Решение №054/06/14-235/2023 жалоба ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия заказчика – ГКУ НСО «... от 16 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-235/2023

 

16 февраля 2023 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦРМТБО» при проведении запроса котировок в электронной форме № 0851200000423000002 на поставку оборудования (видеокамер) для оснащения образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, принимающих участие в мероприятиях по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», начальная (максимальная) цена контракта 1 686 141,31 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦРМТБО» при проведении запроса котировок в электронной форме № 0851200000423000002 на поставку оборудования (видеокамер) для оснащения образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, принимающих участие в мероприятиях по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Суть жалобы ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 1236).

По мнению подателя жалобы, неотъемлемой частью объекта закупки является программное обеспечение (далее – ПО). Неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства) является ПО, обеспечивающее его функционирование и выполняющее функцию системы управления.

ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» считает, что камера видеонаблюдения (как и любая электронно-вычислительная машина – ЭВМ) в своем составе имеет:

  • вычислительное устройство (процессор);
  • оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);
  • постоянное запоминающее устройство;
  • устройство ввода;
  • устройство вывода.

Таким образом, камера видеонаблюдения захватывает видеоизображение и звук, производит его оцифровку, обрабатывает полученный видеосигнал, выполняет его программную обработку, осуществляет постоянное хранение и его передачу в цифровом виде для дальнейшего отображения или хранения, а также передаёт сигнал системе контроля и управления безопасностью.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что камера видеонаблюдения является ЭВМ со встроенным ПО.

Это подтверждает заключение ТПП Ростовской области № 0489900387 от 18.08.2022 г., согласно которому видеокамера с техническими характеристиками, аналогичными характеристикам в описании объекта закупки № 0851200000423000002, является ЭВМ и материальным носителем программного обеспечения.

В реестре российского ПО имеются сведения о регистрации ПО для применения на цифровых камерах видеонаблюдения:

  1. Порядковый номер реестровой записи № 501204, наименование ПО – микропрограммное обеспечение «Нексус»
  2. Порядковый номер реестровой записи № 490569. Наименование ПО – программное обеспечение для IP-камер серии QVC.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пп. «а» п.2(1) Постановления Правительства РФ № 1236 для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).

При этом, по мнению подателя жалобы, Постановлением Правительства РФ № 1236 не предусмотрены исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, запрет установлен в целом на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств.

Указанные выводы подтверждаются, в том числе, позицией ФАС России, изложенной в решении № 28/06/105-1764/2022 от 08.06.2022 и постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А45-24243/2022 от 24.01.2023 г.

ГКУ НСО «ЦРМТБО» в возражениях на жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» сообщило следующее.

ГКУ НСО «ЦРМТБО» полагает, что материальный носитель по смыслу Постановления Правительства РФ № 1236 – это автономный носитель информации (жесткий диск, USB-флешка, CD-диск и т.д.), позволяющий пользователю прочитать (скопировать) это ПО. Видеокамера таким устройством не является, поскольку материальный носитель в видеокамере – это хранилище данных, не предназначенное для передачи ПО и не позволяющее пользователю прочитать содержащуюся на нем информацию.

Согласно позиции Минфина РФ, изложенной в письме № 29-06-06/116710 от 29.11.2022 г., запрет, установленный Постановлением Правительства РФ № 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с ПО и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) данного Постановления.

Объектом закупки является поставка камер видеонаблюдения. Заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено требование о наличии встроенного ПО в закупаемом товаре и не указаны характеристики такого ПО, ввиду чего положения Постановления Правительства РФ № 1236, по мнению заказчика, неприменимы.

Данные выводы подтверждаются позицией Минцифры России, изложенной в письме от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501, согласно которому законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства № 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении об осуществлении закупки не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.14 Федеральною закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе, товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2(1) Постановления РФ № 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке необходимы камеры видеонаблюдения, в том числе, со следующими характеристиками: HD-формат – Full HD 1080p, разъемы – вход под микрофон, Ethernet.

Согласно заключению ТПП Ростовской области № 0489900387 от 18.08.2022 г. видеокамера с техническими характеристиками, аналогичными характеристикам, указанным в описании объекта закупки № 0851200000423000002, является ЭВМ и материальным носителем программного обеспечения. Данные выводы подтверждаются позицией, изложенной в постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А45-24243/2022 от 24.01.2023 г., а также позицией ФАС России, изложенной в решении № 28/06/105-1764/2022 от 08.06.2022. Комиссия Новосибирского УФАС России не уполномочена производить переоценку результатов экспертизы торгово-промышленной палаты.

Кроме того, в реестре российского ПО имеются сведения о регистрации ПО для применения на цифровых камерах видеонаблюдения:

1.           Порядковый номер реестровой записи № 12466, наименование ПО – микропрограммное обеспечение «Нексус»

2.           Порядковый номер реестровой записи № 12343, наименование ПО – программное обеспечение для IP-камер серии QVC.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в рамках данной закупки должен быть установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 1236, поскольку заказчику к поставке необходимы видеокамеры со встроенным программным обеспечением.

Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1236 не установлен, обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного указанным Постановлением, также не размещено в ЕИС.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236. Довод жалобы подтвержден.

Относительно довода заказчика об отсутствии необходимости установления запрета, предусмотренного Постановлением Правительства № 1236, в том числе, в соответствии с письмом Минцифры РФ от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501, Комиссия считает, что данное письмо носит исключительно информативный характер, не содержит каких-либо указаний относительно закупки видеокамер, а также не является нормативным правовым актом.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦРМТБО» при проведении запроса котировок в электронной форме № 0851200000423000002 на поставку оборудования (видеокамер) для оснащения образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, принимающих участие в мероприятиях по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236.

3. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны