Решение №054/06/33-2471/2020 обращение физ.лица о нарушении ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (... от 25 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2471/2020

25 декабря 2020 года                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:

рассмотрев поступившую от …. информацию о нарушении ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона №0351100033220000448 на поставку продуктов питания законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ N 44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России от … поступила информация о нарушении ФГБУ "ФЦН" Минздрава России (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона №0351100033220000448 на поставку продуктов питания законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По мнению …. заказчик в описании объекта закупки установил необоснованные требования.

В позиции №1 заказчиком установлено, что содержание белка составляет - 3,9 г. (±0,1 г.), энтеральное питание с таким содержанием белка не зарегистрировано на территории РФ и заказчику это прекрасно известно, поэтому он допускает смеси с содержанием 3,8г. и 4г. белка в 100мл. смеси. ….. полагает, что заказчику необходимо было указать, что белка должно быть не менее 3,8г., не более 4г. в 100мл. …. не понимает почему заказчику не подойдет энтеральная смесь с содержанием 4,3г. белка в 100мл. По позиции №2 указанное содержание белка полностью устраивает заказчика.

По позиции №3 заказчик указал, что белка должно быть - 7,6 г. (±0,1 г.). …. полагает, что смесей с содержанием белка 7,6г. или 7,7г. в 100мл. не существует, то есть заказчик  вводит в заблуждение участников закупки относительно возможности поставки товара с данными характеристиками.

По позиции №4 заказчик не использовал математические формулы для описания объекта закупки, а использовал формулировки «не более» и «не менее». …. не понимает, почему это он не сделал по другим позициям.

Объем упаковки указан 163 мл. (±38 мл.). … полагает, что такой упаковки не существует, также как и упаковки 201мл., которая будет поставляться.

… полагает, что данные нарушения привели к тому, что едиственным участником закупки было ООО «Арктика».

На данное заявление от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Пунктом 1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В силу ч.2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла п.1 ч.1, ч.2 ст.33 ФЗ №44-ФЗ, возможность устанавливать параметры, необходимые для поставки товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями ФЗ №44-ФЗ. Таким образом, ФЗ №44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.

В рамках формирования описания объекта закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения энтеральным питанием, представляющим собой лечебное питание со сбалансированным составом и энергетической ценностью, предназначенное для получения всех необходимых нутриентов пациентами, находящимися в ослабленном, критическом состоянии, не способными самостоятельно принимать пищу, в т.ч. находящимися в бессознательном состоянии.

ФЗ №44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, наименованиям товара. Основной целью закупки является наиболее полное удовлетворение потребности заказчика в необходимых товарах, работах, услугах, а не обеспечение максимального количества участников торгов (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу №А40-3315/2016).

Заказчик при подготовке описания объекта закупки руководствовался положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в т.ч. требованиями ст. 33 ФЗ №44-ФЗ. Техническое задание раздела 13 «наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе составлено с использованием сведений, содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в описание объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительной информации.

Положения ст. 33 ФЗ №44-ФЗ определяют правила описания объекта закупки, т.е. требования к содержанию такого описания (максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться), не устанавливает положений, обязывающих заказчиков при описании объекта закупки придерживаться какой-либо императивной формы выражения такого описания. Таким образом, форма описания объекта закупки выбирается заказчиком самостоятельно.

При формировании описания объекта закупки документации об электронном аукционе заказчиком в целях достижения результата закупки необходимых продуктов питания для описания максимальных и минимальных значений показателей закупаемых товаров использованы знаки (словосочетания): «±», «не более», «не менее».

В разделе 8 документации об электронном аукционе изложена инструкция по заполнению участниками закупки заявок на участие в электронном аукционе, содержащая в частности следующее разъяснение, а именно, символ «±» означает, что участнику электронного аукциона следует предоставить в заявке конкретный показатель с отклонением в большую пли меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения». При установлении Заказчиком требований к объекту закупки, выраженных в формате «не менее (не более) N1 и не более (не менее) N2», участник электронного аукциона предлагает один показатель (характеристику) в установленных заказчиком границах показателей (характеристик), но без сопровождения словосочетаниями «не менее», «не более». Тем самым, определение потенциальными участниками закупки максимальных и минимальных значений показателей закупаемых товаров может быть осуществлено с применением элементарных арифметических и логических операций и не вводит таких участников в заблуждение.

Совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, полностью соответствуют продукты энтерального питания, как минимум, двух следующих производителей: N.V.Nutricia (Нидерланды); В. BRAUN MELSUNGEN AG (Германия). Заказчиком была представлена сравнительная таблица (со ссылками на сайты производителей, дистрибьюторов энтерального питания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приложением инструкций по применению), подтверждающая соответствие продуктов указанных производителей описанию объекта закупки.

Кроме того, заказчиком в рамках подготовки описания объекта закупки для приобретения продукции энтерального питания в планируемом 2021 г. по электронной почте получен ответ регионального представителя ООО «Б.Браун Медикал» с указанием характеристик предлагаемой продукции.

При подготовке к проведению закупки № 0351100033220000448, в целях сбора ценовой информации, а также дополнительного изучения товарного рынка, заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок был размещен запрос о предоставлении ценовой информации на товары № 0351100033220000260 от 06.10.2020.

Таким образом, описание объекта закупки электронного аукциона соответствует требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечены условия участия в закупке лиц, имеющих возможность предложить к поставке товары минимум двух производителей.

Принимая во внимание предварительное размещение запроса о предоставлении ценовой информации на товары, адресованного неограниченному кругу лиц, позволяющее потенциальным участникам закупки предоставить сведения о продукции других производителей или инициировать уточнение характеристик закупаемых товаров, заказчиком соблюдены конкурентные основы осуществления закупок. Вместе с тем, установление обстоятельств рыночной конъюнктуры (в частности, вопросов экономической целесообразности (выгодности) для тех или иных хозяйствующих субъектов закупки и поставки товаров) не входит в сферу компетенции заказчика.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, полностью соответствуют продукты энтерального питания, как минимум, двух следующих производителей: N.V.Nutricia (Нидерланды); В. BRAUN MELSUNGEN AG (Германия).

В силу п.2) ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. Таким образом, именно заказчик в аукционной документации определяет требования к составу и содержанию первой части заявки, которые были установлены в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 ФЗ №44-ФЗ. В соответствии с требованиями ФЗ №44-ФЗ аукционная документация содержала инструкцию по заполнению первой части заявки, в том числе в отношение используемых заказчиком обозначений минимальных и максимальных значений требуемых заказчиком показателей товара.

Согласно пояснениям заказчика указанные в описании объекта закупки требования к товару установлены для определения соответствия фактической потребности заказчика. Законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не установлено запрета на указание данных характеристик товаров, в том виде, как их указал заказчик в описании объекта закупки. На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в данной части описание объекта закупки соответствует требованиям п.1 ч.1, ч.2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, доводы …. не могут быть приняты как обоснованные. В данном случае нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не усматривается.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99, п.2) ч.22 ст.99 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях ФГБУ «ФЦН» Минздрава России (г. Новосибирск) отсутствие нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны