Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №37/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ... от 2 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №37/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«18» апреля 2017 г.                                                                                                          г. Новосибирск

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы по факту размещения в декабре 2016 г. - январе 2017 г. в Новосибирском метрополитене рекламы,

УСТАНОВИЛ:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступили заявления от физического лица (вх. № 124э, вх. № 137э, № 138э от 13.01.2017 г.) по факту размещения в декабре 2016 г. - январе 2017 г.:

- у лестничного пролета станции Новосибирского метрополитена «Площадь Карла Маркса» (выход со стороны ТЦ «Версаль» к остановке общественного транспорта) информации следующего содержания:

         «Новосибирск 2016 г./ 12 Международный сибирский фестиваль керамики/ …16.12.2016 г. – 5.02.2017 г./ Свердлова, 10…/ Выставка художественной керамики…»;

- у лестничного пролета станции Новосибирского метрополитена «Заельцовская» (выход со стороны ТРК «Роял Парк» к остановке общественного транспорта) информации следующего содержания:

         «ГК Новый мир Химметал/ открыта продажа квартир в ЖК «На Танковой»/Окончание строительства  - III квартал 2016 года / Ипотека – 11,5 % /Материнский капитал/  Тел.213-75-28, 269-1777 / Застройщик ООО «На Танковой»/ Проектная декларация на сайте www. himmetall.ru», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе).

       По мнению заявителя, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовую услугу по предоставлению ипотечного кредита, а также не указана возрастная категория культурно - просветительного мероприятия.

          ООО «МИР» по запросу Новосибирского УФАС России представлены:

- документы по факту размещения рекламной информации о 12 Международном Сибирском фестивале керамики, в том числе: Договор № М1253 от 27.11.2015 г., Приложения № 56, №56/1П, к указанному договору, заключенному с ООО «Бигстар Медиа», Акты № М253/56-1 от 31.12.2016 г., № М253/56/1П от 31.12.2016 г., платежные документы, макет рассматриваемой рекламы, счета на оплату;

- документы, по факту размещения рекламной информации о ЖК «На Танковой», в том числе: Договор № М1185 от 06.08.2015 г., Приложения б/н, №2, № 2/1П, №14 к указанному договору, заключенному с ООО «На Танковой», Акты, платежные документы, макет рассматриваемой рекламы, счета на оплату.

          Новосибирским УФАС России при распространении рекламной информации о ЖК «На Танковой» установлено, что согласно ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, ипотечное кредитование относится к категории финансовых услуг.

Ипотечное кредитование - долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости.

Ипотека - вид залога недвижимого имущества с целью получения денежного кредита или займа, при котором заложенное недвижимое имущество не передается в собственность кредитодателя, а остается в распоряжении заёмщика, и является средством обеспечения долговых обязательств заемщика (залогодателя, должника по закладной) перед займодателем (залогодержателем, кредитором по ипотечному кредиту). Ипотека используется при необходимости получения денежной ссуды, ипотечного кредита, как правило, на длительный срок.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 1 Закон «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О банках и банковской деятельности» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России (ст. 12 Закона «О банках и банковской деятельности»).

          В силу ч.1 ст.28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

         В данном случае в рекламе ЖК «На Танковой» отсутствует информация о лице (кредитной организации), оказывающей финансовую услугу (ипотеку) по предоставлению ипотечного кредита под 11,5 % годовых. Данные обстоятельства свидетельствуют о признаках нарушения ч.1 ст.28 Закона «О рекламе».

        При распространении рекламы о 12 Международном Сибирском фестивале керамики Новосибирским УФАС России установлено, что согласно п.5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее – Закон № 436-ФЗ) информационная продукция - предназначенная для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

        В соответствии с п.3 ст. 2 Закона № 436-ФЗ, зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

 Ч.1 ст. 12 Закона № 436-ФЗ установлено, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется ее производителем и (или) распространителем с указанием соответствующей категории, по классификации, предусмотренной  ст. 12 указанного Закона.

В силу ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

        Так как одним из объектов рекламирования в данном случае является культурно-просветительное мероприятие, отнесенное к информационной продукции - 12 Международный Сибирский фестиваль керамики, в рассматриваемой рекламе должна быть указана категория такой информационной продукции.

         В данном рекламном объявлении такие сведения отсутствуют, что указывает на признаки нарушения  ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе.

         В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований указанных норм Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

         Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

          Поскольку рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «МИР», есть основания полагать, что в действиях Общества усматриваются признаки нарушения ч. 10.1 ст. 5 и ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», о чем в адрес ООО «МИР» был направлен Акт проверки № 5 от 07.03.2017 г.

         Также об указанных обстоятельствах 10.03.2017 г. был проинформирован заявитель (исх. № 106-2184э).

         Не согласившись с доводами Новосибирского УФАС России, ООО «МИР» 17.03.2017 г. представлены возражения (вх. № 2385), в  которых Общество указывает следующее.

         Рекламодателем объявления о ЖК «На Танковой» является ООО «На Танковой», с которым ООО «МИР» заключило договор № Ml 185 от 06.08.2015 г.

        Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара, определяющий объект рекламирования. ООО «На Танковой» строит жилые комплексы и продает в них квартиры, что является уставной деятельностью Общества. Следовательно, как полагает ООО «МИР», объектом рекламирования будут квартиры как продукт деятельности, предназначенный для продажи. Рекламировать финансовые услуги ООО «На Танковой» не вправе, т.к. не является финансовой организацией. Упоминание в рекламе ипотеки и материнского капитала следует рассматривать как допустимые способы, помогающие в реализации квартир. Покупка квартиры возможна через ипотеку, но не обязательна для покупателя. Реклама направлена на привлечение внимания именно к квартирам, а не к финансовым услугам.

         Таким образом, как сообщает ООО «МИР», рекламодатель - ООО «На Танковой» не является кредитной организацией, не осуществляет банковские операции для извлечения прибыли и не может рекламировать финансовые услуги, которых не оказывает. К рекламе продажи квартир застройщиком не может применяться норма, предусмотренная ч.1 ст. 28 Закона о рекламе.

 Относительно рекламной информации о Международном Сибирском фестивале керамики ООО «МИР» указало, что в данной рекламе упоминаются фестиваль и выставка как зрелищные мероприятия согласно п.3 ст.2 Закона № 436-ФЗ.

        Оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно­-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи (п. 12 ст.2 Закона).

         В ч.4 ст. 11 указанного Закона установлено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 Закона № 436-ФЗ, без знака информационной продукции не допускается, за исключением информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий (п. 4).

        Следовательно, как полагает ООО «МИР», распространение рекламы о Международном Сибирском фестивале керамики без указания возрастной категории, не нарушило требований ч.10.1 ст.5 Закона о рекламе, поскольку такое требование к зрелищным мероприятиям в Законе № 436-ФЗ отсутствует.

        Новосибирское УФАС России считает позицию ООО «МИР», указанную в возражениях, ошибочной по основаниям, изложенным ранее.

         Кроме того, из положений п. 4 ч.4 ст. 11 Закона № 436-ФЗ следует, что указание  знака информационной продукции не требуется непосредственно при обороте такой продукции (показе, демонстрации). Однако при распространении рекламы о зрелищном мероприятии такой знак должен указываться, поскольку понятие «реклама информационной продукции» не подпадает под определение «оборота продукции».

        Следовательно, в действиях рекламораспространителя - ООО «МИР» усматриваются признаки нарушения ч. 10.1 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

        На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 37/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – физическое лицо;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - общество с ограниченной ответственностью «МИР» (ИНН 5406780640, юридический адрес: 630123, г. Новосибирск, Красный пр-т, д.232/1).                                                      

3. Назначить дело № 37/17 к рассмотрению на «18» мая 2017 г. в 16-30 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. ООО «МИР» до 16.05.2017 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

  - отзыв на данное определение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны