Решение №054/01/18.1-2287/2020 жалоба ООО «Карат» на действия заказчика Институт геологии ... от 3 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2287/2020

 

03 декабря 2020 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством ВКС жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Карат» (далее – ООО «Карат») (вх. № 21057э от 25.11.2020 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (далее – Институт геологии и минералогии СО РАН, ИГМ СО РАН) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку весов аналитических (извещение № 32009689669 на сайте www.zakupki.gov.ru),

в отсутствие представителя ООО«Карат», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

в отсутствиепредставителязаказчикаИнститута геологии и минералогии СО РАН, надлежащимобразом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО«Карат»(вх. № 21057э от 25.11.2020 года) на действия заказчика Института геологии и минералогии СО РАНпри проведении запроса котировок в электронной форме на поставку весов аналитических (извещение № 32009689669 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

При размещении заказа путем запроса котировок в электронной форме                                   № 32009689669 заказчиком были допущены следующие нарушения:

1. Заказчиком не установлен порядок участия в закупке только для субъектов МСП. Согласно постановлению Правительства РФ проведение закупок на приобретение лабораторных весов установлено только для субъектов малого или среднего предпринимательства.

2. Заказчиком установлен срок поставки весов не более 14 дней, что абсолютно нереально, если учесть срок поставки из центральных районов России и сроки проведения государственной поверки поставщиком, который не знал ранее о предстоящей закупке. Срок поставки прописан под определенного поставщика, заранее извещенного о проведении данной закупки в нарушение требований законодательства о закупках и закона о конкуренции ст.17 ФЗ-135 «О защите конкуренции».

Институт геологии и минералогии СО РАН предоставил следующие возражения на доводы жалобы.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 32009689669 документация запроса котировок в электронной форме размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» - http://www.rts-tender.ru –  17.11.2020г. (№ 1916808).

1. Заявителем указывается следующее: «При размещении заказа путем запроса котировок в электронной форме № 32009689669 заказчиком были допущены следующие нарушения:

1. Заказчиком не установлен порядок участия в закупке только для субъектов МСП. Согласно постановлению Правительства РФ проведение закупок на приобретение лабораторных весов установлено только для субъектов малого или среднего предпринимательства.

2. Заказчиком установлен срок поставки весов не более 14 дней, что абсолютно нереально, если учесть срок поставки из центральных районов России и сроки проведения государственной поверки поставщиком, который не знал ранее о предстоящей закупке. Срок поставки прописан под определенного поставщика, заранее извещенного о проведении данной закупки в нарушение требований законодательства о закупках и закона о конкуренции ст.17 ФЗ-135 «О защите конкуренции».»

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (далее – Положение о закупке), утвержденного Министерством науки и высшего образования РФ от 5 декабря 2018г. (с изменениями от 04.07.2019г.) в соответствии с законом 223-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 раздела 4 главы II и разделом 6 главы III Положения о закупке Заказчиком подготовлено и размещено Извещение о проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме. Информация о закупке сообщается Заказчиком путём размещения в единой информационной системе Извещения о проведении запроса котировок, доступного неограниченному кругу лиц.

17.11.2020года размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение) № 32009689669.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.rts-tender.ru. Запрос котировок проводится на указанной электронной площадке «РТС-тендер» по правилам и в порядке, установленным оператором электронной площадки (№ 1916808).

Из Жалобы следует, что при проведении запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: не установлен порядок участия в закупке только для субъектов МСП. Согласно постановлению Правительства РФ проведение закупок на приобретение лабораторных весов установлено только для субъектов малого или среднего предпринимательства.

Закупки у СМП по 223-ФЗ регулирует постановление Правительства от 11.12.2014 № 1352. Осуществлять такие закупки должны (п. 2 постановления № 1352): автономные учреждения, у которых стоимость договоров, заключенным по итогам торгов за предыдущий год, превысила 250 млн рублей; кредитные организации, у которых величина активов за последний год превысила 0,5 млрд рублей; другие заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (государственные корпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, работающие в области электро-, тело-, водо- газоснабжения, осуществляющие работы с отходами, хозобщества с долей государственного участия более 50%), чей годовой объем закупок превысил 0,5 млрд. рублей. Заказчики, входящие в список, утв. распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 475-р, должны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у субъектов малого бизнеса.

Закупки у СМП по 223-ФЗ должны составлять 20 процентов от годовой стоимости оформленных договоров. При этом объем закупок, проведенных только среди субъектов малого бизнеса должен составлять не менее 18% совокупной годовой стоимости договоров. В расчете совокупной стоимости не учитывают закупки для обеспечения безопасности страны, закупки с гостайной, закупки в области воздушных перевозок и т.д. (см. полный перечень в п. 7 постановления № 1352). Чтобы подтвердить, что нужный объем закупок у субъектов малого бизнеса был сделан, Заказчики обязаны ежегодно сдавать отчет. Его форма утверждена постановлением № 1352. Готовый отчет Заказчик должен опубликовать в ЕИС до 1 февраля следующего года, т.е. за 2019 год до 01.02.2020, за 2020 – до 01.02.2021 (ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с Положением о закупке Заказчика на основании раздела 1 главы VII в случае если годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, Заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014г. № 1352 «об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По данным годовой бухгалтерской отчетности ИГМ СО РАН за 2019 год годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) не превышает 500 млн. рублей.

Особенностям закупок у СМП по 223-ФЗ посвящена статья 3.4 Закона. Заказчики обязаны проводить такие торги исключительно в электронной форме на площадках, операторы которых входят в список, утв. распоряжением Правительства от 12.07.2018 №1447-р.

Таким образом, заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными.

Из Жалобы также следует, что при проведении запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: Заказчиком установлен срок поставки весов не более 14 дней, что абсолютно нереально, если учесть срок поставки из центральных районов России и сроки проведения государственной поверки поставщиком, который не знал ранее о предстоящей закупке. Срок поставки прописан под определенного поставщика, заранее извещенного о проведении данной закупки в нарушение требований законодательства о закупках и закона о конкуренции ст.17 ФЗ-135 «О защите конкуренции».

При планировании данной закупки на поставку весов аналитических, инициатором закупки, отделом закупок Заказчика проведен анализ рынка и изучение возможностей рынка по удовлетворению потребностей Заказчика через получение обратной связи от потенциальных поставщиков относительно заявленных параметров предстоящей закупки, включая получение информации об аналогах, имеющихся на рынке и наличию в соседних регионах России.

Срок поставки, установленный Заказчиком в Извещении соответствует коммерческим предложениям, полученных от разных поставщиков. В соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ, а также Положением о закупке Заказчика, за основу НМЦК взято 3 (Три) коммерческих предложения от разных поставщиков.

Кроме того, Заявителем жалобы указано, что «установлен срок поставки весов не более 14 дней, что абсолютно нереально, если учесть срок поставки из центральных районов России и сроки проведения государственной поверки поставщиком, который не знал ранее о предстоящей закупке», Заказчиком не было установлено требование обязательной государственной поверки товара, поскольку новое не бывшее в употреблении закупаемое оборудование не подлежит дополнительной поверке в течение 12 (Двенадцати) месяцев с момента изготовления.

По мнению заказчика, данный довод Заявителя не соответствует действительности.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме 25.11.2020г. до 09-00 (по местному времени) поступило 2 (Две) заявки: Заявка № 1 от 24.11.2020 09:37 (по московскому времени), Заявка № 2 от 24.11.2020 15:42 (по московскому времени).

Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок в электронной форме проводилось Единой комиссией Заказчика 25.11.2020г.

Рассмотрев поступившие заявки участников на участие в запросе котировок в электронной форме, Единой комиссией Заказчика было принято решение признать поступившие заявки от участников, соответствующими заявленным требованиям Заказчика.

Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 1916808 от 25.11.2020г. подписан всеми присутствующими на заседании членами Единой комиссии и направлен оператору электронной площадки «РТС-тендер», по адресу в сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru/.

Победителю 27.11.2020г. направлен проект Договора на электронной площадке «РТС-тендер» до момента получения Уведомления о поступлении жалобы.

Кроме того, согласно части 13 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», все участники закупки имели возможность подать запросы, разъяснения.

 В соответствии с Законом о защите конкуренции, а также Извещению о закупке, установлено, что любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении запроса котировок. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик размещает ответ на запрос в единой информационной системе и направляет оператору электронной площадки разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос, если запрос поступил к Заказчику не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Запросов на разъяснение документации Заказчику не поступало.

На основании вышеизложенного, заявитель полагает, что в действиях Заказчика нарушения Федерального закона № 223-ФЗ отсутствуют, права и законные интересы участников закупок не нарушены.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

17.11.2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ruИнститутом геологии и минералогии СО РАН было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку весов аналитических (извещение № 32009689669 на сайте www.zakupki.gov.ru),на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» - http://www.rts-tender.ru – извещение № 1916808.

Институт геологии и минералогии СО РАН осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (далее – Положение о закупке), утвержденного Министерством науки и высшего образования РФ от 5 декабря 2018 года (с изменениями от 04.07.2019 г.).

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.

Согласно Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объемаприменяется в отношении следующих лиц:

а) заказчиков, годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб. При этом они не должны соответствовать условиям отнесения к СМСП;

б) кредитных организаций, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб. При этом они не должны соответствовать условиям отнесения к СМСП;

в) автономных учреждений, если общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 млн руб.;

г) государственных компаний, созданных на основании федерального закона;

д) акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";

е) дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит заказчикам, названным в п. «г» данного перечня;

ж) дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит заказчикам, указанным в п. «е» данного перечня.

Для осуществления закупок, участниками которых могут быть только СМСП, заказчики обязаны утвердить перечень товаров (работ, услуг), закупаемых у СМСП (п. 8 Положения). Участники закупок в заявках должны декларировать свою принадлежность к СМСП (п. 11 Положения).

В соответствии с Положением о закупке Заказчика на основании п. 1 раздела 1 главы VII в случае если годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, Заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По данным годовой бухгалтерской отчетности ИГМ СО РАН за 2019 год годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) не превышает 500 млн. рублей.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Согласно ч. 10, 11 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. п. 5.1, 5.2 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 № 24-06-08/70718 такие закупки проводятся на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.Таким образом, у Института геологии и минералогии СО РАН отсутствовала обязанность по проведению рассматриваемой закупки только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пояснениям заказчика относительно срока поставки весов аналитических, при планировании данной закупки на поставку весов аналитических,проведен анализ рынка, при этом срок поставки, установленный Заказчиком в Извещении соответствует коммерческим предложениям, полученных от разных поставщиков, в том числе из иных регионов Российской Федерации.За основу НМЦК взято 3 (Три) коммерческих предложения от разных поставщиков. Заказчиком не было установлено требование обязательной государственной поверки товара, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена поверка нового не бывшего в употреблении закупаемого оборудования.

Таким образом, в действиях заказчика не усматривается нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО«Карат»(вх. № 21057э от 25.11.2020 года) на действия заказчика Института геологии и минералогии СО РАН при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку весов аналитических (извещение № 32009689669 на сайте www.zakupki.gov.ru)необоснованной.

 

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны