Постановление №054/04/9.21-1181/2019 в отношении должностного лица АО «РЭС» от 3 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-1181/2019

о назначении административного наказания

 

03 июля 2019 года                                                                                     г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Волохина Ирина Валерьевна, рассмотрев Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2019 и материалы административного дела, возбужденного заместителем прокурора Новосибирской области старшим советником юстиции «…» в отношении должностного лица – «…»  АО «РЭС»  «…»в присутствии представителя «…»

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением прокуратуры Новосибирской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2019 г. установлено следующее.

Акционерное общество, оказывающее услуги по передаче электрической энергии, является в силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-Ф3), п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» территориальной сетевой ор­ганизацией и относится к субъектам естественных монополий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих уст­ройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электри­ческой энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих се­тевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила №861).

В соответствии со ст. 26 Закона № 35-Ф3, п. 3 Правил № 861 акционерное общество обязано заключить договор с лицами, обратившимися с заявкой на тех­нологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а так­же выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприя­тия по технологическому присоединению, в т.ч. осуществить проверку выполне­ния заявителем технических условий.

В соответствии с абз. 3 п. 15 Правил № 861 в адрес заявителей сетевая орга­низация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект дого­вора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Согласно п.30.4 Правил № 861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет зая­вителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект до­говора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия, являющиеся не­отъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномо­ченного органа исполнительной власти в области государственного регулирова­ния тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по инди­видуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу ука­занного решения.

В соответствии с п. 1 положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п (далее - Положение) Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.

Согласно пп.11 п.36 Положения решение об утверждении платы за техноло­гическое присоединение принимается Департаментом по тарифам Новосибирской области в виде приказа.

В силу ч.1 ст.26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области», п. 17 Порядка подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Гу­бернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, обла­стных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 134, нормативный правовой акт (приказ) вступает в силу со дня его подписания, если иное не предусмотрено в самом акте.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения Правил №861:

1. 21.12.2017 в акционерное общество поступила заявка ООО «НСК- Недвижимость» на подключение к электрическим сетям многоквартирных мало­этажных жилых домов по адресу: ДНП «Тулинское заречье», г. Новосибирск.

При осуществлении расчета стоимости технологического присоединения, учитывая отсутствие технической возможности, плата по договору установлена по индивидуальному проекту в соответствии с приказом Департамента по тари­фам Новосибирской области от 21.08.2018 № 218-ЭЭ, который опубликован на официальном сайте в сети «Интернет» 24.08.2018.

АО «РЭС» направило договор заявителю почтовым отправлением лишь

  1. Нарушив, установленный п.30.4 Правил № 861 срок продолжительно­стью 3 рабочих дня, который истек 27.08.2018.

2.26.02.2019 в акционерное общество поступила заявка ЗАО «Стройкон- такт» на подключение к электрическим сетям многоэтажного жилого дома по ад­ресу: ул. Первомайская, дом 200 Б, г.Новосибирск.

29.03.2019 АО «РЭС» утвердило технические условия, являющиеся прило­жением к проекту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и направило заявителю проект договора с приложением технических условий, нарушив установленный абз.3 п. 15 Правил срок продолжи­тельностью 20 рабочих дней, который истек 27.03.2019.

Выявленные нарушения Правил №861 подтверждаются материалами про­верки, совместной справкой от 11.06.2019 прокурора и специалиста управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с зая­вителями - ЗАО «Стройконтакт», ООО «НСК-Недвижимость», иными докумен­тами, полученными в ходе проверки.

Должностным лицом, ответственным за соблюдение Правил №861 в АО «РЭС», является «…», что подтверждается приказами генерального директора АО «РЭС» «…»о назначении «…»на должность«…», в соответствии с которым установлено, что «…»является должностным лицом, ответственным за соблюдение действующего законодательства о технологическом присоединении к электросетям.

Таким образом, «…»АО «РЭС» «…»не обеспечил соблюдение предусмотренного абз.З п.15, п.30.4 Правил 20-дневного и 3-дневного сроков для направления проектов договоров заявителям ЗАО «Стройконтакт», ООО «НСК-Недвижимость», чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - нарушение субъектом естественной монополии установленного по­рядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

 

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80.

 

Время совершения административного правонарушения следующий день после срока направ­ления проекта договора заявителю (20 рабочих дней и 3 рабочих дня) 28.08.2018, 28.03.2019.

 

 

 

По факту возбуждения дела об административном правонарушении ответчиком представлены следующие пояснения.

1. Пояснения по факту выявленных прокуратурой Новосибирской области нарушений в рамках договора об осуществлении технологического присоединения № 147087/5331748 от 25.09.2018г.  с ООО «НСК- Недвижимость»

Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) Правил.

Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (пункт 30.4 Правил).

Решение об утверждении платы за технологическое присоединение на территории Новосибирской области принимается департаментом по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) в виде приказа (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 1, подпункт 15 пункта 7, подпункт 11 пункта 36 Постановления Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области»),

В силу положений Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, Закона Новосибирской области от 25.12.2006 №80-03 «О нормативных правовых актах Новосибирской области» и Постановления Губернатора Новосибирской области от 26.04.201 №134 приказ департамента об установлении платы по индивидуальному проекту вступает в силу со дня его подписания (с даты принятия такого решения правлением департамента).

При этом сетевая организация располагает приказом об установлении платы за технологическое присоединение не ранее его официального опубликования в сетевом издании «Официальный интернет - портал правовой информации Новосибирской области» либо на официальном сайте департамента либо направления приказа в адрес сетевой организации.

В связи с чем, у сетевой организации отсутствует возможность направить заявителю проект договора, индивидуальные технические условия, а также приказ департамента в сроки, предусмотренные пунктом 30.4, абзацем 2 пункта 15 Правил.

Приказ департамента об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Акционерного общества «Региональные электрические сети» по индивидуальному проекту №218-ЭЭ от 21.08.2018 был опубликован на сайте Департамента по тарифам Новосибирской области только 24.08.2018 (скриншот с сайта прилагается). При этом копия приказа в АО «РЭС» от Департамента по тарифам Новосибирской области не поступала.

В адрес заявителя - ООО «НСК-Недвижимость» был подготовлен в 2-х экземплярах проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту. После подписания договора заявитель 30.08.2018 телефонограммой был уведомлен о возможности получения проекта договора нарочно в центре обслуживания клиентов АО «РЭС». Учитывая, что заявитель проект договора нарочно не получил, 04.09.2018 проект договора был направлен заявителю почтовым отправлением. Проект договора получен представителем заявителя 07.09.2018.

Согласно абз. 19 п. 15 Правил договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Подписанный договор был возвращен в сетевую организацию 25.09.2018, соответственно, дата заключения договора указана-25.09.2018.

Таким образом, сдвиг сроков направления проекта договора в адрес заявителя обусловлен отсутствием у сетевой организации приказа департамента по тарифам Новосибирской области, а также необходимостью направления проекта договора почтовым отправлением.

2. Пояснения по факту выявленных прокуратурой Новосибирской области нарушений в рамках договора об осуществлении технологического присоединения № 161707/5333088 от 17.04.2018г.  с ЗАО «Стройконтакт»

Заявка об осуществлении технологического присоединения №53-161707 поступила от заявителя 26.02.2019.

При рассмотрении заявки было выявлено, что ранее в отношении аналогичных энергопринимающих устройств заявителя на данном земельном участке уже был заключен договор между АО «РЭС» и ЗАО «Стройконтакт» №105274/5322426 от 21.10.2014, в рамках которого Сетевой организацией были построены сети 0,4 кВ до границ земельного участка заявителя. На настоящий момент данный договор расторгнут.

Проект договора об осуществлении технологического присоединения №161707/5333088 с приложением в виде технических условий №53-04-16/161707 от 29.03.2019 подготовлен и направлен заявителю 03.04.2019. Подписанный проект договора был возвращен заявителем в сетевую организацию 17.04.2019. Соответственно, в силу п. 15 Правил технологического присоединения дата заключения договора указана 17.04.2019.

Таким образом, сдвиг сроков рассмотрения заявки ЗАО «Стройконтакт» №53-161707 обусловлен проведением проверки возможности использования построенной ранее сетевой организацией сети 0,4 кВ для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Подготовка технических условий и осуществление контроля по их выдачи возложена на филиал «Новосибирские городские электрические сети».

Также по факту выявленных прокуратурой Новосибирской области нарушений в рамках договора об осуществлении технологического присоединения №161707/5333088 от 17.04.2019 с ЗАО «Стройконтакт» директор филиала «Новосибирские городские электрические сети» давал соответствующие пояснения.

 

На рассмотрении дела № 054/04/9.21-1181/2019 об административном правонарушении представитель ответчика   представил следующие  пояснения.  

1. Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил №861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) Правил.

Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (пункт 30.4 Правил).

Решение об утверждении платы за технологическое присоединение на территории Новосибирской области принимается департаментом по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) в виде приказа (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 1, подпункт 15 пункта 7, подпункт 11 пункта 36 Постановления Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области»),

В силу положений Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, Закона Новосибирской области от 25.12.2006 №80-03 «О нормативных правовых актах Новосибирской области» и Постановления Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 №134 приказ департамента об установлении платы по индивидуальному проекту вступает в силу со дня его подписания (с даты принятия такого решения правлением департамента).

 Согласно п. 30 Правил государственного регулирования (пересмотра,      применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Следовательно, исходя из систематического толкования вышеприведенных норм следует, что обязанность сетевой организации по направлению заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, а также решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту возникает не ранее доведения регулирующим органом тарифного решения до сетевой организации.

Кроме того, согласно сложившейся практике департамент по тарифам Новосибирской области публикует приказы об установлении платы за технологическое присоединение не в день принятия такого решения правлением департамента.

Таким образом, без исполнения регулирующим органом сопряженной обязанности по доведению до сетевой организации принятого тарифного решения у сетевой организации отсутствует объективная возможность направить проект договора, индивидуальные технические условия, а также приказ департамента в сроки, предусмотренные пунктом 30.4, абзацем 2 пункта 15 Правил.

Согласно постановлению об административном правонарушении от 17.06.2019г. приказ департамента об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Акционерного общества «Региональные электрические сети» по индивидуальному проекту №218-ЭЭ от 21.08.2018, проект договора и ТУ должны были быть направлены в адрес заявителя 27.08.2018 г. (через три рабочих дня после принятия тарифного решения).

Вместе с тем копия приказа №218-ЭЭ от 21.08.2018 в АО «РЭС» не поступала, принятое тарифное решение регулирующим органом не было доведено до сетевой организации.

30.08.2018г. сетевая организация, действуя разумно и добросовестно, ознакомилась с приказом на официальном сайте департамента.

При этом определить точную дату официального опубликования тарифного решения установить невозможно, но в любом случае указанный приказ был опубликован не ранее чем 24.08.2018г., то есть задолго после его принятия и подписания.

Также представитель ответчика отмечает, нормативным регулированием обязанность по отслеживанию публикаций тарифных решений сетевой организации не вменена, напротив имеется обязанность регулирующего органа по доведению до сетевой организации указанного решения.

В адрес заявителя - ООО «НСК-Недвижимость» был подготовлен в 2-х экземплярах проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту.

30.08.2018г. заявитель телефонограммой был уведомлен о возможности получения проекта договора нарочно в центре обслуживания клиентов АО «РЭС».

Учитывая, что заявитель проект договора нарочно не получил, 04.09.2018 (в течение 3-х рабочих дней со дня, когда сетевая организация узнала о тарифном решении), проект договора направлен заявителю почтовым отправлением. Проект договора получен представителем заявителя 07.09.2018.

Согласно абз. 19 п. 15 Правил договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Подписанный договор был возвращен в сетевую организацию 25.09.2018, соответственно, дата заключения договора указана - 25.09.2018.

Для применения административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, необходимо доказать вину правонарушителя, поскольку, как установлено ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Заявка об осуществлении технологического присоединения №53-161707 поступила от ООО «Стройконтакт»  26.02.2019.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил №861 к существенным условиям договора технологического присоединения относятся мероприятия по технологическому присоединению (определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

В силу п. 15 Правил №861 технические условия являются неотъемлемым приложением к договору.

В соответствии с п. 2 Приказа №293 от 23.04.2012г. ответственность за соблюдение действующего законодательства в связи с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям АО «РЭС» возлагается на Директоров филиалов по территориальному принципу, в зависимости от того в зоне деятельности какого филиала находятся присоединяемые объекты.

Так, директор филиала «Новосибирские городские электрические сети» был ответственен соблюдение действующего законодательства в связи с технологическим присоединением энергопринимающих устройств ЗАО «Стройконтакт» - многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Первомайская 200Б.

Также филиал «Новосибирские городские электрические сети» занимался подготовкой технических условий по заявке об осуществлении технологического присоединения №53-161707 от 26.02.2019г.

При рассмотрении заявки филиалом «Новосибирские городские электрические сети» было выявлено, что ранее в отношении аналогичных энергопринимающих устройств заявителя на данном земельном участке уже был заключен договор между АО «РЭС» и ЗАО «Стройконтакт» №105274/5322426 от 21.10.2014, в рамках которого Сетевой организацией были построены сети 0,4 кВ до границ земельного участка заявителя. На настоящий момент данный договор расторгнут.

Технические условия №53-04-16/161707 к договору были подготовлены и подписаны 29.03.2019г.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из представленных доказательств, в том числе приказа о разграничении компетенции при осуществлении технологического присоединения к сетям АО «РЭС» от 23.04.2012г. №293, следует, что полномочия по соблюдению действующего законодательства в связи с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей, в том числе по определению мероприятий по технологическому присоединению потребителей, переданы директорам филиалов.

В отсутствие указанных полномочий должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Изложенная правовая позиция подтверждается судебной практикой - Решением Свердловского областного суда от 30.08.2017 по делу N 72-1112/2017, Решением Псковского областного суда от 17.07.2017 по делу N 21-203/2017.

Кроме того, на момент подписания технических условий «…» «…»находился в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, что подтверждается соответствующим приказом, что также исключает его виновные действия во вменяемом правонарушении.

Проект договора об осуществлении технологического присоединения №161707/5333088 с приложением в виде технических условий №53-04-16/161707 от 29.03.2019 подписан должностным лицом - «…» «…» направлен заявителю 03.04.2019 (то есть в течение 3-х рабочих дней после подготовки технических условий).

Подписанный проект договора был возвращен заявителем в сетевую организацию 17.04.2019. Соответственно, в силу п. 15 Правил технологического присоединения дата заключения договора указана 17.04.2019 г.

Таким образом, должностное лицо АО «РЭС» - «…»не является должностным лицом, к которому по смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность, поскольку за подготовку технических условий «…»не был ответственным, а также ввиду нахождения должностного лица в отпуске в момент совершения вменяемого правонарушения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Состав правонарушения, предусмотренный ст.9.21 КоАП РФ, в действиях «…»отсутствует, так как «…». не является субъектом вменяемого правонарушения, отсутствуют виновные действия, соответственно производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

            3. В соответствии со ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 указанного Пленума при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Как следует из обстоятельств дела, возможное нарушение «…»носит формальный, малозначительный характер, устранено до составления протокола по делу об административном правонарушении.

В частности, согласно постановлению прокуратуры просрочка составила:

по заявителю ООО «НСК-Недвижимость» - 3 рабочих дня;

по заявителю ЗАО «Стройконтакт» - 5 рабочих дней.

Просрочка носит краткосрочный, незначительный характер. Таким образом, в рассматриваемом случае возбуждение производства по административному делу и привлечение «…» к ответственности, по существу не направлено на защиту интересов заявителя, предотвращение вредных последствий. Поведение «…»фактически не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, что следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.1998г. №14-П.

С учетом указанных положений, разъясненных Конституционным Судом РФ, очевидно, что с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, административный штраф, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, несоразмерен содеянному и его взыскание повлечет негативные последствия для «…»не отвечающие принципам административного наказания (справедливости наказания и его соразмерности).

При этом в данном конкретном случае при освобождении «…»от административной ответственности ввиду применения ст.2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания (справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности), поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.

Соответственно «…». допускает возможным (даже в случае установления события административного правонарушения и вины) применение в рассматриваемом случае положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождение его от административной ответственности, что также согласуется с судебной практикой по делам о незначительной просрочке технологического присоединения - постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016г. по делу №А43-12329/2016.

 

По поводу изложенных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих уст­ройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электри­ческой энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих се­тевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Пунктом 30.4 Правил определено, в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

В соответствии с п. 1 положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п, Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.

Согласно пп.11 п.36 Положения решение об утверждении платы за техноло­гическое присоединение принимается Департаментом по тарифам Новосибирской области в виде приказа.

В силу ч.1 ст.26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области», п. 17 Порядка подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Гу­бернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, обла­стных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 134, нормативный правовой акт (приказ) вступает в силу со дня его подписания, если иное не предусмотрено в самом акте.

В соответствии со ст. 26 Закона № 35-Ф3, п. 3 Правил  акционерное общество обязано заключить договор с лицами, обратившимися с заявкой на тех­нологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а так­же выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприя­тия по технологическому присоединению, в т.ч. осуществить проверку выполне­ния заявителем технических условий.

В соответствии с абз. 3 п. 15 Правил № 861 в адрес заявителей сетевая орга­низация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект дого­вора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

В рамках рассмотрения дела № 054/04/9.21-1181/2019 Новосибирским УФАС России установлено, что 21.12.2017 в АО «РЭС» обратилось ООО «НСК-Недвижимость» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств многоквартирных малоэтажных жилых домов расположенных по адресу: ДНТ «Тулинское заречье», г. Новосибирск.

Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «РЭС» по индивидуальному проекту №218-ЭЭ от 21.08.2018  был опубликован на сайте Департамента по тарифам Новосибирской области 24.08.2018.

После публикации Приказа Департамента по тарифам по Новосибирской области АО «РЭС» должно было направить копию договора в адрес ООО «НСК- Недвижимость» не превышая 3 рабочих дней, который истек 27.08.2018. В нарушение п. 30.4 Правил копия договора была направлена в адрес ООО «НСК-Недвижимость» лишь 04.09.2018.

Довод Ответчика о том, что Департамент по тарифам Новосибирской области надлежаще не уведомил сетевую организацию о принятии тарифного решения, что повлекло за собой факт нарушения, отклоняется Новосибирским УФАС России, так как на официальном сайте Департамента по тарифам Новосибирской области публикуется информация о всех заседаниях Правления Департамента по тарифам Новосибирской области с протоколами рассмотренных вопросов и принятых решений. Соответственно, информация о принятых Департаментом по тарифам Новосибирской области решениях доводится через размещение информации на официальном сайте.

Также Новосибирским УФАС России установлено, что 26.02.2019 г. в адрес АО «РЭС» поступила заявка ЗАО «Стройконтакнт». На подключение к электрическим сетям многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Первомайская, дом 200 Б, г. Новосибирск.

29.03.2019 АО «РЭС» утвердило технические условия, являющиеся прило­жением к проекту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и направило заявителю проект договора с приложением технических условий, нарушив установленный абз.3 п. 15 Правил срок продолжи­тельностью 20 рабочих дней, который истек 27.03.2019.

При этом, исходя из представленных документов Новосибирским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Согласно внутреннему  Приказу АО «РЭС» от 25.03.2019 №174-ка50, на момент истечения срока направления договора и технических условий (27.03.2019), должностное лицо - «…»АО «РЭС» «…» находился в ежегодном основном оплачиваемом отпуске с 26.03.2019 по 29.03.2019 и его должностные обязанности исполняло иное лицо. Соответственно, наличие вины «…»в нарушении срока направления договора и технических условий в адрес ЗАО «СтройКонтакт» не подтверждено соответствующими материалами дела, что исключает его возможность привлечения к ответственности по указанному факту.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, характер совершенного правонарушения, Новосибирское УФАС России не усматривает в действиях ответчика малозначительности совершенного правонарушения. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза в данном случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к выполнению публично-правовых обязанностей, возложенных на АО «РЭС», как на сетевую организацию действующим законодательством – Правилами технологического присоединения.

Применение малозначительности может иметь место при исключительных обстоятельствах, наличие которых в рассматриваемом случае не установлено.

Следовательно, вменяемое ответчику административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В соответствии с Примечанием к статье 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

В соответствии с Приказом № 188-к от 20.03.2012 г«…»является  «…» АО «РЭС», следовательно, является должностным лицом в смысле статьи 2.4. КоАП РФ.

В рассматриваемом случае решения и действия «…». привели к нарушению АО «РЭС» ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, материалами рассматриваемого дела подтверждается, что в действиях «…»АО «РЭС» «…»содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

«…»АО «РЭС» «…»не предпринял зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика при оформлении договорных отношений с ООО «НСК-Недвижимость».

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь частью 1 статьи 9.21 и статьей 23.48. Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и отсутствие смягчающих обстоятельств,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать «…»АО «РЭС» – «…»виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Применить к «…»АО «РЭС» – «…»меру ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

 

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, КБК 1611164100001 6000140 ОКАТО 50401000000, ОКТМО 50701000. УИН 16100500000000146317.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны