Решение №054/06/103-974/2020 обращение, поступившее из Сибирского ТУ Минобрнауки России от 4 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/103-974/2020

04 июня 2020 года                                                                                                             г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев обращение, поступившее из Сибирского ТУ Минобрнауки России, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ИЯФ СО РАН при проведении закупок, а также при исполнении государственных контрактов,

в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России из Сибирского ТУ Минобрнауки России поступило обращение о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ИЯФ СО РАН при проведении закупок, а также при исполнении государственных контрактов.

Суть обращения Сибирского ТУ Минобрнауки России состоит в следующем.

1. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Приказом Минфина Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ Минфина РФ № 126н) установлены условия допуска.

Товары, необходимые к поставке в рамках электронного аукциона № 0351100010919000040 на поставку комплектующих к вычислительной технике для нужд ИЯФ СО РАН, включены в приложение к Приказу Минфина РФ № 126н (ОКПД2 26.2 (за исключением 26.20.9), 26.30 (за исключением 26.30.9, 27.3 (за исключением 27.31.9, 27.32.9, 27.33.9). Таким образом, при проведении закупки на поставку указанных товаров, заказчиком должны быть установлены условия допуска, предусмотренные Приказом Минфина РФ № 126н.

Кроме того, для товаров с ОКПД2 26.*.*.* в соответствии с действующим на момент размещения закупки Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ № 968) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции (документ утратил силу с 01.09.2019, закупка размещена 17.06.2019). Часть товаров, необходимых к поставке, включена в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, утвержденный указанным постановлением.

Однако в нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0351100010919000040 вышеуказанные ограничения и условия допуска товаров заказчиком не установлены.

Аналогичное нарушение было допущено при проведении закупки № 0351100010919000061 на поставку полуботинок кожаных для нужд ИЯФ СО РАН (ОКПД2 15.20.32.123). На момент размещения закупки действовал запрет на допуск товаров легкой промышленности, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» (код ОКПД2 15.2 включен в перечень, утвержденный указанным Постановлением).

2. В нарушение ч. 6 и ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе ИЯФ СО РАН не направил поставщику требование об уплате штрафа за нарушение условий в ходе исполнения контракта № 1540810557719000069 от 22.08.2019 на поставку полуботинок кожаных для нужд ИЯФ СО РАН. В соответствии с условиями контракта товар должен быть поставлен в течении 20 календарных дней с момента заключения контракта, т.е. до 13.09.2019, но товар надлежащего качества так и не был поставлен. В реестре контрактов информация о применении штрафных санкции заказчиком в отношении поставщика отсутствует.

3. В нарушение п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе ИЯФ СО РАН в ходе исполнения контракта № 1540810557719000069 от 22.08.2019 на поставку полуботинок кожаных для нужд ИЯФ СО РАН не принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и не направил необходимую информацию для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, а заключил дополнительное соглашение о расторжении контракта от 11.10.2019. Однако в момент приемки товара по контракту № 1540810557719000069 были выявлены его несоответствия, что подтверждается актом рекламации № 1 от 23.09.2019.

4. В нарушение ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе и п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084, заказчиком в установленный срок не направлена информация о приемке поставленного товара по контракту (реестровый № 1540810557719000018), заключенному по итогам проведения закупки № 0351100010919000003. Товар поставлен 29.03.2019 (акт приема-передачи товара № 1), информация в реестр контрактов внесена только 16.04.2019.

Аналогичное нарушение содержится в контрактах с реестровыми номерами:

- 1540810557719000084 (товар поставлен  01.11.2019, информация размещена в ЕИС 11.12.2019);

- 1540810557719000081 (товар поставлен  17.10.2019, информация размещена в ЕИС 08.11.2019);

- 1540810557719000085 (товар поставлен  23.12.2019, информация размещена в ЕИС 14.01.2020);

- 1540810557719000031 (товар поставлен: 07.10.2019 и 24.10.2019, информация размещена в ЕИС 19.11.2019);

- 1540810557719000083 (работы      приняты         19.11.2019, информация размещена в ЕИС 17.12.2019);

- 1540810557719000082 (товар поставлен  22.10.2019, информация размещена в ЕИС 08.11.2019);

- 1540810557719000078 (работы      приняты         16.12.2019, информация размещена в ЕИС 30.12.2019);

- 1540810557719000075 (работы      приняты         10.12.2019, информация размещена в ЕИС 27.12.2019);

- 1540810557719000052 (товар поставлен 15.08.2019 и 02.09.2019, информация размещена в ЕИС 24.09.2019).

5. В нарушение ч. 2. ст. 63 Закона о контрактной системе при проведении закупки № 0351100010919000061 были сокращены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе (извещение о проведении электронного аукционе размещено 23.07.2019 в 11:33, дата окончания срока подачи заявок - 30.07.2019 8:00). Однако в соответствии с положениями ч. 2. ст. 63 Закона о контрактной системе дата окончания срока подачи заявок должна была быть установлена не позднее чем на 30.07.2019 до окончания рабочего дня заказчика, либо до 23:59).

6. В нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе по закупке № 0351100010919000043 единая комиссия ИЯФ СО РАН необоснованно отклонила заявку № 2 ООО «Строительная Компания Эталон» за непредставление информации. По мнению единой комиссии, формат «rar» не является общедоступным. Однако в инструкциях электронной торговой площадки и единой информационной системы применение такого формата допустимо.

7. В нарушение п. 2. ч. 1. ст. 64 Закона о контрактной системе ИЯФ СО РАН при проведении закупок № 0351100010919000030 (на выполнение работ по текущему ремонту помещений ИЯФ СО РАН), № 0351100010919000063 (на выполнение работ по текущему ремонту кровельного покрытия здания №№ 1, 4, 18, 20), № 0351100010919000043 (на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН) в п. 6 раздела 3 «Техническое задание документации об электронном аукционе» установлены требования к параметрам товаров (материалов), используемых при выполнении работ. Таким образом, ИЯФ СО РАН при проведении закупок №№ 0351100010919000030, 0351100010919000063, 0351100010919000043 установил требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На запрос Новосибирского УФАС России о представлении объяснений по указанному вопросу заказчик сообщил следующее.

1. С выводами, указанными в п. 1 обращения, заказчик согласен, нарушение признал.

2. Поставщик поставил товар 11.09.2019 (в установленный срок), что подтверждается товарной накладной от 03.09.2019 № 34, следовательно, нарушение срока поставки товара со стороны поставщика не выявлено, оснований для начисления пени нет.

По результатам приемки товара заказчиком составлен акт рекламации № 1 от 23.09.2019 с требованием устранить нарушения в десятидневный срок с даты получения акта рекламации.

02.10.2019 от поставщика поступил ответ с предложением проведения экспертизы поставленного товара за свой счет в случае, если заказчика не устроит данное предложение, поставщик выразил готовность произвести самовывоз товара со склада заказчика. Заказчик отказался от проведения экспертизы, поставщик по соглашению с заказчиком вывез обувь со склада заказчика. Контракт был расторгнут по соглашению сторон.

Штрафы начисляются за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение контракта. Ненадлежащее исполнение контракта означает, что поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга не соответствуют требованиям технического задания и условиям договора. Факт несоответствия может быть выявлен в ходе приемки работ заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы. В связи с тем, что сотрудникам заказчика срочно требовалась специальная обувь, заказчик отказался от проведения экспертизы. Документы, представленные поставщиком и подтверждающие качество товара, подверглись сомнениям заказчика.

Факт несоответствия товара требованиям технического задания не доказан, ненадлежащее исполнение контракта поставщиком не подтверждено, следовательно, основания для начисления штрафа у заказчика отсутствовали.

3. Согласно п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта  лишь в том случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару.

В соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и только по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как указано выше, факт несоответствия товара требованиям технического задания не доказан, ненадлежащее исполнение контракта поставщиком не подтверждено, основания для одностороннего расторжения контракта отсутствовали. Заказчик добровольно отказался от проведения экспертизы.

4. Информация в реестр контрактов вносилась с опозданием в связи с тем, что информация о произведенной поставке товара, выполнении работы вносилась одновременно с документами на оплату поставленного товара, выполненной работы.

5. Извещение о проведении электронного аукциона было размещено в единой информационной системе 22.07.2019, о чем имеется фиксация электронной подписи уполномоченного лица на сайте. До окончания срока подачи заявок (30.07.2019) было установлено ровно 7 календарных дней.

В соответствии со  ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Федеральное казначейство проводит проверку информации и размещает информацию о соответствии закупки в единой информационной системе. Вследствие этого происходит наложение сроков. При этом, заказчик выполнил свои обязательства в соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе и разместил информацию о закупке в единой информационной системе за 7 календарных дней до окончания срока подачи заявок. Закон о контрактной системе не требует от заказчика включать в срок подачи заявок, в том числе, срок на проверку информации контролирующим органом.

6. Согласно инструкции по заполнению заявки вторая часть заявки должна быть выполнена на русском языке в форме электронного документа, т.е. в виде документа (word, excel, pdf, с возможностью копировать), подписанного усиленной электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа. Заявка должна быть подана в общедоступных форматах. Заявка, поданная в виде архива «rar», не рассматривается, так как не является общедоступным форматом.

По мнению заказчика, установленное требование не влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, так как любой участник может подать документы заявки отдельными файлами, либо в виде общедоступных архивов  «zip», «7-zip».

Программа по архивированию формата «rar» не является общедоступным форматом, данное программное обеспечение является платным. Данное программное обеспечение не куплено и не установлено в ИЯФ СО РАН.

Ссылка на руководство пользователя ЕЭТП и порядок пользования единой информационной системы не применимы в данном случае, так как они лишь указывают на технические возможности размещения документов в ЕИС и на ЕЭТП.

7. 30.04.2019 Комиссией Новосибирского УФАС России была проведена внеплановая проверка электронного аукциона № 0351100010919000030. Нарушений, указанных в акте Сибирского ТУ Минобрнауки России, по результатам указанной проверки выявлено не было.

Поскольку документация по рассматриваемым электронным аукционам типовая заказчик полагает, что нарушения, указанные в акте Сибирского ТУ Минобрнауки России в отношении иных закупок также отсутствуют (№ 0351100010919000063 и № 0351100010919000043).

В документациях об электронных аукционах № 0351100010919000030, №0351100010919000063, №0351100010919000043 заказчик установил требования к товарам, используемым при выполнении работ, в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, Письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, кроме того, требования к товарам установлены в полном соответствии с ГОСТ.

В инструкциях по заполнению заявок на участие в электронных аукционах  указано, что если участник закупки не имеет в наличии необходимого товара и уверен, что не может описать конкретные показатели используемого товара в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых станут  известными Участнику закупки при испытании определенной партии товара после его производства вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено нормативными требованиями (ГОСТами) на товар и в случае отсутствия диапазонов значений по какому-либо параметру для конкретного товара (материала) участник закупки указывает по данным показателям «показатель не известен до испытания партии товара после его производства».

Данная формулировка позволяет участникам закупки либо указать диапазоны значений, указанных в ГОСТ, либо указать: «показатель не известен до испытания партии товара после его производства».

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Контроль за  применением заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с положениями ст. 99 Закона о контрактной системе не относится к полномочиям антимонопольного органа. На основании изложенного, доводы, изложенные в пунктах 2 и 3 не подлежат рассмотрению Комиссией Новосибирского УФАС России.

По доводам, указанным в пункте 1, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ № 968, действующего на момент размещения закупки, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.

Комиссией Новосибирского УФАС России, установлено, что часть товаров не включена в перечень (а именно, товары, соответствующие коду ОКПД2 27.32.12.*** не включены в указанный перечень). Таким образом, заказчик не вправе был проводить данную закупку.

По доводам, указанным в пункте 6, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе вторая часть заявки должна быть выполнена на русском языке в форме электронного документа, т.е. в виде документа (word, excel, pdf, с возможностью копировать), подписанного усиленной электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа. Заявка должна быть подана в общедоступных форматах. Заявка, поданная в виде архива «rar», не рассматривается, так как не является общедоступным форматом.

Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.07.2019, участник закупки ООО «СК Эталон» во второй части заявки представил выписку из реестра членов СРО в формате «rar», что не соответствовало документации об электронном аукционе (инструкции по заполнению заявки). Таким образом, у аукционной комиссии заказчика имелись основания для признания заявки ООО «СК Эталон» не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Выводы Сибирского ТУ Минобрнауки России в данной части не нашли подтверждения.

По доводам, указанным в пункте 7, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно инструкциям по заполнению заявок на участие в электронных аукционах  указано, что если участник закупки не имеет в наличии необходимого товара и уверен, что не может описать конкретные показатели используемого товара в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых станут  известными Участнику закупки при испытании определенной партии товара после его производства вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено нормативными требованиями (ГОСТами) на товар и в случае отсутствия диапазонов значений по какому-либо параметру для конкретного товара (материала) участник закупки указывает по данным показателям «показатель не известен до испытания партии товара после его производства». Следовательно, для представления показателей в заявке участнику закупки не требуется иметь товар в наличии и проводить какие-либо испытания. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в требованиях к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установленных при проведении электронных аукционов № 0351100010919000030, № 0351100010919000063, № 0351100010919000043, ограничений количества участников закупок или ограничений доступа к участию в таком аукционе. Выводы Сибирского ТУ Минобрнауки России в данной части не нашли подтверждения.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что иные факты нарушения законодательства о контрактной системе, изложенные в пунктах 1 (частично), 4, 5, в части неустановления ограничений условий допуска товаров, предусмотренных  Приказом Минфина РФ № 126н, запрета на допуск товаров, предусмотренного Постановлением Правительства  РФ № 791, в части несвоевременного размещения информации в реестре контрактов, а также в части сокращения сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе подтвердились, данные факты также частично подтверждаются объяснениями заказчика, представленными в Новосибирское УФАС России (письмо ИЯФ СО РАН № 15311-07/1612-657 от 29.04.2020).

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком - ИЯФ СО РАН не были соблюдены установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе требования, что является нарушением положений ч. 4 ст. 14, ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15  Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать заказчика – ИЯФ СО РАН нарушившим ч. 4 ст. 14, ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны