Уведомление №СИ/3558/23, 5590-ЭП/23 жалоба ООО «ИНТЕКС КОРП» на действия ОАО «РЖД» от 31 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFВ Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ИНТЕКС КОРП» (5590-ЭП/23 от 30.03.2023) на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №146/ОКЭ-ЦДТВ/23 на право заключения договоров на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий объектов Западно-Сибирской дирекции по теплоснабжению.
Заявитель сообщает следующее.
23.03.2023 г. был опубликован протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 146/ОКЭ-ЦДТВ/23 на право заключения договоров на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий объектов Западно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению, по итогам которого были отклонены три участника.
В ходе проведения вышеуказанного конкурса были допущены следующие нарушения норм процессуального и материального права.
В нарушение пп. б) ч.3) п. 257 Положения о закупке ОАО «РЖД», Заказчик, отклонив заявку, не указал конкретную информацию по отклонению, чем нарушил свое же Положение о закупках, и ввел в заблуждение участника Закупки.
Так Основанием для отклонения заявок заявителя (поданных 02.03.2023 ) по протоколу указано следующее:
«Участник № 3 на основании пункта 3.9.5 документации о закупке в связи с представлением документов, предусмотренных приложением № 1.4 к конкурсной документации, содержащих недостоверную информацию, а именно: в ходе проверки достоверности сведений, информации, содержащихся в заявке участника (проведенной в соответствии с пунктами 3.9.10, 3.9.11 конкурсной документации) установлено, что в документах, представленных в составе заявки в подтверждение наличия квалифицированного персонала, содержится недостоверная информация:
- в сведениях о квалифицированном персонале по форме приложения № 1.3 к конкурсной документации, договоре возмездного оказания услуг содержится недостоверная информация об ИНН, СНИЛС: по 5 работникам по результатам проверки по данным, указанным в заявке участника на официальном сайте Федеральной налоговой службы информация об ИНН не найдена; по 6 работникам по результатам проверки по данным, указанным в заявке участника, результат проверки СНИЛС на официальном сайте Фонда пенсионного и социального страхования РФ отрицательный.».
Данное отклонение, указанное в протоколе, составлено исключительно из общих фраз об отсутствии ИНН в базе данных Федеральной налоговой службы и недостоверной информации по указанным СНИЛС, однако отсутствует предметное указание лиц или номера ИНН или СНИЛС, которые, по мнению Западно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД», не соответствуют действительности, не может быть признано достаточным в контексте Положения и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 И 223-ФЗ (далее Закон №223 - ФЗ) о соблюдении принципа информационной открытости закупки.
Подобное формирование протокола порождает правовую неопределенность относительно возможности реализации участниками закупки своего права на обжалование результатов закупочной процедуры в установленном законом порядке.
Также указанные действия заказчика препятствуют участникам Закупки в будущем к формированию предложения в соответствии с требованиями заказчика, и, как следствие, создают искусственные барьеры для формирования заявки.
Кроме того, такое содержание протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре с расплывчатыми и неполными формулировками позволяет заказчику в дальнейшем манипулировать реальными причинами отклонения тех или иных заявок участников, фактически формируя подобное решение не на стадии рассмотрения заявок, а в последующем.
Исходя из протокола подведения итогов, Заказчиком были отклонены, без раскрытия конкретных сведений все участники закупки.
Такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на конкретные данные, по которым информация является недостоверной и каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Содержание протокола не позволяет в принципе сделать вывод о предметных причинах отклонения заявок.
Спорный документ непрозрачен и неадминистрируем. Надлежащей информации о предметных причинах отклонения своей заявки податель жалобы лишен.
В то же самое время, несоответствие размещенного в единой информационной системе документа (любого характера) предъявляемым к нему законодательным требованиям следует приравнивать в отсутствие такого документа в принципе, поскольку юридической силы и смысловой нагрузки такой документ все равно не имеет.
Заказчик при формировании протокола использует формальный подход, желает не соблюсти права участников, но любым образом скрыть от них истинные причины принятых в отношении них решений.
Избранный заказчиком правовой подход не только противоречит правам участников, но и законодательно предусмотренному принципу информационной открытости закупок. Кроме того, помимо буквального толкования, существует телеологическое толкование норм, в рассматриваемом случае предполагающее истолкование положений Закона о закупках с его основными принципами.
Кроме того, гражданскому праву присущ диспозитивный метод правового регулирования («разрешено все, что прямо не запрещено»), а потому само по себе буквальное отсутствие в Законе нормы о том, каким образом должен выглядеть протокол рассмотрения заявок, не свидетельствует о том, что заказчик лишен возможности надлежащим образом информировать участников об исчерпывающих причинах принятых в отношении их заявок решений.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Исходя из вышеизложенного, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции".
Информация о поступлении указанной жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: www.novosibirsk.fas.gov.ru.
В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» надлежит представить в Новосибирское УФАС России в срок до 05.04.2023 года документы и сведения, указанные в части 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Со дня направления уведомления, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением установленного требования, является ничтожным.
Рассмотрение жалобы по существу комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области состоится 07.04.2023 в 14-00 часов, по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, каб. 1004.
Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
Уведомляем о возможности рассмотрения жалобы путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.
Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.
О возможности обеспечения связи сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.
Обращаем внимание, что участие в рассмотрении жалобы в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.
В случае неявки лица, участвующего в рассмотрении жалобы или его законного представителя, жалоба может быть рассмотрена в отсутствие указанного лица.
При этом представители лица вправе участвовать при рассмотрении жалобы лично. Рассмотрение состоится по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, этаж 10, каб. 1004, регистрация в кабинете 1016, этаж 10. При этом, представители лица допускаются к рассмотрению при соблюдении масочного режима и иных мер, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).