Уведомление №19696/23 жалоба ООО «ВИВО ТРЕЙД» на действия Муниципального автономн... от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

[Уведомление о поступлении жалобы

и о приостановлении торгов]

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО «ВИВО ТРЕЙД» (вх. номер 19696/23 от 23.10.2023 года) на действия Заказчика -  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области «Марусинская школа № 24», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку комплекта мебели для МАОУ «Марусинская школа №24» (№ 32312828505).

Заявитель сообщает следующее.

В рассматриваемой закупке усматриваются нарушения со стороны Заказчика в следующем.

Согласно аукционной документации

Краткое описание предмета закупки:

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования установлены в прилагаемом к документации о проведении аукциона в электронной форме «Описании предмета закупки».

Раздел 4 аукционной документации содержит Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе:

Заявка на участие в аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, первой и второй. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Заявка на участие в аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец товара, закупка которого осуществляется.

Документы для участия в аукционе должны содержать полную информацию, необходимую и достаточную для определения соответствия товаров, предлагаемых участниками аукциона, предъявленным требованиям.

Все документы в составе заявки должны быть составлены на русском языке или в обязательном порядке иметь заверенный перевод оригинала на русский язык.

Информация, содержащиеся в заявке, не должна допускать двусмысленных толкований.

При этом 4.1. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)

3) наименование страны происхождения товара.

Разделом 5 предусмотрены требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик (инструкция по заполнению заявки):

П. 5.1 содержит Инструкцию по заполнению первой части заявки:

Первая часть заявки может быть представлена в соответствии с рекомендуемыми формами, приведенными в настоящей документации «Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона» (Форма №1 «Первая часть заявки участника аукциона»).

Описание товара, предлагаемого к поставке, должно быть выполнено как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара.

При описании предлагаемого товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения.

В «Описании объекта закупки» формулировка «до», «не более», означает «меньше или равно». Формулировка «не менее», «не ниже», означает «больше или равно». Точка с запятой « ; » или запятая « , » при перечислении однородных показателей (характеристик) (например, несколько показателей диаметров, толщин, размеров и т.д.) означает, что требуются все указанные показатели. Формулировка «в диапазоне от и до», «в диапазоне не менее и не более», «в диапазоне не шире и не уже» или «в диапазоне с символа/знака «-» (тире)» включает крайние значения диапазона. Формулировка «либо» и «или» означает 3 выбор показателей по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость выбора между ними. Формулировка «не хуже» применяемая к показателям для определения соответствия означает, что характеристики и/или потребительские свойства товара не должны уступать установленному значению показателя соответствующего товара, т.е. не должны изменять к худшему характеристики и/или потребительские свойства товара.

Не допускается при описании товара указывать: «не более», «не менее», «более», «менее», «соответствует», «либо», «в полном соответствии», «должен быть», «должен», «не должен», «(с)выше», «или», «до», ставить знаки «+», «-», «V», «≥», «±», «≤», «» и т.п.

При описании характеристик (показателей) товара участник закупки должен указать одно из значений, включенных в числовой диапазон, если это предусмотрено параметрами определения товара в описании объекта закупки.

Формулировки "не более", "не менее", «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «≥», «-», «±», «≤», могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, с обязательной ссылкой на такой регламент. В отношении показателей, предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, участником закупки в первой части заявки должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения, в виде одного значения показателя или в виде диапазона значений показателей.

Если в «Описании объекта закупки» указан товар, у которого технические, функциональные (потребительские свойства) и качественные характеристики должны соответствовать указанным в описании объекта закупки техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее - ГОСТ), то участник закупки должен указать конкретные показатели предлагаемого товара соответствующие ГОСТ, указанному в описании объекта закупки.

Первая часть заявки может быть представлена в соответствии с рекомендуемыми формами, приведенными в настоящей документации «Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона» (Форма №1 «Первая часть заявки участника аукциона»).

Таким образом, документация содержит требования заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкцию по ее заполнению.

Ознакомившись с документацией, у заявителя жалобы возник вопрос по ее заполнению, так как она содержит непонятные показатели, недописанные строчки, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями невозможно заполнить, так как непонятно какой именно параметр требуется Заказчику.

Обратившись к Заказчику по данному факту, Заказчик обещал внести изменения, но так и не внес, чем еще больше ввел в заблуждение участников закупки, что противоречит принципам добросовестной конкуренции, в связи с чем участник вынужден обратиться с жалобой.

Для понимания ситуации представляем скриншот с описания объекта закупки, который содержит следующую формулировку: Все элементы тумбы должны быть изготовлены из стального листа толщиной не…

Таким образом, непонятно о какой толщине идет речь, «не более» какого-то числа, «не менее»; либо «не хуже», либо «не шире» или «не уже»…

Заказчик, требуя от участника недвусмысленных сведений, сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия, не дописывая требуемую характеристику. Следовательно, заказчик изложил не полностью и неоднозначно, фактически не указав функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, 5 обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, Заказчик обязан внести изменения в документацию, так как сам же предъявляет требования к указанию «спорных» характеристик участником закупки в составе Заявки и устранить данные разночтения, приведя в соответствие всю документацию в целом, так как исходя из имеющейся информации участники закупки не имеют возможности предоставить достоверные сведения к характеристикам объекта закупки и тем самым надлежаще оформить заявку.

По данному факту имеется позиция ФАС России, изложенная в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, а также многочисленная судебная практика (решение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, Пятнадцатого ААС от 21.08.2020 по делу N А53-1541/2020, от 22.05.2020 по делу N А53-40566/2019, от 09.06.2020 по делу N А53-39493/2019, от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018, от 19.06.2019 по делу N А32-47801/2018, от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018, решения Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу N А53-26885/2019, от 25.10.2019 по делу N А53- 27847/2019, от 11.08.2020 по делу N А53-13387/2020 и др.).

В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016 отмечается, что инструкция по заполнению заявок необходима, чтобы создать дополнительные условия для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика, а потому не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг таких участников, а уж не дописывая необходимые характеристики, тем более вводят участников в заблуждение и создают риск отклонения заявки в последующем.

В качестве дополнения (вх. номер 19907-ЭП/23 от 25.10.2023), Заявитель сообщает, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 24.10.2023 заявка ООО «ВИВО ТРЕЙД» признана не соответствующей ввиду отсутствия страны происхождения товара в Комплекте лабораторной мебели, п. 16

 

В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положениями ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ предусмотрены особенности осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления, в том числе следующей информации и документов:

- наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить: приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Заказчиком в п. 21 документации установлен приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Постановлением 925.

При этом и Постановлением 925 (пп. г п. 5) и положениями документации (п. 21) установлено, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Постановлением N 2013 так же не предусмотрено возможности отклонения заявки.

В силу ч. 19.6 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи (предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки).

В соответствии с Положением заказчика также установлены особенности проведения аукциона, участниками которого могут быть только субъекты МСП (глава 7) и п. 7.22 установлено, что Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом 10 пункта 7.17. настоящего положения о закупке (предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами 1 - 9, 11 и 12 пункта 7.17. настоящего положения о закупке. При этом предусмотренные настоящим пунктом информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с пунктом 7.17. настоящего положения о закупке.

Кроме того, согласно ч. 19.5 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1. Таким образом, из указанного следует, что документы и (или) информации о наименовании страны происхождения поставляемого товара, предоставляются во второй части заявки и соответственно участник не может быть отклонен на основании рассмотрения первых частей заявок.

Однако, в пункте 4.1 документации заказчик установил требование об указании наименования страны происхождения товара в первой части заявки.

Таким образом, Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 19.6 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, выразившихся в ненадлежащем формировании закупочной документации и необоснованном отклонении заявки заявителя жалобы, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

По данному факту имеется антимонопольная практика (решение УФАС по Брянской области от 16 марта 2023 г. № 032/10/18.1-198/2023; решения УФАС по Хабаровскому краю от 2 марта 2023 г. № 027/10/18.1-163, 164, 165/2023, решение УФАС по г. Санкт-Петербург от 10.10.2023 извещение № 32312748341 и др.).

В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016 отмечается, что инструкция по заполнению заявок необходима, чтобы создать дополнительные условия для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика, а потому не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг таких участников, а включение незаконных требований в документацию, тем более вводят участников в заблуждение и создают риск отклонения заявки в последующем.

Заявитель просит учесть, что изменения, внесенные  Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №104-ФЗ) в п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ не наделяют заказчика правом включать в описание объекта конкурентной закупки такой технической характеристики, как "страна происхождения товара". Более того, нормами Закона N 223-ФЗ, как и положения о закупке заказчика, не предусмотрено возможности отнесения страны происхождения товара к техническим характеристикам предмета закупки. Страна происхождения товара не является технической, эксплуатационной или функциональной характеристикой.

Минфин России в письме от 05.09.2022 №24-07-07/86080 отметил, что Законом №104-ФЗ внесены изменения, исключающие запрет на указание в описании предмета конкурентной закупки наименования страны происхождения товара, но без прямого указания на допустимость такого требования. Таким образом, описание предмета определяется заказчиком самостоятельно в документации в соответствии с положением о закупке и требованиями Закона №223-ФЗ.

Ведомство также отмечает, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно с учетом требований Закона о закупках определяет и описывает предмет закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников.

Заявитель считает, что установление спорного показателя к требуемому товару, неуклонно ведет к отклонению участника закупки от участия в конкурентной процедуре, что в свою очередь не соответствует принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

По мнению Заявителя, вышеуказанное подтверждается и тем фактом, что на участие в аукционе в электронной форме было подано две заявки, одна из них была признаны несоответствующими требованиям Документации о конкурентной закупке, а также Положению о закупках, в связи с не указанием в первой части заявки страны происхождения товара.

Таким образом, заявитель считает, что отнесение страны происхождения товара к техническим, эксплуатационным или функциональным характеристикам в описании предмета закупки не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и влечет за собой необоснованное отклонение участников конкурентной закупки по данному показателю.

ООО «ВИВО ТРЕЙД» считает, что вышеуказанное нарушение содержит в себе признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель полагает, что данная позиция подтверждается решением УФАС по Воронежской области от 3 августа 2022 г. № 036/07/3-728/2022.

Информация о поступлении указанной жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: www.novosibirsk.fas.gov.ru.

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

На основании вышеизложенного, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Марусинская школа № 24», надлежит представить в Новосибирское УФАС России в срок до 31.10.2023 года документы и сведения, указанные в части 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Со дня направления уведомления, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением установленного требования, является ничтожным.

Рассмотрение обращения по существу состоится комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области 01.11.2023 г.                                          в 11:30 часов по новосибирскому времени по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, каб. 1004.

Уведомляем о возможности рассмотрения обращения путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в рассмотрении обращения Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: https://cdto05.digital.gov.ru/c/0259797842 и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении обращения в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лица, участвующего в рассмотрении обращения или его представителя, обращение может быть рассмотрено в отсутствие указанного лица.

При этом лицо или его представители вправе участвовать при рассмотрении обращения лично. Рассмотрение состоится по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, этаж 10, каб. 1004, регистрация в кабинете 1016, этаж 10.

Связанные организации

Связанные организации не указаны