Постановление №054/04/14.3-1996/2021 ООО «Яндекс» от 22 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.3-1996/2021

о назначении административного наказания

 

«22» октября 2021г.                                                                                               г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Е.В. Максимейко, рассмотрев протокол №054/04/14.3-1996/2021 от «08» октября 2021г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» (ОГРН: 1027700229193, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2002, ИНН: 7736207543, адрес регистрации: ул.Льва Толстого, 16, г.Москва, 119021), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

в отсутствие законного представителя ООО «Яндекс» (уведомлено надлежаще),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. №3036 от 01.03.2021г.) по факту распространения информации на Яндекс.Директ с признаками нарушения ст.7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено дело №054/05/7-907/2021 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при изучении обстоятельств которого установлено следующее.

В марте 2021г. в сети Интернет посредством поисковой системы «Яндекс» распространялась информация следующего содержания (при вводе в строку поиска запроса: «оформление медицинской книжки в Новосибирске»):

«Оформление медицинской книжки. В Новосибирске за 1 день! mymedbook54.ru›Оформление медицинской книжки

реклама

Прохождение медосмотра для медицинской книжки. Стоимость - 1500 рублей. · За 1 день. Гарантия качества. 1500 рублей. Без очередей Отправить заявку Цены Контактная информация<...> пн-пт 10:00-16:00 Новосибирск_Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

При этом данная реклама располагалась на первом месте при выдаче поисковой системой результатов по запросу.

На сайте http://mymedbook54.ru, указанном в рекламе, размещалась информация следующего содержания:

«МедОсмотр Время работы… Телефон <...> Наши услуги Как оформить Цены Заказать звонок Оформление медкнижек в Новосибирске за 1 день! Быстро Экономно Качественно… Получить консультацию

Нужно срочно оформить медицинскую книжку или пройти санминимум? Предлагаем самое быстрое оформление медкнижек государственного образца в Новосибирске! Периодический медосмотр (продление медкнижки) Предварительный медицинский осмотр (при получении новой медкнижки) Санминимум (гигиеническое обучение и аттестация)…»

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Анализ содержания рекламы показывает, что данное сообщение носит рекламный характер, привлекая внимание к организации – «МедОсмотр» и услугам, оказываемым данной организацией:

- оформление медицинской книжки в г.Новосибирске за 1 день;

- прохождение медосмотра для медицинской книжки.

Согласно Приказу Минздрава России от 13.03.2019 №124н (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2019 №54495), профилактический медицинский осмотр и диспансеризация осуществляются медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее - медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)», «акушерскому делу» или «лечебному делу», «офтальмологии», «неврологии», «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «хирургии» или «колопроктологии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» или «лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике», «урологии», «эндоскопии».

Как установлено Новосибирским УФАС России, рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора, заключённого между Яндексом и <…> (телефон <…>, адрес электронной почты <...>) (далее - «рекламодатель») на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»). Договор между Яндексом и рекламодателем заключён посредством акцепта рекламодателем Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты (подтверждается счетами, актами об оказанных услугах и счетами-фактурами).

При этом информация о рекламодателе заполнена рекламодателем самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса «Яндекс.Директ». Яндекс не осуществляет проверку достоверности указанной информации.

Оплата размещения рекламы производилась рекламодателем следующей банковской картой: № <…> (АО «Тинькофф Банк»).

При размещении рекламных объявлений в зависимости от их содержания Яндекс, выступающий в качестве рекламораспространителя, на основании статьи 13 ФЗ «О рекламе» запрашивает у рекламодателей соответствующие документально подтверждённые сведения о соответствии рекламы требованиям указанного Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

При размещении рекламы Яндексу была предоставлена Лицензия №ЛО-54-01-003016 от 19.12.2014г. на осуществление медицинской деятельности, выданная ООО «МедиоМед» (ИНН 5403162638), Приложение к Лицензии, в котором указан адрес места осуществления деятельности: 630078, г.Новосибирск, ул.Ватутина, д.17.

При этом, Новосибирским УФАС России установлено, что по адресу: 630078 г.Новосибирск, улица Ватутина, дом 17, 1 этаж, действительно зарегистрировано и находится ООО «МедиоМед», оказывает медицинские услуги согласно действующей Лицензии №ЛО-54-01-00-5464 от 21.06.2019г.

Лицензию на оказание услуг – медицинские осмотры (предварительные, периодические), ООО «МедиоМед» не получало, услуг по этому направлению не оказывало и не оказывает, медицинские книжки не оформляло и не оформляет. Лицензия №ЛО-54-01-003016 от 19.12.2014 г., представленная ООО «Яндекс», недействующая с 23.01.2018 г.

Объявление ООО «МедиоМед» не давало, телефон, указанный в объявлении, не оформлен и ранее не был оформлен на ООО «МедиоМед».

Согласно п.7 ст.7 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Материалы не содержат информации о том, что хозяйствующий субъект под названием «МедОсмотр», осуществляет деятельность на основе обладания Лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Напротив, представленная Лицензия №ЛО-54-01-003016 от 19.12.2014 г., является недействующей.

Следовательно, действия по распространению данной рекламы содержат нарушения п.7 ст.7 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение п.7 ст.7 ФЗ «О рекламе» несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Выполнение медицинских услуг осуществляется только медицинскими работниками.

Медицинская деятельность, указанная в рекламе, подлежит обязательному лицензированию.

У рекламораспространителя – ООО «Яндекс», имелась возможность удостоверится в соответствии информации, указанной в рекламе, законодательству Российской Федерации в части лицензирования медицинского вида деятельности.

При этом ООО «Яндекс» не были предприняты все зависящие от него меры по предотвращению нарушения ч.7 ст.7 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, действия ООО «Яндекс» содержат нарушение ч.7 ст.7 ФЗ «О рекламе».

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 23.08.2021г. рекламная информация, распространенная в марте 2021г. в сети Интернет посредством поисковой системы «Яндекс» следующего содержания (при вводе в строку поиска запроса: «оформление медицинской книжки в Новосибирске»): «Оформление медицинской книжки. В Новосибирске за 1 день! mymedbook54.ru›Оформление медицинской книжки_реклама_Прохождение медосмотра для медицинской книжки. Стоимость - 1500 рублей. · За 1 день. Гарантия качества. 1500 рублей. Без очередей Отправить заявку Цены Контактная информация<...> пн-пт 10:00-16:00 Новосибирск_Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом»,

признана ненадлежащей,

а Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс» (ОГРН: 1027700229193, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2002, ИНН: 7736207543, адрес регистрации: ул.Льва Толстого, 16, г.Москва, 119021) нарушившим ч.7 ст.7 ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Дата совершения административного правонарушения – март 2021г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Нарушение указанной нормы Закона «О рекламе» образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» (ОГРН: 1027700229193, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2002, ИНН: 7736207543, адрес регистрации: ул.Льва Толстого, 16, г.Москва, 119021) содержится правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Новосибирское УФАС России приходит к выводу о том, что в материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения по делу.

Факты нарушения удостоверяются: решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 10.06.2021г. по делу №054/05/7-907/2021 о нарушении законодательства РФ о рекламе; материалами дела №054/05/7-907/2021 о нарушении законодательства РФ о рекламе; протоколом №054/04/14.3-1996/2021 от 08.10.2021г.

С учетом имеющихся в деле доказательств, Новосибирское УФАС России считает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи РФ 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из диспозиции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного регулирования рекламы.

Объективная сторона правонарушения выражена в нарушении рекламораспространителем запрета распространения рекламы товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Объективная сторона правонарушения, совершенного ООО «Яндекс», выражается в распространении в марте 2021г. в сети Интернет рекламы, содержащей вышеуказанные нарушения.

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – ООО «Яндекс».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины Общества, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от него не зависящих.

Доказательств принятия ООО «Яндекс» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии ООО «Яндекс» усматривается вина предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Срок давности привлечения ООО «Яндекс» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, и освобождение ООО «Яндекс» от административной ответственности признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г №10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае каких-либо исключительных обстоятельств не установлено.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Отсутствие у ООО «Яндекс» объективной невозможности для соблюдения требований законодательства и своевременного принятия мер по устранению нарушения материалами дела не установлено.

На рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «Яндекс» каких-либо иных доказательств не представлено.

Новосибирское УФАС России отмечает, что согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП предпосылками для снижения административного штрафа выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и если минимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет не менее ста тысяч рублей.

Доказательства трудного финансового положения ООО «Яндекс» не представлены.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Сведения, позволяющие признать назначение наказания в виде административного штрафа излишне карательным, отсутствуют.

Таким образом, данное правонарушение не подпадает под действие части 3.2 статьи 4.1 КоАП.

Данное правонарушение совершено ООО «Яндекс» впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое положение лица, наличие смягчающего обстоятельства, установленного п.7 ч.1 ст.4.2, отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.         Признать Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс» (ОГРН: 1027700229193, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2002, ИНН: 7736207543, адрес регистрации: ул.Льва Толстого, 16, г.Москва, 119021) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2.         Применить к ООО «Яндекс» меру административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России л/с: 04511127040), ИНН 5405116098, КПП 540501001, Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г.Новосибирск, Номер счета ЕКС (ЕКС - единый казначейский счет) 40102810445370000043, Номер казначейского счета: 03100643000000015100, БИК 015004950, КБК 16111601141010003140, ОКТМО 50701000, УИН: 16100500000001151101, назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению 054/04/14.3-1996/2021 за ООО «Яндекс».

В соответствии со статьей 31.1 КоАП постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП.

Связанные организации

Связанные организации не указаны