Решение №054/06/33-2088/202 ООО «Ф-маркет», ООО «Тензор» с жалобами на действия заказчик... от 27 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2088/2020

27 октября 2020 года                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<…>

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в присутствии представителей:

от заказчика - ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы»: .. (по доверенности), … (по доверенности), … (по доверенности);

от подателя жалобы - ООО «Ф-маркет»: … (по доверенности);

от подателя жалобы - ООО «Тензор»: … (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобы ООО «Ф-маркет», ООО «Тензор» на действия заказчика – ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» при проведении электронного аукциона № 0351300058720000050 на поставку медицинских изделий - аппарат суточного мониторирования артериального давления, начальная (максимальная) цена контракта 1 773 000 руб. 00 коп.,                                                  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Ф-маркет», ООО «Тензор» с жалобами на действия заказчика – ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» при проведении электронного аукциона № 0351300058720000050 на поставку медицинских изделий - аппарат суточного мониторирования артериального давления.

Суть жалобы ООО «Ф-маркет» заключается в следующем.

Согласно описанию объекта закупки медицинское изделие, необходимое к поставке, должно соответствовать, в том числе, следующим характеристикам:

 

Размеры корпуса (Д*Ш*В), мм., не более

101*78*30

Управление монитором АД клавишами с тактильным откликом для контроля нажатия (нажатие должно ощущаться тактильно), шт.

не менее 2 и не более 3

Съемная энергонезависимая карта памяти монитора АД

наличие

 

Вместе с тем, документация об электронном аукционе содержит  требование о совместимости оборудования с операционными системами в рамках Распоряжения Правительства Новосибирской области от 30.04.2019 № 168-рп «Об утверждении плана мероприятий (плана-графика) перехода исполнительных органов государственной власти Новосибирской области на использование отечественного офисного программного обеспечения на период до 2020 года».

В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области № 168-рп от 30.04.2019 осуществляется переход  исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, а также подведомственных им организаций,  на использование отечественного офисного программного обеспечения. Поставляемое оборудование должно быть совместимо с операционными системами семейства Linux (Unix) (не менее: AstraLinux (все версии), AltLinux (все версии)), а так же операционными системи семейства Windows (не менее Windows 7 (все версии), Windows 10 (все версии), используемыми государственными медицинскими организациями в период перехода на отечественное офисное программное обеспечение.

Однако подателем жалобы было установлено, что совокупности вышеуказанных требований соответствует продукция только одного производителя - ООО «Петр Телегин», Нижний Новгород, № ФСР 2011/10717 от 17.04.2020 (комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД «БиПиЛАБ»).

Податель жалобы также полагает, что требование об обмене в регистраторах артериального давления через съемную карту памяти ограничивает конкуренцию и подлежит исключению из описания объекта закупки.

Кроме того, установив вышеуказанные требования, заказчик исключил возможность поставки регистраторов артериального давления с улучшенными габаритными характеристиками (меньшего объёма). В частности, исключена возможность поставки регистраторов артериального давления двух производителей с габаритами 104x68x26 мм и весом 0,13 кг, которые представлены на российском рынке и соответствуют всем другим требованиям описания объекта закупки.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком были нарушены положения ст. 8, ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Вместе с тем, 05.10.2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ф-маркет» на действия заказчика – ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» при проведении электронного аукциона № 0351300058720000050 Комиссией Новосибирского УФАС России заказчику было выдано предписание, как считает податель жалобы, с требованием внести изменения в описание объекта закупки в части размеров корпуса оборудования, а именно, установить следующие значения: размеры корпуса (Д*Ш*В), мм., не более 104*78*30.

Однако заказчиком были внесены изменения иного характера:

-  размеры корпуса ((Д*Ш*В), мм., не более 101*78*30;

- управление монитором АД клавишами с тактильным откликом для контроля нажатия (нажатие должно ощущаться тактильно), не менее 2 и не более 3 шт. (обеспечивает удобство работы медперсонала).

При этом, отсутствует обоснование того, чем 3 клавиши удобнее для работы медперсонала чем 4 или 5, а также преимущества оборудования с размерами 101*78*30 перед оборудованием с размерами 104x68x26.

Между тем, в ГОСТ, действующих на данный тип медицинских изделий, отсутствует требование к количеству клавиш управления у аппарата суточного мониторирования артериального давления.

Кроме того, в рамках данной закупки невозможна поставка оборудования иностранного производства, поскольку такое оборудование не совместимо с операционными системами семейства Linux (Unix) (не менее: AstraLinux (все версии), AltLinux (все версии).

Так в инструкции на регистратор АД BR-102plus (Schiller) (программа анализа MT-300) указано следующее: для инсталляции программы MT-300 необходим компьютер, совместимый с процессором Pentium PC; операционная система Windows (Windows 2000 или  XP). В инструкции отсутствует информация о совместимости регистратора АД BR-102plus (Schiller) с операционными системами семейства Linux (Unix) (не менее: AstraLinux (все версии), AltLinux (все версии).

Суть жалобы ООО «Тензор» заключается в следующем.

В техническое задание заказчик включил следующие требования к аппарату суточного мониторирования артериального давления:

 

8.1

Управление монитором АД клавишами с тактильным откликом для контроля нажатия (нажатие должно ощущаться тактильно), шт.

не менее 2 и не более 3

8.2

Съемная энергонезависимая карта памяти монитора АД

наличие

 

Общество считает, что требования пунктов 8.1, 8.2 технического задания не соответствуют положениям ст. 10, п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, противоречат положениям государственных стандартов ограничивают количество участников закупки.

Общие технические требования к автоматическим и полуавтоматическим приборам для косвенного измерения АД содержатся в ГОСТ 28703-90, которые являются обязательными.

В соответствии с пунктом 1.6 ГОСТ 28703-90 основные параметры приборов должны соответствовать таблице 1 ГОСТ 28703-90. Номенклатура показателей качества регистраторов АД, исходя из прямого предназначения этих регистраторов, требуемого ГОСТ Р 55719-2013, приведена в разделе 1 приложения 1 ГОСТ 28703-90. При этом, конструктивные особенности приборов, в том числе, способы управления приборами, способы передачи результатов суточного мониторирования не относятся ни к обязательным техническим требованиям, приведённым в таблице 1 ГОСТ 28703-90, ни к показателям назначения измерителей АД, приведённым в приложении 1 ГОСТ 28703-90.

Приведенные государственные стандарты не содержат положений о способе управления медицинскими изделиями, о способе передачи результатов суточного мониторирования, поскольку эти способы не влияют на качественные и функциональные характеристики изделия. Управление медицинскими изделиями, передача результатов суточного мониторирования могут осуществляться различными способами, а потому не регламентируются.

В настоящее время на рынке медицинских изделий представлены регистраторы АД, которые управляются как с помощью клавиш, в том числе одной многофункциональной клавиши, так и с помощью сенсорного экрана, то есть вообще без клавиш, которые успешно эксплуатируются в медицинских учреждениях.

Большинство производителей регистраторов (аппаратов) суточного мониторирования АД, в том числе, и российских, конструктивно не оснащают регистраторы АД съёмными картами памяти, поскольку этого не требуется для данного вида медицинских изделий, так как в регистраторах АД объём хранимой информации является мизерным и использовать для хранения этой информации карту памяти нецелесообразно. Передача результатов суточного мониторирования практическки во всех регистраторах АД осуществляется с помощью обычного кабеля USB. Наличие карты памяти в регистраторе АД не является потребностью Заказчика и неправомерно ограничивает конкуренцию. По мнению подателя жалобы, медицинскому персоналу намного удобнее осуществлять обмен с ПК с помощью кабеля USB.

При отсутствии в ГОСТ Р 55719-2013 и ГОСТ Р 56323-2014 положений о способах управления медицинскими изделиями, о способах передачи результатов суточного мониторирования в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе необходимо указать обоснования установления требования о наличии не менее 2-х и не более 3-х клавиш управления, а также съёмной энергонезависимой карты памяти в закупаемом мониторе АД.

Общество считает, что указание в техническом задании на то, что такие требования обеспечивают удобство работы медперсонала, не свидетельствует о том, что эти требования связаны с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» в возражениях на жалобы ООО «Ф-маркет», ООО «Тензор» сообщило следующее.

Описанию объекта закупки полностью соответствуют показатели оборудования:

1. Комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД «БиПиЛАБ» (производитель ООО «Петр Телегин», Россия);

2. Регистратор артериального давления Schiller BR-102 Plus (производитель «Шиллер АГ», Швейцария).

Размеры корпуса оборудования, указанные в описании объекта закупки, являются компактными и удовлетворяющими потребность медицинских учреждений, эксплуатирующих такое оборудования, а также соответствуют показателям не менее чем двух производителей, что подтверждается техническими документами на медицинские изделия.

Аппарат суточного мониторирования с 2-мя и более клавишами управления на корпусе позволяет обеспечить быстрое, оперативное и эффективное программирование и настраивание оборудования. Так, например, при эксплуатации оборудования с одной клавишей управления (с разными состояниями нажатия) имеются сложности при программировании монитора АД, в результате чего дальнейшее программирование осуществляется только при помощи ПК. Использование регистратора в медицинских перчатках вызывает сложности при эксплуатации оборудования с сенсорным дисплеем, так как при касании сенсорного дисплея в перчатках в большинстве случаев отклика на касание не происходит. Отсутствие клавиш управления на корпусе оборудования делает невозможным его автономное программирование (без использования ПК).

Наличие съемной энергонезависимой карты памяти, возможность программирования и передачи результатов суточного мониторирования по картридеру упрощает работу медицинского персонала, а именно, позволяет хранить требуемые сигналы отдельного пациента (необработанные данные исследования) столько, сколько это требуется сотруднику медицинского учреждения и, в то же время, не препятствовать использованию оборудования другими пациентами.

Требование к интеграции поставляемого оборудования с подсистемами архивирования медицинских исследований Единой государственной информационной системы Новосибирской области (ЕГИСЗ НСО) в рамках исполнения Приоритетного национального проекта «Здравоохранение» является условием, предъявляемым к поставщику при поставке и сдаче оборудования. Курс Российской Федерации на импортозамещение, в том числе, подразумевает поэтапный переход исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, подведомственных учреждений на использование отечественного офисного программного обеспечения. Поставщик при поставке должен обеспечить интеграцию оборудования с ЕГИСЗ НСО с учетом программного обеспечения, установленного в медицинском учреждении. Согласно условиям, указанным в описании объекта закупки, поставщик также обязан обеспечить техническую поддержку производителя или официального представителя в Российской Федерации по вопросам сопряжения оборудования с информационными системами на срок не менее 5 лет с момента поставки или на нормативный срок службы оборудования. Следовательно, при подаче заявки с оборудованием как отечественного так и импортного производства участник закупки соглашается с данными условиями и обязан обеспечить указанные требования в рамках заключенного контракта.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчик при планировании и осуществлении закупок, должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.

Показатели для определения соответствия товара, требования к характеристикам товара установлены исходя из рекомендаций главного специалиста по функциональной диагностике Новосибирской области, согласованы заказчиком с медицинскими организациями и полностью отвечают потребностям медицинских организаций.

ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» полагает, что описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 56323-2014, ст. 33 Закона о контрактной системе и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. При формировании описания объекта закупки заказчик исходил из собственных нужд, врачебной практики применения товара и руководствовался приоритетом жизни и здоровья граждан.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходимо медицинское изделие - аппарат суточного мониторирования артериального давления, в том числе, со следующими характеристиками:

 

Размеры корпуса (Д*Ш*В), мм, не более

101*78*30

Управление монитором АД клавишами с тактильным откликом для контроля нажатия (нажатие должно ощущаться тактильно), шт.

не менее 2 и не более 3

Съемная энергонезависимая карта памяти монитора АД

наличие

 

При этом, описание объекта закупки содержит обоснование установления требований к значениям показателей, не содержащихся в соответствующих ГОСТ (для удобства медицинского персонала). Вместе с тем, с учетом дополнительных пояснений заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что данное обоснование основано на объективных потребностях медицинского персонала (для организации лечебного процесса) и удобства использования медицинского изделия пациентами.

Таким образом, учитывая порядок применения закупаемого медицинского изделия, а также принимая во внимание организацию лечебного процесса, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что описание объекта закупки составлено исходя из потребностей заказчика и включает в себя значимые для  заказчика и пациентов характеристики оборудования.

На основании изложенного, доводы жалоб ООО «Ф-маркет», ООО «Тензор» в части необоснованного установления значений вышеуказанных показателей не находят своего подтверждения.

В отношении довода ООО «Ф-маркет» о том, что совокупности требований, содержащихся в описании объекта закупки, соответствует продукция только одного производителя - ООО «Петр Телегин», Нижний Новгород, № ФСР 2011/10717 от 17.04.2020 (комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД «БиПиЛАБ») установлено следующее.

В соответствии с предписанием № 054/06/33-1934/2020 от 05.10.2020, выданным Комиссией Новосибирского УФАС России, заказчику необходимо было сформировать описание объекта закупки таким образом, чтобы совокупности показателей необходимого к поставке медицинского изделия соответствовали товары более чем одного производителя (такое соответствие должно было быть подтверждено техническими документами на медицинские изделия).

Во исполнение указанного предписания заказчиком были представлены документы, подтверждающие соответствие регистратора артериального давления Schiller BR-102 Plus (производитель «Шиллер АГ», Швейцария) требованиям описания объекта закупки.

Довод подателя жалобы о том, что регистратор АД BR-102plus (Schiller) не совместим с операционными системами семейства Linux (Unix) (не менее: AstraLinux (все версии), AltLinux (все версии) не находит своего подтверждения в силу следующего.

Представителем ООО «Ф-маркет» на заседании Комиссии было представлено электронное письмо службы поддержки официального представителя Schiller в России, согласно которому программное обеспечение Schiller операционной системой Linux не поддерживается.

Однако, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, данное письмо не является официальным документом производителя, следовательно, не может быть принято как достоверный источник представленной в нем информации.

Кроме того, указанный ответ не исключает возможности адаптирования программного обеспечения оборудования под операционные системы семейства Linux, что также было подтверждено представителями заказчика на заседании  Комиссии.

Между тем, в регистрационном удостоверении монитора МДП-НС-02с «Восход», предполагаемого к поставке ООО «Тензор» также отсутствует информация о совместимости регистратора с операционными системами семейства Linux (Unix) (не менее: AstraLinux (все версии), AltLinux (все версии). Однако на заседании Комиссии представителем ООО «Тензор» было заявлено о возможности адаптирования монитора МДП-НС-02с «Восход» под операционные системы семейства Linux. Между тем, представителем ООО «Тензор» также не была исключена возможность адаптирования программного обеспечения регистратора артериального давления Schiller BR-102 Plus.

Таким образом, с учетом отсутствия официального письма производителя о невозможности адаптирования операционной системы оборудования, нельзя однозначно утверждать о несовместимости регистратора АД BR-102plus (Schiller) с операционными системами семейства Linux (Unix) (не менее: AstraLinux (все версии), AltLinux (все версии).

Вместе с тем, тот факт, что в электронном аукционе приняли участие 4 потенциальных поставщика (в заявках участников закупки содержались предложения о поставке медицинского изделия, соответствующего описанию объекта закупки, трех различных производителей, в том числе, Schiller) свидетельствует о том, что у участников закупки имеется возможность поставить товар с характеристиками, установленными в описании объекта закупки.

На основании изложенного, доводы жалобы ООО «Ф-маркет» подтверждения не нашли.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

При изучении первых частей заявок Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что одним из участников закупки к поставке был предложен комплекс аппаратно-программный суточного мониторирования ЭКГ и АД «Холтеровский анализ Астрокард», АО «Медитек».

Вместе с тем, в приложении к свидетельству № 59278 об утверждении типа средств измерений  и регистрационном удостоверении на медицинское изделие № ФСР 2009/05989 от 14.04.2020 (комплекс аппаратно-программный суточного мониторирования ЭКГ и АД «Холтеровский анализ Астрокард») информация о наличии съемной энергонезависимой карты памяти и возможности программирования и передачи данных суточного мониторирования из монитора АД в рабочую станцию по картридеру отсутствует.

Кроме того, согласно изображениям комплекса аппаратно-программного суточного мониторирования ЭКГ и АД «Холтеровский анализ Астрокард» данное медицинское изделие оснащено только 1 (одной) клавишей управления.

Таким образом, комплекс аппаратно-программный суточного мониторирования ЭКГ и АД «Холтеровский анализ Астрокард», АО «Медитек», Россия не соответствует совокупности требований, установленных в описании объекта закупки.

Между тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок все участники закупки были допущены к участию в электронном аукционе.

Таким образом, аукционной комиссией заказчика были нарушены положения ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона наименьшая цена контракта была предложена участником закупки, в первой части заявки которого содержалось предложение о поставке комплекса программно-аппаратного суточного мониторирования АД «БиПиЛАБ», ООО «Петр Телегин», Россия.

Участник закупки, предложивший к поставке комплекс аппаратно-программный суточного мониторирования ЭКГ и АД «Холтеровский анализ Астрокард», АО «Медитек», Россия, сделал только 4 (четвертое) ценовое предложение.

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что в ходе электронного аукциона наименьшая цена контракта была предложена участником закупки, в первой части заявки которого содержалось предложение о поставке товара, соответствующего описанию объекта закупки, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику предписание об отмене результатов данного электронного аукциона.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ф-маркет» на действия заказчика – ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» при проведении электронного аукциона № 0351300058720000050 на поставку медицинских изделий - аппарат суточного мониторирования артериального давления необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Тензор» на действия заказчика – ГКУ НСО «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» при проведении электронного аукциона № 0351300058720000050 на поставку медицинских изделий - аппарат суточного мониторирования артериального давления необоснованной.

3. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны