Постановление №054/04/9.21-424/2021 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной отве... от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-424/2021

о назначении административного наказания

 

31 марта 2021 года                                                                                  г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев Протокол № 054/04/9.21-424/2021 об административном правонарушении от 17.03.2021 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» города Искитима Новосибирской области (ИНН 5446018903, КПП 544601001, ОГРН 1175476050650, дата регистрации 04.05.2017, юридический адрес: 633208, Новосибирская область, г. Искитим, проспект Юбилейный, дом 4, кабинет 1) (далее – ООО «Водоканал» г. Искитима), в присутствии <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Квартал-С» в отношении ООО «Водоканал» г. Искитима по вопросу уклонения от заключения договора о подключении к централизованной системе водоснабжения вследствие отсутствия свободной мощности.

ООО «Квартал-С» неоднократно обращалось в ООО «Водоканал» г. Искитима с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения строящихся многоквартирных жилых домов по адресам: НСО, г. Искитим, ЖК «Ясный-2» и мкр-н «Южный» д. №№57/1 и 57/2.

ООО «Водоканал» г. Искитима в нарушение установленных сроков откладывает заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, ссылаясь на отсутствие технологической возможности в настоящий момент. Выполнение необходимых мероприятий по восстановлению технической возможности запланировано на лето 2021 года.

ООО «Водоканал» г. Искитима выдало в адрес ООО «Квартал-С» технические условия на водоснабжение и водоотведение строящихся объектов в августе 2020 года.

Новосибирским УФАС России в адрес ООО «Водоканал» г. Искитима был направлен запрос информации исх. №02-17019 от 16.12.2020 г.

В ответ на запрос антимонопольного органа ООО «Водоканал» г. Искитима пояснило следующее.

Водоснабжение м-она Южный осуществлялось системой водоснабжения, состоящей из двух магистральных водопроводов - Левого и Южного, питающих всю юго-западную часть г. Искитима. Учитывая перепад высотных отметок подающей насосной станции и данного района города, для установления технической возможности подключения новых абонентов был проведен гидравлический расчет, предусматривающий работу двух магистральных водопроводов, который показал наличие свободной мощности при условии установки запорно-регулирующей арматуры на участках сети.

В октябре 2019 года на Левом водопроводе (Д-500мм, год ввода в эксплуатацию - 1960) сложилась аварийная ситуация, ООО «Водоканал» были приняты меры для ликвидации аварии. В ходе проведения работ выявлено, что участок водопровода, проходящий под железнодорожным полотном в районе ж/д участка Искитим-Ложок 60 км. ПК 4, восстановлению не подлежит, в этой связи принято решение о выводе его из эксплуатации. Вывод из эксплуатации Левого водопровода привел к следующим последствиям:

  1. отсутствует «закольцовка» Южного и Левого магистральных водоводов, вследствие чего изменилось распределение потоков воды в системе водоснабжения города, поскольку Южный и Левый водопроводы, в совокупности осуществляли «подпитку» северо- восточной части г. Искитима. Величина расходов на участках сети изменилась;
  2. в часы максимального водопотребления в летний период наблюдается нехватка воды у жителей юго-западной части г. Искитима, так как с наступлением летнего времени резко возрастает водопотребление, вызванное большими расходами воды на полив зеленых насаждений в индивидуальных домовладениях граждан;
  3. отсутствует возможность перспективного развития водоснабжения в юго- западной части г. Искитима;
  4. в период паводка, из-за розлива р. Койниха, происходит затопление единственного, на сегодняшний день, водовода, обеспечивающего водоснабжение юго-западной части г. Искитима. Участок водопроводной сети оказывается в необслуживаемой зоне.

В связи со сложившейся ситуацией, для устранения вышеперечисленных последствий вывода Левого водопровода из эксплуатации, в администрацию г. Искитима ООО «Водоканал» г. Искитима было направлено письмо о необходимости проведения реконструкции Левого водопровода протяженностью около 600 метров. По запросу администрации г. Искитима 9 ноября 2019 года филиалом ОАО «РЖД» Западно-Сибирской железной дороги были выданы технические условия №12996/ЗСиб на проведение работ по реконструкции участка водопровода, проходящего под железнодорожным полотном.

07.02.2020 года ООО «Водоканал» выдало технические условия на реконструкцию Левого водопровода. Техническое задание на проектирование утверждено. ООО «Водоканал» г. Искитима запрошены коммерческие предложения на выполнение проектно-изыскательских работ, средняя стоимость работ, согласно поступившим предложениям, составляет 2 700 000 рублей.

02.10.2020 г. в адрес ООО «Водоканал» г. Искитима поступило заявление ООО «Квартал-С» о заключении договора о подключении объектов к централизованной системе водоснабжения. Для оценки технической возможности подключения данных объектов в сложившейся ситуации, при работе одного магистрального водопровода, был произведен гидравлический расчет системы водоснабжения юго-западной части г. Искитима. Гидравлический расчет показал работу сети на пределе мощностей у существующих потребителей юго-западной части г. Искитима, отсутствие свободной мощности для подключения новых абонентов.

Для разрешения вопроса подключения (технологического присоединения) объектов ООО «Квартал-С» к централизованной системе водоснабжения 21.12.2020 г. в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области с участием представителей администрации г. Искитима, ООО «Водоканал» и ООО «Квартал-С» проведено совещание по данному вопросу.

ООО «Водоканал» не уклоняется от заключения договора о подключении, а, исходя из сроков подключения строящихся многоквартирных домов (I и II квартал 2022 года), указанных ООО «Квартал-С» в заявлениях о заключении договора подключения к централизованной системе водоснабжения, письмом от 18.11.2020 г. №1810 ООО «Водоканал» предложило отложить заключение договора до выполнения мероприятий по восстановлению и запуску второго магистрального водопровода.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ №416-ФЗ) гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2020 № 601-В «О корректировке на 2021 год тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение, установленных на долгосрочные периоды регулирования для организаций, осуществляющих деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территориях города Искитима и Искитимского района Новосибирской области» утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «Водоканал» г. Искитима.

Таким образом, ООО «Водоканал» г. Искитима осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению. Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 24.11.2020 г. № 329-В для ООО «Водоканал» г. Искитима установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ №147-ФЗ) услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В статье 3 ФЗ №147-ФЗ о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Из смысла указанных норм следует, что потребность в подключении объекта капитального строительства с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры носит подчиненный характер по отношению к услуге по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по водоснабжению и водоотведению и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по водоснабжению и водоотведению.

ООО «Водоканал» г. Искитима является субъектом естественной монополии, осуществляет деятельность на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, системы коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, ООО «Водоканал» г. Искитима является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории г. Искитима и Искитимского района  Новосибирской области, и относится к субъектам естественной монополии.

Письмами исх. №519 от 01.10.2020 г., исх. №521 от 02.10.2020 г. ООО «Квартал-С» направило в адрес ООО «Водоканал» г. Искитима заявление о заключении договора о подключении и выдаче условий подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, проектируемых Многоэтажных многоквартирных жилых домов №57/1 (стр.), №57/2 (стр.).

В ответ на заявления ООО «Квартал-С» письмом исх. №1655 от 22.10.2020 ООО «Водоканал» г. Искитима сообщило, что в настоящее время из-за аварийного состояния выведен из работы Левый магистральный водопровод, как следствие отсутствует «закольцовка» Южного и Левого магистральных водопроводов.

Для установления возможности подключения указанных выше строений к централизованной системе холодного водоснабжения при работе одного магистрального водопровода был произведен гидравлический расчет системы водоснабжения юго-западной части г. Искитима, который показал отсутствие свободной мощности, технической возможности подключения у ООО «Водоканал» г. Искитима не имеется.

На основании изложенного ООО «Водоканал» г. Искитима было принято решение заключение договоров подключения к централизованной системе холодного водоснабжения отложить до проведения мероприятий по восстановлению и запуску второго магистрального водопровода.

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 18 ФЗ №416-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным.

Согласно ч. 5, 7 ст. 18 ФЗ №416-ФЗ, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

При отсутствии технической возможности подключения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением, при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – Правила №644) регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Согласно п. 97 Правил №644 договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. В случае наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) не допускается. При необоснованном отказе или уклонении организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) заявитель вправе обратиться в суд.

П. 101 Правил №644 предусмотрено, что, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

В запросе информации Новосибирского УФАС России, направленном в адрес администрации г. Искитима (исх. №02-310 от 14.01.2021) указывалось на необходимость предоставления сведений об обращении ООО «Водоканал» г. Искитима в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ №416-ФЗ в адрес уполномоченного органа исполнительной власти.

В ответе на запрос антимонопольного органа администрация г. Искитима утвердила, что ООО «Водоканал» г. Искитима в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ №416-ФЗ в адрес уполномоченного органа исполнительной власти обращений не направляло.

Таким образом, ООО «Водоканал» г. Искитима, являясь субъектом естественных монополий, нарушило ч. 7 ст. 18 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,  а так же п. 101 Правил №644, путем ненаправления в адрес уполномоченного органа исполнительной власти в течение 30 дней обращения с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением, при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Принимая во внимание вышеизложенное, в действиях ООО «Водоканал» г. Искитима по нарушению части 7 статьи 18 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 101 Правил №644 при рассмотрении заявления о подключении ООО «Квартал-С» содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, за нарушение части 7 статьи 18 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 101 Правил №644 ООО «Водоканал» г. Искитима несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Место совершения нарушения – 633208, Новосибирская область, г. Искитим, пр. Юбилейный, д. 4, каб. 1

Время совершения правонарушения – 03.11.2020 г.

 

При составлении протокола №054/04/9.21-424/2021 от 17.03.2021 ответчик сообщил, что дополнительные сведения будут представлены на рассмотрении дела.

 

На рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком были даны следующие пояснения.

17.06.2020г. ООО «Водоканал» в адрес уполномоченного органа исполнительной власти - Департамента по тарифам Новосибирской области, направило для утверждения инвестиционную программу на 2021-2025 г.г. В инвестиционную программу включены мероприятия по реконструкции Левого водопровода.

Письмом от 20.07.2020г. № 1505/33 уполномоченный орган сообщил ООО «Водоканал» об отказе в утверждении инвестиционной программы.

01.10.2020г. и 02.10.2020г. в ООО «Водоканал» обратилось ООО «Квартал-С» с заявлениями о заключении договоров о подключении объектов к централизованной системе водоснабжения. В связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программы на дату обращения заявителя, ООО «Водоканал» с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объектов капитального строительства ООО «Квартал-С», в уполномоченный орган не обращалось.

На основании вышеизложенного, ООО «Водоканал» полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

При несогласии антимонопольного органа с доводами Общества ООО «Водоканал» г. Искитима просит учесть также следующее.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения. В пунктах 18 и 21 постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения; но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким- либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Вменяемое ООО «Водоканал» нарушение было совершено по причине отсутствия утвержденной инвестиционной программы, ООО «Водоканал» не могло направить в адрес уполномоченного органа исполнительной власти обращения с предложением о включении мероприятий в неутвержденную инвестиционную программу. Бездействие ООО «Водоканал» было вызвано объективными причинами, не создало существенной угрозы общественным отношениям, в связи с чем ответчик просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

В случае непризнания доводов ООО «Водоканал» о малозначительности Общество просит назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в силу следующего.

На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

ООО «Водоканал» г. Искитима просит антимонопольный орган при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении учесть смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: правонарушение совершено впервые, намерение уклониться от исполнения законодательно возложенной обязанности отсутствовало в действиях ООО «Водоканал», нарушение допущено по причине отсутствия утвержденной инвестиционной программы, ООО «Водоканал» не могло направить в адрес уполномоченного органа исполнительной власти обращения с предложением о включении мероприятий в неутвержденную инвестиционную программу.

Также Общество просит учесть финансовое положение, поскольку ООО «Водоканал» осуществляет тарифно-регулируемую деятельность, выручки от которой не хватает на покрытие текущих убытков. Взыскание штрафов в столь значительном размере повлечет финансовые последствия для ООО «Водоканал», в том числе и в виде невозможности исполнения обязательств по договорам холодного водоснабжения, договорам на подключение.

По поводу данных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, характер совершенного правонарушения, Новосибирское УФАС России не усматривает в действиях ООО «Водоканал» г. Искитима малозначительности совершенного правонарушения. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза в данном случае заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению публично-правовых обязанностей, возложенных на Общество, как на профессионального участника рынка водоснабжения действующим законодательством – Правилами № 644.

Определение законодателем административного наказания для юридических лиц за совершение административного правонарушения по части 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей без применения иного основного и дополнительного административного наказания, свидетельствует о существенности правонарушения, и применение малозначительности может иметь место при исключительных обстоятельствах, наличие которых в рассматриваемом случае не установлено.

Совершенное правонарушение привело к нарушению интересов застройщика – ООО «Квартал-С», а также затрагивает интересы неопределенного круга лиц – потенциальных собственников двух строящихся многоквартирных домов, что подтверждается обращением заявителя в Новосибирское УФАС России. Направляя в адрес ООО «Водоканал» заявление о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, заявитель пользовался правами, предоставленными ему действующим законодательством – Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №644. Следовательно, вменяемое ООО «Водоканал» г. Искитима административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ основанием для назначения ООО «Водоканал» г. Искитима наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П, согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

В материалах дела не представлено обращение Общества в адрес Департамента по тарифам Новосибирской области. При этом из письма Департамента по тарифам Новосибирской области №1505/33 от 20.07.2020 следует, что инвестиционная программа не утверждена по причине ее не соответствия требованиям Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №641, что не препятствовало повторному обращению в орган с доработанной инвестиционной программой , по результатам пересмотра мероприятий.

ООО «Водоканал» г. Искитима как профессиональный участник рынка водоснабжения, обладающий статусом гарантирующей организации по водоснабжению на территории г. Искитима Новосибирской области, обязано предпринять действия по обеспечению технической возможности для подключения объектов капитального строительства, в том числе строящихся многоквартирных домов.

В рассматриваемом случае действия по несоблюдению Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №644, ООО «Водоканал» г. Искитима повлекли нарушение прав заявителя.

На основании изложенного, Новосибирское УФАС России определением от 31.03.2021 отказало в удовлетворении ходатайств ООО «Водоканал» г. Искитима о применении при назначении административного наказания по данному делу положений ст. 2.9 КоАП РФ, а также о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ООО «Водоканал» г. Искитима за нарушение Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №644, при рассмотрении заявления ООО «Квартал-С» о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 8 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ООО «Водоканал» г. Искитима имелась возможность для соблюдения ч. 7 ст. 18 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 101 Правил № 644 путем обращения в течение 30 дней со дня поступления заявления ООО «Квартал-С»  в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением, при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Отсутствие инвестиционной программы при наличии необходимости реконструкции Левого водопровода является следствием недостаточных действий со стороны ответчика, что, не допустимо для лица, обладающего статусом гарантирующей организации при необходимости подключения к сетям водоснабжения строящихся многоквартирных домов.

Таким образом, исходя из изложенного, а также содержания ст. 18 Федерального закона №416-ФЗ ООО «Водоканал» г. Искитима было обязано обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства ООО «Квартал-С».

Условий, при которых организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет возможность не исполнять данную обязанность ст. 18 Федерального закона №416-ФЗ не предусмотрено.

На рассмотрении дела об административном правонарушении ответчик подтвердил ненаправление со своей стороны в указанный срок в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства ООО «Квартал-С».

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям водоснабжения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность – не установлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность – не установлены.

 

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

У ООО «Водоканал» г. Искитима имелась возможность для соблюдения Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, но ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

Таким образом, ООО «Водоканал» г. Искитима не предприняло зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 101 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 9.21 и статьей 23.48. Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо - ООО «Водоканал» г. Искитима Новосибирской области – виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Применить к юридическому лицу - ООО «Водоканал» г. Искитима меру ответственности в виде административного штрафа в размере   100 000 (сто тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер банковского счета 40102810445370000043.

Номер казначейского счета 03100643000000015100.

БИК 015004950.

ОКТМО 50701000.

Получатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. ИНН 5405116098/КПП 540501001, ОГРН 1035401913568, КБК 16111601091010021140, УИН 16100500000000910793.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВОДОКАНАЛ" ГОРОДА ИСКИТИМА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5446018903, ОГРН 1175476050650