Решение №054/06/93-1832/2023 в отношении Министерства внутренних дел по Республике Хакаси... от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/93-1832/2023

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

«16» октября 2023 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в отсутствие представителей Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, в результате осуществления внеплановой проверки закупки на выполнение кадастровых работ по объекту «Строительство специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке на 100 мест УМВД России по г. Абакану Республика Хакасия», расположенного по адресу: Республика Хакасия, квартал Молодежный, 12п (закупочная сессия № 100101085123100056 на электронной площадке «Берёзка» <...>),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) посредством электронной почты поступило обращение Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» (далее – ГУП Республики Хакасия «УТИ») на действия заказчика – Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, при проведении закупочной сессии с возможностью перехода в закупочную сессию за право заключения контракта на электронной площадке «Берёзка» <...>, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на выполнение кадастровых работ по объекту «Строительство специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке на 100 мест УМВД России по г. Абакану Республика Хакасия», расположенного по адресу: Республика Хакасия, квартал Молодежный, 12п (закупочная сессия № 100101085123100056).

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Министерством внутренних дел по Республике Хакасия на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на электронной площадке «Берёзка» <...> была объявлена закупочная сессия от 11.08.2023 № 100101085123100056 на право заключения контракта на выполнение кадастровых работ по объекту «Строительство специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке на 100 мест УМВД России по г. Абакану Республика Хакасия», расположенного по адресу: Республика Хакасия, квартал Молодежный, 12п.

Стартовая цена контракта составила 395 000,00 рублей.

Дата начала и окончания подачи предложений о цене контракта – 11.08.2023.

Планируемая дата заключения контракта – 18.08.2023.

На дату проведения внеплановой проверки статус закупки «закупка отменена 15.08.2023».

Согласно итоговому протоколу закупочной сессии № 100101085123100056 на участие в закупке было подано одно ценовое предложение.

Так, победителем закупки был определен участник ГУП Республики Хакасия «УТИ» с ценовым предложением 374 800,00 рублей.

В последующем ГУП Республики Хакасия «УТИ», обратившись к заказчику с целью заключения соответствующего контракта, узнало, что контракт будет заключен с иным лицом, предложившим наименьшую цену контракта.

ГУП Республики Хакасия «УТИ» считает, что в действиях заказчика имеются признаки нарушения ст. 6, ст. 7, ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах рассматриваемого обращения сведения и документы, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе, информация, предусмотренная названным Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Такие случаи, в том числе, предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, работы или услуги может осуществляться на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 данной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» (далее – распоряжение Правительства РФ № 824-р) установлено в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также расширения возможности участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализовать пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли – информационного ресурса, с использованием которого заказчики вправе с 01.07.2018 осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п.п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 6 распоряжения Правительства РФ № 824-р заказчикам, являющимся федеральными органами исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральными казенными учреждениями, за исключением заказчиков, включенных в перечень, предусмотренный п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона о контрактной системе, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, следует осуществлять закупки, указанные в п. 1 данного распоряжения, с использованием единого агрегатора торговли.

Пунктом 7 распоряжения Правительства РФ № 824-р установлено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения – заказчики, указанные в п. 6 названного распоряжения, вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли, или при отсутствии в едином агрегаторе торговли товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям таких органов и учреждений.

Согласно п. 3 распоряжения Правительства РФ № 824-р оператором единого агрегатора торговли определено акционерное общество «РТ-Проектные технологии», г. Москва.

Приказом АО «РТ-Проектные технологии» от 25.04.2023 № 24 утвержден Регламент функционирования единого агрегатора торговли (далее – Регламент).

Согласно раздела 7 Регламента предусмотрен порядок осуществления процедуры закупки товаров (работ, услуг), а также порядок совершения соответствующей сделки.

Согласно пп. 1 п. 7.1 Регламента заказчик формирует и размещает на Официальном сайте ЕАТ объявление о закупочной сессии, определяя объект (объекты) закупки путем использования кода (позиции) из классификатора или каталога ТРУ ЕАТ.

Стартовая цена устанавливается заказчиком самостоятельно с учетом транспортных и иных дополнительных расходов. При указании стартовой цены в объявлении о закупочной сессии заказчик указывает методику ее расчета или информацию о ценовом предложении и участнике, его предложившем, с которым заказчик планирует заключить контракт, в том числе по закупке с определенным участником, в случае отсутствия сведений о победителе в итоговом протоколе.

В случае поступления в адрес заказчика нового ценового предложения до начала закупочной сессии он вправе внести изменения в объявление о закупочной сессии в части указания информации о размере стартовой цены, методике ее расчета, планируемом участнике закупки.

В случае поступления в адрес заказчика нового ценового предложения вне ЕАТ с момента начала закупочной сессии заказчик вправе ее отменить и провести новую.

Как следует из итогового протокола закупочной сессии от 11.08.2023 № 100101085123100056 на участие в закупке было подано одно ценовое предложение ГУП Республики Хакасия «УТИ» - 374 800,00 рублей.

В пп. 15 п. 7.1 Регламента установлено, что заказчик и победитель закупочной сессии в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента размещения на ЕАТ итогового протокола закупочной сессии совершают сделку (заключают контракт). Срок, указанный в настоящем пункте, а также сроки, указанные в подпунктах 17) - 19) пункта 7.1 данного раздела могут быть изменены по взаимному соглашению сторон при условии, что такие изменения не превысят срок (график) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, указанный в объявлении о закупочной сессии.

Заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем закупочной сессии с обоснованием причины такого отказа. В этом случае Обеспечительный депозит победителя закупочной сессии, разблокируется Оператором ЕАТ в течение 1 (одного) рабочего дня.

Согласно письменным пояснениям Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, 11.08.2023 в ходе проведения закупочной сессии в адрес заказчика поступило предложение от иной организации о заключении контракта по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием ЕАТ «Березка» - 374 790,00 рублей.

Таким образом, заказчик с целью экономии бюджетных средств, на основании пп. 15 п. 7.1 Регламента, отказался от заключения контракта с победителем закупочной сессии.

Пунктом 7 распоряжения Правительства РФ № 824-р установлено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения – заказчики, указанные в п. 6 данного распоряжения, вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли, в том числе, при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли.

Согласно представленным в материалы рассматриваемого обращения сведений и документов контракт на выполнение кадастровых работ по объекту «Строительство специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке на 100 мест УМВД России по г. Абакану Республика Хакасия», расположенного по адресу: Республика Хакасия, квартал Молодежный, 12п, заключен с иной организацией на сумму 374 790,00 рублей.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит ограничений по алгоритму определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупкам, осуществляемым в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, по своему правовому смыслу, представляет собой право заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях, исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки. Торговая площадка юридически является лишь механизмом поиска такого единственного поставщика и позволяет среди предложений на рынке товаров, работ, услуг отобрать наиболее выгодное для заказчика с учетом установленных им требований.

С учетом изложенного, довод о нарушениях Министерством внутренних дел по Республике Хакасия требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочной сессии № 100101085123100056, не нашел своего подтверждения.

Более того, в материалы рассматриваемого обращения не представлено сведений и документов, указывающих, что действия заказчика привели или могли привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Установить в действиях заказчика – Министерства внутренних дел по Республике Хакасия отсутствие нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочной сессии с возможностью перехода в закупочную сессию за право заключения контракта на электронной площадке «Берёзка»<...>, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на выполнение кадастровых работ по объекту «Строительство специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке на 100 мест УМВД России по г. Абакану Республика Хакасия», расположенного по адресу: Республика Хакасия, квартал Молодежный, 12п (закупочная сессия № 100101085123100056).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны