Решение б/н Решение по делу №25 в отношении ООО «Красота и здоровье» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
«04» сентября 2008 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Камнева Н.П.,
члены Комиссии - Скоп Е.А., Виногорова Ю.В., Скорнякова В.Н., Сидельникова Н.С.,
рассмотрев дело № 25, по факту размещения ООО «Красота и здоровье» рекламы комплекса для похудения «Афродита» в эфире 38 канала (ТВ-З), канала «Домашний», 21 канала, 23 канала г. Новосибирска с признаками нарушения:
· п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» - не допускается
недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара;
· п.п.9, 11 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - недостоверной признается реклама, которая
содержит не соответствующие действительности сведения, в частности об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов и иных наград (п.9), о результатах исследований и испытаний (п.11);
· п.1 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» - реклама БАД и пищевых добавок не должна создавать
впечатления о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
· п. 2 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» - реклама БАД и пищевых добавок не должна содержать
ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
· п. 5 ч.1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» - запрещается в рекламе БАД и пищевых добавок создавать
впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации таких добавок,
в присутствии: заявителей <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> ,(не явились, уведомлены надлежаще), третьих лиц <…>, <…> (не явились, Определение об отложении дела № 25 от 05.08.2008 г. направлено 06.08.2008 г.);
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Красота и здоровье», <…> (по доверенности ),
УСТАНОВИЛА
Событие административного правонарушения и его квалификация: в адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления:
01.04.2008 г. от <…> (вх. № 1552);
16.04.2008 г. от <…>. (вх. № 1893);
28.04.2008 г. от <…>. (вх. № 2111);
12.05.2008 г. от <…>. (вх. № 2328);
15.05.2008 г. от <…>. (вх. № 2423);
29.05.2008 г. <…> (материалы от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО, вх. № 2721);
30.05.2008 г. материалы от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с копией, поступившего из прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска обращения от потребителя <…>вх. № 2747);
27.06.2008 г. от <…>. (вх. № 3357).
В рекламе прозвучала информация о том, что комплекс «Афродита» является эффективным средством для похудения.
По мнению заявительниц, поскольку приобретённые препараты не уменьшили вес, реклама о снижении веса при помощи комплекса «Афродита», размещенная на телеканалах г. Новосибирска, является недостоверной.
Проверка, проведенная Новосибирским УФАС России показала, что рекламу (рекламный ролик «лишний вес, шлаки, токсины…») о комплексе для снижения веса «Афродита» разместило через ЗАО Телерадиокомпания «Молодая культура Сибири» в эфире 21 канала в марте 2008 г. ООО «Красота и здоровье», на основании договора № 5р от 28.02.2008 г. В рекламном сюжете рекламируется комплекс «Афродита», в розовой упаковке, содержимое коробки не указывается:
«Лишний вес, шлаки, токсины, целлюлит, плохое настроение. От всего этого можно избавиться быстро и без побочных эффектов».
Указанную рекламную информацию, согласно п. 3.2. Договора № 5р от 28.02.2008 г. ООО «Красота и здоровье» предоставило рекламораспространителю на видеоносителе.
Также данный рекламный ролик распространялся на ТК «Домашний» в марте 2008 г., размещался через ООО «Рекламное агентство «Четверка», на основании Договора № 2 от 09.01.2008 г., заключенного с ООО «Красота и здоровье». На основании того же договора осуществлялся показ рекламного сюжета в передаче «Красотка»:
«…комплекс создан по уникальной технологии… метод холодного гидролиза… новейшие разработки… они позволяют получать из клетки растения такую вытяжку, которая особо глубоко проникает в клетку биологического человека и тем самым, более эффективно, по сравнению с другими какими - то средствами, на нее воздействуют… Соответственно, мы получаем результат точно, эффективно и надолго…»;
«…Сколько можно сбросить килограммов благодаря комплексу «Афродита»? Благодаря конкретному комплексу столько, сколько нужно. Вопрос на сколько это будет продолжительный курс и все, больше вопросов нет. Т.е. мы в любом случае добьемся того результата, который нужен…»;
«…если нам нужно сбросить 20-30 кг, это достигается, благодаря этому комплексу? … Да, просто в одном случае это будет месяц, в другом случае это будет 2 мес., 3 мес. и т. д.…»;
«…А вот не всегда это бывает, наверное, после этого, там всевозможные диеты, потому что организм не дополучает очень нужных определенных минеральных веществ, органических. Вот, комплекс «Афродита», он помогает, в этой ситуации, справится с такой проблемой?...
Специалист.: он помогает справиться по двум направлениям…
1 ведущая: …т.е. человек худеет, каким образом?
<…>.: Во-первых, мы не вынуждены поддерживать диету, мы можем дать некоторые рекомендации по планам питания людям, они, если хотят, они будут этого придерживаться, а женщины хотят, и они этого, естественно, придерживаются. Но достаточно продержаться первое время, потом организм сам начинает, у.., в этом режиме работать. И второе, по поводу того, что мы недополучаем витаминов, минералов, это все есть в составе препарата, все поддерживает организм, особенно сейчас, когда, когда на дворе солнышка, к сожалению, нет и очень многих витаминов мы, из продуктов питания мы не имеем…»;
«…смотрите, 2 составляющие, которые идут на внутреннее применение – они изнутри в течение дня: утренний чай, он расщепляет легкие жировые отложения, вечерний – за ночь расщепляет тяжелые, фактически их в легкие, которые, в свою очередь, с утра будет, опять же расщеплять, разрушать, выводить утренний напиток. Т.е. это, опять же, та же самая круговерть. А гель, он за счет того, что заставляет кожу подтягиваться и разрушает целлюлитные отложения. Это же не просто жировые клетки, это несколько иное. И за счет того, что заставляет растягиваться, это просто, это все проблема, она вот так вот, в тисках. Мы ее зажимаем и ничего иного не остается, нашим жировым клеткам, кроме как покинуть наш организм…».
Согласно п.2.2.1. Договора № 2 от 09.01.2008 г., рекламные материалы также предоставляются заказчиком – ООО «Красота и здоровье»
Рекламный ролик («весна всегда праздник…») в марте 2008 г. размещался в эфире 23 телеканала в телепрограмме «Форпост Медиа» (ретранслирующий программу «ТВ-Дарьял» на территории г. Новосибирска), на основании договора № 85 от 17.05.2008 г. заключенного между ЗАО ТРК «Молодая культура Сибири плюс» и ООО «Красота и здоровье»:
«…Весна всегда праздник, но иногда приход весны приносит огорчения.
Решение сесть на строгую диету, приходит одновременно с примеркой весеннего гардероба. Однако уже через день, максимум полтора, мы почему-то вновь открываем холодильник в предвкушении сладостных минут поглощения вкусной и нездоровой пищи. И так постоянно. Что же делать? У вас есть прекрасная возможность в кратчайшие сроки сбросить вес, поправить свое здоровье.
Представляем принципиально новый, натуральный комплекс «Афродита». «Афродита» не только может помочь вам избавиться от лишнего веса, но и очистить ваш организм от шлаков с помощью экстракта морских водорослей Японского моря, а достигнутый результат закрепляется на долгие, долгие годы».
В сопроводительном письме, предоставленным ЗАО ТРК «Молодая культура Сибири плюс», говорится, что рекламный ролик в готовом виде был предоставлен непосредственно рекламодателем.
Из предоставленных 30.05.2008 г. документов и материалов ЗАО «АРС и К» следует:
ООО «Красота и здоровье» в марте 2008 г. разместило в эфире канала «ТВ-3» рекламный ролик «шлаки, токсины, целлюлит…..», а также 6 рекламных сюжетов в передаче «Красотка». Размещение указанных рекламных материалов производило ООО «Рекламное агентство «Четверка» в соответствии с Договором № 2 от 09.01.2008 г. заключенного с ООО «Красота и здоровье», которое в свою очередь, согласно п.2.2.1. Договора № 2 от 09.01.2008 г., предоставляло рекламные материалы.
Передача «Красотка» № 1:
«...те же результаты можно добиться, как после пластической хирургии. Просто более безвредный для здоровья, абсолютно, и результаты действительно потрясающие…»;
«… все подбирается строго индивидуально, у нас очень большой ассортимент трав, более 600 видов… и на протяжении всего курса специалист ведет своего пациента до желаемого результата…»;
«… первый результат уже после первой недели приема… уже видят улучшения и общего состояния и физического, и активность повышается…. идет снижение веса, на 3 кг. в неделю. После прохождения курса, конечно, идет мощнейшее закрепление результата и в последующей жизни уже не набирается…».
Передача «Красотка» № 2:
«…специалисты оказывают женщинам психологическую помощь,… психологический настрой…»;
«…Вы, как Вы сами сказали, смогли похудеть и постройнеть благодаря комплексу «Афродита». Что это за чудодейственный комплекс?...»;
«да, действительно, что только я не пробовала, и диеты, и различные препараты, и все, что угодно…наоборот, вес растет…»;
«…какие программы существуют у вас похудения по вашему комплексу?...а, действительно, программ очень много и все больше разрабатывается, и подбираются новые… ускоренный курс… ускоренное снижение веса, омолаживающая программа…, у кого проблемы со здоровьем, обращаются мужчины, добавляем компоненты, отвечающие за мужскую силу, за потенцию…»;
«…витамины включены, входят в функциональный состав витамины А, Е, С, также йод биогенный, бетта-каратин… Если у женщины щитовидная железа, то наоборот, йод не добавляем, мы смотрим еще какие компоненты надо включить, какие нет,… все строго подбирается, строгий подбор…».
Передача «Красотка» № 4:
«…сначала мы производим полностью очистку организма, затем оздоравливает, воздействуем на те органы, которые страдают, и затем уже идет само снижение веса…»
«…что будет испытывать женщина на всех трех этапах?...Никакого дискомфорта… наоборот, женщина будет чувствовать легкость, бодрое состояние… чувствовать повышение иммунитета, нормализацию всех систем…»;
«…как быстро можно увидеть эффект от действия препарата?... Первый результат наступает после первой недели применения, уходит 2-3 кг в весе женщина теряет, и 4-5 см объема, это талия и бедра…»;
«… по мере снижения веса производим подтяжку кожи…, если теряем 2-3 кг,.. но если теряем 10-20, а то бывает и 30 кг, то появляется дряблость и отвисание,… это все подтягивается по мере снижения веса…»;
«…применение утренней и вечерней «Афродиты» способствует выделению в организме таких веществ, как коллаген и эластин и также эти компоненты входят в состав геля…»;
«…в клетке, где произошел сбой, запоминается информация об оптимальном количестве белков, жиров, углеводов, которые необходимы женщине, для поддержания достаточного веса… здесь идет поддержание результата… на 7-10 лет, 100% результат…»;
«…мы произвели новый комплекс, который является аналогом пластической хирургии, т.е. результаты такие, как после операции…»;
«…достаточно пройти курс и результаты будут такие, как после пластической операции, идет полностью регенерация тканей…»;
«…результат действительно достигается на 7-10 лет? -Да, это так…»;
«…вес снижается равномерно по всем частям тела…».
Передача «Красотка» № 5:
«…наш медицинский центр предлагает… комплекс «Афродита»…, т.е. занимаемся восстановлением гормонального баланса и обменных процессов… Подвергаются очистке и печень, и почки, и желчный пузырь, и кровеносная система…очищается от жировых бляшек и от холестерина…»;
«…мы каждую неделю сверяем, на сколько сантиметров женщина похудела, сколько килограмм она потеряла, все данные фиксируются четко еженедельно…»;
«…Мы имеем три золотых медали им. Мечникова и Дашковой и 1 медаль Пауля Эрлиха…»;
«…если у женщины 2-3 лишних килограмма, то это может быть месяц или три недели, а если их 20-30, а то и 40, то здесь речь о скорости не идет. Главное качество, главное снизить вес…».
Передача «Красотка» № 8:
«…вы хотите нас уверить, что мы можем не сидеть на диетах, питаться так, как мы захотим, не бегать постоянно в тренажерный зал, т.е. вести обычный образ жизни и нравиться себе? Да, конечно…»;
«… «Афродита» не только сжигает разложившиеся жиры, как жиросжигатель, а именно выявляет причину... идет очищение и оздоровление организма,… оздоравливает и сжигает вес…»;
«…уникальность комплекса «Афродита» в том, что он подбирается индивидуально… когда узнаются все проблемы женщины, уже подбираются компоненты, включаются в комплекс, чтобы лучше воздействовать на организм. Это единственный комплекс, основанный на лекарственных травах, не содержит химии, синтетики, только лекарственные травы, который подбираются в зависимости от ее заболеваний… Он имеет пролонгированное действие…»;
«…первый результат видно после 1-й недели применения. Женщина заметно уходит в объемах…4-5см, и 2-3 кг в неделю – потеря веса…»;
«…у нас есть антивозрастная программа…замедляет процесс старения, она оттягивает климактерический период, приводит в норму менструальный цикл и гормональный баланс приходит в норму…».
Передача «Красотка» № 15:
«…мы действительно можем никогда больше не сидеть на диете? Да, естественно, это прошлый век…это комплекс, который применяется раз в жизни…»;
«…человек теряет в среднем от 5 до 8 кг в месяц, это действительно не вредно для здоровья…через неделю ты, все равно, видишь эффект… лучше начинает спать, сосудистая система приходит в порядок, блеск в глазах, улучшается состояние кожи…»;
«…Вы принимали препарат, может, расскажите? – Клинические испытания мы просто обязаны проходить сами.. каждый специалист проходит клинические испытания, я принимала антивозрастную программу.. –Вы никогда не были пухленькой ?..-Ну, сказать что прям пухленькой особо не была… Ну Ольга скромничает, она была пополнее чем сейчас, она не хочет в этом признаваться…»;
«если всего 5 кг лишних, то 1,5 месячный курс будет достаточен…»;
«…в наш комплекс входят омоложенные комплексы, придающее коже ее нормальный цвет, эластичность, упругость…»;
«.. у нас есть и в 60 и в 70 и даже в 80-летние женщины, которые к нам обращаются….»;
«…даже если я скажу, что за месяц можно избавиться от 20 кг., то нормальный здоровый человек не поверит, это не реально, и никто на него не согласится….медленно, но верно…постепенное похудение, постепенное оздоровление организма и приводит к закреплению эффекта, который дает наш комплекс «Афродита».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, в рассматриваемом случае ООО «Красота и здоровье», признаётся рекламодателем.
К заявлениям потребителей приложены документы на приобретённый комплекс «Афродита» (производитель ООО «Инат-Фарма» г. Москва):
· Санитарно-эпидемиологическое заключение №50.99.01.919.П.025209.11.06 от 27.11.2006г. «Напитки чайные: «Афродита утренняя», «Афродита вечерняя»;
· Сертификат соответствия №РОСС RU.АЮ97.В32433 на «Напитки чайные: «Афродита утренняя», «Афродита вечерняя»»;
· Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.01.12.915.П.06515.03.3 от 24.03.03г.: «Гель-термогеник для уменьшения жировых отложений с антицеллюлитным эффектом»;
· Сертификат соответствия № РОСС RU.0001.11АИ33 на гель-термогеник для уменьшения жировых отложений с антицеллюлитным эффектом.
Заявленная в рекламе область применения комплекса «Афродита», в качестве средства для очищения, оздоровления организма, для снижения веса, устранения целлюлита, дряблости кожи не соответствуют области применения, установленной перечисленными документами: пищевые продукты напитки чайные и парфюмерно-косметическая продукция гель - термогеник. Таким образом, Новосибирским УФАС России, установлено наличие нарушения п.2 ч. З ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе», согласно которого недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах. Заявленные свойства, в приведенных выше текстах рекламных сообщений, документально не подтверждены ООО «Красота и здоровье». Недостоверная реклама не допускается (ч.1 ст.5 закона о рекламе).
В рекламных роликах упоминается о наличии у комплекса «Афродита» трех золотых медалях: медаль им. Мечникова, Дашковой, Пауля Эрлиха. На заседании Комиссии представитель ООО «Красота и здоровье» представил копии Дипломов им. П.Эрлиха, Е. Дашковой, И.Мечникова, также пояснил, что к данным дипломам имеется медали. В связи с указанными документами, признаков нарушения п.9 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» в рассматриваемой рекламе не установлено. Кроме того, не установлено нарушения п. 11 ч.3 ст.5 закона о рекламе.
Представитель Общества предоставил на рассмотрение Комиссии Санитарно-эпидемиологическое заключение № 50.99.01.919.П.025209.11.06 от 27.11.2006 г. на напитки чайные «Афродита утренняя» и «Афродита вечерняя», санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.01.12.915.П.06515.03.3 от 24.03.2003 г. на парфюмерно-косметическую продукцию гель – термогеник для уменьшения жировых отложений с антицеллюлитным эффектом, а также пояснил, что именно эти два компонента входят в состав комплекса «Афродита»: напитки чайные двух видов и гель-термогеник.
Таким образом, комплекс «Афродита» не является БАДом или пищевой добавкой, следовательно, не содержит признаков нарушения п.1,5 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе».
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушение п.2 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым, не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах согласно ч. 6 ст. 38 закона о рекламе, несёт рекламодатель.
Заслушав заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА
1. Признать ООО «Красота и здоровье» нарушившим п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» - не допускается недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе, о назначении, потребительских свойствах, а рекламу комплекса «Афродита», размещенную в марте 2008 г. в эфире 38 канала (ТВ-З), канала Домашний, 21 канала, 23 канала г. Новосибирска, ненадлежащей рекламой.
2. Выдать ООО «Красота и здоровье» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «12» сентября 2008.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Ю. В. Виногорова
Е. А. Скоп
В.Н. Скорнякова
Н.С. Сидельникова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«04» сентября 2008 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Камнева Н.П.,
члены Комиссии - Скоп Е.А., Виногорова Ю.В., Скорнякова В.Н., Сидельникова Н.С.,
на основании своего решения от 05 сентября 2008 г. по делу № 25 в отношении ООО «Красота и здоровье» по факту распространения рекламы комплекса для похудения «Афродита» на телеканалах г. Новосибирска, с нарушением требований п. 2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым, не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Красота и здоровье»» в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно не допускать распространение рекламы, в том числе на телеканалах г. Новосибирска, с нарушением требований:
· п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым, не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах;
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Красота и здоровье»» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «25» сентября 2008 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Ю. В. Виногорова
Е. А. Скоп
В.Н. Скорнякова
Н.С. Сидельникова