Решение б/н Жалоба ИП Щекиной (вх. № 5151-ЭП/22 от 19.04.2022 г.) на дей... от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-729/2022

 

27 апреля 2022 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<…>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Щекиной <…> (вх. № 5151-ЭП/22 от 19.04.2022 г.) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (далее – НГУ) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке внутренних помещений общежитий №1а (и цоколь), №1б (и цоколь), №4, №5, №6, №7, №8/1, №8/2, №9, №10 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211305150 от 12.04.2022 г., Процедура 32211305150 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1),

в присутствии представителя ИП Щекиной <…> (доверенность № б/н от 25.04.2022 г.),

в присутствии представителя НГУ – <…>  (доверенность № 0029 от 03.02.2021 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ИП Щекиной <…> (вх. № 5151-ЭП/22 от 19.04.2022 г., далее – ИП Щекина Е.В.) на действия НГУ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке внутренних помещений общежитий №1а (и цоколь), №1б (и цоколь), №4, №5, №6, №7, №8/1, №8/2, №9, №10 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211305150 от 12.04.2022 г., Процедура 32211305150 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

Заявитель считает, что извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211305150 и закупочная документация не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

П. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГУ утверждено решением наблюдательного совета протокол № 45 от «11» июня 2021 г.

Пунктом 1 раздела 1 Положения установлено, что настоящее положение о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение о закупке) утверждено в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, является документом, который регламентирует закупочную деятельность НГУ (далее – Заказчик), содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Перечень требований, которые могут устанавливаться к участникам закупки, регламентируются разделом 5 Положения. Данный перечень соответствует принципам, изложенным в Законе № 223-ФЗ.

Порядок оценки заявок определен Приложением № 2 к Положению.

Между тем, в закупочной документации содержатся положения, ограничивающие круг потенциальных участников.

В пункте 28 раздела 3 (Информационная карта) документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: цена договора (удельный балл – 30); квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация) (удельный балл – 70).

Пунктом 28.2.2 установлено, что для подтверждения квалификации участника закупки учитывается опыт оказания услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями в студенческих общежитиях и/или местах временного пребывания учащихся за последние два года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом участники, оказывавшие услуги в радиусе 100 км от Заказчика находятся в более привилегированном положении по сравнению с остальными участниками закупки, в связи с следующим пояснением: «В случае если в предоставленном договоре указаны объекты, находящиеся в радиусе 100 км. и вне его, объекты в радиусе 100 км. будут дополнительно посчитаны отдельно. Если в актах не выделены эти объекты, то сумма будет считаться пропорционально общей убираемой площади. Будет учтен максимальный возможный балл (например, сумма всех объектов 75% НМЦД, из них в радиусе 100 км. – 50% НМЦД, даст 30 баллов, а не 25)». В случае отсутствия всей запрошенной информации об объекте уборки Заказчик не засчитывает квалификацию по данному критерию.

При этом, согласно столбцу 2 пункта 28.2.2, расчет присваиваемых участникам баллов будет производиться следующим образом:

Отсутствуют договоры на сумму более 20% НМЦД (начальной (максимальной) цены договора) – 0 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 20%, но не более 40% НМЦД – 15 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 20%, но не более 40% НМЦД. Объект(ы) находится в радиусе не более 100 км. от места нахождения Заказчика – 20 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 40%, но не более 80% НМЦД – 25 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 40%, но не более 80% НМЦД. Объект(ы) находится в радиусе не более 100 км. от места нахождения Заказчика – 30 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 80% НМЦД – 40 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 80% НМЦД. Объект(ы) находится в радиусе не более 100 км. от места нахождения Заказчика – 50 баллов.

Таким образом, данный критерий имеет значительный вес в общей сумме присваиваемых участнику баллов.

Заявитель полагает, что Заказчиком преднамеренно, с целью ограничения прав участников открытого конкурса в электронной форме на заключение договора по результатам конкурса, установлен данный критерий в закупочной документации.

Таким образом, по мнению заявителя, Заказчиком нарушены основные принципы закупочной деятельности, установленные Положением о закупке и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

НГУ предоставил следующие возражения на доводы жалобы.

Заказчик считает довод Заявителя несостоятельным по следующим причинам.

В ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ сформулированы принципы, которыми должны руководствоваться заказчики:

1. Информационная открытость закупки. Вся информация была размещена и доступна всем потенциальным участникам в равном объеме. Заявитель данный принцип не обжалует.

2. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Равноправие - Заказчик не устанавливает каких-либо ограничений к организационно-правовой форме либо местонахождению участника закупки (за исключением того, что данная закупка проводится только для СМСП). Об этом говорит и то, что заявки могут быть поданы не только компаниями, но и индивидуальными предпринимателями, не только из Новосибирска, но и Ростова, Тывы, Кемерово и Москвы. Очевидно, что данный принцип Заказчиком не нарушен.

Справедливость – все заявки рассматриваются и оцениваются одинаково и в полном соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, Положения и документации. Поскольку Заявитель не подал заявку, то жаловаться на нарушение данного принципа он не может.

Отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки:

Отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки. Под этот принцип попадают, например, требования к месту регистрации и/или осуществления деятельности. Заказчиком подобных требований не установлено.

Под необоснованными ограничениями конкуренции (согласно ст.17 Федерального закона от 26.07.2016 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции») понимаются:

– координация организаторами торгов деятельности их участников, а также заключение соглашений между заказчиками с участниками этих торгов. Заказчик не координировал деятельности участников, что не оспаривается Заявителем. Также об этом говорит то, что на торги было подано 8 заявок;

– создание участнику торгов, преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации. Все участники торгов имели равный доступ к информации, что не оспаривается Заявителем;

– нарушение порядка определения победителя или победителей торгов. Заявитель не подал заявки;

– участие заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах. Данные действия также не совершались Заказчиком и не являются предметом жалобы.

3. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика – Заказчик использует конкурентную процедуру в соответствии с Положением. Заявитель данный принцип не обжалует;

4. Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Все требования, влияющие на допуск, установленные Заказчиком, сформулированы однозначно и не допускают двоякого толкования. Заявитель данный принцип не обжалует.

Таким образом, Заказчиком при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке внутренних помещений общежитий не нарушено принципов закупочной деятельности.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

12 апреля 2022 года на официальном интернет сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов - Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по уборке внутренних помещений общежитий №1а (и цоколь), №1б (и цоколь), №4, №5, №6, №7, №8/1, №8/2, №9, №10 в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32211305150). Начальная (максимальная) цена Договора 22 169 568 (двадцать два миллиона сто шестьдесят девять тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 00 копеек.

Дата начала срока подачи заявок 12 апреля 2022 в 00:00 (МСК+4). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 20 апреля 2022 в 04:30 (МСК+4). Дата рассмотрения первых частей заявок 20 апреля 2022 (МСК+4). Дата подведения итогов 22 апреля 2022 (МСК+4).

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.04.2022, на участие в конкурсе было подано 8 заявок: № 1 от 16.04.2022 г. допущена; № 2 от 18.04.2022 г. допущена; № 3 от 19.04.2022 г. отклонена; № 4 от 19.05.2022 г. допущена; № 5 от 19.04.2022 г. допущена; № 6 от 19.04.2022 г. допущена; № 7 от 19.04.2022 г. допущена; № 8 от 19.04.2022 г. допущена.  

Заявителем обжалуется пункт 28.2.2 Информационной карты конкурсной документации, в котором установлено, что для подтверждения квалификации участника закупки учитывается опыт оказания услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями в студенческих общежитиях и/или местах временного пребывания учащихся за последние два года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом участники, оказывавшие услуги в радиусе 100 км от Заказчика находятся в более привилегированном положении по сравнению с остальными участниками закупки, поскольку в случае если в предоставленном договоре указаны объекты, находящиеся в радиусе 100 км. и вне его, объекты в радиусе 100 км. будут дополнительно посчитаны отдельно. Если в актах не выделены эти объекты, то сумма будет считаться пропорционально общей убираемой площади. Будет учтен максимальный возможный балл (например, сумма всех объектов 75% НМЦД, из них в радиусе 100 км. – 50% НМЦД, даст 30 баллов, а не 25). В случае отсутствия всей запрошенной информации об объекте уборки Заказчик не засчитывает квалификацию по данному критерию.

В частности, согласно столбцу 2 пункта 28.2.2 Информационной карты конкурсной документации, расчет присваиваемых участникам баллов будет производиться следующим образом:

Отсутствуют договоры на сумму более 20% НМЦД (начальной (максимальной) цены договора) – 0 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 20%, но не более 40% НМЦД – 15 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 20%, но не более 40% НМЦД. Объект(ы) находится в радиусе не более 100 км. от места нахождения Заказчика – 20 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 40%, но не более 80% НМЦД – 25 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 40%, но не более 80% НМЦД. Объект(ы) находится в радиусе не более 100 км. от места нахождения Заказчика – 30 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 80% НМЦД – 40 баллов;

Наличие хотя бы одного договора на сумму более 80% НМЦД. Объект(ы) находится в радиусе не более 100 км. от места нахождения Заказчика – 50 баллов.

Согласно п. 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 2021 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021 г., несогласие антимонопольного органа с целесообразностью установления заказчиком определенных критериев и порядка оценки заявок участников закупки, проводимой в соответствии с Законом № 223-ФЗ, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении заказчиком требований закона.

Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В соответствии со ст. 1 Закона № 223-ФЗ, направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что у участников закупки, находящихся дальше 100 км. от места нахождения Заказчика, также есть возможность набрать необходимое количество баллов для признания победителем, в частности, наличие хотя бы одного договора на сумму более 20%, но не более 40% НМЦД дает 15 баллов; наличие хотя бы одного договора на сумму более 40%, но не более 80% НМЦД дает 25 баллов; наличие хотя бы одного договора на сумму более 80% НМЦД дает 40 баллов. Следовательно, потенциальный участник может представить одновременно договоры на все три данные категории, набрав при этом максимальные баллы по 3 другим критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

Кроме того, также необходимо учитывать то, что п. 28.2.2 является одним из 4 подкритериев критерия п. 28.2 «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)» и предусматривает возможность начисления баллов не только участникам, которые имеют опыт оказания услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями в студенческих общежитиях и/или местах временного пребывания учащихся за последние два года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, на объектах, находящихся в радиусе более 100 км. от места нахождения заказчика, но и участникам, которые такого опыта не имеют.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что данное положение конкурсной документации не ограничивает права участников открытого конкурса в электронной форме на возможность участия и заключение договора по результатам конкурса.

Таким образом, в действиях НГУ не установлено нарушений порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Щекиной Е.В. (вх. № 5151-ЭП/22 от 19.04.2022 г.) на действия НГУ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке внутренних помещений общежитий №1а (и цоколь), №1б (и цоколь), №4, №5, №6, №7, №8/1, №8/2, №9, №10 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211305150 от 12.04.2022 г., Процедура 32211305150 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны