Решение №054/01/18.1-830/2022 жалоба ООО «Новосибрайтоп» на действия организатора торгов Г... от 16 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-830/2022

 

16 мая 2022 года                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новосибрайтоп» (далее – ООО «Новосибрайтоп», вх. № 5766/22 от 26.04.2022 г.) на действия организатора торгов Государственного автономного учреждения стационарного социального обслуживания Новосибирской области «Тогучинский психоневрологический интернат» (далее – ГАУССО НСО «ТПНИ») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку угля каменного в составе 1 лота (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211293943, Процедура 32211293943, опубликованная на электронной торговой площадке «РТС–тендер» на сайте https://www.rts-tender.ru/, Лот № 1),

в присутствии …

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Новосибрайтоп» (вх. № 5766/22 от 26.04.2022 г.) на действия организатора торгов ГАУССО НСО «ТПНИ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку угля каменного в составе 1 лота (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211293943, Процедура 32211293943, опубликованная на электронной торговой площадке «РТС–тендер» на сайте https://www.rts-tender.ru/, Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

Аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке по следующему адресу http://www.rts-tender.ru.

ООО «Новосибрайтоп» в установленном законом порядке подало надлежащую заявку на участие в аукционе в электронной форме и было допущено к участию в соответствующих процедурах (порядковый номер заявки - 2). Помимо ООО «Новосибрайтоп» в аукционе в электронной форме приняло участие ООО «Камень-Профи» (порядковый номер заявки - 1).

Как подтверждается размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протоколом подведения итогов аукциона от 20.04.2022 г. ООО «Новосибрайтоп» предложило наименьшую цену контракта и, следовательно, должно было быть признано победителем. Но комиссия Заказчика приняла решение о несоответствии заявки ООО «Новосибрайтоп» требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно: 

«Согласно п. 1), п.п. 6.8.44., раздела 6.8 положения о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения стационарного социального обслуживания Новосибирской области «Тогучинский психоневрологический интернат» заявка признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, а именно участник не предоставил документы, подтверждающие наличие у Участника закупки склада, принадлежащего Участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин».

В документации об аукционе в электронной форме в п. 2), п.п. в) раздела 16 «Содержание заявки на участие в аукционе в электронной форме», Заказчик указал: «в) наличие у Участника закупки склада, принадлежащего Участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин ул. ___________ до 31.12.2022».

Данный пункт приводит к ограничению конкуренции и созданию искусственных условий для победы конкретных участников закупки.

Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в соответствии с которым при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов, преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Также Заказчиком нарушен пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как, ограничив одному участнику доступ к проводимым торгам, создав другому участнику преимущественное положение, в итоге организатор закупок создал для участников препятствия в целом к доступу на товарный рынок.

Таким образом, аукционная комиссия нарушила положение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, разместив закупку № 32211293943 на поставку угля каменного, что привело к ограничению конкуренции и созданию искусственных условия для победы конкретных участников закупки.

ГАУССО НСО «ТПНИ» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

07 апреля 2022 года Заказчиком ГАУССО НСО «ТПНИ» были размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключить договор на поставку угля каменного для энергетических целей для нужд учреждения.

В своей закупочной деятельности ГАУССО НСО «ТПНИ» руководствуется Федеральным законом от 28.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и принятым в соответствии с ним положением о закупках.

В соответствии с п. 6.8.14 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГАУССО НСО «ТПНИ», вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, предусмотренные пунктом 5.3.2 Положения о закупке. В соответствии с названным пунктом извещение и(или) документация о конкурентной закупке может содержать требование, в числе прочего, о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным заказчиком в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о конкурентной закупке, или копии таких документов.

Документацией об оспариваемом аукционе установлено, что участник закупки должен иметь склад, принадлежащий Участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенный по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин (п. 14 документации).

Пунктом 16 документации установлена обязанность представлять в составе вторых частей заявок документы, подтверждающие наличие у такого участника закупки склада, принадлежащего Участнику на праве собственности, праве аренды, или ином законном владении, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин, ул. _______________.

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Установление указанного требования вызвано следующими обстоятельствами:

1) В имеющемся у учреждения складе невозможно обеспечить хранение всего объема угля (не более 100 тонн), при этом в целях обеспечения стабильной работы, энергетической безопасности учреждения необходимо иметь запас угля.

2) В соответствии с условиями договора поставка товара должна осуществляться на склад, принадлежащий поставщику на каком-либо праве, при этом приемка товара осуществляется представителем Заказчика, во время всего периода хранения Заказчик должен иметь возможность контролировать условия хранения. Непосредственно перед доставкой товара со склада Поставщика на склад Заказчика должна быть обеспечена возможность проверки качества и количества товара. Следовательно, нахождение склада за пределами города Тогучина приведет к дополнительным трудозатратам (дополнительным трудовым ресурсам), временным затратам, а также затратам на проезд к складу в отдаленном, от места нахождения заказчика, населенном пункте.

3) Любой из потенциальных участников закупки вправе заключить договор с какой-либо организацией на территории г. Тогучина на аренду склада для хранения угля (как вариант - с ОАО «РЖД», ИП Гейне, Тогучинское РАЙПО).

2. 19 мая 2015 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области была рассмотрена жалоба ООО «Аквамарин» на действия заказчика ГАУССО НСО «ТПНИ» по проведению конкурса на поставку угля каменного для энергетических целей, одним из доводов которой было установление требования о наличии склада в г. Тогучине. Решением антимонопольного органа жалоба была признана необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

07 апреля 2022 года на официальном интернет сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов - ГАУССО НСО «ТПНИ» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку угля каменного в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32211293943). Начальная (максимальная) цена Договора 2 932 500 (два миллиона девятьсот тридцать две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

Дата начала срока подачи заявок 07 апреля 2022 в 00:00 (МСК+4). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 17 апреля 2022 в 08:00 (МСК+4). Дата рассмотрения первых частей заявок 18 апреля 2022 (МСК+4). Дата подведения итогов 20 апреля 2022 (МСК+4).

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2358735 от 18.04.2022, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на участие в аукционе было подано 2 заявки (№ 1 от 12.04.2022 г. и № 2 от 15.04.2022 г.), которые были признаны соответствующими требованиям и допущены к участию в аукционе.

Согласно Протоколу подачи ценовых предложений аукциона № 2358735 от 19.04.2022, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на участие в аукционе было подано 2 заявки: № 1 от 19.04.2022 г. с ценовым предложением 2 624 587,50 руб., с НДС и № 2 от 19.04.2022 г. с ценовым предложением 2 609 925,00 руб., с НДС.

Согласно Протоколу подведения итогов аукциона № 2358735 от 20.04.2022, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, заявка № 1 от 12.04.2022 г.  ООО «Камень-профи» была признана соответствующей требованиям и закупочная комиссия ГАУССО НСО «ТПНИ» приняла решение признать аукцион несостоявшимся и заключить договор с ООО «Камень-профи», как с единственным участником закупки.

При этом заявка ООО «Новосибрайтоп» на основании п. 1) п.п. 6.8.44 раздела 6.8 положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУССО НСО «ТПНИ» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, а именно, участник не предоставил документы, подтверждающие наличие у Участника закупки склада, принадлежащего Участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин.

Согласно п. 16 информационной карты аукционной документации, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы и информацию:

а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника закупки, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица и физического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) наличие у Участника закупки склада, принадлежащего Участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенным по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин ул.__________ до 31.12.2022

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» участник закупки вправе предоставить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП, полученную с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», сформированную в формате PDF и подписанную электронной подписью, которую можно визуализировать, в том числе при печати;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным заказчиком в извещении и (или) документации о конкурентной закупке, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2-8 пункта 5.1.1 Положения о закупке (указанная декларация может предоставляться с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при наличии такого функционала);

д) копии учредительных документов участника закупки:

- для юридического лица: копия устава (все страницы);

- для физического лица: копия документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия паспорта: страницы 2-3, страницы о месте жительства);

- для индивидуального предпринимателя: копия документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия паспорта, страницы 2-3, страницы о месте жительства); копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и, если для участника закупки стоимость закупки или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Если данная сделка не является крупной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и /или учредительными документами, то предоставляется справка в свободной форме за подписью руководителя участника закупки, декларирующая, что данная сделка не является для организации крупной сделкой.

Соответственно, из указанных выше положений документации следует, что в состав второй части заявки должны входить именно документы, прямо поименованные в подпунктах п. 16 информационной карты аукционной документации, такие как, например, выписка из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов и т.п., а также иная информация, предусмотренная указанными выше положениями документации, которая представляется участником в составе заявки в свободной форме. 

В данном случае в пп. в) п. 16 информационной карты аукционной документации отсутствует требование о предоставлении документов, подтверждающих информацию о наличии у участника торгов склада, принадлежащего ему на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин ул.__________ до 31.12.2022, а также не указано, какой документ в подтверждение этому должен быть представлен (договор аренды, свидетельство о праве собственности либо иной).

Следовательно, такая информация могла быть представлена участником во второй части заявки в свободной форме

В составе второй части заявки ООО «Новосибрайтоп» имеется заявка-согласие, в которой указано на наличие у ООО «Новосибрайтоп» склада, принадлежащего на праве аренды, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин, ул. Деповская, 3.

Таким образом, ООО «Новосибрайтоп» предоставило организатору торгов информацию о наличии у участника закупки склада, принадлежащего частнику закупки на праве аренды и расположенного в г. Тогучин Новосибирской области.

Кроме того, если даже учесть доводы ГАУССО НСО «ТПНИ» о необходимости представления подтверждающего документа, но при отсутствии в документации указания на конкретный вид или форму документа, то Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что заявку-согласие, оформленную в виде отдельного документа, возможно приравнять к документу, подтверждающему наличие у участника закупки склада, принадлежащего участнику на праве аренды.

Также в данном случае учтено то, что в ходе рассмотрения жалобы, ООО «Новосибрайтоп» представило комиссии Новосибирского УФАС России копии договора № ПРР-01-01-2022 от 01.01.2022 г. и договора оказания терминально-складских услуг № 21/30 мч-2 от 01.01.2022 г., подтверждающих наличии в аренде у ООО «Новосибрайтоп» склада для хранения угля, находящегося по адресу: Новосибирская область, г. Тогучин, ул. Деповская, д. 3.

Таким образом, комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что организатор торгов неправомерно признал заявку ООО «Новосибрайтоп» не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе и отклонил её.

Таким образом, в действиях ГАУССО НСО «ТПНИ» при проведении торгов в форме аукциона на поставку угля каменного (извещение № 32211293943 на сайте https://zakupki.gov.ru/) усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Новосибрайтоп» (вх. № 5766/22 от 26.04.2022 г.) на действия организатора торгов ГАУССО НСО «ТПНИ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку угля каменного в составе 1 лота (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211293943, Процедура 32211293943, опубликованная на электронной торговой площадке «РТС–тендер» на сайте https://www.rts-tender.ru/, Лот № 1) обоснованной.

2. Выдать ГАУССО НСО «ТПНИ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны