Определение №054/01/15-1385/2024 в отношении МП «Метро Мир» и департамента транспорта и дорож... от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/15-1385/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНО­ПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

05 июня 2024 года                                                                                            г.  Новосибирск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Но­восибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель­ства (далее - Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступило требование прокуратуры Новосибирской области об организации внеплановой выездной проверки в порядке ст. ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (вх. № 152дсп от 19.09.2023) в отношении МП «Метро Мир» и департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.

03.10.2023г. Новосибирским УФАС России проведена выездная внеплановая про­верка в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.

По итогам проверки в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустро­ительного комплекса мэрии г. Новосибирска изготовлен акт №054/01/16-17/07/2023 от 09.01.2024г., содержащий признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Помимо прочего, указанный акт содержал признаки нарушения ст. 15 ФЭ-135 «О за­щите конкуренции».

По данному факту ДТиДБК мэрии г. Новосибирска было выдано Предупреждение № 054/01/15-610/2024, в соответствии с которым Новосибирское УФАС России на основа­нии ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» преду­предило орган местного самоуправления о необходимости прекращения указанных дей­ствий (бездействия) путем совершения департаментом транспорта и дорожно-благоустро- ительного комплекса мэрии г. Новосибирска в срок до 22.05.2024 г. действий, направлен­ных на устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: 

необходимо исключить совмещение МП «Метро МиР» функций органа власти (местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта.

Письмом вх. № 9147/24 от 17.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска были запро­шены разъяснения по исполнению предупреждения, на которые дан соответствующий от­вет (исх. № СИ/5968/24 от21.05.2024).

Письмом вх. № 9576/24 от 24.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска представил пояснения, суть которых сводится к несогласию с выданным предупреждением.

Вместе с тем, заявленная правовая позиция не опровергает ранее сформулированных выводов (ниже приведена квалификация, данная в ходе проведении проверки).

Квалификация предупреждения.

В действиях (бездействии) департамента транспорта и дорожно-благоустроитель- ного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194; адрес: 630099, Новосибир­ская область, город Новосибирск, Красный проспект, 34, далее - ДТиДБК) установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частями 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса является учре­дителем хозяйствующего субъекта - МП «Метро Мир» (ИНН 5406010778), также ДТиДБК утвержден Устав МП «Метро МиР».

П. 2.1 Устава МП «Метро МиР» установлено, что предприятие создано в целях (по­мимо прочего):

  • осуществления деятельности в целях решения социальных задач населения муни­ципального образования города Новосибирска;
  • получения прибыли.

Также согласно п. 2.2 Устава МП «Метро «МиР» установлено, что предприятие со­здано в целях (помимо прочего):

  • осуществления функций генерального проектировщика, застройщика, техниче­ского заказчика, генерального подрядчика (с осуществлением функций строительного кон­троля) при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства (включая объекты метрополитена и наземного рель­сового транспорта, мостовые и тоннельные переходы, гидротехнические сооружения раз­личного назначения, автостоянки, автостанции, автовокзалы, объекты инженерной защиты территории городского округа города Новосибирска, объекты инженерной инфраструк­туры, обеспечивающие сбор и обработку поверхностных и дренажных сточных вод, иные объекты инженерной и транспортной инфраструктуры и искусственные сооружения);
  • осуществление функций заказчика в соответствии с Федеральным законом Россий­ской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом Российской Федерации от № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдель­ными видами юридических лиц»;
  • обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с дей­ствующими нормативными требованиями, проведение его ремонта, а также развития элек­тросетевого комплекса;
  • формирование городского архива в целях хранения образовавшихся в процессе де­ятельности предприятия архивных документов, в том числе в целях хранения и использо­вания архивных документов муниципальной собственности.

Вместе с тем, согласно ст. 9 Устава г. Новосибирска, к вопросам местного значения города Новосибирска относятся (помимо прочего):

  • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осу­ществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Новосибирска, орга­низация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области исполь­зования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организа­ция транспортного обслуживания населения.

Кроме того, согласно п. 1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благо- устроительного комплекса мэрии города Новосибирска (Приложение к решению город­ского Совета от 27.06.2007 N 654), департамент является структурным подразделением (от­раслевым органом) мэрии города Новосибирска.

Департамент от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска.

Согласно п. 2 Положения, основными задачами (помимо прочих) департамента яв­ляются:

  • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осу­ществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обес­печение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;
  • формирование основных направлений и проведение единой политики развития транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организа­ция транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска;
  • организация благоустройства территории города Новосибирска в границах полос отвода автомобильных дорог местного значения в соответствии с Правилами благоустрой­ства территории города Новосибирска;
  • строительство и содержание фонтанов на территории города Новосибирска.
  • выступление муниципальным заказчиком и заключение муниципальных контрак­тов в порядке, установленном законодательством, в пределах компетенции департамента.
  • осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполни­телей) для заказчиков в пределах компетенции департамента.
  • Участие в создании, размещении и обустройстве объектов транспортной инфра­структуры и поддержание их в надлежащем состоянии.

Установлено, что МП «Метро МиР», являясь хозяйствующим субъектом выступил в роли государственного (муниципального) заказчика при реализации ряда указанных проек­тов (помимо прочих):

  • извещение в ЕИС № 0551300016819000004 «Строительство Пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста для обеспечения транспортной доступности к "Мно­гофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленинском районах города Новосибирск»;
  • извещение в ЕИС № 0551300016822000002 «Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Комплекс сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к "Многофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленин­ском районах г. Новосибирска", включая приобретение материалов (оборудования) и воз­мещение затрат на содержание застройщика»;
  • извещение в ЕИС № 0551300016819000003 Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к Многофункциональной ледовой арене в Кировском и Ленинском районах г. Новосибирска;
  • извещение в ЕИС № 0551300016819000002 Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к Многофункциональной ледовой арене в Кировском и Ленинском районах г. Новосибирска.
  • Строительство станции «Спортивная» Ленинской линии метрополитена», извеще­ния в ЕИС №№ 0551300016821000005, 0551300016821000001, 0551300016820000001, 0551300016819000008,0551300016819000006.

Нижеперечисленные работы, услуги также являются муниципальной нуждой и должны быть выполнены (организовано их выполнение) в рамках полномочий органа вла­сти, а не хозяйствующим субъектом напрямую (МП «Метро МиР»):

  • «Реконструкция автомобильной дороги по дамбе Октябрьского моста и автомо­бильной дороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» для обеспечения транспорт­ной доступности к «Многофункциональной ледовой арене» в Кировском, Ленинском рай­онах», бюджет - 1 474 116 100 рублей.
  • «Строительство пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста для обес­печения транспортной доступности к "Многофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленинском районах», бюджет 29 8915 800 рублей.
  • «Ремонт и содержание мостов, путепроводов и пешеходных переходов», бюджет 522 8890 500 рублей.
  • «Строительство, ремонт и содержание водоотводных сооружений», бюджет 106 542 700 рублей.
  • «Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к «Многофункциональной ледовой арене» в Кировском, Ленинском райо­нах», бюджет 1 307 113 800 рублей.
  • «Строительство ливневого коллектора по ул. Порт-Артурская до очистных соору­жений для обеспечения жилмассивов «Чистая Слобода» и «Ереснинский», бюджет 150 231 600 рублей.
  • «Строительство очистных сооружений канализации в районе обводненного карьера "Юго-Западный" в Ленинском районе для обеспечения жилмассивов «Чистая Слобода» и "Ереснинский", бюджет 481 146 100 рублей.
  • «Строительство станции «Спортивная» Ленинской линии метрополитена» бюджет 3 090 048 300 рублей.

Как указывалось ранее, выступление муниципальным заказчиком и заключение му­ниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством, в пределах компе­тенции департамента в пределах компетенций отнесено к полномочиям департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (пункт 3.12.1 Положения О департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О за­щите конкуренции», запрещается совмещение функций федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных орга­нов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Россий­ской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделе­ние хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функ­циями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЭ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 годаИ 317-ФЗ «О Государственной кор­порации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной кор­порации по космической деятельности «Роскосмос».

Действия ДТиДБК по неправомерному наделению хозяйствующего субъекта функ­циями органа власти (местного самоуправления), в том числе через утверждение уставных документов, ставит данный субъект в более выгодные условия ведения хозяйственной дея­тельности по отношению к конкурентам, что неизбежно влияет на состояние конкуренции на любом рынке (товарном/оказания услуг/выполнения работ).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЭ «О за­щите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также госу­дарственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запре­щается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключе­нием предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществ­ления таких действий (бездействия).

Бездействие ДТиДБК по прекращению совмещения МП «Метро МиР» функций ор­гана власти и хозяйствующего субъекта противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

По данному факту ДТиДБК мэрии г. Новосибирска было выдано предупреждение № № 054/01/15-610/2024, в соответствии с которым Новосибирское У ФАС России на основа­нии ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» преду­предило орган местного самоуправления о необходимости прекращения указанных дей­ствий (бездействия) путем совершения департаментом транспорта и дорожно-благоустро­ительного комплекса мэрии г. Новосибирска в срок до 22.05.2024 г. действий, направлен­ных на устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: необходимо исключить совмещение МП «Метро МиР» функций органа власти (местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта.

Письмом вх. № 9147/24 от 17.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска были запро­шены разъяснения по исполнению предупреждения, на которые дан соответствующий от­вет (исх. № СИ/5968/24 от21.05.2024).

Письмом вх. № 9576/24 от 24.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска представил пояснения, суть которых сводится к несогласию с выданным предупреждением.

Иных сведений от ДТиДБК мэрии г. Новосибирска по факту исполнения Предупре­ждения № 054/01/15-610/2024 в Новосибирское УФ АС России не поступало.

Таким образом, Предупреждение № 054/01/15-610/2024 в установленный срок не ис­полнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О за­щите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный ор­ган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законо­дательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установ­ленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан Приказ от 05.06.2024 г. № 35/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законо­дательства по признакам нарушения департаментом транспорта и дорожно-благоустрои- тельного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 054/01/15-1385/2024 к рассмотрению на 10.07.2024 в 09-30 ча­сов по адресу: Кирова 3, кабинет 1014. Регистрация ответчика в кабинете 1114.

Уведомляем о возможности участия в рассмотрении дела путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № № 054/01/15-1385/2024 в качестве ответчика: департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии го­рода Новосибирска (ИНН 5406404194; юридический адрес: 630099, Новосибирская об­ласть, город Новосибирск, Красный проспект, 34).
  2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя прокуратуру Новосибирской области.
  3. Ответчику в срок до 03.07.2024 года представить обы я по существу дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны