Заключение №054/01/11-1777/2021 ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» от 22 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
№ 054/01/11-1777/2021 от 16.09.2021 года

22 октября 2021 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…>

рассмотрев дело № 054/01/11-1777/2021 от 16.09.2021 года, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ланкс» (далее – ООО «Ланкс»; ИНН: 5403320838, 630066, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, д. 19, корп. 10, кв. 328), обществом с ограниченной ответственностью «Агета» (далее – ООО «Агета»; ИНН: 5403002200, 630066, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, д. 19), обществом с ограниченной ответственностью «Контрактные системы» (далее – ООО «Контрактные системы»; ИНН: 5403359095, 630066, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, д. 19, кв. 328) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ответчиков:

ООО «Ланкс»: <…> (директор ООО «Ланкс»),

ООО «Агета»: <…> (представитель по генеральной доверенности № 3 от 01.10.2021 года),

ООО «Контрактные системы»: <…>  (директор ООО «Контрактные системы»),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Новосибирским УФАС России рассмотрены материалы, направленные Московским УФАС России (вх. № 10607 от 16.06.2021 года), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838), ООО «Агета» (ИНН 5403002200), ООО «Контрактные системы» (ИНН 5403359095) при участии в закупочных процедурах в рамках реализации национального проекта «Образование».

В связи с выявлением в действиях ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом Новосибирского УФАС России от 16.09.2021 года № 191 возбуждено настоящее дело и создана Комиссия по его рассмотрению.

Определением от 20.09.2021 года дело о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 04.10.2021 года в 14.00 часов.

Определением от 04.10.2021 года рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных материалов по делу на 22.10.2021 года в 11.30 часов.

22.10.2021 года дело рассмотрено в присутствии представителей лиц, участвующих в деле: директора ООО «Ланкс» <…>, представителя ООО «Агета» <…>  (представитель по генеральной доверенности № 3 от 01.10.2021 года), директора ООО «Контрактные системы» <…>.

Представителями ответчиков даны пояснения по существу дела (в том числе письменные), представителям ответчиков заданы вопросы по существу дела.

Нарушения процессуальных норм рассмотрения дела, а также прав ответчиков по делу не установлены.

 

ООО «Агета» представило пояснения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/11-1777/2021 (вх. № 17632э от 01.10.2021 года, вх. № 18482э от 18.10.2021 года).

Пояснения ответчика сводятся к несогласию с наличием вменяемого нарушения.

При проведении электронного аукциона № 0873500000820004468 ООО «Агета» не смогло делать снижение ниже максимальной цены аукциона в связи с отсутствием необходимого количества предлагаемой к поставке модели ноутбука, поскольку товар пропал из резерва у поставщика. ООО «Агета» хотело победить в аукционе с минимальным снижением.

При проведении электронного аукциона № 0342100003120000270 ООО «Агета» подало заявку в аукцион без программного обеспечения, так как не имеет опыта внедрения и адаптации российского программного обеспечения на ПЭВМ. Для указанного аукциона ООО «Агета» были поставлены в резерв ноутбуки в количестве 31 шт. (позиция ноутбук тип 1) в компании Треолан. По позиции ноутбук тип 2 в количестве 17 шт. резерв не требовался, так как к поставке подходили игровые ноутбуки, которые были в достаточном количестве у разных поставщиков. ООО «Агета» победило в аукционе на основании протокола подведения итогов электронного аукциона. На основании отсутствия программного обеспечения Заказчик отклонил заявку ООО «Агета» по 2 части.

ООО «Агета» играет в собственных интересах для обеспечения получения максимальной прибыли и не мешает другим участникам принимать участие в аукционах:

ООО «Агета» имеет юридический адрес: 630066, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, дом № 19 (в данном доме 360 квартир). В данном доме было зарегистрировано 30 различных организаций.

Законом не запрещено:

- совпадение юридических адресов. Совпадение ip адресов объясняется нахождением компаний в одном доме у одного оператора связи. В связи с короновирусом в 2020 году многие самоизолировались по домам.

- пользование услугами единой бухгалтерии.

У компании ООО «Агета» расчётный счёт открыт в Сбербанк.

ООО «Агета» не использовало стратегию отказа от добровольной борьбы - в одной процедуре оно стало победителем, отклонили по второй части, в другой не хватало ноутбуков (ноябрь 2020 года). Поставщики в этот период времени отдают товар под живые деньги, собственных денег не хватало.

ООО «Агета» готовило заявки независимо от ООО «Ланкс» и ООО «Контрактные системы». Заявки ООО «Агета» отличаются от других участников аукционов.

 

ООО «Ланкс» представило пояснения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/11-1777/2021 (вх. № 17618 от 30.09.2021 года, вх. № 18415э от 15.10.2021 года).

Пояснения ответчика сводятся к несогласию с наличием вменяемого нарушения.

Анализ, проведенный Новосибирским УФАС России по аукционам, которые прошли с снижением, ООО «Ланкс» считает некорректным, так как предъявляемые нарушения произошли в 3-4 квартал 2020 года. В этот период конъюнктура рынка изменилась: государственным заказчикам стали нужны ноутбуки для обеспечения удаленной работы в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Во 2-4 квартал 2020 года на рынке образовался дефицит ноутбуков и их стоимость выросла на 30 %.

ООО «Ланкс» по аукционам № 0873500000820004468 и № 0873500000820004510 сделало свои предложения и победило в торгах. Конкуренты не смогли подать предложения ниже либо по экономическим причинам, либо из-за отсутствия необходимого товара. Также ООО «Ланкс» заранее купило и зарезервировало товар по данным аукционам у разных поставщиков.

ООО «Ланкс» не видит количество участников до момента выхода протокола рассмотрения заявок и не могло их ограничить, подав свои предложения в участиях в указанных аукционах.

Снижение цены аукциона зависит от ряда факторов: грамотно составленное техническое задание, наличие оборудования на рынке, своевременный расчёт НМЦК до аукциона, проверка заказчиком первых частей в части конкретных показателей предложенного товара на соответствие техническому заданию, наличие множества поставщиков, наличие товара.

Минимальное снижение цены контракта в аукционе является следствием возросшей цены на товар, заявка участника соответствует ТЗ Заказчика, начальная цена установлена в размере, не предполагающем ее значительного снижения в ходе торгов.

Компании ООО «Ланкс» и ООО «Контрактные Системы» используют разные стратегии участия в электронных аукционах вне зависимости друг от друга:

- Подача заявки, соответствующей ТЗ;

- Подача заявки, не соответствующей ТЗ;

- Подача заявки с улучшенными характеристиками ТЗ;

- Подача заявки с оборудованием, имеющимся на складе/на рынке.

Участники, предлагающие оборудование, соответствующее ТЗ, не имеют возможности снижаться, выигрывает заявка с несоответствием ТЗ. Если поданы заявки с несоответствием ТЗ несколькими участниками, то цена снижается значительно.

ООО «Ланкс» и ООО «Контрактные Системы» действуют в своих экономических интересах, предлагают оборудование вне зависимости друг от друга, оно различно по качественным и ценовым показателям.

Анализ, произведенный специалистами Новосибирского УФАС России, является частным случаем возможных решений хозяйствующих субъектов.

Доля компаний ООО «Ланкс», ООО «Контрактные Системы» и ООО «Агета» на рынке ничтожна мала, их положение на ранке не является доминирующим, суммарная выручка за 2020 год составляет в 5 раз меньше максимально допустимой. Их согласованные либо не согласованные действия не могут привести к ограничению конкуренции на рынке.

На основании пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается: физическое лицо, его супруг (<…>  и <…>  супруги).

В соответствии с частью 5 статьи 11.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запреты на повышение, снижение или поддержание цен на торгах не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает восемь процентов.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

 

ООО «Контрактные системы» представило пояснения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/11-1777/2021 (вх. № 17631э от 01.10.2021 года, № 18481э от 18.10.2021 года).

Пояснения ответчика сводятся к несогласию с наличием вменяемого нарушения.

В электронном аукционе № 032100003120000270 победило ООО «Агета», но его заявку признана не соответствующей на этапе заключения контракта. Таким образом, данный конкурс можно считать заключенным с единственным поставщиком. ООО «Контрактные системы» выходило в данном конкурсе по максимальной цене и не собиралось поставлять оборудование по ГОЗ с более низкой ценой, поскольку было известно, что в данном контракте требуется работа не только по поставке самого оборудования, но и работа по предоставлению большого количества документов и доказательств соответствия оборудования ТЗ Заказчика, а также необходимость осуществлять казначейское сопровождение. В обычных контрактах на поставку такого же оборудования такая работа отсутствует. В данном конкурсе требовалась не только поставка ноутбуков, но еще и установка адаптированного программного обеспечения Роса. ООО «Контрактные системы» потратило много времени на его установку и адаптацию. В данном контракте поставлялось два различных вида ноутбуков - Тип 1 и Тип 2, это потребовало двойной работы по документам, так как ноутбуки поставлены разных производителей от разных поставщиков.

На момент проведения конкурса № 0873500000820004510 ГБОУ Школа № 1363 (НМЦК 3 596 342,40 рублей) у ООО «Контрактные системы» отсутствовала финансовая возможность заблаговременного резервирования и оплаты товара у поставщиков оборудования, так как на расчетном счету было ограниченное количество денежных средств (393 652,66 рублей). Информация о допуске к аукциону № 0873500000820004510 поступила 11.11.2020 года. Доступный к поставке товар был уже зарезервирован другими компаниями, но так как в день аукциона на расчетный счет организации уже поступили деньги, было принято решение сделать ход по максимальной цене аукциона, надеясь на то, что в связи с нехваткой ноутбуков на рынке другие конкурирующие не смогут сделать снижение, либо их заявки будут отклонены.

ООО «Контрактные системы» не согласно с обвинениями в картельном сговоре.

Совпадение IP-адресов различных организаций обусловлено использованием общей сети, расположением в одном здании.

 «Стратегия добровольного отказа от конкурентной борьбы» обусловлена конъюнктурой рынка:

- повышением цен на ноутбуки, из-за необходимости многих работать удаленно в период короновирусной инфекции и соответственно возросшим спросом на них;

- отсутствием необходимого количества ноутбуков на рынке.

Подготовка НМЦК происходила до повышения цен на ноутбуки.

Согласно анализу других конкурсов, в этот период времени снижение цены аукционов минимально, многие участники даже не делали свои предложения, по тем или иным причинам.

Новосибирское УФАС России в своем анализе оперируют конкурсами за 2018 год, 2019 год. Данное сравнение не корректно с 2020 годом, когда ситуация на рынке ноутбуков сильно поменялась (удаленная работа, короновирус).

ООО «Контрактные системы» действует в рамках своих экономических интересов с четкой опорой на свои финансовые возможности, своими действиями не ограничивает конкуренцию на электронных торгах.

Руководители ООО «Ланкс» и ООО «Контрактные системы» являются супругами, но даже в этих отношениях они конкурируют между собой, подавая различные заявки на поставку оборудования, тем самым увеличивая конкуренцию.

<...> по совместительству работает в ООО «Агета» и ведет бухгалтерский учет компании, в другой деятельности компании ООО «Агета» участия не принимает.

Расчетный счет ООО «Контрактные системы» открыт в ПАО «Сбербанк».

 

В ходе анализа имеющихся материалов и доказательств установлено следующее.

Давая оценку факту нахождения/не нахождении ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838), ООО «Агета» (ИНН 5403002200), ООО «Контрактные системы» (ИНН 5403359095) в составе подконтрольной группы лиц (в понимании норм Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, указанным в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно частям 7, 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под контролем в указанной статье закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Необходимо разделять правые лексемы «группа лиц» (статья 9 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и «подконтрольная группа лиц» (части 7, 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). При этом иммунитетом к вменению антиконкурентного соглашения обладает только подконтрольная группа лиц.

Ниже представлены сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о хозяйствующих субъектах ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы».

Общество с ограниченной ответственностью «Ланкс»: 630066, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, д. 19, корп. 10, кв. 328, ОГРН: 1105476035488, дата присвоения ОГРН: 20.07.2010 года, ИНН: 5403320838, КПП: 540301001, учредитель и директор: <…>.

Общество с ограниченной ответственностью «Агета»: 630066, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, д. 19, ОГРН: 1155476016189, дата присвоения ОГРН: 18.02.2015 года, ИНН: 5403002200, КПП: 540301001, учредитель и директор: <…>.

Общество с ограниченной ответственностью «Контрактные системы»: 630066, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, д. 19, кв. 328, ОГРН: 1145476062929, дата присвоения ОГРН: 15.05.2014 года, ИНН: 5403359095, КПП: 540301001, учредитель и директор: <…>.

Таким образом, ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838), ООО «Агета» (ИНН 5403002200), ООО «Контрактные системы» (ИНН 5403359095) не входят и ранее не входили в одну группу лиц по основаниям, указанным в частях 7, 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также, ответчиками ООО «Ланкс» и ООО «Контрактные системы» в качестве довода о подконтрольности заявлен факт заключения брака между <…>. (учредитель и директор ООО «Ланкс») и <…> (учредитель и директор ООО «Контрактные системы»).

Как указывалось ранее, под контролем, необходимым для применения иммунитета к вменению вины в создании картеля, понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

- распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

- осуществление функций исполнительного органа юридического.

Указанные обстоятельства являются исчерпывающими и не подлежат расширенному трактованию, так как установлены прямой нормой федерального права (часть 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Говоря о правовой природе иммунитета необходимо отметить принцип «открытости» лиц перед Законом и федеральными надзорными органами.

Так, лица, заявившие о взаимной подконтрольности, получают такой иммунитет только после наступления значимых с правовой точки зрения действий: внесения в единый реестр юридических лиц таких сведений (либо о владении более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, либо об осуществлении функций исполнительного органа юридического).

Только такие обстоятельства являются существенно значимыми для антимонопольного регулятора, так как позволяют однозначно трактовать добросовестные намерения лиц, участвующих в торгах либо ведущих ценовую игру на том или ином товарном рынке.

В иных обстоятельствах (когда такая подконтрольность фактически есть, но юридически не возведена до неоспоримой гласности) такой контроль не дает право воспользоваться иммунитетом для вменения вины в создании картеля.

При обратном подходе возможен риск наступления таких неблагоприятных последствий, когда лица, имеющие все внешние признаки самостоятельности «маскируются» под добросовестных участников торгов принимая совместное участие в закупках, при этом не имея целью в существенной мере конкурировать между собой из-за негласного контроля.

Те обстоятельства, при которых два и более субъектов внешне являются независимыми лицами (для контролирующих органов, для государственных заказчиков, для конкурентов - иных участников закупок), но фактически находятся под контролем одного лица может указывать на заключение антиконкурентного соглашения.

Таким образом, доводы о заключении брачных отношений между Лаврентьевым Е.Ю. и Чистиковой Н.Ю. не только не освобождают ответчиков от ответственности, но и указываю на те обстоятельства, при которых хозяйствующие субъекты имели тесную взаимосвязь не позволяющую отнести их к добросовестным конкурентам, при этом оставаясь внешне, «мнимо» независимыми для контролирующих органов, для государственных заказчиков, для настоящих конкурентов - иных участников закупок.

 

При оценке фактов совместного участия участников предполагаемого картеля в конкурентных процедурах установлено следующее.

В адрес электронных торговых площадок (далее - ЭТП) были направлены запросы информации с целью установления перечня торгов, в которых принимало участие ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838), ООО «Агета» (ИНН 5403002200), ООО «Контрактные системы» (ИНН 5403359095).

Анализ представленной ЭТП информации выявил, что ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838), ООО «Агета» (ИНН 5403002200), ООО «Контрактные системы» (ИНН 5403359095) принимают совместное участие в торгах, используя единую цифровую инфраструктуру.

В качестве выявленных эпизодов противоправной деятельности, выраженных в заключении реализации антиконкурентного соглашения на торгах, допустимо выделить следующие торговые процедуры.

 

30.10.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0873500000820004468.

Указанный электронный аукцион проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Наименование объекта закупки: поставка компьютерной техники (ноутбуков) для нужд ГБОУ Школа № 329.

НМЦК торгов: 5 575 233,60 рублей.

Организатор торгов: Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений департамента образования и науки города Москвы».

Заказчик торгов: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 329 имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова».

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 09.11.2020 года на участие в аукционе подано три заявки, две заявки допущены к участию.

В соответствии с Протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2020 года участие в аукционе приняли два участника: ООО «Ланкс», ООО «Агета».

Заявки ООО «Ланкс», ООО «Агета» признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Предложение о цене контракта ООО «Ланкс» составило 5 547 357,43 рублей (снижение цены на 0.5 %), предложение о цене контракта ООО «Агета» составило 5 575 233,60 рублей (снижение цены на 0 %).

ООО «Ланкс» признано победителем электронного аукциона.

Заявки ООО «Ланкс» и ООО «Агета», а также ценовые предложения данных хозяйствующих субъектов подавались с одного IP-адреса: <...>.

IP-адрес подписания ООО «Ланкс» контракта по итогам проведения электронного аукциона № 0873500000820004468 - <...>.

Государственный контракт № 2772134302120000001 от 07.12.2020 года, заключенный с ООО «Ланкс» по итогам рассматриваемой процедуры, исполнен. Цена указанного контракта составила 5 547 357,43 рублей, фактически оплачено 5 524 567,04 рублей.

 

02.11.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0873500000820004510.

Указанный электронный аукцион проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Наименование объекта закупки: поставка компьютерной техники (ноутбуки) для нужд ГБОУ Школа 1363.

НМЦК торгов: 3 596 342,40 рублей.

Организатор торгов: Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений департамента образования и науки города Москвы».

Заказчик торгов: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1363».

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.11.2020 года на участие в аукционе подано две заявки, которые допущены к участию.

В соответствии с Протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.11.2020 года участие в аукционе приняли два участника: ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы».

Заявки ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы» признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Предложение о цене контракта ООО «Ланкс» составило 3 578 360,69 рублей (снижение цены на 0.5 %), предложение о цене контракта ООО «Контрактные системы» составило 3 596 342,40 рублей (снижение цены на 0 %).

ООО «Ланкс» признано победителем электронного аукциона.

Заявки ООО «Ланкс» и ООО «Контрактные системы», а также ценовые предложения данных хозяйствующих субъектов подавались с одного IP-адреса: <...>.

IP-адрес подписания ООО «Ланкс» контракта по итогам проведения электронного аукциона № 0873500000820004510 - <...>.

Государственный контракт № 2772115120020000071 от 01.12.2020 года, заключенный с ООО «Ланкс» по итогам рассматриваемой процедуры, исполнен. Цена указанного контракта составила 3 578 360,69 рублей.

 

25.05.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0342100003120000270.

Указанный электронный аукцион проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Наименование объекта закупки: Портативная ПЭВМ (ноутбук) тип 1, Портативная ПЭВМ (ноутбук) тип 2.

НМЦК торгов: 2 867 699,58 рублей.

Организатор торгов: Федеральное казенное учреждение «Приволжское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Заказчик торгов: Федеральное казенное учреждение «Приволжское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона, проведенного на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru, от 04.06.2020 года подано две заявки – ООО «Агета», ООО «Контрактные системы». Заявка ООО «Агета» признана не соответствующей требованиям.

Предложение о цене контракта ООО «Контрактные системы» составило 2 867 699,57 рублей (снижение цены на 0 %), предложение о цене контракта ООО «Агета» составило 2 853 361,08 рублей (снижение цены на 0,5 %).

ООО «Контрактные системы» признано победителем электронного аукциона (заявка ООО «Ланкс» отклонена по 2й- части).

Заявки ООО «Агета», ООО «Контрактные системы», а также ценовые предложения данных хозяйствующих субъектов подавались с одного IP-адреса: <...>. IP-адрес подписания ООО «Контрактные системы» контракта по итогам проведения электронного аукциона № 0342100003120000270 - <...>.

Государственный контракт № 03421000031200002700001 от 23.06.2020 года, заключенный с ООО «Контрактные системы» по итогам рассматриваемой процедуры, исполнен. Цена указанного контракта составила 2 867 699,57 рублей.

 

Таким образом, снижение НМЦК в торгах, участие в которых принимали только рассматриваемые хозяйствующие субъекты, составляет от 0 % до 0,5 %.

НМЦК торгов №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510, 0342100003120000270 – 12 039 275,58 руб.

Сумма контрактов - 11 993 417,69 руб.

Обобщенный предмет закупок - поставка электроники (ноутбуки).

Торги №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510 проводились в рамках национального проекта «Образование», торги № 0342100003120000270 - в рамках государственного оборонного заказа на 2020 год.

 

При участии в вышеуказанных закупках ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» использовали один IP-адрес <...>. В соответствии с ответом ООО «Сибирские сети» (вх. 16574э от 15.09.2021 года), указанный IP-адрес предоставлен ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838, юридический адрес: г. Новосибирск, ул. С. Кожевникова, д. 19, кор. 10, к. 328; фактический адрес: г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 20а, кв. 205).

 

В соответствии с информацией, представленной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска (вх. № 97дсп от 14.07.2021 года), усматриваются признаки взаимозависимости между ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» в связи с использованием в ряде случаев взаимодействия с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска указанными хозяйствующими субъектами одинакового IP-адреса - <...>. Установить принадлежность указанного IP-адреса не представляется возможным, поскольку IP-адрес является динамическим.

Отделом по борьбе с картелями был проведен сплошной анализ списков физических лиц, в отношении которых ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» являются плательщиками страховых взносов за период с 01.01.2019 года по настоящее время, представленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска.

Анализом установлено, что гражданка <…> (<…>) является директором ООО «Контрактные системы» и сотрудником ООО «Агета» с 2019 года по настоящее время.

Также, отделом по борьбе с картелями был проведен сплошной анализ движения денежных средств поименованных лиц, установлено что банковские выписки свидетельствуют о движении денежных средств между счетами ООО «Агета», ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы».

 

Кроме того, Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска предоставила сведения о банковских счетах, в соответствии с которыми у рассматриваемых хозяйствующих субъектов были открыты счета в АО «Банк Акцепт»:

1) ООО «Ланкс» - 2 счета: с 28.07.2010 года по 20.10.2017 года; с 28.07.2010 года по 18.05.2018 года.

2) ООО «Агета» - 1 счет: с 04.03.2015 года по 28.06.2019 года.

3) ООО «Контрактные системы» - 1 счет: с 26.05.2014 года по 06.05.2019 года.

По итогам анализа сведений, представленных АО «Банк Акцепт» (вх. № 16481 от 14.09.2021 года), установлено совпадение ip-адресов, используемых хозяйствующими субъектами для соединения с системой Банк-Клиент АО «Банк Акцепт»:

- ip-адреса <...>, <...> использовались ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы»;

- ip-адреса <...>, <...> использовались ООО «Агета», ООО «Контрактные системы».

В соответствии с ответом ООО «Новотелеком» (вх. № 17950э от 06.10.2021 года), в период с 24.11.2015 года по 30.06.2020 года IP-адрес <...> предоставлен <…> (адрес предоставления точки доступа: <…>).

В соответствии с ответом АО «ЭР-Телеком Холдинг» (вх. № 15496э от 30.08.2021 года), в период с 18.06.2015 года по 01.11.2018 года IP-адрес <...> предоставлен ООО «Агета» (адрес предоставления точки доступа: <…>).

В соответствии с ответом ООО «Новотелеком» (вх. № 15556э от 31.08.2021 года), в период с 28.05.2012 года по 04.03.2021 года IP-адрес <...> был предоставлен <…> (адрес точки подключения - <…>), установить связь указанного физического лица с ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» не представляется возможным.

IP-адрес <...> предоставлен ООО «Ланкс», как указано выше.

Таким образом, взаимодействие хозяйствующих субъектов ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» с системой Банк-Клиент АО «Банк Акцепт» осуществлялось с использованием IP-адреса, предоставленного директору ООО «Ланкс» Лаврентьеву Е.Ю., а также IP-адреса, предоставленного ООО «Агета», в ряде случаев ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» использовали IP-адрес, предоставленный ООО «Ланкс».

 

Исходя из проведенного антимонопольного расследования имеются основания полагать, что ООО «Агета», ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы», являясь внешне независимыми игроками товарного рынка, не позиционируют себя как конкуренты при участии в торгах.

На это указывают следующие обстоятельства: идентичный регистрационных адрес юридических лиц (ООО «Агета», ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы»); совпадение ip-адресов подачи заявок и ценовых предложений; совпадение ip-адресов, с которых подавались налоговые декларации и осуществлялось взаимодействие с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска; совпадение ip-адресов, используемых хозяйствующими субъектами для соединения с системой Банк-Клиент АО «Банк Акцепт»; движение денежных средств между счетами ООО «Агета», ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы»; сотрудник ООО «Агета» является также сотрудником ООО «Контрактные системы».

Поименованная выше совокупность фактов однозначно свидетельствует о взаимосвязи ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы».

Соотнося указанную взаимосвязь с возможными негативными последствиями для конкуренции необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Согласно разделу 24 указанного Пленума, при возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах.

В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Как установлено выше, ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы», принимая совместное участие в торгах, отказывались от взаимной конкурентной борьбы.

Фактически картелем сформирована и реализована «стратегия добровольного отказа от конкурентной борьбы».

В торгах, где заявок третьих лиц не было (кроме заявок ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы»), лица действовали по единому алгоритму, разделяясь на «формального игрока» и «основного игрока»:

- формальный игрок подает минимальное ценовое предложение - 0%;

- основной игрок подает ценовое предложение с минимально возможным снижением от первого - 0,5%;

- формальный игрок отказывается от дальнейшей борьбы.

Применение указанной стратегии не соответствует целям конкурентной борьбы на торгах.

Принимая решение об участии в торгах хозяйствующие субъекты несут финансовые затраты как на подготовку соответствующих заявок, так и на внесение обеспечения участия в торгах (в ряде установленных законом случаях).

Отказ от конкурентной борьбы (либо формальное участие в такой борьбе) указывает на добровольное отсутствие добросовестной конкуренции между такими лицами, что содержит в себе состав нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и напрямую несет вред для охраняемых обществом интересов.

При этом следует отметить, что отказ от конкурентной борьбы участниками картельного соглашения может быть компенсирован таким участникам в дальнейшем. С учетом юрисдикционного порядка, установленного главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», получение какой-либо материальной выгоды участником соглашения, отказавшимся от конкурентной борьбы, не всегда может быть доказано антимонопольным органом в отсутствие у него статуса органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия и при высокой латентности всех осуществляемых в рамках картельного соглашения действий.

Отсутствие факта установления прямой выгоды (заключения контракта) не слагает с того или иного лица вины по участию в антиконкурентном соглашении в пользу других членов картеля.

Как справедливо указывает Верховный Суд в обозначенном пленуме, пассивное поведение одного из участников торгов либо отказ от участия в торгах после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах. В частности, не образует соглашения участие в торгах нескольких хозяйствующих субъектов, не связанное с повышением, снижением или поддержанием цен на торгах, но направленное на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения договора с единственным участником.

Однако качественный состав торгов, на которых действовал картель, их начальные (максимальные) цены контрактов, форма проведения не позволяют сделать вывод о том, что участие ответчиков по делу в торгах было направлено исключительно на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения контракта с единственным участником.

Рассматриваемые торги проходили в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.042013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в форме электронного аукциона.

Заключение контракта с единственным участником аукциона не требует ни согласования таких действий с антимонопольными органами, ни проведения дополнительных процедур (например, как при проведении конкурса).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 года № 961 установлены следующие предельные размеры   начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком, участником аукциона несостоявшимися по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

500 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд

250 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд.

В рассматриваемых правоотношениях ни один из заключенных контрактов не попадал под действие указанного Постановления, что подтверждает наличие стратегии, направленной на достижение целей антиконкурентного соглашения.

Давая оценку доводу о соответствии уровня снижения (повышения) цены на торгах как обычному/не обычному для указанной категории товара необходимо отметить, что рынок информатизации и компьютерных программ является технически сложным.

Вместе с тем, при проведении торгов №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510, 0342100003120000270 участники предполагаемого картеля, реализуя стратегию «добровольного отказа от конкурентной борьбы» допустили снижение на 0,5%.

 

Новосибирским УФАС России проанализировано 103 закупочных процедуры, в которых принимали совместное участие рассматриваемые хозяйствующие субъекты с одного IP-адреса, по результатам которых один из них был признан победителем закупки, при этом велась полноценная конкурентная борьба, поскольку в торгах участвовали другие хозяйствующие субъекты.

В тех случаях, когда в торгах участвует не только картель, но и добросовестные участники закупок, процент снижения существенно выше и достигает 50% от НМЦК, при этом обобщенный предмет торгов остается тот же (компьютерная техника (ноутбуки)): 0873500000820004481 (снижение 15,5 %, контракт заключен с ООО «Ланкс», контракт исполнен), 0873500000820004480 (снижение 24,5 % контракт заключен с ООО «Ланкс», контракт исполнен), 0372100054618000096 (снижение 29,9 %, контракт заключен с ООО «Контрактные системы», контракт исполнен), 0873500000819005618 (снижение 30,2 %, контракт заключен с ООО «Ланкс», контракт исполнен), 0864500000218004904 (снижение 40,8 %, контракт заключен с ООО «Ланкс», контракт исполнен), 0137300039719000190 (снижение 51,7 %, контракт заключен с ООО «Агета», контракт исполнен).

Таким образом ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» при участии в торгах на поставку ноутбуков при проведении которых (торгов) не реализована схема «добровольного отказа от конкурентной борьбы» не только допускали существенное снижение (до 50% от НМЦК), но и исполняли контракты по указанным ценам.

Таким образом, уровень снижения цен на торгах, при проведении которых действовал картель, 0,5 % не соответствует уровню снижения (повышения) цены на торгах для указанной категории товара (ноутбуки).

Совместное участие лиц, внешне являющихся самостоятельными субъектами в государственных (муниципальных закупках), при этом не позиционируют себя как конкуренты, свидетельствует о наличии запрещённого статьёй 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашения, которое может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Данное подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2020 года по делу № А40-253778/2018, оставленное в силе Определением Верховного суда РФ от 16.11.2020 года № 304-ЭС20-18368).

В соответствии с понятиями, закрепленными в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью; соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 Как обосновано указывает Седьмой Арбитражный Апелляционный суд в Постановлении № А45-12373/2018, хозяйствующие субъекты, являясь отдельными юридическими лицами, выступали в торгах как самостоятельные участники, подавали заявки и принимали участие в аукционах, создавая видимость конкуренции (либо видимость готовности к такой борьбе), в дальнейшем осуществляли исполнение контрактов.

Указанная позиция поддержана Определением Верховного Суда РФ от 19.08.2019 года № 304-ЭС19-14085.

Таким образом, имеются основания полагать, что между ООО «Ланкс» (ИНН 5403320838), ООО «Агета» (ИНН 5403002200), ООО «Контрактные системы» (ИНН 5403359095) заключено и реализовано антиконкурентное соглашение, целью которого является ограничение (недопущение) конкуренции при проведении торгов №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510, 0342100003120000270.

НМЦК торгов №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510, 0342100003120000270 – 12 039 275,58 руб.

Сумма контрактов - 11 993 417,69 руб.

Обобщенный предмет закупок - поставка электроники (ноутбуки).

Торги №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510 проводились в рамках национального проекта «Образование», торги № 0342100003120000270 - в рамках государственного оборонного заказа на 2020 год.

 

Инструменты предполагаемого сговора:

- идентичный регистрационный адрес юридических лиц (ООО «Агета», ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы»);

- совпадение ip -адресов подачи заявок и ценовых предложений;

- совпадение ip-адресов, с которых подавались налоговые декларации и осуществлялось взаимодействие с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска

- совпадение ip-адресов, используемых хозяйствующими субъектами для соединения с системой Банк-Клиент АО «Банк Акцепт»;

- движение денежных средств между счетами ООО «Агета», ООО «Ланкс», ООО «Контрактные системы»;

- факт перекрестного трудоустройства сотрудников между ООО «Агета» и ООО «Контрактные системы»;

- наличие единой стратегии достижения антиконкурентного соглашения;

- снижение цен при проведении торгов, не свойственное рассматриваемому товарному рынку.

Антимонопольным органом был проведен и принят во внимание аналитический отчет от 20.10.2021 года, подготовленный Отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам исследования состояния конкуренции при проведении электронных аукционов №№ 0873500000820004468, 0873500000820004510, 0342100003120000270.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о наличии признаков заключенного между ООО «Ланкс», ООО «Агета», ООО «Контрактные системы» запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашения, которое может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Связанные организации

Связанные организации не указаны