Решение №054/01/18.1-2045/2023 в отношении МП «Метро МИР» от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-2045/2023

 

17 октября 2023 года                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «СКС» (далее – ООО «СКС», вх. № 18481/23 от 06.10.2023 г.) на действия организатора торгов муниципального предприятия города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (далее – МП «Метро МИР») при проведении аукциона в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби» (извещение на сайте <...> от 10.08.2023 г., Лот № 1),

в присутствии представителя ООО «СКС» – Ощепковой Юлии Сергеевны (доверенность № б/н от 28.08.2023 г.),

в присутствии представителей МП «Метро МИР» исполняющего обязанности директора <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «СКС» (далее – ООО «СКС», вх. № 18481/23 от 06.10.2023 г.) на действия организатора торгов муниципального предприятия города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (далее – МП «Метро МИР») при проведении аукциона в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби» (извещение на сайте <...> от 10.08.2023 г., Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

10.08.2023г. организатором торгов – МП «Метро МИР» опубликовано извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби» (№ извещения 0551300016823000062). Аукцион проводился с 10.08.2023 г. по 18.08.2023 г. Результаты опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 21.08.2023 г.

21.08.2023 г. протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0551300016823000062, заявка ООО «СКС» на участие в аукционе отклонена.

Победителем определено ООО «СЕПАРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». 22.08.2023 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещен проект договора договора № 662ПИ на выполнение проектных и изыскательских работ с ООО «Сепарационные технологии».

13 сентября 2023 г. решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 054/01/18.1-1806/2023 выдано предписание об отмене протокола определения поставщика по закупке № 0551300016823000062 и повторном рассмотрении заявок.

После повторного рассмотрения заявок, 02.10.2023 г., комиссией по осуществлению закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru опубликован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0551300016823000062, победителем определено ООО «СКС».

04.10.2023 г. МП «МЕТРО МиР» приказом № 107 от 04.10.2023 г., в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) отменено определение поставщика по электронному аукциону № 0551300016823000062.

Заявитель считает, Приказ № 107 от 04.10.2023 г. незаконным, нарушающим положения Закона о контрактной системе, на основании следующего:

На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Вместе с тем статья 51 Закона о контрактной системе содержит процедуру заключения контракта, а именно порядок направления и подписания контракта обеими сторонами.

02.10.2023 г. победителем аукциона, признано ООО «СКС», как участник с лучшим ценовым предложением.

Однако, 04.10.2023 Заказчик принял решение об отмене электронного аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. По истечении сроков, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

В приказе № 107 заказчик мотивировал свою позицию тем, что отмена электронного аукциона произведена ввиду того, что Заказчиком исключены обязательства по разработке проектно-сметной документации объекта из соглашения от 06.12.2021 г. между МП «МетроМир» и ООО «Брусника».

Вместе с тем силу части 3 статьи 401 ГК РФ под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В силу пункта 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Однако, исключение из соглашения обязательств по разработке проектно-сметной документации, не является обстоятельством непреодолимой силы, так как на прямую зависит от волеизъявления заказчика.

Таким образом, заказчиком нарушены положения статьи 36 Закона о контрактной системе при принятии решения об отмене электронного аукциона.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Ранее, Заказчиком необоснованно, была отклонена заявка ООО «СКС» на участие в электронном аукционе, а в последствии, несмотря, на то, что ООО «СКС» было признано победителем, электронный аукцион был отменен. Заявитель считает, что действия МП «МЕТРО МиР» приводят к ограничению конкуренции.

Таким образом, нарушены права Заявителя, так как с ООО «СКС» по результатам электронного аукциона, должен быть заключен контракт, в силу имеющегося подписанного и опубликованного протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0551300016823000062.

Таким образом, МП «МЕТРО МиР» необоснованно и незаконно, отменен электронный аукцион, в нарушении положений ст. 36 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и ст. 105 Закона о контрактной системе Заявитель просит:

1. Провести проверку соблюдения законодательства РФ при проведении аукциона на Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби» (№ извещения 0551300016823000062);

2. В случае выявления нарушения действующего законодательства РФ, устранить нарушения, путем выдачи предписания о заключении Договора на проведение проектных и изыскательских работ по объекту «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби».

МП «Метро МИР» предоставило следующие возражения на доводы жалобы (вх. №19057-ЭП/23 от 13.10.2023).

Доводы, приведенные участником закупки ООО «СКС», заказчик считает состоятельными, но при этом необходимо учитывать следующее.

06.12.2021 года между МП «Метро МиР» и ООО «Брусника» (Филиал «Брусника. Сибакадемстрой») было заключено соглашение о взаимодействии сторон, направленное на подготовку проектной документации в целях строительства объекта «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби». Целью реализации настоящего соглашения для МП «Метро МиР» является разработка проектной документации на Объект, при этом ООО «Брусника» производит финансирование затрат, связанных с подготовкой проектной документации, в целях получения технической возможности присоединения к Объекту построенных, строящихся и возводимых в будущем объектов капитального строительства.

В соответствии с условиями Соглашения изначальные сроки разработки проектной документации были до 01.07.2022 года, дополнительным соглашением №1 от 01.02.2022 года продлены до 01.07.2023 года, а дополнительным соглашением № 2 от 30.06.2023 года продлены до 29.12.2023 года, при этом сторонами 30.06.2023 года было согласовано и подписано новое задание на проектирование.

При проведении МП «Метро МиР» закупки на выбор проектной организации по Объекту от ООО «СКС» поступила жалоба на действия комиссии Заказчика, торги были приостановлены, заседание комиссии У ФАС переносилось, что привело к затягиванию сроков и срыву планов по реализации проекта, так как по договору первый этап исполнения договора (защита технического решения) должен был состоятся 30.09.2023 года. Данное обстоятельство явилось причиной пересмотра заключенного между ООО «Брусника» и МП «Метро МиР» Соглашения со стороны ООО «Брусника».

02.10.2023 года письмом № 3H-23/595 (вх. От 02.10.2023 года от 24.07/04787) ООО «Брусника» уведомило МП «Метро МиР» о принятии решения о разработке ПСД самостоятельно и обратилось с предложением подготовить дополнительное соглашение к ранее заключенному Соглашению.

05.10.2023 года МП «Метро МиР» письмом № 24/07/05472 направило в ООО «Брусника» согласие на изменение условий заключенного Соглашения, взяло на себя обязательства по его разработке.

09.10.2023 года МП «Метро МиР» нарочно направило в ООО «Брусника» для согласования и дальнейшего подписания проект соответствующего дополнительного соглашения.

В следствии произошедших событий МП «Метро МиР»:

  • лишилось источника финансирования проектирования Объекта;
  • лишилось права проектирования Объекта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 405, 717 ГК РФ, исполняющим обязанности директора было принято решение об отказе от заключения договора по результатам проведенной процедуры.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

МП «Метро МИР» является заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в связи с неразмещением положения о закупке в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

10.08.2023г. организатором торгов – МП «Метро МИР» опубликовано извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби» (№ извещения 0551300016823000062). Аукцион проводился с 10.08.2023 г. по 18.08.2023 г.

21.08.2023 г. протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0551300016823000062, заявка ООО «СКС» на участие в аукционе отклонена.

Победителем определено ООО «СЕПАРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ».

13 сентября 2023 г. решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 054/01/18.1-1806/2023 выдано предписание об отмене протокола определения поставщика по закупке № 0551300016823000062 и повторном рассмотрении заявок.

02.10.2023 г., комиссией по осуществлению закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru опубликован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0551300016823000062, победителем определено ООО «СКС».

МП «МЕТРО МиР» представило соглашение от 06.12.2021 с ООО «Брусника» о взаимодействии сторон, направленном на подготовку проектной документации в целях строительства объекта «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пройме р. Обь», для реализации которого заказчик проводил рассматриваемую закупку.

Письмом №3Н-23/595 от 02.10.2023 ООО «Брусника» сообщило МП «МЕТРО МиР», что в связи с существенным нарушением сроков выполнения работ по проектированию объекта в соответствии с Соглашением от 06.12.2021, а также рисками невыполнения работ по разработке проектно-сметной документации (далее – ПСД) в целом принято решение о разработке ПСД собственными силами с привлечением третьих лиц. МП «МЕТРО МиР» согласилось на изменение условий заключенного между сторонами  соглашения.

Приказом МП «МЕТРО МиР» №107 от 04.10.2023 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона №0551300016823000062  отменено.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. По истечении сроков, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика признали наличие нарушения срока отмены закупки и сообщили об отсутствии источника финансирования закупки вследствие пересмотра соглашения с ООО «Брусника» по инициативе последнего.

Таким образом, заказчик МП «МетроМИР» нарушил порядок организации и проведения торгов.

При этом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для понуждения заказчика к заключению договора по результатам проведенной закупки.

Следовательно, основания для выдачи предписания об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СКС» (вх. № 18481/23 от 06.10.2023 г.) на действия организатора торгов МП «Метро МИР» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Городские очистные сооружения ливневой канализации на территории муниципального резерва в пойме р. Оби» (извещение на сайте <...> от 10.08.2023 г., Лот № 1) обоснованной.

2. Предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны