Решение №054/05/18-2045/2022 в отношении АО «Альфа-Банк» по факту направления рекламного ... от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 054/05/18-2045/2022

 

 «05» апреля 2023 г.                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:   <...>     

члены Комиссии:  <...> 

рассмотрев дело № 054/05/18-2045/2022, возбужденное по факту получения рекламного сообщения на электронную почту <...> с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»)

в отсутствие:

- заявителя – физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом),

- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: АО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971, не явился, Общество уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 15288-ИП/22, 15289-ИП/22 от 03.10.2022г.) о нарушении Закона «О рекламе» по факту получения рекламного сообщения на электронную почту <...> 21.09.2022г. в 16:09 от отправителя: Альфа-Банк, следующего содержания: «Ипотека на вторичное жильё от 8%. Для оформления нужен только паспорт. Оформить ипотеку».

По указанному факту возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматривая информация является рекламой, т.к. привлекает внимание к объекту рекламирования: вторичное жильё от 8%. АО «Альфа-Банк»

Согласно ч.1 ст.18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как сообщается заявителем, им такого согласия какому-либо лицу не давалось. Следовательно, данное обстоятельство указывает на нарушение ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований ч. 1 ст.18 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель (ч. 7 ст.38 Закона «О рекламе»).

Согласно ст.3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно представленной в заявлении информации, отправителем электронного письма является Альфа-Банк.

Согласно пояснениям АО «Альфа-Банк» от 16.12.2022г. (вх. № 20421-ЭП/22), банк не осуществлял и инициировал осуществление направления письма рекламного характера на электронную почту metis81@list.ru.

В соответствии с представленными пояснениями Заявителя (вх. № 941-ЭП/23 от 19.01.2023г.), отправителем электронного письма полученного им 21.09.2022г. в 16:09 от «Альфа-Банк» является sales@alfabank.ru, что подтверждается скриншотом из электронного письма.

Согласно пояснениям АО «Альфа-Банк» (вх. № 1900-ЭП/23 от 02.02.2023г.), между банком и заявителем 07.02.2014г. заключен договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц. В данном договоре электронная почта metis81@list.ru отсутствует. Кроме того, договор не предусматривает согласие/отказ от рекламной рассылки.

Новосибирским УФАС России получен ответ АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (вх. № 5208/23 от 24.03.2023г.), согласно которому владельцем домена второго уровня alfabank.ru является АО «Альфа-Банк».

В ответ на Определение об отложении рассмотрения дела от 02.03.2023г., АО «Альфа-Банк» предоставило пояснение, согласно которому после тщательно проведенной проверки с учетом новых сведений изложенных в Определении установлено, что с электронной почты принадлежащей Банку <...> 21.09.2022 направлено персональное предложение Клиенту на электронную почту <...>. Электронная почта <...> указана Клиентом при подаче заявки на банковскую услугу на сайте Банка 23.04.2020 посредством заполнения Интернет-анкеты.

ФИО данного клиента, номер телефона, а также адрес электронной почты совпадают с данными заявителя по настоящему делу.

Также АО «Альфа-Банк» отмечает, что при оформлении заявки Клиент заполнил экран Интернет-анкеты, далее после заполнения полей экрана Интернет-анкеты с данными Клиента проставил собственноручно галочки в поле о согласии на получение информации и продуктах, и услугах Банка, в том числе предложений Банка и рекламной информации, чем выразил Согласие (пример с сайта Банка прилагается). Согласие подписано простой электронной подписью Клиента.

В Согласии Заявитель свободно, своей волей и в своем интересе дал конкретное, информированное и сознательное согласие Банку на обработку информации, относящейся к его персональным данным, в том числе сведения об адресе электронной почты клиента: <...>.

Клиент может отозвать согласие на получение информации/рекламы путем обращения в отделение Банка/горячую линию Банка/через мобильное приложение, с заявлением, оформленным в письменной/устной форме. Так же клиентам предоставлена возможность отказаться от получения информации, направляемой по конкретному каналу - на электронную почту, перейдя по ссылке, указанной в письме или нажав кнопку «Отписаться», также реализовать иные способы отказа от получения сообщений. В случае получения от клиента (либо контролирующего органа) заявления (информации) о несогласии клиента с получением информации, Банк принимает меры, которые обеспечивают недопущение направления в адрес клиента такой информации.

Как указывает АО «Альфа-Банк», в Банк не поступало заявление об отзыве согласия на получение рекламных продуктов.

Данная позиция не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России на основании следующего.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Рассматриваемая информация направлялась посредством электронной почты и имела тему письма «Александр», ставка на вторичное жилье снижена», а также текст письма следующего содержания «Ипотека на вторичное жильё от 8%. Для оформления нужен только паспорт. Оформить ипотеку».

Несмотря на персональное обращение по имени в теме письма, данная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию. Следовательно, направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона «О рекламе». Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой.

Довод АО «Альфа-Банк» о том, что заявитель (владелец электронной почты <...>) не направлял заявлений об отзыве согласия на получение рекламных продуктов не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России на основании следующего.

Заявителем к первоначальному заявлению представлены скриншоты, свидетельствующие об оставлении 03.02.2021г. на сайте alfabank.ru обращения следующего содержания: «Здравствуйте! Прошу отключить меня от любой рассылки, звонков из Ваших колл-центров и сотрудников. В случае продолжения звонков и СМС с предложениями буду вынужден обратиться в компетентные органы для привлечения к ответственности.».

Также заявителем представлен скриншот письма от отправителя «Альфа-Банк», полученного 04.02.2021г. на e-mail <...>, в ответ на указанное выше обращение, следующего содержания: «Здравствуйте, Мы провели проверку. Звонков на ваш номер с нашей стороны не обнаружено. Мы совершаем исходящие звонки при наличии действующих предложений для наших клиентов. На данный момент для вас предложений нет. С целью безопасности рекомендуем не передавать информацию о себе. Альфа-Банк. Внимание! Данное письмо может содержать конфиденциальную информацию и направлено автоматически. Пожалуйста, не отвечайте на него. После прочтения рекомендуем удалить сообщение и очистить корзину вашей электронной почты.»

Таким образом, заявитель воспользовался своим правом отзыва согласия на получение рекламы по сетям электросвязи, оставив обращение на официальном сайте АО «Альфа-Банк». Кроме того, АО «Альфа-Банк» направило заявителю ответ на данное обращение, чем подтвердило его получение.

Несмотря на это, АО «Альфа-Банк» направило заявителю рассматриваемую рекламу 21.09.2022г. в 16:09, чем нарушило требования части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения АО «Альфа-Банк» ч.1 ст.18 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Распространение ненадлежащей рекламы не допускается.

Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что в своем отзыве АО «Альфа-Банк» сообщает, что Банком прекращено направление информационных рассылок на адрес электронной почты <...>. На основании изложенного, выдача предписания о прекращении нарушения нецелесообразна.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную на электронную почту <...> 21.09.2022г. в 16:09 от отправителя: Альфа-Банк, следующего содержания: «Ипотека на вторичное жильё от 8%. Для оформления нужен только паспорт. Оформить ипотеку» ненадлежащей,

а АО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971) нарушившим требования ч.1 ст.18 Закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи,

допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не выдавать АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «14» апреля 2023г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны