Решение №054/10/18.1-2222/2021 жалоба ООО «АктивПроект» на положения документации ГАУК НСО ... от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/10/18.1-2222/2021

22 ноября 2021 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (вх. №19844э от 10.11.2021г.) на действия Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций (Извещение №32110744011),

в присутствии …

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «АктивПроект» (вх. №19844э от 10.11.2021г.) на действия Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций (Извещение №32110744011).

Заявитель сообщает следующее.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении закупки путем конкурса в электронной форме ««Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций» (Извещение №32110744011).

Основанием для обращения с настоящей жалобой послужило следующее:

1. В составе документации Заказчиком размещено Техническое задание на «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения, объекта: «Здание, расположенное по адресу г. Новосибирск, Красный проспект, д. 5 (памятник федерального значения) / ул. Свердлова, д. 10, используемое государственным автономным учреждением культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей».

Исходя из п. 10 Технического задания, необходимо произвести оценку соответствия объекта требованиям пожарной безопасности и подготовить соответствующее заключение.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 N 1325 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» определен порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимой не заинтересованным в результатах такой оценки или такой проверки экспертом в области оценки пожарного риска (далее - независимая оценка пожарного риска).

Независимая оценка пожарного риска проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (продукции) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска. Лицо, проводящее оценку, должно иметь лицензию и быть аккредитовано в МЧС России.

Вместе с тем, согласно извещению о закупке предметом закупки является право на заключение договора на «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций».

В соответствии с СП 13-102-2003. «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153), обследование - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Согласно ст. 3.4 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст) обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Согласно п. 5.1.1. ГОСТ 31937-2011, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

Результатом работ является оформление технического отчета (заключения) по результатам проведенного обследования, согласно п. 5.1.18 ГОСТ 31937-2011.

Исходя из вышеизложенного, предоставление по итогам выполнения работ по обследованию зданий и сооружений заключения об оценке пожарных рисков не требуется.

Доводы Общества подтверждаются и тем, что требования о предоставлении Участниками закупки лицензии и аккредитации в целях подтверждения права на выполнение работ по оценке пожарных рисков, документацией не установлены.

Кроме этого, Заказчиком отдельным документом размещено второе техническое задание на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения Художественного музея в части оценки технического состояния строительных конструкций.

Согласно п. 2.3.1. Технического задания, в рамках предмета Договора необходимо выполнить работы по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения Музея в части оценки технического состояния строительных конструкций в объеме, предусмотренном настоящим Техническим заданием, в соответствии с действующим законодательством РФ, строительными нормами и правилами.

Результатом работ является оформление технического отчета по результатам проведенного обследования.

Пунктом 1.1. Проекта Договора определено, что предметом Договора является выполнение по заданию Заказчика работ по обследованию здания в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Договору).

Однако, ввиду наличия в закупочной документации двух Технических заданий на выполнение работ, Участнику не известен порядок исполнения договора, поскольку определить вид, состав и объем работ не представляется возможным.

Порядок заключения и исполнения договоров в сфере закупок регулируется положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии со ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Согласно ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В данном случае предмет заключаемого договора не определен, следовательно, отсутствуют существенные условия для заключения договора.

Таким образом, опубликованная Заказчиком закупочная документация является противоречивой и не соответствует положениям Закона о закупках, ст. 432 ГК РФ.

2. Согласно пп. 9 п. 10 ст.4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Однако документацией установлены следующие незаконные и противоречивые требования:

Разделом 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок в электронной форме» в подтверждение квалификации Участника закупки необходимо в составе заявки представить не менее 5-ти договоров и актов выполненных работ на выполнение расчетов пожарного риска. При этом процент выполнения собственными силами по данным договорам должен составить не менее 100 процентов.

Непредставление минимального количества таких документов является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Таким образом, в случае не предоставления в составе заявки минимального количества договоров на выполнение расчетов пожарного риска, заявка Участника будет отклонена.

Данные требования являются незаконными, поскольку, согласно извещению о закупке, предметом закупки является право на заключение договора на «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций».

Соответственно для подтверждения опыта Участника необходимо представить в составе заявки договоры на выполнение аналогичного вида работ по обследованию зданий и сооружений в количестве определенном Заказчиком.

Кроме этого, в разделе 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок в электронной форме» указано, что необходимо предоставить не менее 5 договоров. При этом, в целях оценки заявок заказчиком установлена следующая шкала оценки:

- 16 и более - 40 баллов,

- от 11 до 15 - 30 баллов,

- от 6 до 10 - 20 баллов,

- от 3 до 5 —10 баллов.

Руководствуясь вышеизложенным, оценка по опыту противоречит установленному минимальному требованию, поскольку в обязательном требовании указано о необходимости предоставить в составе заявки минимум 5 договоров, а согласно установленной шкале оценки - 10 баллов присуждается Участнику, предоставившему не менее 3 договоров.

Кроме того, с учетом предмета закупки, требование о предоставлении в составе заявки договоров и актов выполненных работ на выполнение расчетов пожарного риска является незаконным.

Положениями ч. 1 п.2 ст.3 Закона о закупках установлен, в том числе, следующий принцип при проведении закупки:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений».

Целями действующего Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) признаются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона №135-ФЗ).

Заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных и противоречивых условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Подобные требования приводят к ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

3. Разделом 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок» установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание.

Одним из показателей неценового критерия являются Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса.

Содержание показателя: оценивается обеспеченность участника запроса предложений трудовыми ресурсами, а именно количество в штате участника запроса предложений специалистов, необходимых для оказания услуг. Предоставляются сведения о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в обязательном порядке к исполнению Договора по предмету конкурса, а также заверенные печатью организации и подписью Руководителя подтверждающие документы: копии трудовых книжек, копии дипломов/аттестатов о профессиональном техническом образовании, а также копии удостоверений и свидетельств об обучении/переобучении и повышении квалификации.

Непредставление таких документов является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Вместе с тем, Заказчиком не конкретизировано данное требование в полном объеме, а именно, не указаны требования к образованию специалистов.

Исходя из требования Раздела 5, Заказчиком будет производиться оценка обеспеченности Участника трудовыми ресурсами вне зависимости от сферы образования специалистов, состоящих в штате Участника.

Таким образом, в случае предоставления 1 Участником данных на 5 специалистов, среди которых 1 специалист с надлежащим образованием и квалификацией, и предоставление 2 Участником такого же количества специалистов, но среди которых только 3 специалиста с надлежащим образованием и квалификацией, оценка этих Участников будет равна.

Из данного примера следует, что при не установлении закупочной документацией требований к специалистам, участники могут предложить несопоставимый для оценки перечень специалистов.

Между тем, к примеру, показатель должен быть установлен следующим образом: Наличие в штате организации специалистов, имеющих высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства/ инженерных изысканий и осуществляющих подготовку проектной документации, наличие повышения квалификации специалистов по направлению подготовки в области строительства/инженерных изысканий не реже одного раза в пять лет.

В связи с вышеизложенным, показатель нестоимостного критерия не конкретизирован, что нарушает положения ст. 4 Закона о закупках и ст. ст. 3, 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку ограничивает конкуренцию и не способствует выбору наилучшего предложения.

4. В пункте 2 Технического задания указано, что обследуемый объект относится к следующему виду - памятник федерального значения.

Пунктом 48 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Нормативными актами, определяющими порядок лицензирования являются Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»), а также Приказ Минкультуры России от 25.11.2020 N 1517 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги «Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, лицензирование деятельности по сохранению объектов осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.

С 18.02.2021 вступили в силу положения новой редакции Административного регламента предоставления Минкультуры России государственной услуги лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.11.2020 № 1517 (далее - Регламент).

Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении Минкультуры России государственной услуги «Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8. Регламента, результатами предоставления государственной услуги являются:

- внесение записи о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - лицензия) в реестр лицензий или выдача (направление) соискателю лицензии уведомления об отказе в предоставлении лицензии;

- внесение записи о переоформлении лицензии в реестр лицензий или выдача (направление) лицензиату уведомления об отказе в переоформлении лицензии;

- внесение записи о прекращении лицензии в реестр лицензий;

- предоставление заявителям сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений.

В соответствии с нормами Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности») лицензия определяется как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Исходя из норм действующего законодательства, подтверждением права на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия является выписка из реестра лицензий.

Доводы Заявителя подтверждаются информацией, размещенной на официальном сайте Министерства Культуры РФ (https://culture.gov.ru/about/departments/departament_go-sudarstvennoy_okhrany_kulturnogo_naslediya/activities/license/).

Кроме того,   на        портале          Министерства           культуры РФ https://opendata. mkrf.ru/opendata/7705851331-heritage_safekeeping_licenses в открытом доступе опубликован реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, соответственно все заинтересованные лица смогут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Согласно пп. 9 п. 10 ст.4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки.

Подпунктом 11 п. 2.2.7 Раздела 2 Документации «Требования к участникам закупки» установлены требования к участникам закупки и определен перечень и стандарты необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям.

Участнику в составе заявки необходимо представить, в том числе копии лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в случае, если поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом заключаемого договора, подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством РФ.

В случае не предоставления документов в составе заявки, заявка такого участника будет отклонена.

Однако, документацией не установлены конкретные требования к составу документов, представляемых участниками закупки в составе заявки, а именно: предоставление участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (выписка из реестра лицензий).

Таким образом, Заказчиком не определен конкретный и исчерпывающий перечень предоставляемых участниками закупки документов в подтверждение права на выполнение работ.

В связи с вышеизложенным, при отсутствии конкретных требований, лицо, не имеющее право выполнять данного вида работы, может принять участие в закупке и заявка такого Участника не будет отклонена.

В целях недопущения нарушений законодательства, в документации должно быть установлено требование о предоставлении Участниками закупки выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

На основании вышеизложенного, требования к участникам определены не надлежащим образом, поскольку отсутствуют обязательные требования, обычно предъявляемые к Участникам закупки, что не соответствуют действующему законодательству, а именно пп. 9 п. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком при формировании закупочной документации были допущены следующие нарушения действующего законодательства, указанные в настоящей жалобе, а именно:

1. Опубликованная Заказчиком закупочная документация является противоречивой и не соответствует положениям Закона о закупках, ст. 432 ГК РФ.

2. Заказчиком созданы дискриминационные и противоречивые условия для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

3. Заказчиком не конкретизирован показатель не стоимостного критерия, что нарушает положения ст. 3 и 4 Закона о закупках, поскольку ограничивает конкуренцию и не способствует выбору наилучшего предложения.

4. Заказчиком не установлены требования к Участникам в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника конкурса в электронной форме требованиям законодательства в области деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а именно выписки из реестра лицензий.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу ООО «АктивПроект» обоснованной и обязать Заказчика устранить нарушения законодательства, а именно: исключить техническое задание на выполнение расчета пожарных рисков, оставив в составе документации надлежащее техническое задание на выполнение обследования зданий и сооружений; привести требования по предоставляемым документам по показателю «опыт оказания услуг по выполнению работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения» в соответствие с наименованием предмета закупки и составом выполняемых работ; привести требование о минимальном количестве договоров и актов выполненных работ в соответствие с установленной шкалой оценки. конкретизировать показатели неценового критерия «Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса» путем указания требования к специалистам об образовании и квалификации; установить требования к Участникам в части представления Участниками документов, подтверждающих соответствие участника конкурса в электронной форме требованиям законодательства в области деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а именно выписки из реестра лицензий.

ГАУК НСО «НГХМ» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

I. 09.11.2021 г. было размещено уже исправленное техническое задание и документация, с продлением сроков подачи документации до 17.11.2021 г., пункты и требовании не соответствующие техническому заданию были исключены, задвоенная документация (техническое задание) было убрано.

II. Количество договоров, требуемых для предоставления в заявке, также исправлено (уменьшено с 5 до 3 в соответствии с извещением), в обновленной документации размещенной ранее.

III. Что касается требования ООО «АктивПроект» к специалистам изложить в редакции «наличие в штате организации специалистов, имеющих высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки проектной документации, наличие повышение квалификации специалистов по направлению подготовки в области строительства/инженерных изысканий не реже одного раза в пять лет», ГАУК НСО «НГХМ» считает такое требование не обоснованным, потому что специалисты в штате организации могут иметь образование профессионально-техническое/техническое, но при этом иметь квалификацию и опыт работы в этой сфере, также как квалификацию. Услуги эти могут выполняться любым количеством специалистов (на усмотрение организации, которая выиграет торги), главное чтобы осмотр здания и заключение были выданы в сроки, указанные в договоре.

Поэтому такое требование ГАУК НСО «НГХМ» считает чрезмерным и ограничивающим конкуренцию.

IV. Относительно вопроса, об отсутствии в документации конкретных требований к участнику закупки, а именно представление участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (выписка из реестра лицензий).

В пункте 2.2.7 документацией установлен конкретный перечень документов в соответствии с Положением о закупке ГАУК НСО «НГХМ», ГАУК НСО «НГХМ» не устанавливалось дополнительное требование к участникам, в части предоставления документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (выписка из реестра лицензий), по следующим основаниям:

- Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Положением определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов, одним их которых является перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российский Федерации (Приложение к Положению).

Согласно указанному перечню, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций не относится к перечню работ, требующих лицензию, а также не относятся к перечню работ по сохранению объекта культурного наследия.

Следовательно, предъявление такого требования (наличие лицензии) к участникам закупки является чрезмерным и ведет к ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного, ГАУК НСО «НГХМ» просит Новосибирское УФАС России признать жалобу необоснованной.

ООО «АктивПроект» представило следующие возражения к пояснениям ГАУК НСО «НГХМ».

1. Показатель неценового критерия - «Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса» не конкретизирован Заказчиком, что является нарушением ст. 4 Закона о закупках и ст. ст. 3, 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для участников закупки, не имеющих надлежащих кадровых ресурсов для выполнения работ по предмету закупки, а также не способствует выбору наилучшего предложения.

В ответе-пояснении Заказчиком указано, что специалисты в штате организации могут иметь образование профессионально-техническое/техническое, но при этом иметь квалификацию и опыт работы в этой сфере, соответственно установление требования в редакции, приведенной Обществом, является необоснованным, поскольку установление вышеуказанного требования является чрезмерным и ограничивающим конкуренцию.

Вместе с тем, Общество не согласно с утверждением Заказчика в силу следующего.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения нужд Заказчика. Получение заказчиком результатов выполненных работ, услуг, не отвечающих его потребностям, может привести к нерезультативности осуществления закупки и неэффективному расходованию финансовых средств.

Доводы жалобы в этой части сводились лишь к тому, чтобы Заказчиком были установлены требования к области образования специалистов, имеющее непосредственное отношение к предмету закупки, поскольку в отсутствие конкретизированных требований к специалистам, участники закупочной процедуры могут предложить несопоставимый для оценки перечень специалистов.

Приводя пример определения показателя неценового критерия - «Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса», Общество не имело ввиду установление данного определения исключительно в данной формулировке, а только привело один из возможных примеров (вариантов) того, как должен быть установлен показатель: «Наличие в штате организации специалистов, имеющих высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства/ инженерных изысканий и осуществляющих подготовку проектной документации, наличие повышения квалификации специалистов по направлению подготовки в области строительства/инженерных изысканий не реже одного раза в пять лет.

Кроме того, исходя из доводов Заказчика следует, что специалисты в штате организации могут иметь образование профессионально-техническое/техническое, но при этом иметь квалификацию и опыт работы в этой сфере. Вместе с тем, в документации о закупке не указано, что опыт и квалификация специалистов должна соответствовать предмету закупки.

Таким образом, в случае не установления закупочной документацией требований к специалистам, то участники могут предложить несопоставимый для оценки перечень специалистов.

Руководствуясь вышеизложенным, для достижения целей осуществления закупки, а также выбору наилучшего предложения, Заказчику необходимо конкретизировать показатель неценового критерия - «Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса».

2. Обследуемый объект является памятником федерального значения, для выполнения работ в отношении которого, требуется выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Документацией не установлены конкретные требования к составу документов, представляемых участниками закупки в составе заявки, а именно:         предоставление участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (выписка из реестра лицензий).

Заказчиком на заседании комиссии 19.11.2021 года было пояснено, что целью проводимой закупки является проведение обмерных работ, вследствие чего лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия не требуется.

Вместе с тем, согласно п. 1.3 Технического задания, целью работы является следующее:

1.3.1.   Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций и проведение обмерных работ.

1.3.2.   Выявление в ходе эксплуатации значительных дефектов, повреждений и деформаций строительных конструкций, в связи с чем, необходимо произвести обследование строительных конструкций.

1.3.2.   Обеспечение безопасности зданий и сооружений, оценка состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, проверка соответствия характеристик строительных конструкций требованиям технических регламентов и проектной документации.

1.3.3.   Содержание в работоспособном техническом состоянии объекта инфраструктуры музея.

В соответствии с п. 2.1. Технического задания «Описание предмета закупки», в ходе обследования необходимо провести оценку соответствия несущих конструкций нормативным требованиям, определить ресурс фактической безопасной эксплуатации конструкций, а также по результатам обследования выдать рекомендации по дальнейшей эксплуатации или о необходимости проведения капитального ремонта.

Таким образом, в состав работ входит не только выполнение обмерных работ, как утверждает Заказчик, но и проведение обследования объекта (памятника федерального значения), оценка соответствия несущих конструкций нормативным требованиям, определение ресурса фактической безопасной эксплуатации конструкций, а также выдача рекомендаций по дальнейшей эксплуатации объекта или о необходимости проведения капитального ремонта.

При этом рекомендации по дальнейшей эксплуатации объекта или о необходимости проведения капитального ремонта фактически являются проектными решениями. В соответствии с письмом Минстроя России от 20.06.2018 N 26459-ХМ/08 «О выполнении проектными организациями работ по обследованию строительных конструкций», результаты обследования, содержащиеся в заключении, служат исходными данными для подготовки задания на проектирование зданий и сооружений и подлежат рассмотрению в составе проектной документации, направляемой на экспертизу. То есть фактически результаты обследования являются частью (составляющей) проектной документации.

Обследование объекта культурного наследия (памятника федерального значения) выполняется в целях сохранения объекта культурного наследия (памятника федерального значения).

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под сохранением объекта культурного наследия (памятника федерального значения) понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов

Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

ГОСТ Р 56905-2016 «Проведение обмерных и инженерно-геодезических работ на объектах культурного наследия. Общие требования» устанавливает общие требования к проведению обмерных и инженерно-геодезических работ на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при фиксации их современного состояния.

Согласно п. 3.4 ГОСТ 31937-2011, обследование технического состояния здания (сооружения) - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта.

Таким образом, цель закупки «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций» подпадает под определение. установленное ГОСТ 31937-2011.

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 56905-2016, обмерные и инженерно-геодезические работы осуществляют специализированные организации, имеющие право на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Кроме того, доводы подателя жалобы о необходимости установления требования о предоставлении Участниками закупки выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия подтверждаются следующим.

Приказом Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 года № 2625 утвержден порядок выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Положения п. 5.1. Порядка предусматривают необходимость получения соответствующего разрешения в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия.

В свою очередь согласно п.6 данного Порядка одним из оснований отказа в предоставлении разрешения является отсутствие у Заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения.

При этом по мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, (письмо Минстроя России №38887 - ЛС/02 от 20.09.2018г.), работы по обследованию строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий. 

Таким образом для проведения научно-исследовательских и изыскательских (в том числе обследования) работ требуется получение соответствующего разрешения, предусматривающего обязательное наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Руководствуясь вышеизложенным, в целях недопущения нарушений законодательства, при проведении настоящей закупки, в документации должно быть установлено требование о предоставлении Участниками закупки выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

20 октября 2021 года на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов - Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении торгов в форме конкурса в электронной форме на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32110744011).

Прием заявок на участие в аукционе осуществляется в период с 20 октября 2021 по 24 ноября 2021 г. Дата подведения итогов аукциона – 29 ноября 2021 года.

В ходе заседания Комиссии Новосибирского УФАС России Заявитель отказался от первого (опубликованная Заказчиком закупочная документация содержит 2 Технических задания и тем самым является противоречивой и не соответствует положениям Закона о закупках, ст. 432 ГК РФ) и второго (Заказчиком путем включения в закупочную документацию требования о предоставлении договоров на выполнение расчетов пожарного риска, что не соответствует предмету закупки, созданы дискриминационные и противоречивые условия для участников закупки, приводящие к ограничению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ) доводов своей жалобы, в связи с тем, что Заказчик исправил данные недочеты.

По третьему доводу жалобы, о том, что Заказчиком не конкретизирован показатель не стоимостного критерия относительно образования специалистов участника закупки, что нарушает положения ст. 3 и 4 Закона о закупках, ограничивает конкуренцию и не способствует выбору наилучшего предложения, Комиссией Новосибирского УФАС России выявлено следующее.

Разделом 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок» установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание.

Одним из показателей неценового критерия являются Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса.

Содержание показателя: оценивается обеспеченность участника запроса предложений трудовыми ресурсами, а именно количество в штате участника запроса предложений специалистов, необходимых для оказания услуг. Предоставляются сведения о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в обязательном порядке к исполнению Договора по предмету конкурса, а также заверенные печатью организации и подписью Руководителя подтверждающие документы: копии трудовых книжек, копии дипломов/аттестатов о профессиональном техническом образовании, а также копии удостоверений и свидетельств об обучении/переобучении и повышении квалификации.

Заявитель утверждает, что Заказчиком не конкретизировано данное требование в полном объеме, а именно, не указаны требования к образованию специалистов.

Заявитель считает, что исходя из требования Раздела 5, Заказчиком будет производиться оценка обеспеченности Участника трудовыми ресурсами вне зависимости от сферы образования специалистов, состоящих в штате Участника.

Довод Заявителя не принимается, так как согласно Приложению 2 к информационной карте Извещения о проведении закупки, Заказчиком при рассмотрении предложения участника запроса оценивается обеспеченность участника запроса предложений трудовыми ресурсами, а именно количество в штате участника запроса предложений специалистов, необходимых для оказания услуг. Кроме того, участником запроса предложений предоставляются сведения о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в обязательном порядке к исполнению Договора по предмету запроса предложений, в т.ч. наличие копий дипломов/аттестатов о профессиональном техническом образовании. Следовательно, принимаются во внимание именно специалисты, оказывающие услуги по предмету закупки.

Относительно четвертого довода жалобы, о том, что Заказчиком не установлены требования к Участникам в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника конкурса в электронной форме требованиям законодательства в области деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а именно о наличии лицензии на право осуществления работ по сохранению объектов культурного наследия, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349, определен порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В Перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, который является приложением к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установлены следующие виды деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для осуществления которых требуется наличие соответствующей лицензии: 1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем. 4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей. 5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей. 6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора. 7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней. 8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства. 9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой). 10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства. 11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из данного Перечня, обследование объекта культурного наследия не является видом деятельности, подлежащим лицензированию.

Кроме того, Письмо Минстроя России от 20.06.2018 № 26459-ХМ/08 «О выполнении проектными организациями работ по обследованию строительных конструкций», на которое опирается Заявитель, было отменено Письмом Минстроя России от 20.09.2018 № 38887-ЛС/02 «Об отмене письма Минстроя России от 20.06.2018 № 26459-ХМ/08 о выполнении проектными организациями работ по обследованию строительных конструкций».

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о законности действий заказчика при организации конкурса в электронной форме на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций (Извещение № 32110744011), нарушение порядка организации и проведения торгов отсутствует.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «АктивПроект» (вх. №19844э от 10.11.2021г.) на положения документации Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей» (далее – ГАУК НСО «НГХМ») по конкурсу в электронной форме на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций (Извещение №32110744011) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны