Решение №054/06/33-2006/2023 в отношении ФГБУК «Новосибирский государственный академическ... от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2006/2023

 

«05» октября 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

........................

в присутствии представителей:

заказчика – ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета»: (по доверенности),

подателя жалобы – ООО Управляющая компания «Биосервис»: (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО Управляющая компания «Биосервис» на действия заказчика – ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» при проведении электронного аукциона № 0351100010323000023 на оказание услуг по уборке помещений, чистке имущества и комплексному уходу за предметами культурного наследия НГАТОиБ, начальная (максимальная) цена контракта 50 283 324 руб. 82 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО Управляющая компания «Биосервис» с жалобой на действия заказчика – ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» при проведении электронного аукциона № 0351100010323000023 на оказание услуг по уборке помещений, чистке имущества и комплексному уходу за предметами культурного наследия НГАТОиБ.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 21.09.2023;

2) дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.09.2023;

3) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 03.10.2023;

5) в результате рассмотрения заявок заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

6) победителем электронного аукциона была предложена цена контракта (за единицу услуги) в размере 37 924,47 руб.

Суть жалобы ООО Управляющая компания «Биосервис» заключается в следующем.

1. Податель жалобы считает, что заказчиком в извещении о закупке неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданной Министерством культуры Российской Федерации, на разработку проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Согласно п.2.2.1 описания объекта закупки генеральная уборка осуществляется с 7.00 до 22.00 час., а при необходимости в ночное время на всем объекте или в отдельных помещениях.

По мнению ООО Управляющая компания «Биосервис», заказчик не указал точный диапазон времени, которое считает ночным.

3. В Таблицах №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 описания объекта закупки все значения площадей указаны ориентировочно. Податель жалобы считает, что все значения площадей, указанные в перечисленных таблицах, должны быть точными, а не ориентировочными.

4. В Таблице № 2 описания объекта закупки указаны санитарно-гигиенические помещения заказчика. При этом, в описании объекта закупки не указано количество унитазов, писсуаров, раковин, диспенсеров в административных помещениях. По мнению подателя жалобы, данная информация необходима участникам закупки для формирования объективного ценового предложения.

5. В таблице № 5 описания объекта закупки указана мебель зрительской части (в шт.). Однако в описании объекта закупки не указано количество мебели в шт.

6. В соответствии с п.4.4.1 описания объекта закупки услуги по контракту оказываются беспрерывно. Податель жалобы считает, что данное указание вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в рамках закупки оказание услуг не предусматривает их круглосуточное оказание.

7. В соответствии с п.4.5.2 описания объекта в обязанности исполнителя входит:

  • обеспечение сохранения и восстановления эксплуатационных свойств и внешнего вида поверхностей имущества, предметов и помещений (внутри и снаружи);
  • обеспечение постоянного дежурства оперативного персонала исполнителя на объекте (в том числе, в праздничные и выходные дни);
  • обеспечение бесперебойного процесса оказания услуг в полном объеме на весь период действия контракта.

Вместе с тем, клининговые компании не занимаются реставрацией. Кроме того, указанный пункт также содержит указания на постоянные дежурства и бесперебойный процесс указания услуг.

8. В соответствии с п.4.5.9 описания объекта закупки исполнитель обязан устранить все обнаруженные недостатки услуг своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте, обеспечив при этом сохранность имущества заказчика.

ООО Управляющая компания «Биосервис» считает, что в описании объекта закупки должно содержаться указание на сроки устранения недостатков.

9. В соответствии с п.4.5.12 описания объекта закупки заказчик оставляет за собой право без объяснения причин предъявить требование о замене всего персонала исполнителя или частично на любом этапе исполнения контракта. Исполнитель обязан незамедлительно (в тот же день) представить резервного специалиста персонала исполнителя, который также должен получить допуск к работе на объекте заказчика в порядке, предусмотренном пунктами 3.1.2–3.1.5 части III описания объекта закупки.

По мнению подателя жалобы, в описании объекта закупки должны содержаться критерии требования о полной или частичной замене персонала исполнителя.

Кроме того, согласно п.3.1.2 описания объекта закупки исполнитель обязуется в срок не позднее трех (3) календарных дней до даты начала оказания услуг представить в письменном виде на согласование заказчику списки персонала, задействованного на объекте, в том числе, в последующем изменения (замену) в составе персонала в срок не позднее двух (2) календарных дней до предполагаемой даты внесения изменений в состав персонала. Таким образом, положения п.4.5.12 и п.3.1.2 описания объекта закупки противоречат друг другу.

10. Согласно п.4.5.13.2 описания объекта закупки границы участков и состав персонала исполнителя, задействованного при оказании услуг по контракту, исполнитель может изменить только по предварительному согласованию с заказчиком.

Податель жалобы считает, что данное требование подлежит исключению из описания объекта закупки, поскольку персонал исполнителя не обладает какой-либо индивидуальной квалификацией, а является взаимозаменяемым.

11. Согласно п.4.5.13.3 описания объекта закупки в случае отсутствия специалиста персонала исполнителя, закреплённого на участке оказания услуг по контракту, услуги по контракту на данном участке должны быть оказаны в полном объеме резервным специалистом персонала исполнителя, который также должен быть согласован предварительно с заказчиком. При этом, оказание услуг одним и тем же сотрудником исполнителя на разных участках не допускается.

Податель жалобы считает, что данное требование подлежит исключению из описания объекта закупки, поскольку оно нарушает права исполнителя.

12. Согласно п.4.5.15 описания объекта закупки заказчик не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта формирует заявку на оказание услуг первого месяца оказания услуг по контракту исходя из фактической потребности услуг и перечня услуг, указанного в соответствующих пунктах технического задания, и в соответствии с графиком сцены.

На основании заявки заказчика, исполнитель обязан разработать и согласовать с заказчиком не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня получения заявки на оказание услуг месячный график оказания услуг первого месяца оказания услуг по контракту исходя из объемов, указанных в заявке заказчика, и времени их проведения, указанных в соответствующих пунктах технического задания.

Податель жалобы считает, что срок для выполнения указанных требований у сторон должен быть равным.

13. В соответствии с п.5.1 описания объекта закупки услуги дезинфекции по предписанию контролирующих органов, а также дезинфекция служебного автотранспорта методом озонирования и орошения оказываются по заявке заказчика.

Вместе с тем, извещение о закупке не содержит сведений о наличии у заказчика неисполненных предписаний, а также о количестве имеющегося у заказчика автотранспорта.

14. В соответствии с п.5.1.2 описания объекта закупки указано, что услуги оказываются по заявке заказчика, на основании которой исполнитель разрабатывает график оказания услуг в соответствии с п.4.5.16 раздела 4 технического задания. Количество и периодичность услуг указывается заказчиком в заявке в соответствии с п.4.5.16 раздела 4 технического задания.

При этом, описание объекта закупки не содержит сведений о количестве заявок.

15-16, 18-19, 21-34. Податель жалобы считает, что заказчиком в описании объекта закупки (в таблицах №№ 14-16, 18-19, 21-33) неправомерно не указаны сведения о количестве подлежащих помывке элементов (мусорных корзин, дверей, выключателей, гипсовых бюстов, пожарных шкафов, мебели, радиаторов отопления, зеркал, бытовой техники, техники, стульев, пюпитров, элементов и оборудования систем пожаротушения, навесных ящиков, щитов, розеток, светильников, решеток приточно-вытяжной вентиляции, кабельных коробок и др.).

Кроме того, по мнению подателя жалобы, указанные таблицы описания объекта закупки неправомерно не содержат сведений относительного того на какой высоте необходимо оказывать услуги (в частности, влажную протирку баллюстрад концертного зала, помывку стен, колосников, галерей, вакуумную чистку конструкции портальных башен, уборку настила яруса СЖД, удаление пыли с акустических колонок, вакуумную чистку лепнины колонн, протирку потолочных светильников, люстр, решеток приточно-вытяжной вентиляции на потолках, потолочных светильников, бра, влажную уборку акустического занавеса, дезинфекцию стен, обеспыливанию и влажную протирку металлических несущих конструкций зала, доступных и разрешенных поверхностей безпротивовесных лебедок, вертикальной и горизонтальной наружной поверхности шкафов управления, доступных и разрешенных поверхностей точечных подъемов сцены и вертикальных ферм, всех доступных поверхностей коммуникационных труб и ограждений, протирку металлических несущих конструкций помещения пожарных клапанов, обеспыливание несущих металлических конструкций, поверхности стен, техническое помещение над колосниками, конструкций для крепления роликовых опор и роликов, шахт малых противопожарных клапанов, конструкций противопожарных клапанов, обеспыливание и влажную протирку точечных подъемов, обводных блоков, коммуникационных труб, металлической конструкции колосниковой решетки, поверхности пола старой колосниковой решетки, обеспыливание (вакуумная чистка) и влажную протирку стационарного осветительного портала, акустического занавеса, противопожарного занавеса, направляющих пожарного занавеса, мытье стен в трюме, обеспыливание поверхностей стен, влажную уборку доступных поверхностей стен, обеспыливание и влажную протирку металлических ограждений, обеспыливание и влажную протирку системы атомайзеров (система увлажнение сцены) и др.).

17. В соответствии с п.5.1.3 описания объекта закупки в дни проведения 2-х и более мероприятий необходимо производить основную уборку в полном объеме перед каждым мероприятием.

По мнению подателя жалобы, в таком случае общая площадь уборки увеличивается в размере количества мероприятий.

20. В соответствии с п.5.1 описания объекта закупки не производится уборка мониторов компьютеров, компьютерных «мышей», поверхностей, оснащенных клавиатурой, кнопочным и/или сенсорным управлением, областей вокруг подключения ПК, удлинителей без предварительного согласования с заказчиком.

Податель жалобы считает необходимым добавить к данному требованию обязанность заказчика присутствовать при уборке указанных единиц техники.

35. В разделе 15 описания объекта закупки указано, что качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям обеспечения сохранности и поддержания в эксплуатационном состоянии предмета охраны. Во исполнение п.1 и п.4 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в целях поддержания в надлежащем состоянии без ухудшения физического состояния исполнителю необходимо разработать методические рекомендации по уходу за предметами культурного наследия, являющимися предметом охраны.

Податель жалобы считает, что данное требование подлежит исключению из извещения о закупке, поскольку для разработки методических рекомендаций исполнитель (в соответствии с требованиями извещения о закупке) должен иметь выписку из реестра действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную уполномоченным государственным органом, с правом выполнения работ по разработке проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской, вместе с тем, объектом данной закупки является оказание клининговых услуг, а не реставрация объектов культурного наследия.

36. Согласно п.16.18 описания объекта закупки разрешается использование при уборке только чистых МОП и профессионального протирочного материала. Для обеспечения этого требования рекомендуется ежедневная машинная стирка в промышленных стиральных машинах и сушка всех комплектов МОП/протирочного материала до полного высыхания. Хранение влажных МОП/протирочного материала не допускается. В соответствии с п.16.19 описания объекта закупки, ежедневная стирка МОП/протирочного материала должна производиться на месте в стиральных машинах с последующей сушкой в сушильном барабане. Ежедневная стирка МОП/протирочного материала, применяемых для уборки туалетных комнат, должна производиться отдельно от остальных МОП.

Подателю жалобы из данного пункта описания объекта закупки не ясно, где необходимо размещать указанные стиральные машины и должны ли стиральные машины быть промышленными.

37. Согласно п.18.15 описания объекта закупки время работы: 7 дней в неделю в утреннее, дневное, вечернее и ночное время в соответствии с репертуаром и графиком сцены. Соблюдение требований главы 16 Трудового кодекса РФ является ответственностью исполнителя.

ООО Управляющая компания «Биосервис» считает, что заказчик должен указать планируемый график оказания услуг для формирования участниками закупки объективного ценового предложения.

38. Согласно п.19.7 описания объекта закупки при оказании услуг исполнитель должен согласовать с заказчиком применяемый товар, указать наименование, химический состав, область применения, нормируемый расход.

Данное требование податель жалобы считает избыточным, ограничивающим права потенциального исполнителя, поскольку требования к товарам уже указаны в извещении о закупке.

39. В пунктах № 23 и № 24 приложении № 1 к описанию объекта закупки указаны батарейки (тип 1 и тип 2, с описанием). Вместе с тем, подателю жалобы не ясно какое отношение батарейки имеют к клинингу.

40. В обосновании НМЦК указано, что заказчик не может определить необходимый объем услуг. Оплата оказанных услуг осуществляется исходя из объёма фактически оказанных услуг, но в размере, не превышающем цены контракта.

По мнению ООО Управляющая компания «Биосервис», что заказчиком неправомерно были применены положения ч.24 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» в возражениях на жалобу ООО Управляющая компания «Биосервис» заявило следующее.

1. Согласно ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

Оказание услуг необходимо осуществлять на объекте культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета», расположенного по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 36. На основании Приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 10.12.2017 № 232 определены предметы охраны объекта культурного наследия.

В процессе хозяйственной деятельности заказчика предметы охраны объекта культурного наследия, входящие в перечень выданных охранных обязательств, покрываются различными загрязнениями в виде потожировых отложений, пыли, уличной копоти и других видов загрязнений.

В целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, необходимо периодически производить очистку интерьеров и предметов охраны объекта культурного наследия, находящихся под действием охранных свидетельств.

В связи с тем, что заказчик не имеет возможности приостановить свою деятельность для выполнения этих работ и обеспечить оказание услуг разными исполнителями одновременно в одних и тех же помещениях, уборке помещений, чистке имущества и комплексному уходу за предметами культурного наследия, относящимися и не относящимися к предметам охраны, работы по сохранению объектов культурного наследия включены в соответствующий раздел технического задания по комплексному обслуживанию помещений театра, в том числе, такие работы как уход за поверхностями интерьеров и предметов ДПИ (декоративно-прикладного искусства), перечень которых указан в описании объекта закупки.

Согласно п.2.2 (перечень услуг) описания объекта закупки под уходом за поверхностями понимается защита поверхностей, в том числе, поверхностей предметов охраны и материалов от агрессивных внешних воздействий с целью увеличения длительности сохранения эксплуатационных и эстетических свойств, предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия, без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, а также их восстановления, и включает в себя:

  • уход за поверхностями из природного и искусственного камня;
  • уход за поверхностями из древесных материалов;
  • уход за поверхностями из искусственных и синтетических материалов;
  • уход за стеклянными поверхностями и поверхностями из минеральных сплавов;
  • уход за металлическими поверхностями;
  • уход за золоченными поверхностями;
  • уход за поверхностями из текстильных материалов;
  • уход за отделочными материалами;
  • уход за поверхностями корпусной мебели.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и описания объекта закупки исполнитель обязан оказать услуги, направленные на сохранение и восстановление эстетических и эксплуатационных свойств поверхностей предметов охраны. Исполнитель обязан провести обследование интерьеров (предметов охраны), которые необходимо обслуживать, с целью определения их сохранности и разработки методических рекомендаций. Услуги, оказываемые в отношении рассматриваемых объектов культурного наследия, по своему содержанию связаны с сохранением этих объектов.

При этом, востребована не просто уборка, а уборка и уход за поверхностями согласно специальной методике, которая не может быть разработана самим заказчиком, ее разработка требуется со стороны субъекта, обладающего специальной квалификацией, держателя соответствующей лицензии.

Действия заказчика по включению в извещение о закупке требования о наличии лицензии/выписки из реестра лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не нарушают п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. По окончании даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступили заявки от двух участников закупки.

2. Согласно ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в извещении, описании объекте закупки и проекте контракта заказчиком указано, что объём оказания услуг не определен, что обусловлено основными видами деятельности заказчика, в числе которых, например, создание, исполнение сохранение и распространение произведений музыкально-драматического, хореографического и симфонического искусства. В связи с чем, помещения и предметы, перечисленные в описании объекта закупки, подлежат уборке и уходу за ними по мере необходимости в соответствии с графиком сцены, репертуаром и графиком работы заказчика. Оказание услуг в ночное время осуществляется на основании заявки в зависимости от мероприятий заказчика, проводимых на основании утвержденного графика сцены и репертуара заказчика.

Условия оказания услуг являются способом реализации своих потребностей. При изучении извещения о закупке участник закупки, исходя из своих возможностей, самостоятельно принимает решение о целесообразности участия в закупке и оценки возможного снижения ценового предложения в процессе электронного аукциона с учетом условий описания объекта закупки.

Понятие «ночное время» определено трудовым законодательством Российской Федерации, вместе с тем, заказчик не вступает в трудовые отношения с исполнителем.

3. Заказчик в описании объекта закупки указал ориентировочные значения площадей в целях оценки участниками закупки своих возможностей и принятия решения об участии в закупке, а не для подтверждения фактического объема услуг. В случае указания заказчиком точных данных по объему оказания услуг (площадей, количества объектов и т.п.) и фактического отсутствия необходимости в уборке и уходе в полном объеме, заказчик вынужден будет оплачивать услуги, фактически не оказанные исполнителем.

4, 5. Заказчиком не определен объем оказания услуг и оплата осуществляется ежемесячно за фактически оказанные услуги (с указанием фактически подлежащих уборке унитазов, писсуаров, раковин, диспенсеров, мебели) по расценкам согласно приложению № 2 к контракту.

При этом, в обосновании НМЦК и приложении № 2 к контракту также приведены позиции в прейскуранте цен по уборке санитарно-технического оборудования: унитазы, писсуары, раковины и диспенсеры, а также мебель. Информация о количестве унитазов, писсуаров, раковин, диспенсеров, мебели не является существенной для участников закупки при формировании ценового предложения.

6. Под «беспрерывностью» оказания услуг понимается то, что оказание услуг должно осуществляться исполнителем ежедневно, но не круглосуточно, а по заявкам заказчика. Данное условие является способом исполнения контракта и реализации своих потребностей в услугах и соответствует положениям законодательства в сфере закупок.

7. Ряд подразделений заказчика имеют непрерывный производственный цикл работы, в том числе, и в ночное время в зависимости от утвержденных графика сцены и репертуара заказчика, соответственно, у заказчика возникает потребность в оказании услуг исполнителем в любое время суток, в том числе, и ночью. С учетом специфики деятельности заказчика (репетиции, постановки, гастроли других театров и коллективов на сценах заказчика) график на весь период оказания услуг на момент размещения извещения представить невозможно.

8. Сроки устранения недостатков зависят от характера и объема обнаруженных недостатков и временем проведения мероприятий заказчиком согласно утвержденных графика сцены и репертуара заказчика, что и обусловлено наличием п.4.5.2 описания объекта закупки.

9. Данное условие проекта контракта обусловлено правом заказчика требовать замену персонала исполнителя в случае, если персонал исполнителя будет находиться в здании заказчика в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, нарушающих режим работы, правила внутреннего распорядка и противопожарного режима и др., а также иных нарушений требований законодательства, например, при пандемии, эпидемии и т.п., и является способом реализации своих потребностей при оказании услуг. Утверждения заявителя субъективны и не имеют правового обоснования.

10. Данное условие обусловлено тем, что согласно условиям описания объекта закупки необходимо осуществлять не только уборку, но и уход за предметами охраны объекта культурного наследия заказчика, что требует определенных знаний и навыков работы сотрудников исполнителя. Соответственно, на определенных участках оказания услуг отсутствует взаимозаменяемость персонала исполнителя.

11. Условие о согласовании специалистов исполнителя с заказчиком обусловлено тем, что согласно описанию объекта закупки необходимо осуществлять не только уборку, но и уход за предметами охраны объекта культурного наследия заказчика, что требует определенных знаний и навыков работы сотрудников исполнителя.

12. Деятельность заказчика осуществляется ежедневно в течение календарного года, соответственно, оказание услуг по уборке помещений, чистке имущества и комплексному уходу за предметами культурного наследия с учетом нормативно-правовых актов по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и сохранению объектов и предметов охраны культурного наследия должно быть ежедневным. Описание объекта закупки содержит не только перечень услуг, наименование объектов, но и схему здания заказчика в целях максимально подробного отражения масштаба здания для участников закупки при принятии решения о целесообразности участия в закупке. Данное условие проекта контракта необходимо для обеспечения беспрерывного оказания услуг.

13. По мнению ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», действия заказчика, не включившего в описание объекта закупки количество служебного автотранспорта, не нарушают положения Закона о контрактной системе на основании того, что заказчиком не определен объем оказания услуг и оплата осуществляется ежемесячно за фактически оказанные услуги по расценкам согласно приложению № 2 к контракту. Заказчик считает, что информация о количестве служебного автотранспорта не является существенной для участников закупки при формировании ценового предложения. Наличие или отсутствие неисполненные предписаний контролирующих органов в адрес заказчика не влияет на объективное определение ценового предложения.

14. Информация о количестве заявок заказчика не является существенной для участников закупки при формировании ценового предложения, так как объем оказания услуг в течение всего периода действия контракта отсутствует. Объем оказания услуг по условиям закупки не определен.

15, 16, 18-34. ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» считает, что информация о количестве корзин, дверей, выключателей, баллюстрад, гипсовых бюстов, пожарных шкафов и иных предметов не является существенной для участников закупки при формировании ценового предложения, так как объем оказания услуг в течение всего периода действия контракта отсутствует, а уточняется в заявке заказчика на определенный период, оплата осуществляется заказчиком за фактически оказанные услуги.

Заказчиком в описании объекта закупки указана высота расположения объектов (пункт 4.5.5, таблицы 20, 21, 31, 32, 41, 45 и иные разделы и пункты описания объекта закупки), чтобы участник закупки, исходя из своих технических возможностей, смог учесть положения Приказа Минтруда России от 16.11.2020 N 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» при оказании услуг (например, в п.10 раздела 15 описания объекта закупки указана высота – выше 3 м.).

17. Мероприятия в здании заказчика могут проводиться в дневное и вечернее время, а подготовка к ним утром, днем, ночью в зависимости от графика сцены и репертуара заказчика. Заказчик в заявке на оказание услуг, направляемой исполнителю, указывает объём и частоту услуг с указанием перечня помещений, предметов охраны ОКН, объектов, подлежащих уборке и уходу. Заказчик самостоятельно определяет свои права и обязанности по контракту. Исполнитель согласно условиям контракта принимает обязательства по оказанию услуг согласно заявке заказчика.

35. Заказчик не имеет возможности самостоятельно разработать методические рекомендации по уходу за предметами культурного наследия, являющимися предметом охраны по причине отсутствия лицензии на соответствующий вид деятельности и в целях сохранения объекта культурного наследия и предметов охраны и технической, функциональной взаимосвязи оказываемых услуг поручает исполнение данного требования законодательства исполнителю. Это является правом заказчика: осуществить услуги самостоятельно (при наличии лицензии) или с привлечением третьих лиц на основании заключаемого контракта.

36. Данное условие оказания услуг основано на санитарных правилах СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», санитарно-эпидемиологических правилах от 24.12.2020 № 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44. Запросы о разъяснениях в адрес заказчика по месту нахождения и расположения стиральных машин исполнителя не поступало. Заказчик считает, что данное условие является организационным вопросом исполнителя и относится к его компетенции. Исполнитель самостоятельно определяет порядок исполнения данного условия по контракту.

37. В извещении о закупке заказчиком указано, что объём оказания услуг не определен, что обусловлено основными видами деятельности заказчика. В связи с чем, помещения и предметы, перечисленные в описании объекта закупки, подлежат уборке и уходу за ними по мере необходимости согласно с графиком сцены, репертуаром и графиком работы заказчика, что указано в описании объекта закупки.

Оказание услуг в утреннее, дневное, вечернее и ночное время осуществляется в зависимости от мероприятий заказчика согласно утвержденного графика сцены и репертуара заказчика на основании заявки заказчика, направляемой им в адрес исполнителя согласно условиям контракта с учетом специфики деятельности заказчика (репетиции, постановки, гастроли других театров и коллективов на сценах заказчика), график на весь период оказания услуг на момент размещения извещения о закупке представить невозможно.

38. Согласование используемых при оказании услуг средств является способом реализации потребностей заказчика в услугах в полном объеме и подразумевает проверку необходимых сертификатов (деклараций) качества на используемые исполнителем товары, так как предмет контракта включает в себя не только уборку, но и уход за предметами охраны ОКН в целях их сохранения. Ограничения в виде требования к наименованию средств, химическому составу, области применения используемых средств исполнителем при оказании услуг заказчиком не установлены, что означает право исполнителя самостоятельно осуществлять выбор используемых средств при оказании услуг с учетом требований описания объекта закупки. Запросов о разъяснениях данного положения описания объекта закупки в адрес заказчика не поступало.

39. В приложении № 1 описанию объекта закупки указанные типы батареек, которые могут быть использованы исполнителем при оказании услуг в случае необходимости срочной замены в диспенсерах санузлов для обеспечения бесперебойной их работы.

40. Условия исполнения контракта обусловлены не площадью, а спецификой деятельности заказчика. Помещения и предметы, перечисленные в описании объекта закупки, подлежат уборке и уходу за ними по мере необходимости в соответствии с графиком сцены, репертуаром и графиком работы заказчика, что указано в описании объекта закупки. Условия оказания услуг не являются требованием к участникам закупки, а условием исполнения контракта и способом реализации потребностей заказчика в выборе исполнителя.

Максимальное значение цены контракта определено заказчиком на основе опыта прошлых лет по оказанию услуг по уборке помещений, чистке имущества и комплексному уходу за предметами культурного наследия.

Положения ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе не содержат указаний о том для каких заказчиков и закупок применяется данный способ закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО Управляющая компания «Биосервис», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Доводы № 1, № 35. Комиссия Новосибирского УФАС установила, что в извещении о закупке установлено следующее требование к участникам закупки (в соответствии с п.48 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»): необходимо представить копию выписки из реестра лицензий лицензирующего органа по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении (в соответствии со ст.21 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343), либо копию ранее полученной лицензии на выполнение работ по разработке проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Пунктом 4 ч.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Приказом № 232 от 19.12.2017 управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения – памятника «здание Новосибирского театра опера и балета».

В соответствии с положениями ч.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Согласно ст.43 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Согласно п.48 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.

Из описания объекта закупки следует, что услуги, оказываемые в отношении рассматриваемых объектов культурного наследия по своему содержанию связаны, в том числе, с сохранением этих объектов.

По заявлению заказчика, в процессе хозяйственной деятельности заказчика предметы охраны объекта культурного наследия, входящие в перечень выданных охранных обязательств, покрываются различными загрязнениями в виде потожировых отложений, пыли, уличной копоти и других видов загрязнений.

При этом, из положений извещения о закупке следует, что для заказчика востребована не просто уборка, а уборка и уход за поверхностями согласно специальной методике, которая не может быть разработана самим театром, ее разработка требуется со стороны субъекта, обладающего специальной квалификацией, держателя соответствующей лицензии.

В частности, описанием объекта закупки установлено, что уход за поверхностями предусматривает защиту поверхностей, в том числе, поверхностей предметов охраны и материалов от агрессивных внешних воздействий с целью увеличения длительности сохранения эксплуатационных и эстетических свойств, предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия, без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, а также их восстановления, и включает в себя:

  • уход за поверхностями из природного и искусственного камня;
  • уход за поверхностями из древесных материалов;
  • уход за поверхностями из искусственных и синтетических материалов;
  • уход за стеклянными поверхностями и поверхностями из минеральных сплавов;
  • уход за металлическими поверхностями;
  • уход за золоченными поверхностями;
  • уход за поверхностями из текстильных материалов;
  • уход за отделочными материалами;
  • уход за поверхностями корпусной мебели.

Пунктом 2.2.1 описания объекта закупки установлено, что в целях поддержания в надлежащем состоянии без ухудшения физического состояния уход за предметами охраны осуществляется только после разработки исполнителем методических рекомендаций в разработанной методике. Для разработки методических рекомендаций исполнитель должен иметь выписку из реестра действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную Министерством культуры Российской Федерации, с правом выполнения работ по разработке проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанные в описании объекта закупки работы по своему содержанию относятся к работам по реставрации. При этом, методика реставрации входит в состав научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия и представляет из себя систему научно-обоснованных принципиальных подходов к работе по сохранению объекта культурного наследия. Следовательно, очистка интерьеров и предметов ДПИ, находящихся под действием охранных свидетельств, относится к работам по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» правомерно установило в извещении о закупке требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную Министерством культуры Российской Федерации, с правом выполнения работ по разработке проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Указанное также подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2017, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2018 № А56-4415/2017).

Изучив доводы сторон, а также извещение о закупке, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что доводы жалобы № 9, № 10, № 13 нашли подтверждение, довод № 36 частичное подтверждение на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, влекущие ограничение количества участников закупки.

Довод жалобы № 9. В соответствии с п.4.5.12 описания объекта закупки заказчик оставляет за собой право без объяснения причин предъявить требование о замене всего персонала исполнителя или частично на любом этапе исполнения контракта. Исполнитель обязан незамедлительно (в тот же день) представить резервного специалиста персонала исполнителя, который также должен получить допуск к работе на объекте заказчика в порядке, предусмотренном пунктами 3.1.2–3.1.5 части III описания объекта закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что описанием объекта закупки должны быть предусмотрены критерии, на основании которых заказчик вправе принять решение о частичной или полной замене сотрудников исполнителя. Кроме того, на заседание Комиссии представитель заказчика пояснил, что данное условие обусловлено правом заказчика требовать замену персонала исполнителя в случае, если персонал исполнителя будет находиться в здании заказчика в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, нарушающих режим работы, правила внутреннего распорядка и противопожарного режима и др., а также иных нарушений требований законодательства.

Довод жалобы № 10. Согласно п.4.5.13.2 описания объекта закупки границы участков и состав персонала исполнителя, задействованного при оказании услуг по контракту, исполнитель может изменить только по предварительному согласованию с заказчиком.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данное требование установлено заказчиком неправомерно, поскольку в рамках оказания услуг по контракту, который будет заключен по результатам закупки, не установлено каких-либо специфических требований к сотрудникам исполнителя, а также каких-либо ограничений в квалификации сотрудников исполнителя.

Довод жалобы № 13. Согласно п.5.1 описания объекта закупки услуги дезинфекции по предписанию контролирующих органов, а также дезинфекция служебного автотранспорта методом озонирования и орошения оказываются по заявке заказчика.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчику надлежало указать в описании объекта закупки сведения о количестве автомобилей, подлежащих дезинфекции, находящихся на балансе учреждения, для объективного формирования ценового предложения участниками закупки.

Довод жалобы № 36. Согласно п.16.19 описания объекта закупки ежедневная стирка МОП/протирочного материала должна производиться на месте в стиральных машинах с последующей сушкой в сушильном барабане. Ежедневная стирка МОП/протирочного материала, применяемых для уборки туалетных комнат, должна производиться отдельно от остальных МОП.

На заседании Комиссии представитель заказчика сообщил, что в указанном пункте описания объекта закупки допущена техническая ошибка, так, ежедневная стирка МОП/протирочного материала должна производиться по месту нахождения исполнителя.

Таким образом, в действиях заказчика усматриваются нарушения положений ч.3 ст7, ст.33 Закона о контрактной системе.

Иные доводы жалобы признаны Комиссией Новосибирского УФАС России необоснованными в силу следующего.

В соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со ст.19 данного Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом, положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

При этом, положениями Закона о контрактной системе не установлено каких-либо ограничений в части применения указанной нормы, таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений в части проведения закупки с определением начальной цены за единицу услуги, поскольку в данном случае деятельность заказчика носит специфичный характер и оказание услуг по контракту прямо сопряжено с графиком сцены, а также возможных мероприятий, проводимых заказчиком.

Доводы жалобы относительно графика оказания услуг, исчисления времени (в частности, ночное время) не могут быть признаны состоятельными, поскольку из описания объекта закупки представляется возможным определить, что в рамках контракта предусмотрено беспрерывное оказание услуг, в том числе, дежурства, выезды в ночное время по заявкам заказчика. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, из изложенного в описании объекта закупки представляется возможным определить периодичность нахождения на объекте заказчика сотрудников исполнителя.

Доводы подателя жалобы относительно отсутствия в описании объекта закупки информации о количестве элементов, подлежащих помывке/уборке, а также неуказанию конкретных значений площади помещений, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, не находят своего подтверждения, поскольку в ЕИС размещена информация о стоимости оказания услуг за единицу элемента, с учетом того, что оказание услуг будет осуществляться по заявкам заказчика, отсутствие сведений о конкретном количестве мебели/розеток/выключателей/решёток и т.д. не является нарушением положений Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае, если участнику закупки не были понятны какие-либо положения описания объекта закупки, участник закупки был вправе направить заказчику запрос о даче разъяснении положений извещения о закупке, однако данное право подателем жалобы реализовано не было.

Довод подателя жалобы № 8 относительно указания сроков на устранения выявленных заказчиком недостатков в акте не может быть признан обоснованным, так как не противоречат действующему законодательству. Также подателем жалобы не было указано какая именно норма Закона о контрактной системе была нарушены в данном случае. Комиссия полагает возможным указания такого срока в акте выявленных недостатков.

Комиссии Новосибирского УФАС России считает, что иные указанные в жалобе положения описания объекта закупки сформированы заказчиком с учетом специфики его деятельности, потребностями ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе, однако, с учетом того, что данные нарушения не повлияли на результаты закупки (подано две заявки на участие), а также того, что представителем подателя жалобы на заседании Комиссии было заявлено, что заявка на участие в данной закупке не была подана ООО Управляющая компания «Биосервис» ввиду установления заказчиком требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную Министерством культуры Российской Федерации, с правом выполнения работ по разработке проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (данный довод жалобы был признан необоснованным). Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику предписание об отмене результатов закупки.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 пст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО Управляющая компания «Биосервис» на действия заказчика – ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» при проведении электронного аукциона № 0351100010323000023 на оказание услуг по уборке помещений, чистке имущества и комплексному уходу за предметами культурного наследия НГАТОиБ частично обоснованной (обоснованы доводы № 9, № 10, № 13, частично обоснован довод № 36).

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.7, ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны