Определение №27 Определение о назначении дела № 27 к рассмотрении в отношени... от 8 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 27 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

07 ноября 2017 года                                                                                               г. Новосибирск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение Прокуратуры г. Новосибирска (вх. № 8804 от 13.09.2017г.), указывающее на нарушение антимонопольного законодательства в действиях муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее- МКУ «Ритуальные услуги) при распоряжении муниципальным имуществом, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

01.01.2017г. между МКУ «Ритуальные услуги» и ООО «Ритуальное хозяйство» заключен договор аренды № 009794-НП. Предмет договора- нежилое помещение площадью 73,22 кв. .м., в отдельно стоящем здании – 736, 4 кв. м. по адресу: г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1. Срок договора с 01.01.2017г. по 01.12.2017г.

Как следует из пояснений МКУ «Ритуальные услуги», данных прокуратуре г. Новосибирска, указанный договор заключен в соответствии с ч. 9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании перезаключения договора № 001730-НП от 01.06.2012г.

Однако, вышеуказанный вопрос ранее рассматривался Новосибирским УФАС России. В частности, 10.11.2014г.  отношении МКУ «Ритуальные услуги» было возбуждено дело № 74, по признакам нарушения  части 3 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в передаче обществу с ограниченной ответственностью «Ритуальное хозяйство» в аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1, являющихся муниципальной собственностью, без проведения конкурса или аукциона.

Комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.

До 2012 года МБУ «Ритуальные услуги» находилось в здании по адресу г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 26в, после сноса которого МБУ «Ритуальные услуги» занимает здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1 на основании приказа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - ДЗиИО г. Новосибирска) от 06.04.2012 года № 318-од, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2012 года № 54АД 694842 (вид права – оперативное управление).

Управление по делам ЗАГС Новосибирской области занимает помещения по адресу г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1 площадью 98,7 кв.м. на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с МБУ «Ритуальные услуги» от 01.06.2012 № 2322.

Заключением от 30.03.2011 года № 01/15/479 Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска (далее – ДПИиП г. Новосибирска), осуществляющий полномочия учредителя в отношении МБУ «Ритуальные услуги» и Управление потребительского рынка заключением от 17.06.2011 № 02-08/855 фактически одобрили передачу ООО «Ритуальное хозяйство» в аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 26в. 01.04.2011 и 01.06.2011 года между МБУ «Ритуальные услуги» и ООО «Ритуальные хозяйство» заключены договоры аренды № 036946-004 и № 0374006-004 соответственно объекта недвижимости, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия или муниципального учреждения.

ДЗиИО г. Новосибирска письмом от 13.01.2012 № 31-37946 сообщил ООО «Ритуальное хозяйство» о том, что после завершения строительства нового здания по ул. Потанинская и закрепления нежилых помещений на праве оперативного управления за МБУ «Ритуальные услуги» вопрос о заключении договора аренды необходимо решать непосредственно с самим МБУ «Ритуальные услуги».

ДЗиИО г. Новосибирска дополнительно сообщил, что в соответствии с п. 12 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции возможно предоставление муниципального недвижимого имущества без проведения торгов взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом здания, при этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся, т. е. площадь предоставляемого недвижимого имущества не должна превышать более чем на десять процентов общую площадь ранее имевшегося недвижимого имущества и не превышать общую площадь ранее имевшегося недвижимого имущества более чем на сто кв.м.

Письмом от 31.05.2012 года № 01-15/1077 ДПИиП г. Новосибирска дал свое согласие на передачу ООО «Ритуальное хозяйство» в аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1 площадью 73,22 кв.м. в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. 01.06.2012 года между МБУ «Ритуальные услуги» и ООО «Ритуальные хозяйство»  заключен договор аренды объекта недвижимости, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия или муниципального учреждения № 001730-НП.

Письмами от 28.03.2013 № 19/01-15/559 и от 05.03.2014 года № 19/01-15/00359 ДПИиП г. Новосибирска дал свое согласие на передачу ООО «Ритуальное хозяйство» в аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1 площадью 73,22 кв.м. в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. 01.05.2013 и 01.04.2014 года между МБУ «Ритуальные услуги» и ООО «Ритуальные хозяйство»  заключены договоры аренды № 003225-НП и № 004927-НП соответственно объекта недвижимости, находящегося на оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения.

Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон о защите конкуренции введена статья 17.1, предусматривающая заключение договоров аренды, в отношении государственного или муниципального имущества, как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (действует с 02.07.2008 г.), за исключением установленных случаев.

Следовательно, с 02.07.2008 г. передача помещения в аренду ООО Ритуальное хозяйство» должна была осуществляться по итогам торгов.

Однако часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции устанавливала, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции утратила силу с 01.07.2013 г., следовательно, с этого времени у МБУ «Ритуальные услуги» отсутствует право передавать закрепленное за ним на праве оперативного управления муниципальное имущество в аренду ООО «Ритуальное хозяйство» без торгов. Таким образом, договор аренды от 01.04.2014 № 004927-НП заключен без проведения торгов неправомерно.

Комиссия не приняла довод ответчика о его праве руководствоваться пунктом 12 части 1 статьи 17.1, а затем частью 9 статьи 17.1 при перезаключении договора аренды с ООО «Ритуальное хозяйство» без торгов, поскольку применение данных норм возможно при наличии договора, заключенного по итогам торгов.

Проведение торгов по аренде муниципального имущества обеспечивает равный доступ заинтересованных лиц к муниципальному имуществу, что способствует развитию конкуренции.

 Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России  признала муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» нарушившим часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Нарушение выразилось в заключении договора аренды № 004927-НП от 01.04.2014 г. объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения, с обществом с ограниченной ответственностью «Ритуальное хозяйство» без проведения конкурсов или аукционов.

Вторым пунктом решения Комиссии была установлена необходимость обращения  в арбитражный суд с исковым заявлением.

Указанное решение Комиссии Новосибирского УФАС России было обжаловано в суд, где было оставлено в силе (Решение  Арбитражного суда Новосибирской области от 10.06.2015г. по делу № А45-4037/2015 от10.06.2015г., Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А45-4037/2015 от 14.01.2016г.).

Однако, в  связи с тем, что на момент разрешения спора в суде (14.01.2016г.) договор аренды 004927-НП от 01.04.2014 г. прекратил свое действие, обращение в арбитражный суд с исковым заявлением о его расторжении не представлялось возможным. 

Таким образом, у МКУ «Ритуальные услуги» отсутствовали законные основания для заключения договора № 00794-НП от 01.01.2017г. с ООО «Ритуальное хозяйство». При этом, МКУ «Ритуальные услуги» были известны обстоятельства, исключающие возможность перезаключения договора аренды без проведения торгов в части указанного имущества (Решения Комиссии Новосибирского УФАС России, а также указанные судебные акты по данному вопросу), однако казенное учреждение пренебрегло публично возложенными обязанностями по проведению процедуры торгов.

 На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 207 от 02.11.2017г. о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» части 3 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 27, возбужденное в отношении муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» к рассмотрению на 04.12.2017г. в 14-00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова 3, 9 этаж, кабинет 915.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя прокуратуру г. Новосибирска, в качестве ответчика муниципальное казённое учреждение города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (ИНН/КПП 5406306126/540601001, ОГРН 1055406023420, ул. Потанинская, 42/1, г. Новосибирск, 63005).
  3. Ответчику по делу представить в срок до 28.11.2017г. объяснения по существу дела.

Явка представителей заявителя, ответчика с доверенностями на участие в рассмотрении дела и паспортами, обязательна. Регистрация участников рассмотрения дела производится до рассмотрения дела в каб. 1016.

Связанные организации

Связанные организации не указаны