Решение №054/06/31-1125/2022 обращение авиационного альянса «Аэрохимфлот», поступившее в ... от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/31-1125/2022

26 июля 2022 года                                                                                                           г. Новосибирск

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии …

рассмотрев в дистанционном режиме обращение авиационного альянса «Аэрохимфлот», поступившее в Новосибирское УФАС России из ФАС России, указывающее на нарушение заказчиком – ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина» (школа-интернат) и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис» законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0851200000621001424 на оказание услуг по выполнению практических полётов с кадетами на планере Л-13 «Бланик», в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона №44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ №44-ФЗ) провела внеплановую проверку, в ходе которой

УСТАНОВИЛА:

В обращении указано, что, по мнению авиационного альянса «Аэрохимфлот», заказчиком – ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина» (школа-интернат) и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона №0851200000621001424 на оказание услуг по выполнению практических полётов с кадетами на планере Л-13 «Бланик» нарушены требования ст.31 ФЗ №44-ФЗ, а именно, в нарушение требований ч.3 ст.8 и ч.3 ст.61 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) и приказа Минтранса России №494 от 19.11.2020г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии и представлении в составе заявки сертификата эксплуатанта, необходимого для оказания услуг по выполнению полетов.

Кроме того, в соответствии с описанием объекта закупки исполнитель обязуется оказать услуги по проведению практической лётной подготовки, а именно, выполнению полетов на планере Л-13 «Бланик» по программе прохождения практической лётной подготовки, согласованной с заказчиком. При этом, в соответствии с ч.2 ст.54 ВК РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с п.2 приказа Минтранса России от 29.09.2015 N 289 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала» (далее - Правила), данные Правила устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ). Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует требование о наличии у участника закупки сертификата АУЦ, необходимого для оказания услуг по обучению авиационного персонала.

На основании изложенного, авиационный альянс «Аэрохимфлот» считает, что извещение о проведении данного электронного аукциона не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 09.04.2021г. победителем данной закупки признана автономная некоммерческая организация «Новосибирский учебный авиационный центр общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - ДОСААФ). При этом, у данной организации отсутствуют вышеперечисленные документы. Таким образом, отсутствие в аукционной документации требований к участникам закупки, предусмотренных ВК РФ, по мнению авиационного альянса «Аэрохимфлот», повлекло заключение контракта с лицом, не соответствующим требованиям законодательства РФ.

В соответствии с запросом Новосибирского УФАС России заказчик – ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина» (школа-интернат) и уполномоченное учреждение - ГКУ НСО «УКСис» представили пояснения следующего содержания.

В соответствии с описанием объекта закупки в рамках исполнения контракта победителю необходимо осуществить комплекс услуг, в который входит доставка кадетов до палаточного лагеря, прохождение практической летной подготовки, организация проживания и питания, обеспечение проведения медицинского обслуживания, обеспечение правил безопасности и порядка в местах оказания услуг.

При этом, в п.8 описания объекта закупки указано, что при оказании услуги собственными или привлеченными силами, исполнитель должен обеспечить наличие необходимых для проведения занятий разрешающих документов на право выполнения полетов с кадетами на планере Л-13 «Бланик». Также в п.5.3.7 проекта контракта установлено, что исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц – соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг.

Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения, установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки сертификата эксплуатанта привело бы к существенному сужению количества участников закупки.

В части отсутствия в аукционной документации требований о наличии сертификата АУЦ, уполномоченное учреждение сообщило следующее. В соответствии с ч.3 ст.8 ВК РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня, согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

При этом, в рамках данной закупки заказчиком утверждается программа прохождения практической летной подготовки, а не программа подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Кроме того, по мнению заказчика, организация, признанная победителем данной закупки, соответствует требованиям ВК РФ, так как ДОСААФ является субъектом государственной авиации, при этом, у данных субъектов в силу действующего законодательства отсутствует сертификат эксплуатанта.

Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения и заказчика аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив представленные сторонами документы и сведения, а также выслушав представителя авиационного альянса «Аэрохимфлот», Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату размещения закупки в ЕИС) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч.3 ст.8 ВК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

Объектом данной закупки является оказание услуг по выполнению практических полетов с кадетами на планере. В соответствии с описанием объекта закупки исполнитель должен обеспечить прохождение практической лётной подготовки. Таким образом, исходя из наименования объекта закупки и требований к услугам, установленных в описании объекта закупки, участник закупки должен соответствовать требованиям ВК РФ, а именно, иметь сертификат эксплуатанта. При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, возможность привлечь соисполнителей, предусмотренная в описании объекта закупки и проекте контракта, не отменяет обязанность участника закупки соответствовать требованиям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ, в частности, ВК РФ. 

В части доводов заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с письмами Министерства обороны №603/6/3559 от 03.08.2021г. и №603/6/673 от 28.03.2022г. авиация, используемая ДОСААФ, не относится ни к одному из видов государственной авиации. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства транспорта РФ №01-0205/1285 от 16.04.2013г. авиация ДОСААФ относится к гражданской авиации. Таким образом, на авиацию ДОСААФ распространяются требования, установленные в ч.3 ст.8 ВК РФ, в частности, о наличии сертификата эксплуатанта.

Исходя из изложенного Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что аукционная документация размещена в ЕИС с нарушением требований п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ, а именно, в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки сертификат эксплуатанта.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки было установлено, что данная закупка была размещена в ЕИС 31.03.2021г. Таким образом, производство по делам об административном правонарушении не целесообразно в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

В части отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии сертификата АУЦ, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч.3 ст.8 ВК РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

Таким образом, Правила устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ).

Вместе с тем, в соответствии с описанием объекта закупки в рамках данной закупки оказываются услуги по прохождению практической лётной подготовки. При этом, по итогам прохождения подготовки выдача какого-либо документа об обучении (образовании) кадетов специальностям авиационного персонала не предусмотрена.

Исходя из изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила, что требование к участникам закупки о наличии сертификата АУЦ, не должно было быть установлено в рамках данной закупки.

В ходе проведения проверки Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 09.04.2021г. победителем данной закупки признано ДОСААФ. При этом, из вышеперечисленных документов следует, что данный участник закупки не вправе оказывать услуги, предусмотренные объектом закупки. 21.04.2021г. между заказчиком и ДОСААФ был заключен контракт.

Таким образом, неустановление в аукционной документации требований к участникам закупки, предусмотренных п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ и ВК РФ, привело к заключению контракта с лицом, которое фактически не могло оказывать услуги, предусмотренные объектом закупки.

Данный вывод Комиссии Новосибирского УФАС России подтверждается также позицией Ространснадзора, изложенной в предостережении №6.1.14-647 от 27.04.2022г., выданном ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина» (школа-интернат).

Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать, в действиях заказчика – ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина» (школа-интернат) и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» нарушение требований п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны