Определение №054/01/15-1385/2024 в отношении МП «Метро Мир» и департамента транспорта и дорож... от 5 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/15-1385/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
05 июня 2024 года г. Новосибирск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступило требование прокуратуры Новосибирской области об организации внеплановой выездной проверки в порядке ст. ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (вх. № 152дсп от 19.09.2023) в отношении МП «Метро Мир» и департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
03.10.2023г. Новосибирским УФАС России проведена выездная внеплановая проверка в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
По итогам проверки в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска изготовлен акт №054/01/16-17/07/2023 от 09.01.2024г., содержащий признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Помимо прочего, указанный акт содержал признаки нарушения ст. 15 ФЭ-135 «О защите конкуренции».
По данному факту ДТиДБК мэрии г. Новосибирска было выдано Предупреждение № 054/01/15-610/2024, в соответствии с которым Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» предупредило орган местного самоуправления о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем совершения департаментом транспорта и дорожно-благоустро- ительного комплекса мэрии г. Новосибирска в срок до 22.05.2024 г. действий, направленных на устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
необходимо исключить совмещение МП «Метро МиР» функций органа власти (местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта.
Письмом вх. № 9147/24 от 17.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска были запрошены разъяснения по исполнению предупреждения, на которые дан соответствующий ответ (исх. № СИ/5968/24 от21.05.2024).
Письмом вх. № 9576/24 от 24.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска представил пояснения, суть которых сводится к несогласию с выданным предупреждением.
Вместе с тем, заявленная правовая позиция не опровергает ранее сформулированных выводов (ниже приведена квалификация, данная в ходе проведении проверки).
Квалификация предупреждения.
В действиях (бездействии) департамента транспорта и дорожно-благоустроитель- ного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194; адрес: 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, 34, далее - ДТиДБК) установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частями 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса является учредителем хозяйствующего субъекта - МП «Метро Мир» (ИНН 5406010778), также ДТиДБК утвержден Устав МП «Метро МиР».
П. 2.1 Устава МП «Метро МиР» установлено, что предприятие создано в целях (помимо прочего):
- осуществления деятельности в целях решения социальных задач населения муниципального образования города Новосибирска;
- получения прибыли.
Также согласно п. 2.2 Устава МП «Метро «МиР» установлено, что предприятие создано в целях (помимо прочего):
- осуществления функций генерального проектировщика, застройщика, технического заказчика, генерального подрядчика (с осуществлением функций строительного контроля) при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства (включая объекты метрополитена и наземного рельсового транспорта, мостовые и тоннельные переходы, гидротехнические сооружения различного назначения, автостоянки, автостанции, автовокзалы, объекты инженерной защиты территории городского округа города Новосибирска, объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие сбор и обработку поверхностных и дренажных сточных вод, иные объекты инженерной и транспортной инфраструктуры и искусственные сооружения);
- осуществление функций заказчика в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом Российской Федерации от № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение его ремонта, а также развития электросетевого комплекса;
- формирование городского архива в целях хранения образовавшихся в процессе деятельности предприятия архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов муниципальной собственности.
Вместе с тем, согласно ст. 9 Устава г. Новосибирска, к вопросам местного значения города Новосибирска относятся (помимо прочего):
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Кроме того, согласно п. 1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благо- устроительного комплекса мэрии города Новосибирска (Приложение к решению городского Совета от 27.06.2007 N 654), департамент является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска.
Департамент от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска.
Согласно п. 2 Положения, основными задачами (помимо прочих) департамента являются:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- формирование основных направлений и проведение единой политики развития транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска;
- организация благоустройства территории города Новосибирска в границах полос отвода автомобильных дорог местного значения в соответствии с Правилами благоустройства территории города Новосибирска;
- строительство и содержание фонтанов на территории города Новосибирска.
- выступление муниципальным заказчиком и заключение муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством, в пределах компетенции департамента.
- осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков в пределах компетенции департамента.
- Участие в создании, размещении и обустройстве объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии.
Установлено, что МП «Метро МиР», являясь хозяйствующим субъектом выступил в роли государственного (муниципального) заказчика при реализации ряда указанных проектов (помимо прочих):
- извещение в ЕИС № 0551300016819000004 «Строительство Пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста для обеспечения транспортной доступности к "Многофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленинском районах города Новосибирск»;
- извещение в ЕИС № 0551300016822000002 «Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Комплекс сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к "Многофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленинском районах г. Новосибирска", включая приобретение материалов (оборудования) и возмещение затрат на содержание застройщика»;
- извещение в ЕИС № 0551300016819000003 Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к Многофункциональной ледовой арене в Кировском и Ленинском районах г. Новосибирска;
- извещение в ЕИС № 0551300016819000002 Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к Многофункциональной ледовой арене в Кировском и Ленинском районах г. Новосибирска.
- Строительство станции «Спортивная» Ленинской линии метрополитена», извещения в ЕИС №№ 0551300016821000005, 0551300016821000001, 0551300016820000001, 0551300016819000008,0551300016819000006.
Нижеперечисленные работы, услуги также являются муниципальной нуждой и должны быть выполнены (организовано их выполнение) в рамках полномочий органа власти, а не хозяйствующим субъектом напрямую (МП «Метро МиР»):
- «Реконструкция автомобильной дороги по дамбе Октябрьского моста и автомобильной дороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» для обеспечения транспортной доступности к «Многофункциональной ледовой арене» в Кировском, Ленинском районах», бюджет - 1 474 116 100 рублей.
- «Строительство пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста для обеспечения транспортной доступности к "Многофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленинском районах», бюджет 29 8915 800 рублей.
- «Ремонт и содержание мостов, путепроводов и пешеходных переходов», бюджет 522 8890 500 рублей.
- «Строительство, ремонт и содержание водоотводных сооружений», бюджет 106 542 700 рублей.
- «Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к «Многофункциональной ледовой арене» в Кировском, Ленинском районах», бюджет 1 307 113 800 рублей.
- «Строительство ливневого коллектора по ул. Порт-Артурская до очистных сооружений для обеспечения жилмассивов «Чистая Слобода» и «Ереснинский», бюджет 150 231 600 рублей.
- «Строительство очистных сооружений канализации в районе обводненного карьера "Юго-Западный" в Ленинском районе для обеспечения жилмассивов «Чистая Слобода» и "Ереснинский", бюджет 481 146 100 рублей.
- «Строительство станции «Спортивная» Ленинской линии метрополитена» бюджет 3 090 048 300 рублей.
Как указывалось ранее, выступление муниципальным заказчиком и заключение муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством, в пределах компетенции департамента в пределах компетенций отнесено к полномочиям департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (пункт 3.12.1 Положения О департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЭ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 годаИ 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Действия ДТиДБК по неправомерному наделению хозяйствующего субъекта функциями органа власти (местного самоуправления), в том числе через утверждение уставных документов, ставит данный субъект в более выгодные условия ведения хозяйственной деятельности по отношению к конкурентам, что неизбежно влияет на состояние конкуренции на любом рынке (товарном/оказания услуг/выполнения работ).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Бездействие ДТиДБК по прекращению совмещения МП «Метро МиР» функций органа власти и хозяйствующего субъекта противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
По данному факту ДТиДБК мэрии г. Новосибирска было выдано предупреждение № № 054/01/15-610/2024, в соответствии с которым Новосибирское У ФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» предупредило орган местного самоуправления о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем совершения департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска в срок до 22.05.2024 г. действий, направленных на устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: необходимо исключить совмещение МП «Метро МиР» функций органа власти (местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта.
Письмом вх. № 9147/24 от 17.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска были запрошены разъяснения по исполнению предупреждения, на которые дан соответствующий ответ (исх. № СИ/5968/24 от21.05.2024).
Письмом вх. № 9576/24 от 24.05.2024г. ДТиДБК мэрии г. Новосибирска представил пояснения, суть которых сводится к несогласию с выданным предупреждением.
Иных сведений от ДТиДБК мэрии г. Новосибирска по факту исполнения Предупреждения № 054/01/15-610/2024 в Новосибирское УФ АС России не поступало.
Таким образом, Предупреждение № 054/01/15-610/2024 в установленный срок не исполнено.
Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного издан Приказ от 05.06.2024 г. № 35/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения департаментом транспорта и дорожно-благоустрои- тельного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Назначить дело № 054/01/15-1385/2024 к рассмотрению на 10.07.2024 в 09-30 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 1014. Регистрация ответчика в кабинете 1114.
Уведомляем о возможности участия в рассмотрении дела путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.
Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.
Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.
- Привлечь к участию в рассмотрении дела № № 054/01/15-1385/2024 в качестве ответчика: департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194; юридический адрес: 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, 34).
- Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя прокуратуру Новосибирской области.
- Ответчику в срок до 03.07.2024 года представить обы я по существу дела.