Решение №3 Решение по делу № 3 в отношении администрации г. Каргата Нов... от 8 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2016 г.                                          г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гаврилов С.Г. – руководитель управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Калинина О. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №3, возбужденное 07.04.2016 по признакам нарушения администрацией г. Каргата Новосибирской области (ул. Транспортная, 14, г. Каргат, 632402) части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

в присутствии главы   администрации г. Каргата Новосибирской области <...> (Распоряжение о вступлении в должность №078-к от 14.06.2013), представителя администрации г. Каргата Новосибирской области <...> (по доверенности от 11.01.2016), в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

08.02.2016 в Новосибирское УФАС России поступило обращение <...> (вх. №487э от 08.02.2016). Заявитель указывает на допущенные администрацией г. Каргата Новосибирской области нарушения законодательства при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды напорного коллектора очищенных сточных вод в г.Каргате Каргатского района НСО.

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  "О защите конкуренции" 07.04.2016 в отношении администрации г. Каргата Новосибирской области возбуждено дело №3 о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрацией г. Каргата Новосибирской области объявлен конкурс на право заключения договора аренды напорного коллектора очищенных сточных вод в г. Каргате Новосибирской области.

08.11.2015 и.о. главы г. Каргата В.В. Пономаренко утверждена Конкурсная документация.

В п. 2 информационной карты Конкурса указаны расположение, протяженность коллектора 3172 м.

Согласно п.18 Информационной карты конкурса для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляется по ценовому критерию.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в конкурсе которой присвоен первый номер.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

По сообщению администрации г. Каргата Каргатского района Новосибирской области на запрос Новосибирского УФАС России (вх. №1586 от 25.02.2016), напорный коллектор очищенных сточных вод в г. Каргате является частью централизованной системы водоснабжения в соответствии с ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п.28 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».)

По решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении определенных видов имущества, в том числе систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод (п.8 Перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса).

Администрацией г. Каргата объявлен открытый конкурс (извещение №101115/0553723/01).

Согласно п. 77.1. Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее – Правила) при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения критерии конкурса формируются в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Параметры критериев конкурса, предусмотренные пунктом 78 настоящих Правил, не устанавливаются.

Согласно п. 4 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если права владения и (или) пользования объектами и (или) системами, указанными в части 1 настоящей статьи (централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем), передаются по договору аренды или по концессионному соглашению, указанные системы и (или) объекты подлежат обязательному техническому обследованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования указываются в конкурсной документации. К конкурсной документации рассматриваемых торгов результаты технического обследования не приложены.

Согласно п. 8 ст. 41.1 4. ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать, в частности:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

2) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в соответствии с частью 14 настоящей статьи;

3) объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия такого договора аренды;

4) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды;

5) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу);

6) величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;

7) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных частью 12 настоящей статьи критериев конкурса;

8) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения по отношению к каждому предыдущему году;

9) один из методов регулирования тарифов, предусмотренных частью 13 настоящей статьи;

10) величину арендной платы;

11) размер задатка;

12) сумму, на которую победителем конкурса должна быть предоставлена банковская гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств арендатора перед арендодателем по договору аренды, а также обязательства арендатора перед арендодателем по договору аренды, надлежащее исполнение которых обеспечивается указанной банковской гарантией (за исключением обязательств, предусмотренных пунктами 6 - 8 части 1 статьи 41.3 настоящего Федерального закона);

(п. 12 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

13) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

14) копию отчета о техническом обследовании передаваемого арендатору по договору аренды имущества.

15) копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае осуществления этой организацией эксплуатации данного имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

16) требования к указанным в части 24 настоящей статьи договорам поставки электрической энергии, а также к банковским гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате по указанным договорам, в том числе суммы, на которые должны быть выданы банковские гарантии, и срок их действия.

Информация согласно п./п. 1-9, 13-14,15 указанной нормы организатором торгов в конкурсной документации не отражена.

Согласно п. 12 ст. 41.1 4. ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В качестве критериев конкурса устанавливаются:

1) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи;

2) долгосрочные параметры регулирования тарифов в соответствии с частью 15 настоящей статьи.

Согласно п. 15 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, являющимся критериями конкурса, относятся:

1) базовый уровень операционных расходов;

2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод доходности инвестированного капитала;

4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации.

Согласно п.18 Информационной карты конкурса для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляется только по ценовому критерию, что является нарушением п. 12 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение (п. 18 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

Установление администрацией г. Каргата в качестве критерия конкурса исключительно цены является нарушением п. 12 ст. 41.1 4. ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Организатор конкурса предусматривает в конкурсной документации по согласованию с органом регулирования тарифов метод доходности инвестированного капитала или метод индексации (п. 13  ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

В конкурсной документации также устанавливаются по согласованию с органом регулирования тарифов следующие долгосрочные параметры регулирования тарифов:

1) размер инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод доходности инвестированного капитала;

2) иные долгосрочные параметры регулирования тарифов для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов, которые установлены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и не являются критериями конкурса в соответствии с частью 15 настоящей статьи (п. 14 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении")

Информация согласно п. 13, 14 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не указана в конкурсной документации.

Департамент по тарифам Новосибирской области письмом №777/33 от 30.05.2016 сообщил Новосибирскому УФАС России следующее.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения производится в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N2416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э.

На территории города Каргата Новосибирской области деятельность в сфере водоотведения осуществляет организация ООО «Энергия». Напорный коллектор сточных вод протяженностью 3172 м входит в состав имущества, арендуемого ООО «Энергия» у Администрации города Каргата для осуществления деятельности в сфере водоотведения. Тарифы на водоотведение для ООО «Энергия» на 2016-2018 годы установлены приказом департамента по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) от 10.12.2015 №426-B.

Администрация города Каргата Новосибирской области для получения информации в соответствии со ст. 41.1 ч. 9, 13 и 14 Федерального закона от 07.12.201 1 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в департамент по тарифам Новосибирской области не обращалась.

Таким образом, организатором конкурса на право заключения договора аренды напорного коллектора очищенных сточных вод в г.Каргате Каргатского района НСО допущено нарушение порядка организации и проведения торгов.

На участие в конкурсе поступила одна заявка от ООО «Энергия», с которым администрация г. Каргата Новосибирской области заключила договор аренды напорного коллектора очищенных сточных вод №110-12-2015 от 24.12.2015 сроком на 5 лет.

Администрация г. Каргата Новосибирской области в объяснении по делу (вх. №464 от 27.04.2016) сообщила, что не согласна с наличием в ее действиях нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать, в частности:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

2) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в соответствии с частью 14 настоящей статьи;

3) объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия такого договора аренды;

4) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды;

5) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу);

6) величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;

7) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных частью 12 настоящей статьи критериев конкурса;

8) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения по отношению к каждому предыдущему году;

13) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

Указанные в пунктах 2 - 8 и 13 части 8 настоящей статьи цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 2 - 8 и 13 части 8 настоящей статьи. Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом по тарифам Новосибирской области указанные документы не выдаются.

Учитывая вьшеизложенное, администрацией города Каргата была проведена независимая оценка рыночной стоимости годовой арендной платы за использование напорного коллектора, очищенных сточных вод протяженностью 3 172,0 м (отчет об оценке рыночной стоимости от 16.11.2015).

Помимо этого, в связи с тем, что при проведении конкурсных процедур по аренде данного имущества участие принимал единственный участник, администрацией города Каргата не были нарушены права претендентов на участие в торгах, и ограничение конкуренции между участниками торгов.

Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Отсутствие в Конкурсной документации сведений в соответствии со ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" могло привести к неправильной оценке претендентами на участие в конкурсе объекта торгов - напорного коллектора очищенных сточных вод. Вследствие чего хозяйствующие субъекты могли не подавать заявки на участие в торгах, что могло привести к сокращению количества участников торгов и ограничению конкуренции между ними.

Однако при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Согласно части 5.1. статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В результате проведения обзора состояния конкуренции на рынке услуг по водоотведению (приему очищенных стачных вод) в границах расположения напорного коллектора очищенных сточных вод г. Каргата Каргатского района Новосибирской области за 2015 г, 1 квартал 2016 Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Согласно информации, представленной в ответе Департамента по тарифам Новосибирской области (вх . №2344э от 30.05.2016 г.), а также в ответе администрации г. Каргата (вх. №4636 от 25.05.2016 г.), на территории г. Каргата Новосибирской области услуги по водоотведению в 2015 г., 1 квартале 2016 г. оказывало только ООО «Энергия».

Других организаций по оказанию данной услуги в рассматриваемый период времени в г. Каргате не было, так как напорный коллектор очищенных сточных вод находился во временном пользовании ООО «Энергия» на основании договора аренды №110-12-2015 от 24.l2.2015 г., заключенного между администрацией г. Каргата и ООО «Энергия» (вх. №4635 от 25.05.2016 г.).

В ходе проведенного анализа рынка услуг по водоотведению в г. Каргате Новосибирской области за 2015 г., 1 квартал 2016 г. было определено, что доступ на этот товарный рынок для других хозяйствующих субъектов затруднен, так как для осуществления данной услуги необходимо наличие коммунальной инфраструктуры, частью которой является напорный коллектор. В соответствии с результатами торгов, проведенных в форме открытого аукциона №101115/0553723/01, напорный коллектор был передан во временное пользование ООО «Энергия» согласно договору № 110-12-2015 от 24.12.2015 г., заключенному между администрацией г. Каргата и ООО «Энергия» (вх. № 4635 от 25.05.2016 г.). Следовательно, только ООО «Энергия» имело возможность предоставлять исследуемые услуги в рассматриваемый период времени.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на исследуемый рынок для потенциальных участников данного рынка являются труднопреодолимыми.

На основании проведенного исследования, а также в соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», можно сделать вывод о том, что ООО «Энергия» в 2015г., 1 квартале 2016 г. занимало доминирующее положение на рынке услуг по водоотведению (приему очищенных сточных вод) в границах расположения напорного коллектора очищенных сточных вод г. Каргата Новосибирской области с долей 100.

Таким образом, нарушение администрацией г. Каргата Новосибирской области  порядка организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды коллектора сточных вод не привело и не могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду отсутствия конкуренции на рассматриваемом рынке.

 Таким образом, в действиях администрации г. Каргата Новосибирской области отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, что является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №3 от 07.04.2016 прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации г. Каргата Новосибирской области признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны