Решение №054/06/33-741/2023 жалоба ООО «НеваРостМед» на действия заказчика – научно-иссл... от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-741/2023

«19» апреля 2023 года                                                                                                   г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «НеваРостМед» на действия заказчика – научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351400001323000081 на поставку медицинских изделий для нужд НИИКЭЛ - филиала ИЦиГ СО РАН, начальная (максимальная) цена контракта 4 496 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «НеваРостМед» с жалобой на действия заказчика – научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351400001323000081 на поставку медицинских изделий для нужд НИИКЭЛ - филиала ИЦиГ СО РАН.

Суть жалобы ООО «НеваРостМед» заключается в следующем.

ООО «НеваРостМед» считает, что совокупности требований описания объекта закупки по позициям 2 и 4 соответствуют только товары производства «Volkmann».

В подтверждение своего довода податель жалобы представил сравнительную таблицу, в соответствии с которой податель жалобы изложил сведения о технических характеристиках аналогичных товаров иных производителей.

На основании изложенных в таблице характеристик, возможность поставки товаров иных производителей исключается, в связи с тем, что характеристики не соответствуют описанию объекта закупки.

18.04.2023 г. жалоба была отозвана ООО «НеваРостМед».

Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр цитологии и генетики СО РАН» в возражениях на жалобу ООО «НеваРостМед» сообщило следующее.

Описание объекта закупки составлено исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 (далее – Правила).

На основании пункта 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком по всем пунктам указаны обоснования необходимости включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

Из представленной подателем жалобы сравнительной таблицы характеристик загрузочного блока для степлера хирургического, одноразового использования следует, что совокупности характеристик описания объекта закупки соответствует как минимум три товара различных производителей:

- кассета для нормальной и утолщенной ткани, цвет исполнения фиолетовый (унифицированный цвет кассеты для удобства идентификации специалистом) соответствует как минимум 4 производителя (по данным ООО «НеваРостМед»);

- материал скоб - МРТ - совместимый титановый сплав (не подвергается структурным изменениям в биологических средах, обладает биохимической инертностью по отношению к окружающим тканям) – подходят все 5 производителей, так как титан в чистом виде для производства медицинских изделий не используется, применяются сплавы указанные в ГОСТ Р ИСО 5832-2-2020 «Имплантаты для хирургии. Металлические материалы. Часть 2. Нелегированный титан»;

- длина разреза, 40 мм (длина разреза короче линии шва - для формирования правильного анастомоза) – податель жалобы только у одного из пяти анализируемых им производителей указывает неподходящую характеристику. Отсутствие у подателя жалобы информации об указанной технической характеристике в анализе различных производителей не доказывает, что данная характеристика у указанных производителей не соответствует требованиям заказчика.

Кроме того, поставка товара, не соответствующего требованиям заказчика, может отрицательно отразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения.

Исходя из смысла пунктов 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.

Вместе с тем, при проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Из материалов дела следует, что совокупности технических характеристик товара, изложенных в позициях 3 и 4 описания объекта закупки, соответствуют только товары производства «Volkmann».

Участвующие в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика сообщили, о том, что у заказчика отсутствуют сведения об ином производителе, товар которого соответствовал бы требованиям, изложенным в позициях 2 и 4 описания объекта закупки.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 17.04.2023 г. на участие в закупке было подано две заявки, оба участника закупки по позициям 2 и 4 описания объекта предложили к поставке загрузочные блоки для степлера хирургического, одноразового использования производства «Volkmann».

В описании объекта закупки указаны безальтернативные характеристики товара, например, длина шва – 45 мм, цвет кассеты для нормальной и утолщенной ткани – фиолетовый, длина разреза – 40 мм, высота скобы – 3,0/3,5/4,0.

Участвующие в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что указаны минимальные значения показателей, при этом, затруднились пояснить, почему в описании объекта закупки отсутствует указание на то, что данные характеристики являются минимальными, а также то, почему заказчиком установлены безальтернативные характеристики.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно инструкции на медицинское изделие производства «Volkmann», размещенной на сайте Росздравнадзора к РУ № РЗН 2020/11148 от 24.08.2021 г. установлены технические характеристики, например, длина шва – 45 +/- 5 мм, высота скобы – 3,0/3,5/4,0 +/= - 0,3 мм.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание безальтернативных характеристик товара недопустимо, ограничивает возможность предложения товара, имеющего улучшенные характеристики, что, в свою очередь, может повлечь ограничение количества участников закупки.

На основании изложенного, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать информацию о нарушении заказчиком – научно-исследовательским институтом клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351400001323000081 на поставку медицинских изделий для нужд НИИКЭЛ - филиала ИЦиГ СО РАН подтвердившейся.

2. Признать заказчика нарушившим ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны