Решение №054/06/99-34/2023 обращение ИП Агеева Н.Н. о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «... от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/99-34/2023

 

13 февраля 2023 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев обращение ИП Агеева Н.Н. о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГДКБСМП» и уполномоченным учреждением – ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0851200000622008129,

в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ИП Агеева Н.Н. о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГДКБСМП» и уполномоченным учреждением – ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0851200000622008129.

Изучив информацию, представленную заказчиками и уполномоченным учреждением, а также информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок заявка ИП Агеева Н.Н. была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. В обоснование принятого решения единая комиссия указала следующее: участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, что не соответствует п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и п.4 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.

ИП Агеев Н.Н. с решением единой комиссии не согласен на основании следующего.

В соответствии с п.4 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке участнику необходимо представить в составе заявки копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с правом оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов, указанных в описании объекта закупки в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО) и (или) группы, и (или) подгруппы отходов, к которым относятся конкретные коды отходов, указанные в описании объекта закупки, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых выдана лицензия или копию выписки из реестра лицензий лицензирующего органа по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении (в соответствии со ст.21 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343).

Вместе с тем, по мнению ИП Агеева Н.Н., указанные в описании объекта закупки коды ФККО не регламентированы СанПиН, которые регулируют порядок сбора, транспортирования и обезвреживания медицинских отходов. 

На основании изложенного, ИП Агеев Н.Н. считает, что его заявка полностью соответствует требованиям действующего законодательства и не подлежала отклонению единой комиссией уполномоченного учреждения.

В соответствии с пп. «н» п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование о наличии у участников закупки копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с правом оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов, указанных в описании объекта закупки в соответствии с ФККО и (или) группы, и (или) подгруппы отходов, к которым относятся конкретные коды отходов, указанные в описании объекта закупки, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых выдана лицензия или копии выписки из реестра лицензий лицензирующего органа по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении.

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст.49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» (далее – Постановление Правительства РФ № 681) утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

В соответствии со ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. Указанное также подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 12.11.2020 № 17/99041/20.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности, Законом об отходах требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с положениями ст.1 Закона об отходах уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом об отходах.

Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона об отходах.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что предметом данной закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) отходов III-IV класса опасности, включая обеззараженные медицинские отходы классов «Б», «В», патологоанатомических и органических операционных медицинских отходов класса Б (органы, ткани).

Таким образом, из описания объекта закупки следует, что заказчик передает на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Таким образом, оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, подпадает под действие Закона об отходах, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, уполномоченное учреждение правомерно установило требование о наличии у участников закупки копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с правом оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО.

Кроме того, на основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод ИП Агеева Н.Н. о неправомерности разделения в описании объекта закупки медицинских отходов по кодам ФККО является несостоятельным, поскольку в соответствии с описанием объекта закупки заказчик передает исполнителю отходы потребления, а не медицинские отходы (обеззараженные дезинфицирующими средствами медицинские отходы классов «Б» и «В» относят к отходам производства и потребления).

В соответствии с подп. «а» п.1 ч.3 ст.48, подп. «а» п.1 ч.11 ст.48, подп. «а» п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе обязанность членов комиссии по осуществлению закупок заключается в рассмотрении заявок на участие в закупке, информации и документов, направленных оператором электронной площадки, на предмет соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки.

Изучив заявку на участие в закупке ИП Агеева Н.Н., Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что участником закупки в составе заявки была представлена копия лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной ООО «Чистый Город». Вместе с тем, требованиям, установленным в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, должен соответствовать непосредственно участник закупки, в данном случае – ИП Агеев Н.Н.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что единая комиссия уполномоченного учреждения приняла правомерное решение об отклонении заявки ИП Агеева Н.Н. на основании п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.

Между тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено следующее.

Пунктом 2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений данного Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют данному Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона заявка ИП Агеева Н.Н. была отклонена единой комиссией на основании п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе – несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, что не соответствует п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и п.4 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в нарушение положений п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе единая комиссия уполномоченного учреждения не указала в протоколе подведения итогов закупки надлежащее обоснование отклонения заявки участника.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях заказчика – ГБУЗ НСО «ГДКБСМП» отсутствие нарушений Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» нарушение положений п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны