Решение №054/01/18.1-1858/2022 жалоба ООО «Елецгеоизыскания» на действия организатора торго... от 15 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-1858/2022

 

15 ноября 2022 года                                                                                                          г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Елецгеоизыскания» (вх. №17560-ЭП/22 от 07.11.2022) на действия организатора торгов ООО «АЭРОФИНАНС», заказчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)» при проведении закупки на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно – монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал» (№ в ЕИС 32211768960),

 

в присутствии ….

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Елецгеоизыскания» (вх. №17560-ЭП/22 от 07.11.2022) на действия организатора торгов ООО «АЭРОФИНАНС», заказчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)» при проведении закупки на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно – монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал» (№ в ЕИС 32211768960).

Заявитель сообщает следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «АЭРОФИНАНС» - организатор закупки, в интересах заказчика - Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» проводится закупка на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно-монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал», (№ в ЕИС 32211768960).

Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденном решением единственного участника ООО «Аэропорт Байкал» от 11.04.2022 года № 2/2022 (размещено в Единой информационной системе в сфере закупок) установлено, что Положение о закупках разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и регулирует деятельность Заказчика при осуществлении закупки товаров, работ, услуг (пункт 1.3.).

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон 223-ФЗ) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в т.ч. следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Организатором закупки при проведении настоящей закупки внесены изменения в закупочную документацию (Извещение о внесении изменений в закупочную документацию размещено в составе документации о закупке на сайте https://zakupki.gov.ru/), согласно которым, в нарушение приведенных выше положений Федерального закона 223-ФЗ, к участникам закупки было установлено требование: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также в области проектирования особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

Указанное выше требование к участникам закупки не основано на положениях действующего законодательства РФ, противоречит части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ и пункту 1.3. Положения о закупках, и может привести к ограничению конкуренции участников настоящей закупки, поскольку частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, строительный контроль, согласно приведенной нормы Градостроительного кодекса РФ, содержит в себе проверку соответствия выполняемых работ проектной документации, в связи с чем, по настоящей закупке установлено излишнее, не основанное на законе, требование к участникам закупки, в соответствии с которым требуется членство в саморегулируемой организации в области проектирования особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

Вместе с этим, необходимо отметить, что характеристики объекта капитального строительства, с учетом требования части 1 статьи 743 ГК РФ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, содержаться в проектной документации. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ). Разделы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, установлены частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.

Однако, в составе документации настоящей закупки отсутствует проектная документация.

Отсутствие в документации о закупке информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, по нашему мнению, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация в полном объеме подлежит размещению в составе документации о настоящей закупке.

В дополнение к жалобе ООО «Елецгеоизыскания» сообщило следующее.

  1. В подпункте 4 пункта 28 Извещения о внесении изменений в Закупочную документацию № 15-263-22 (размещено в составе документации о закупке на сайте https://zakupki.gov.ru/) содержатся положения о том, что все перечисленные в подпункте 4 пункта 28 указанного Извещения требования (относительно членства участника закупки в СРО) не распространяются на случаи, установленные частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Объектом данной закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно-монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал».

Частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ определено, что уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда СРО определяется, исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств СРО - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

В этой связи обязательность членства в СРО, а также уровень ответственности члена СРО, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

Принимая во внимание, что документация по настоящей закупке не содержит в себе сведений о том, что размер обязательств по строительно­-монтажным работам по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал» не превышает десяти миллионов рублей, указанное выше условие, содержащееся в Извещении о внесении изменений в Закупочную документацию не основано на положениях действующего законодательства РФ, противоречит части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ и пункту 1.3. Положения о закупках.

  1. В пункте 26 Информационной карты установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, где в пункте 2 установлено, что рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация Участника закупки (количество договоров (в баллах))», определяется по следующей формуле:

Рейтинг определяется по количеству аналогичных договоров.

При этом, организатором закупки по своему усмотрению конкретизировано, что под аналогичным договором в данном критерии, понимается только договор, одновременно соответствующий следующим требованиям (в т.ч.):

  1. Цена исполненного договора должна быть не менее 80% НМЦ, указанной в п. 22 настоящей Информационной карты.
  2. Объект, в отношении строительства (реконструкции) которого осуществлялся строительный контроль, общей площадью 6 500 кв.м. и более, в том числе аэровокзалом (аэровокзальным комплексом) или иным объектом инфраструктуры воздушного транспорта, железнодорожным вокзалом, офисным зданием, торговым центром, гостиницей и апарт-отелем, киноконцертным залом, конгресс-холлом, спортивно-оздоровительным объектом, многофункциональным коммерческим объектом, иным промышленным объектом, за исключением объектов жилищного строительства, складских объектов, дорог, мостов, тоннелей и других самостоятельных объектов инженерной инфраструктуры.

Вместе с этим, Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное решением единственного участника ООО «Аэропорт Байкал» от 11.04.2022 года № 2/2022, для определения рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Квалификация Участника закупки», не содержит в себе формулы, которая в настоящем случае установлена в пункте 2 пункта 26 Информационной карты (Приложение № 1 к Закупочной документации) для определения рейтинга участника закупки по критерию - квалификация, как и не содержит объективного порядка определения такой формулы.

Указанное Положение также и не содержит в себе условий о том, что организатор закупки или заказчик могут устанавливать на свое усмотрение индивидуальные требования к аналогичным договорам (как минимальные, так и максимальные/предельные), позволяющих таким образом организатору закупки и заказчику предъявлять к участникам закупки для определения рейтинга по критерию квалификация требования о подтверждении наличия аналогичного опыта только договорами, имеющими определенную цену и площади исполненного объекта.

По мнению заявителя,  по настоящей закупке организатором закупки произвольно установлены требования к аналогичным договорам. Как и произвольно выведена формула, с применяемыми в ней показателями к цене (не менее 80% НМЦ) и площади исполненных договоров (площадь 6 500 кв.м. и более), которые должны предоставляться в составе заявки участниками закупки для подтверждения своей квалификации.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона 223-Ф3, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Указанные выше положения пункта 26 Информационной карты не направлены на стимулирование участников закупки к предоставлению максимального снижения ценового предложения, а наоборот, создают возможности отдельным участникам закупки получать дополнительные баллы к заявке без снижения своего ценового предложения, что противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

С учетом того, что настоящая закупка проводится только для субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», заявитель полагает, что указанные выше требования по произвольно установленной формуле, которым должны соответствовать предоставляемые в составе заявки договоры (в части цены исполненного договора и общей площади объекта исполненного договора), нарушают конкуренцию при участии в настоящей закупке, т.к. круг участников в настоящей закупке значительно сужен из-за установления указанных выше требований к договорам, которые должны быть предоставлены в составе заявки.

Вместе с этим, по размещенному на официальном сайте в Единой информационной системы в сфере закупок ответу на запрос организатор закупки на поставленный в запросе вопрос о том,           в соответствии с какими правовыми основаниями Заказчиком для определения рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Квалификация Участника закупки» установлена формула, предусмотренная пунктом 2 пункта 26 Информационной карты, содержащая в себе требования к предоставляемым в составе заявки договорам в части цены исполненного договора в размере не менее 80% НМЦ, указанной в п. 22 настоящей Информационной карты, а также в части того, что объект, в отношении строительства (реконструкции) которого осуществлялся строительный контроль, должен быть общей площадью 6500 кв.м. и более, в своем ответе не привел конкретных правовых положений, объективно позволяющих использовать для определения квалификации участников закупки условия и формулу, установленную в Информационной карте, а также показатели к цене и площади исполненных договоров, которые должны предоставляться в составе заявки участниками закупки для подтверждения своей квалификации.

Указанное выше обстоятельство также позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в пункте 26 Информационной карты требования к аналогичным договорам и формула для определения квалификации участников закупки, а также установленные значения в части цены исполненного договора и общей площади объекта исполненного договора, которые в том числе используются в формуле при установлении баллов участникам закупки, установлены в документации настоящей закупке произвольно, без учета действующего у заказчика Положения о закупке и установленных Федеральным законом 223-ФЗ принципов, которыми должен руководствоваться организатор закупки и заказчик при проведении закупок.

При рассмотрении жалобы ООО «Елецгеозыскания» комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

07.11.2022 на сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно-монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал».

Заказчик ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)» (670018, г Улан-Удэ, мкр Аэропорт, дом 10), организатор торгов ООО «АЭРОФИНАНС» (633104, Новосибирская область, г. Обь, пр-кт Мозжерина, д. 8А).

ООО «Елецгеоизыскания» обжалует Положения Закупочной документации (утверждены финансовым директором ООО «Аэропорт Байкал» <...>).

Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.03.2012 N ИА/6011 Центральный аппарат ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг стоимостью свыше одного миллиарда рублей. Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при проведении иных закупок рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика.

Согласно Письму ФАС России ПИ/53727/21 от 30.06.2021 жалобы по месту нахождения организатора торгов рассматриваются территориальными органами ФАС России при проведении совместных закупок (несколько заказчиков). В рассматриваемом случае закупка проводится организатором торгов  в интересах одного заказчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)». Следовательно, подлежит рассмотрению по месту нахождения заказчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)».

Таким образом, Новосибирское УФАС России не уполномочено рассматривать по существу жалобу ООО «Елецгеоизыскания» (вх. №17560-ЭП/22 от 07.11.2022) на действия организатора торгов ООО «АЭРОФИНАНС», заказчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)» при проведении закупки на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно – монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал» (№ в ЕИС 32211768960).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Передать жалобу ООО «Елецгеоизыскания» (вх. №17560-ЭП/22 от 07.11.2022) на действия организатора торгов ООО «АЭРОФИНАНС», заказчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Уде)» при проведении закупки на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ при выполнении строительно – монтажных работ по объекту «Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Байкал» (№ в ЕИС 32211768960) в Бурятское УФАС России.

 Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны