Решение №054/01/18.1-1038/2021 жалоба ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ») (вх. № 7785э от 30.04.2021 года) ... от 27 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1038/2021

27 мая  2021 г.                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» (вх. № 7785э от 30.04.2021 года) на действия заказчика публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин (2301-2021-00423) (извещение № 32110120456 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии представителя ООО «Гражданстрой» <...>, ПАО «Компания Сухой» <...> (по доверенности №414 от 05.08.2020), <...> (по доверенности №400 от 05.08.2020), <...> (по доверенности №415 от 05.08.2020), <...> (по доверенности №416 от 05.08.2020)

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ») (вх. № 7785э от 30.04.2021 года) на действия заказчика публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин (2301-2021-00423) (извещение № 32110120456 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

 

Заявитель сообщает следующее.

В разделе 3 Приложения №1 к информационной карте Заказчик установил следующие квалификационные требования к участникам закупки:

1.         Наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, а именно: не менее 4-х специалистов каждый из которых соответствует совокупности следующих требований:

a.         наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с участником закупки - не менее 4-х специалистов;

b.         наличие Среднее профессиональное образование по специальности «Наладчик станков и оборудования в механообработке» (код ОКСО 2.15.01.23), и/или высшего технического образования по специальностям «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.01, 2.15.03.02, 2.15.03.04, 2.15.04.01, 2.15.04.02, 2.15.04.03, 2.15.05.01 в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016) - не менее 4-х специалистов;

c.         наличие удостоверения о прохождении противопожарного инструктажа - не менее 4-х специалистов;

d.         наличие удостоверения о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте - не менее 4-х специалистов;

e.         наличие удостоверения не ниже II группы по электробезопасности - не менее 4-х специалистов;

f.         наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями - не менее 4-х специалистов;

g.         Наличие документов подтверждающих компетенцию специалистов Исполнителя на право оказания полного спектра услуг по ремонту и обслуживанию оборудования - не менее 4-х специалистов.

Документы, которые подтверждают соответствие требованиям:

Справка о кадровых ресурсах по форме подраздела 7.5, включая обязательные приложения к ней:

-           Копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или гражданско-правовых договоров

-           копии документов об образовании (дипломов);

-           удостоверение (протокол) по проверке знаний пожарной безопасности;

-           удостоверение (протокол) о проверке знаний требований охраны труда;

-           удостоверение (протокол) о проверке знаний правил работы в электроустановках не ниже II группы по электробезопасности

-           удостоверение (протокол) о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями

-           Действующие документы (сертификаты и/или дипломы о прохождении курсов, и/или авторизационные письма-разрешения) выданные Производителями оборудования и подтверждающие аттестацию и/или обучение специалистов Исполнителя на право оказания полного спектра услуг по ремонту и обслуживанию оборудования, указанного в Приложении №1 к проекту Договора, не менее 1 (одного) документа у каждого специалиста.

2.         Наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

a.         Под продукцией сопоставимого характера понимается выполнение за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке работ, соответствующих предмету договора (Выполнение работ по проведению технического обслуживания, планово-предупредительного, аварийного ремонта высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров).

Успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком. Под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема, понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 2х договоров на сумму не менее 40% от НМЦ каждый.

Документы, которые подтверждают соответствие требованиям:

Справка о наличии опыта по форме подраздела 7.4, включая обязательные приложения к ней: (в отношении каждого из заявляемых договоров):

-           копии договоров, подписанные обеими сторонами;

-           копии актов сдачи-приемки или товарных накладных, или универсальных передаточных документов или иных документов, предусмотренных договором, подтверждающих факт поставки товара, подписанные обеими сторонами.

В соответствии с п.10.4.7 Единого Положения о закупке Государственной корпорации «Ростех»:

(2). устанавливаемые требования не должны вести к необоснованному ограничению конкуренции;

(5). квалификационные требования (п.10.4.5 Положения) должны быть связаны с предметом договора, заключаемого по итогам закупки, а в части требований, указанных в подп.10.4.5 (1), 10.4.5 (3), 10.4.5 (4) Положения, основываться на требованиях технических регламентов, стандартов, проектной документации, иной нормативно-технической документации или подтверждаться соответствующими расчетами.

В части закупочной документации, были допущены следующие нарушения, необоснованно ограничивающие конкуренцию:

В закупочной документации Заказчиком не были обоснованы требования наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема за последние 3 года, тем самым Заказчик безосновательно ограничил ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» в возможности участия в конкурсе, так как ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» было зарегистрировано 03.10.2019 r.

Так же, Заказчиком не были обоснованы требования о наличии у участника квалифицированного персонала, имеющего документы, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний в минимальном количестве именно 4-х человек по каждому из требований.

Положения Технического задания конкурсной документации не предусматривают работ с обязательным привлечением единовременно минимум 4-х человек.

В нарушение пп.5 п.10.4.7 Единого Положения о закупке Государственной корпорации «Ростех» Заказчик не сослался на требования технических регламентов, стандартов, проектной документации, иной нормативно-технической документации, не подтвердил данные требование соответствующими расчетами.

Исходя из многочисленных решений Центрального аппарата ФАС в последние годы, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, поскольку квалифицированные кадры могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки. Кроме того, установление оспариваемых требований в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), а соответствие участника квалификационным требованиям не может являться гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.

Доводы Заявителя, изложенные в жалобе, поддерживаются сложившейся практикой в области применения антимонопольного законодательства по аналогичным жалобам, а именно:

- предписанием Комиссии Московского УФАС России по делу № 077/07/00-5450/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 05.04.2021г.;

-  решением Комиссии Московского УФАС России по делу № 077/07/00-5450/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 05.04.2021 г.

 

ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «НАЗ им. В.П. Чкалова» представило следующие возражения (вх. №8321 от 12.05.2021) на жалобу ООО «Граждансттрой».

Извещение о закупке № 2301-2021-00423 на право заключения договора по предмету закупки «Выполнение работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно­восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин, для нужд Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова»» было размещено с на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) и на электронной торговой площадке (etprf.ru) 16 марта 2021 г., (№32110120456), при этом дата окончания подачи заявок определена на - 30.04.2021г. 06:00 по Московскому времени, с учетом внесенных изменений в извещение и документацию о закупке. Основанием для проведения открытого конкурса в электронной форме является План закупки товаров (работ, услуг) ПАО «Компания «Сухой» на 2021г.

Заказчик считает доводы жалобы ООО «Гражданстрой» необоснованными.

Согласно ч.13 ст.3 Федерального закона №223-Ф3 от 18.07.2011г. (далее - «Закон»), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В обоснование своих требований Заявитель ссылается на необоснованное, по мнению Заявителя, установление заказчиком квалификационных требований к участникам закупки:

  1. Наличие у участника кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору с подтверждением наличия у персонала необходимых для выполнения работ знаний и навыков/
  2. Наличие у участника опыта выполнения за последние 3 года до даты поставки заявки на участие в закупке работ, соответствующих предмету договора (выполнение работ по проведению технического обслуживания, планово-предупредительного, аварийного ремонта высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров).

Основными нормативными актами, которыми обязан руководствоваться Заказчик - ПАО «Компания «Сухой» при осуществлении закупок является Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по текст) - Закон) и Единое положение о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ» (далее - по тексту «Е1103»).

Согласно п.9 части 10 статьи 4 Закона в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Основной задачей законодательства в сфере закупок является не столько обеспечение максимального круга участников, сколько выявление лица, исполнение договора с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.

Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупках всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному в п.3 части 1 статьи 3 Закона, и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации требований к участникам закупки.

Требования к участникам закупки об опыте работы не нарушают принцип равенства, установленный в п.2 части 1 статьи 3 Закона, поскольку эти критерии в равной степени применимы ко всем участникам закупки.

Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объел, услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия допуска к участию в закупке является обоснованным.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Разъяснения о допустимости установления требований к участнику закупки о наличии квалифицированного персонала и опыта выполнения аналогичных работ неоднократно давались уполномоченными государственными органами и подтверждались соответствующими решениями судов.

Например, Минэкономразвития России в письме №Д28и-1863 от 25.07.2016г., ссылаясь на основные цели и принципы Закона №223-Ф3 (создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика), указал что заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие "аналогичность", а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа в зависимости от специфики осуществляемо й деятел ь ности.

Согласно п. 12.4.10 ст.4 Закона в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом 223-Ф3 положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с ч.6 ст.3 Закона не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Эта позиция Минэкономразвития подтверждается соответствующей судебной практикой. Например:

  • Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2018г. по делу №А40-66222/18- 122-79I;
  • Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.08.2019г. по делу №А40-223774/18;
  • Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.09.2019г. по делу №А40-223781/2018;
  • Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2021г. по делу №А40-22614/20.

ЕПОЗ, которым обязан руководствоваться Заказчик, в разделе 10.4 устанавливает условия о квалификационных требованиях, предъявляемым Заказчиком к участникам.

Применимо к рассматриваемой закупке, основные требования изложены в п. 10.4.1, 10.4.5(1-3), 10.4.6 (9), 10.4.7 (1-5):

10.4.1 При проведении закупок к участникам закупки предъявляются обязательные требования, а в случаях, предусмотренных -Положением, могут предъявляться также дополнительные и / или— квалификационные требования.

  1. Кроме требований, предусмотренных п.10.4.3 и п.10,4.4. Положения, в извещении, документации о закупке к участникам процедуры закупки также могут быть установлены следующие квалификационные требования:
  1. наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
  2. наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема;
  3. наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.
  • Квалификационные требования к участникам процедуры закупки, указанные в подп. 10,4.5(1) 10.'4.5 (4) Положения, могут быть установлены в следующих случаях:

(9) проведение закупки работ (услуг) по техническому обслуживанию и/или ремонту и/или сервисному обслуживанию технологического оборудования, задействованного в основном технологическом процессе - вне зависимости от размера НМЦ.

  1. В извещении, документации о закупке требования к участникам закупки устанавливаются с учетом следующих ограничений:
  1. устанавливаемые требования должны быть направлены на выбор в результате закупки поставщика продукции, способного исполнить договор надлежащим образом;
  2. устанавливаемые требования не должны вести к необоснованному ограничению конкуренции;
  3. требования должны быть измеряемыми;
  4. должен быть установлен порядок подтверждения участником закупки своего соответствия установленным требованиям, а также перечень документов, подтверждающих такое соответствие;
  5. квалификационные требования (п.10.4.5 Положения) должны быть связаны с предметом договора, заключаемого по итогам закупки, а в части требований, указанных в подп. 10.4.5(1), 10.4.5.(3),
  1. (4) Положения, основываться на требованиях технических регламентов, стандартов, проектной документации, иной нормативно-технической документации или подтверждаться соответствующими расчетами.

При проведении закупки на право заключения договора по предмету закупки «Выполнение работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин, для нужд Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» Заказчиком обеспечены все указанные выше требования Закона и ЕПОЗ. Никаких требований, не предусмотренных и(или) противоречащих Закону или ЕПОЗ, Заказчиком к участникам не предъявлялось.

Требования о наличии кадровых ресурсов (и перечень подтверждающих документов) включены Заказчиком на основании соответствующей нормативной технической документации и обоснованы необходимыми расчётами.

Требование о наличии у участника возможности привлечь (на основании трудовых или гражданско-правовых договоров) специалистов со средним профессиональным образованием по специальности «Наладчик станков и оборудования в механообработке» (код ОКСО 2.15.01.23) и/или высшего технического образования по специальностям «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.01,2.15.03.04, 2.15.04.01, 2.15.04.02, 2.15.04.03, 2.15.05.01 в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016) включено в Закупочную документацию во исполнение требовании п.14 ст.5 Технического Регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», который гласит: «При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ».

В Руководствах (инструкциях) по эксплуатации оборудования, указанного в приложении №1 к Проекту договора, определено, что все работы, связанные с обслуживанием и ремонтом станка, должны выполняться специально обученным, квалифицированным персоналом, соответствующим профессиональным требованиям.

Профессиональные требования к персоналу, обслуживающему металлообрабатывающее оборудование, описаны в Профессиональном стандарте, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от Об.07.2020г. №403н, где в требованиях к образованию и обучению сказано, что специалист должен иметь среднее общее образование или профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по ОКСО 2.15.01.23 «Наладчик станков и оборудования в механообработке», так как код ОКСО 2.15.00.00 Машиностроение в иерархии является уровнем выше, допускается привлечение специалистов с высшем техническим образованием по специальностям «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.01, 2.15.03.04, 2.15.04.01, 2.15.04.02, 2.15.04.03, 2.15.05.01 в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016). Так же в Профессиональном стандарте указано, что специалист должен соответствовать особым условиям допуска к работе, а именно:

 Прохождение противопожарного инструктажа (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Правила противопожарного режима в РФ»); о Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте (в соответствии с Разделом 3. п.3.5, 3.6, 3.7 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требовании охраны труда работников организаций" (Зарегистрировано в Минюст е России 12.02.2003 N 4209); о Наличие не ниже II группы по электробезопасности (в соответствии с п. 2.5, 2.9 р. 2 Приказа Минтруда России от 24 июля 2013 г. №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2013 т., регистрационный № 30593) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 19 февраля 2016 г. №74н (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2016 г., регистрационный №41781), приказом Минтруда России от 15 ноября 2018 г. № 704н (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2019 г., регистрационный № 53323); о Выполнение требований к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары, наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования (в соответствии с п.22к р. 3, п. 147 р.4 Приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983).

Необходимость прохождения специалистами специализированного обучения у производителей оборудования подтверждается р. 10, 11 ГОСТ 12.2.009-99, п.14 ст.5 Технического Регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», согласно которому: «При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (пли) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.

Кроме того, в п.2 Приложения №1 к ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» указано, что при разработке (проектировании) и изготовлении машин и (или) оборудования ответственные лица должны, в том числе: «информировать потребителей о мерах защиты, указывать, требуется ли специальное обучение, и определять потребность в технических мерах защиты».

Документы, подтверждающие компетенцию специалистов участника на право оказания полного спектра услуг по ремонту и обслуживанию оборудования, запрашиваются Заказчиком во исполнение требований технической документации на обслуживаемое оборудование - соответствующих Инструкций и Руководств по эксплуатации станков (группы станков):

Группа станков CTX

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации в разделе 2 «Введение и предписания по безопасности» п. 2.4.13 «Работы по уходу и обслуживанию» страница 2-21.

Станок SPINNER

Квалификационные требования установлены в Технической документации изделия в разделе 6 «Обслуживание» п.6.2 «Замечания по гарантии» страница 6-2.

Группа станков DMU80

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации в разделе 1 «Общие указания» п.1.1.5 «Техобслуживание, ремонт» страница 1-4.

Станок ЕМСО PBG

Квалификационные требования установлены в Инструкции по эксплуатации в разделе «Общее применение согласно определению» абз.4 страница 2.

Группа станков FOOKE ENDURA908

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации в разделе 2 «Техника безопасности» подраздел 2.4. «Требования к персоналу» п.2.4.1 «Требования по технике безопасности», п.2.4.2 «Требования к квалификации» страница 22.

Группа станков DMU125

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации в разделе 8 «Обслуживание» пункт «Безопасность» страница 8-3.

Группа станков FOOKE ENDURA 609

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации в разделе 2 «Безопасность» подраздел 2.4. «Требования к персоналу» п. 2.4.1 «Требования безопасности», п.2.4.2 «Качественные требования» страница 22-23.

Станок SBZ6L VVEMA

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации в разделе 3 «Описание продукта» подраздел 3.11. «Информация по технике безопасности» п.3.11.6 «Квалификация обслуживающего персонала» страница 3-28, 3-29.

Станок MICHAEL DECKEL S20E

Квалификационные требования установлены в Руководстве по эксплуатации страница 2(173).

Установки гидроабразивной резки

Квалификационные требования установлены в Технической документации в разделе 1 «Ведение» п.1.4 «Безопасность» страница 1-6.

В части минимального количества специалистов, необходимых для выполнения работ в срок и в полном объеме, Заказчиком был проведен расчет, обосновывающий указанное количество специалистов:

Количество рабочих дней в 2021 г. - 247 (согласно производственному календарю 2021 г.), без учета основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней в соответствии с действующим законодательством. Согласно Приложению №2 к проекту договора «Стоимость и сроки выполнения работ по проведению ТО оборудования» суммарный срок выполнения одного технического обслуживания всего оборудования составляет 237 рабочих дней. Учитывая 3-х сменный режим эксплуатации оборудования, техническое обслуживание необходимо проводить не реже одного раза в 4 месяца или 3 раза в год. Соответственно, на выполнение всего объёма-работ, предусмотренного договором необходимого человеко- дней, то есть данный объём может быть выполнен за год составом не менее 3,2 штатных единиц специалистов. Также, проектом договора предусмотрено выполнение работ по аварийному ремонту, с указанным временем ответа на заявку в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения заявки, то есть выполнение данных работ требует наличие еще, как минимум, одного специалиста. Итого, минимальное количество специалистов, необходимых для надлежащего выполнения работ по договору должно быть не менее 4 человек.

Требование о наличии у участника опыта выполнения за последние 3 года до даты поставки заявки па участие в закупке работ, соответствующих предмету договора (выполнение работ по проведению технического обслуживания, планово-предупредительного, аварийного ремонта высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров). Основано на указанных выше положениях Закона, ЕПОЗ и разъяснениях Минэкономразвития, и обоснованно потребностью Заказчика обеспечить надлежащее исполнение участником закупаемого вида работ. Непрерывный (3-х сменный) характер работы оборудования и влияние работоспособности станков па исполнение производственного плана Заказчика (в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа) требует привлечения к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту станков только тех участников, которые имеют успешный опыт в этом виде работ. При этом специфика работ заключается не только в объёме обслуживаемого оборудования, но также в специфике работы с импортным оборудованием (в том числе в условиях, связанных с санкционированными ограничениями, введенными для организаций, участвующих в исполнении работ в рамках ГОЗ).

При этом Заказчик, в установленном Законом и ЕПОЗ порядке, обеспечил раскрытие в Закупочной документации понятия и условий отнесения опыта участников к «успешному» и «сопоставимому предмету договора».

Довод Заявителя о невозможности предоставления подтверждения указанного опыта исключительно из-за того, что организация участника зарегистрирована 03.10.2019г. и не может подтвердить опыт успешной работы за последние 3 года, основан на ошибочном толковании Заявителем условий Закупочной документации, поскольку Заказчиком не предъявлялись требования к периоду существования организации. Заявитель, располагая необходимым опытом работы, имел возможность предоставить сведения о своем опыте работы в 2019, 2020, и даже 2021г. Заявитель заявку на участие в Закупочной процедуре не подавал, запросов относительно этого условия Закупочной документации в адрес Заказчика от Заявителя не поступало.

Таким образом, Заказчиком при формировании Закупочной документации в состав требований, предъявляемых к участникам, включены только требования, предусмотренные ЕПОЗ и не противоречащие Закону №223-Ф3.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона о закупках).

ПАО «Компания Сухой» руководствуется Единым положением о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ».

Согласно п. 10.4.5 указанного единого положения о закупке в извещении, документации о закупке к участникам процедуры закупки также могут быть установлены квалификационные требования, в том числе:

        1. наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема;
        2. наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.

Пунктом 3.1 Приложения 1  к информационной карте конкурса Закупочной документации  по конкурсу в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин (2301-2021-00423) установлены требования к участникам закупки:

Наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, а именно: не менее 4-х специалистов каждый из которых соответствует совокупности следующих требований:

  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с участником закупки;

наличие Среднего профессионального образования по специальности «Наладчик станков и оборудования в механообработке» (код ОКСО 2.15.01.23), и/или высшего технического образования по специальностям «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.01, 2.15.03.02, 2.15.03.04, 2.15.04.01, 2.15.04.02, 2.15.04.03, 2.15.05.01 в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016)

  • наличие удостоверения о прохождении противопожарного инструктажа
  • наличие удостоверения о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте
  • наличие удостоверения не ниже II группы по электробезопасности
  • наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями
  • Наличие документов, подтверждающих компетенцию специалистов Исполнителя на право оказания полного спектра услуг по ремонту и обслуживанию оборудования.

В качестве документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, участники обязаны представить справку о кадровых ресурсах по форме подраздела 7.5, включая обязательные приложения к ней:

  • Копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или гражданско-правовых договоров
  • копии документов об образовании (дипломов);
  • удостоверение (протокол) по проверке знаний пожарной безопасности;
  • удостоверение (протокол) о проверке знаний требований охраны труда;
  • удостоверение (протокол) о проверке знаний правил работы в электроустановках не ниже II группы по электробезопасности
  • удостоверение (протокол) о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями
  • Действующие документы (сертификаты и/или дипломы о прохождении курсов, и/или авторизационные письма-разрешения) выданные Производителями оборудования и подтверждающие аттестацию и/или обучение специалистов Исполнителя на право оказания полного спектра услуг по ремонту и обслуживанию оборудования, указанного в Приложении №1 к проекту Договора, не менее 1 (одного) документа у каждого специалиста.

Пунктом 3.2 Приложения 1  к информационной карте конкурса установлены требования к участникам закупки:

Наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

  • Под продукцией сопоставимого характера понимается выполнение за последние 3 года  до даты подачи заявки на участие в закупке работ, соответствующих предмету договора (Выполнение работ по проведению технического обслуживания, планово-предупредительного, аварийного ремонта высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров);
  • Успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.
  • Под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема, понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 2х договоров на сумму не менее 40% от НМЦ каждый.

В качестве подтверждения соответствия указанным требованиям участник закупки обязан представить справку о наличии опыта по форме подраздела 7.4, включая обязательные приложения к ней: (в отношении каждого из заявляемых договоров):

  • копии договоров, подписанные обеими сторонами;
  • копии актов сдачи-приемки или товарных накладных, или универсальных передаточных документов или иных документов, предусмотренных договором, подтверждающих факт поставки товара, подписанные обеими сторонами.

Таким образом требования к потенциальным участникам закупки установлены заказчиком в соответствии с Положением о закупке. Учитывая, что закупаемые работы должны быть выполнены квалифицированным персоналом, Новосибирское УФАС России принимает доводы ПАО «Авиационная холдинговая компания Сухой» о законности установления указанных требований к потенциальным участникам конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин (2301-2021-00423) в соответствии с перечисленными заказчиком нормативными правовыми актами, нормативными техническими документами. Следовательно, в действиях ПАО «Авиационная холдинговая компания Сухой» по установлению требований к опыту выполнения работ, наличия кадровых ресурсов не усматривается признаков ограничения конкуренции. Нарушение порядка организации и проведения торгов отсутствует.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» (вх. № 7785э от 30.04.2021 года) на действия заказчика публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин (2301-2021-00423) (извещение № 32110120456 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны