Постановление №054/04/14.31-99/2020 в отношении должностного лица – директора ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-99/2020

о назначении административного наказания

5 марта 2020 года                                                                                                          г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <…>, рассмотрев протокол № 054/04/14.31-99/2020 от 22 января 2020 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – директора ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» <…> (назначен на должность в соответствии с Протоколом № 22 общего собрания участников ООО «ЭнергоРесурс» от 13.06.2013 г., <…>), в отсутствие <…>, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом письмом исх. № 02-1576 от 05.02.2020 г.,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 23.10.2019 г. по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-1297/2019 ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» признано:

- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в границах объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

- нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем неисполнения обязанности по направлению в адрес АО «БЭТ» проекта договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, предусмотренной п. 55 Правил № 644, и уклонения от заключения с АО «БЭТ» договора на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило заявление АО «БетЭлТранс» Горновского завода спецжелезобетона – филиала АО «БЭТ» (далее – АО «БЭТ») на действия ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», выразившиеся в отказе от заключения с АО «БЭТ» договора на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Разделом II Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, утвержден порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод (далее – Правила № 644).

Согласно пп. 45, 46 Правил № 644 договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод.

Заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным (п. 46 Правил № 644).

В соответствии с п. 55 Правил № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), которая намерена заключить договор по транспортировке холодной воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, направляет в транзитную организацию проект такого договора и заявку на заключение договора, которая содержит следующие сведения:

а) наименование и реквизиты организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации);

б) точки приема и точки подачи холодной воды, точки приема и точки отведения сточных вод;

в) объемы и предполагаемый режим подачи холодной воды и приема сточных вод;

г) акт разграничения балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности сторон;

д) срок начала оказания услуг по передаче холодной воды, сточных вод;

е) проект договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке сточных вод (в 2 экземплярах);

ж) нормативы допустимых сбросов абонентов, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Для ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 06.12.2018 г. № 674-В установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на территории Тогучинского района Новосибирской области, на период регулирования 2019-2023 гг.

Следовательно, ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией).

Как подтвердила администрация р.п. Горный в ответе на запрос антимонопольного органа, в настоящее время ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» является гарантирующей организацией, осуществляющей на территории р.п. Горный деятельность по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению.

На данный момент действует Постановление администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области от 28.06.2013 г. № 287/1 «Об определении гарантирующей организации и определении зоны ее деятельности на территории рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области».

Согласно Аналитическому отчету Отдела товарных и финансовых рынков по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области в границах объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО «ЭнергоРесурс», в том числе, водопроводных и канализационных сетей ООО «ЭнергоРесурс» за период с января 2018 г. по март 2019 г., ООО «ЭнергоРесурс» занимало доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области в период с января 2018г. по март 2019 г.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно Правилам № 644 транзитная организация – это организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

Для АО «БетЭлТранс» (АО «БЭТ») Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 22.01.2019 г. № 20-В «Об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для Акционерного общества «БетЭлТранс», осуществляющего деятельность по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод на территории рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области в лице филиала Горновский завод спецжелезобетона, на 2019 г. установлен тариф на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Следовательно, АО «БЭТ» является транзитной организацией.

Таким образом, в рассматриваемом случае согласно пп. 46, 55 Правил № 644 гарантирующая организация – ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» должна была направить в адрес организации, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод – АО «БЭТ» – заявку и проект договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод.

Поскольку ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не выполнило обязанность по направлению заявки и проекта договора в адрес заявителя, АО «БЭТ» самостоятельно направило в адрес ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» заявку о заключении договора по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод (исх. № 13/257  от 31.01.2019 г.).

Письмом исх. № 21 от 04.02.2019 в ответ на вышеуказанную заявку о заключении договора ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» ответило заявителю отказом.

Таким образом, в рассматриваемом случае ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не выполнило возложенную на него в соответствии с Правилами № 644 обязанность по направлению в адрес заявителя, как транзитной организации, проекта договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод. 

На заседании комиссии 11.10.2019 г. ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» пояснило, что 27.06.2019 г. в адрес заявителя были направлены не подписанные проекты договоров, а лишь типовые формы договоров, потому что данные, необходимые для заключения договоров с заявителем, на тот момент у ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» отсутствовали.

Данный довод ответчика отклоняется антимонопольным органом на основании следующего.

Согласно п. 45, 55 Правил № 644 договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), которая намерена заключить договор по транспортировке холодной воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, направляет в транзитную организацию проект такого договора и заявку на заключение договора, которая содержит следующие сведения:

а) наименование и реквизиты организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации);

б) точки приема и точки подачи холодной воды, точки приема и точки отведения сточных вод;

в) объемы и предполагаемый режим подачи холодной воды и приема сточных вод;

г) акт разграничения балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности сторон;

д) срок начала оказания услуг по передаче холодной воды, сточных вод;

е) проект договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке сточных вод (в 2 экземплярах);

ж) нормативы допустимых сбросов абонентов, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно п. 56 Правил № 644 транзитная организация в течение 15 дней со дня поступления проекта договора по транспортировке холодной воды, проекта договора по транспортировке сточных вод обязана подписать 2 экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к нему документов, подтверждающих правомочия лица, подписавшего указанный договор и действующего от имени абонента.

В случае если по истечении 15 дней со дня поступления от организации водопроводно-канализационного хозяйства проекта договора (проектов договоров) транзитная организация не представила подписанные проект договора (проекты договоров) либо предложение об изменении проекта договора (проектов договоров) в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типового договора, утверждаемого Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организацией), такой договор считается заключенным на условиях, содержащихся в договоре, представленном организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Транзитная организация в течение 15 дней со дня поступления проекта договора по транспортировке холодной воды или проекта договора по транспортировке сточных вод вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации), направившей такой проект договора, предложение об изменении проекта договора в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», настоящих Правил и условиям соответствующего типового договора (в отношении условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организацией). Указанное обращение с приложением предложений об изменении представленного проекта договора направляется транзитной организацией в организацию водопроводно-канализационного хозяйства любым способом, позволяющим подтвердить вручение.

Как установлено материалами данного дела, ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» направило 27.06.2019 г. в адрес заявителя типовые формы договоров по транспортировке холодной воды и по транспортировке сточных вод, не подписанные и не заверенные печатью со стороны ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС».

Принимая во внимание п. 56 Правил № 644, транзитная организация в течение 15 дней со дня поступления проекта договора по транспортировке холодной воды, проекта договора по транспортировке сточных вод обязана подписать 2 экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к нему документов, подтверждающих правомочия лица, подписавшего указанный договор и действующего от имени абонента.

Учитывая, что ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», в нарушение п. 55 Правил № 644, направило в адрес заявителя не проекты договоров по транспортировке холодной воды и по транспортировке сточных вод, а типовые формы договоров без подписи и соответствующей печати со своей стороны, АО «БЭТ» не смогло реализовать свое право по заключению вышеуказанных договоров с ответчиком, что подтверждает ущемление интересов заявителя.

Представленные в материалах дела № 054/01/10-1297/2019 ответчиком договор № 19/08/2019-13 по транспортировке холодной (питьевой) воды и договор № 20/08/2019-13 по транспортировке сточных вод заключены с АО «БЭТ» 27.08.2019 г., то есть после 27.06.2019 г. – срока, указанного в предупреждении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области в период с января 2018 г. по март 2019 г., выразившиеся в неисполнении обязанности по направлению в адрес АО «БЭТ» проекта договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, предусмотренной п. 55 Правил № 644, и уклонении от заключения с АО «БЭТ» договора на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод, нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответственность должностного лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, директор ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» за нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Согласно пункту 10.3 Устава ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган Общества – «Директор», который подотчетен общему собранию участников Общества.

Согласно Протоколу № 22 общего собрания участников ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» от 13.06.2013 г. <…> является директором ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», следовательно, является должностным лицом в смысле статьи 2.4 КоАП РФ.

Письмо исх. № 21 от 04.02.2019 г. в ответ на заявку исх. № 13/257 от 31.01.2019 г. о заключении договора по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод, в котором ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» отказывает АО «БЭТ» в заключении данных договоров, подписано директором ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» <…>.

В рассматриваемом случае решения и действия <…> привели к нарушению ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, директор ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» <…> за нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный.

Время совершения административного правонарушения – с 04.02.2019 г. (дата отказа в заключении договора) по 27.08.2019 г. (дата заключения с АО «БЭТ» договора № 19/08/2019-13 по транспортировке холодной (питьевой) воды и договора № 20/08/2019-13 по транспортировке сточных вод).

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

У директора ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, в частности, имелась возможность исполнить обязанность по направлению в адрес АО «БЭТ» проекта договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, предусмотренной п. 55 Правил № 644, и не уклоняться от заключения с АО «БЭТ» договора на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Таким образом, директор ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не предпринял зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

Отягчающие обстоятельства, закрепленные статьей 4.3 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлены.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31 и статьей 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и наличие смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать директора ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к директору ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» <…> меру ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, КБК 16111601141010031140, ОКАТО 50401000000, ОКТМО 50701000, УИН 16100500000000454542).

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны