Решение б/н Решение по делу №25 в отношении ООО «Вираж плюс» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено «13» августа 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 25, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вираж плюс» (ОГРН 1105476070347; ИНН 5402530952; адрес: Красный пр-кт, 182 д. Новосибирск г., 630049), по факту размещения:
19 ноября 2012 г. на сайте http://he.ngs.ru/news/more/82928 информации, в том числе, следующего содержания:
«…Окончившим обучение в автошколе «Вираж плюс» предоставляется возможность воспользоваться услугами партнеров автошколы: …подготовка к контраварийным ситуациям по методикам профессора Е.С. Цыганкова в Центре высшего водительского мастерства с максимальной скидкой…»;
в январе 2013 г. на сайте www.virage-nsk.ru, в разделе «О компании», в том числе, информация следующего содержания: «После окончания обучения мы предоставляем следующие услуги: - бесплатные консультации автоюриста, - помощь в автостраховании; - помощь в выборе автомобиля; - проверка выбранного автомобиля на собственной СТО; - подготовка к контраварийным ситуациям в «Центре Высшего Водительского Мастерства им. Жигулина…», с признаками нарушения:
- п.2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п.3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- п.20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии:
«…»
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления «…» (вх. № 3180э от 19.11.2012 г., вх. № 3185э от 19.11.2012 г., вх. № 9622 от 20.11.12 г.) по факту размещения 17.11.2012 г. на сайте http://he.ngs.ru/news/more/82928 информации под заголовком: «Виражи на 5 с плюсом!», с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Как указывает заявитель, в статье среди прочей информации указано: «Окончившим обучение в автошколе «Вираж плюс» предлагается возможность воспользоваться услугами партнеров автошколы… и подготовка к контраварийным ситуациям по методикам профессора Е.С. Цыганкова в Центре высшего водительского мастерства с максимальной скидкой».
По мнению заявителя, данная реклама является недостоверной, поскольку им, как руководителем регионального представительства «Центра высшего водительского мастерства» в г. Новосибирске и Новосибирской области, никакие договоры о сотрудничестве с автошколой «Вираж» не подписывались. Указанная реклама вводит потребителей в заблуждение о возможности приобретения услуг «Центра высшего водительского мастерства» со скидкой.
Кроме того, как указывает «…» автошкола «Вираж» использует в своей рекламе известное в городе Новосибирске название «Новосибирский Центр высшего водительского мастерства» неправомерно.
Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
На сайте http://he.ngs.ru/news/more/82928 размещалась информация, в том числе, следующего содержания (Акт осмотра сайта от 19.11.2012 г.):
«…Окончившим обучение в автошколе «Вираж плюс» предоставляется возможность воспользоваться услугами партнеров автошколы: …подготовка к контраварийным ситуациям по методикам профессора Е.С. Цыганкова в Центре высшего водительского мастерства с максимальной скидкой…».
Кроме того, как установлено проверкой антимонопольного органа, на сайте автошколы «Вираж» по адресу в сети Интернет: www.virage-nsk.ru, в разделе «О компании», размещалась в том числе, информация следующего содержания: «После окончания обучения мы предоставляем следующие услуги: - бесплатные консультации автоюриста, - помощь в автостраховании; - помощь в выборе автомобиля; - проверка выбранного автомобиля на собственной СТО; - подготовка к контраварийным ситуациям в «Центре Высшего Водительского Мастерства им. Жигулина…» (Акт осмотра сайта от 09.01.2013 г.).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация, является рекламной, так как привлекает внимание неопределенного круга лиц к товару (услугам автошколы, а также возможности получения дополнительных скидок в иных организациях), что в полной мере соответствует определению, содержащемуся в Законе о рекламе.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (п. 2);
об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (п.3);
о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п. 4).
Согласно материалам дела, ООО «Новосибирский центр высшего водительского мастерства» возглавляемый «…»., является уполномоченным региональным представительством «Центра Высшего Водительского Мастерства» г. Москва.
К материалам дела приобщены: копия письма ООО «Новосибирский Центр Высшего Водительского Мастерства», копия письма «Центра Высшего Водительского Мастерства» (г. Москва) из материалов рассмотренного ранее дела № 77.
Как указывает заявитель, у его организации отсутствуют договорные отношения с ООО «Автошкола «Вираж», что исключает возможность предоставления максимальной скидки лицам, прошедшим обучение в автошколе «Вираж» на дополнительное прохождение курса по констраварийной подготовки в «Новосибирском Центре Высшего Водительского Мастерства» с максимальной скидкой.
На Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО «Вираж плюс» указал, что автошкола «Вираж» не сотрудничает с «Центром высшего водительского мастерства», не имеет с ним договоренностей о предоставлении своим курсантам максимальной скидки на услуги Центра ,а также на момент размещения рекламы не имело собственной СТО.
Таким образом, на основании изложенного в рассматриваемой рекламной информации содержатся недостоверные сведения о таких потребительской характеристиках товара как проверка выбранного курсантом автомобиля на собственной СТО и возможности воспользоваться услугой партнера автошколы «Вираж» и пройти подготовку по методике профессора Цыганкова в «Центре высшего водительского мастерства», а также информация о возможности получения указанных услуг у ООО «Вираж плюс», что является нарушением требований п.п.2,3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Недостоверной является информация о возможности получить рекламируемую услугу – подготовку к контраварийным ситуациям в «Центре высшего водительского мастерства» с максимальной скидкой, что указывает на нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Комиссией Новосибирского УФАС России нарушения требований п.20 ч.3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не установлено.
Ответственность за нарушение требований ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Рекламодателем, в силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой информации, согласно документам (вх. № 9816 от 27.11.2012 г.), представленным ООО «Независимые Городские Сайты» (исполнитель), является ООО «Вираж плюс» (заказчик) на основании Договора оказания услуг по производству и размещению рекламы на Интернет-сайте № 22209 от 12.01.2012 г.
Согласно п. 2.1 указанного Договора, исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по размещению (производству и размещению) рекламной информации заказчика, соответствующей требованиям законодательства РФ, а также правилам (требованиям), предъявляемым исполнителем к рекламным материалам, на указываемых в конкретных заказах интернет-сайтах и их разделах.
В силу п. 6.5 названного Договора, заказчик самостоятельно несет ответственность за соблюдение требований законодательства, в том числе законодательства о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, защите прав потребителей, включая полное содержание рекламных материалов и сайтов, на которые заказчик устанавливает переадресующую гиперссылку, иные действия, осуществляемые им в качестве рекламодателя и /или рекламопроизводителя.
Во исполнение договора так же были представлены заявка на размещение рекламы, согласованный макет, подписанный «…» и заверенный печатью ООО «Вираж плюс», Счет № 28268 от 15.11.2012 г., приходный кассовый ордер № 1739 от 15.11.2012 г., оплаченный от имени ООО «Вираж плюс».
В соответствии с ответом на запрос антимонопольного органа, представленным ЗАО «РСИЦ» (вх. № 4656 от 13.06.2013 г.), администратором доменного имени второго уровня virage-nsk является физическое лицо - «…»
При этом, согласно письменным пояснениям представителя ООО «Вираж плюс» «…» (вх. № 6196 от 01.08.2013 г.), администрированием сайта www.virage-nsk.ru в период с января 2012 г. по февраль 2013г. по устной договоренности с директором «…» занимался «…» Так же пароль к доступу для размещения информации имелся у «…».
Размещение рекламной информации о сотрудничестве Общества с «Центром высшего водительского мастерства» и наличии собственной СТО было произведено «…» по личной инициативе, без согласования с директором Общества «…»
В настоящее время «…» на телефонные звонки не отвечает, на связь с руководителем Общества не выходит, документы на размещение рекламной информации на сайте ngs.ru, а также о сотрудничестве с «Центром высшего водительского мастерства» не передает.
«…» официально не был трудоустроен в Обществе и выполнял функции руководителя филиала Общества по устной договоренности с директором Общества «…»
Информация на сайте www.virage-nsk.ru о сотрудничестве Общества с «Центром высшего водительского мастерства» размещалась несколько дней. Обнаружив данный факт, руководитель, принял решение осуществлять администрирование данного сайта лично и закрыл доступ на размещение информации иным лицам, удалив с сайта информацию, которая не была подтверждена документально.
Также «…» директор Общества «…» не уполномочивал на размещение рекламной информации на сайте ngs.ru и заключение договора с ООО «Независимые городские сайты». Круглая печать ООО «Вираж плюс» с пометкой для документов находится у руководителя филиала, которым являлся «…»
Отклоняя данные доводы, Комиссия антимонопольного органа исходит из следующего.
Согласно требованиям ст. 402 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В ст. 1068 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В этих случаях действия работников рассматриваются как действия работодателя, а юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников.
Кроме того, в силу ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, «…» был фактически допущен к выполнению трудовых обязанностей руководителя одного из филиалов ООО «Вираж плюс», по устной договоренности с директором Общества «…» ему были переданы пароли и коды доступа к сайту www.virage-nsk.ru, печать филиала Общества, возможность осуществлять операции с денежными средствами путем передачи денежных средств ООО «Независимые Городские Сайты» по фискальному документу в счет оплаты за размещение рекламной информации на сайте http://he.ngs.ru/news/more/82928.
Следовательно, с учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламной информации, является ООО «Вираж плюс».
Принимая во внимание сведения, предоставленные представителями ООО «Вираж плюс», а также наличие соответствующих распечаток с сайтов об изменении информации, размещенной на сайте www.virage-nsk.ru, и удалении спорной рекламы с сайта http://he.ngs.ru/news/more/82928, Комиссия Новосибирского УФАС России считает выдачу предписания об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Вираж плюс», нецелесообразной.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Вираж плюс» (ОГРН 1105476070347; ИНН 5402530952; адрес: Красный пр-кт, 182 д. Новосибирск г., 630049) нарушившим требования:
- п.2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п.3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара,
а информацию, размещенную:
19 ноября 2012 г. на сайте http://he.ngs.ru/news/more/82928, в том числе, следующего содержания:
«…Окончившим обучение в автошколе «Вираж плюс» предоставляется возможность воспользоваться услугами партнеров автошколы: …подготовка к контраварийным ситуациям по методикам профессора Е.С. Цыганкова в Центре высшего водительского мастерства с максимальной скидкой…»;
в январе 2013 г. на сайте www.virage-nsk.ru, в разделе «О компании», в том числе, следующего содержания: «После окончания обучения мы предоставляем следующие услуги: - проверка выбранного автомобиля на собственной СТО; - подготовка к контраварийным ситуациям в «Центре Высшего Водительского Мастерства им. Жигулина…», ненадлежащей рекламой.
2. В связи с добровольным устранением нарушения предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Вираж плюс» не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.