения – МКУ г. Новосибирска «Центр технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере социальной политики» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851300008923000081 на оказание услуг по охранной деятельности, обоснованной.

2) Признать уполномоченное учреждение нарушившим положения ч. 2 ст. 31, ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1 и ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, Положения об оценке заявок на участие в закупке, постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571.

3) Выдать заказчику, уполномоченному органу и единой комиссии уполномоченного органа предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны