Решение №054/06/42-126/2024 в отношении ГКУ Новосибирской области «Территориальное управ... от 19 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/42-126/2024

«19» января 2024 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис»:   (по доверенности),   (по доверенности),

заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»:   (по доверенности),   (по доверенности),   (по доверенности),

в присутствии представителей подателя жалобы – ООО «НОВОЛАЙТ»:   (<...>),   (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «НОВОЛАЙТ» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623009557 на выполнение работ по замене вышедших из строя элементов освещения в рамках содержания автомобильной дороги «Новосибирск – Сокур» в Мошковском районе Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 7 075 165,90 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «НОВОЛАЙТ» с жалобой на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623009557 на выполнение работ по замене вышедших из строя элементов освещения в рамках содержания автомобильной дороги «Новосибирск – Сокур» в Мошковском районе Новосибирской области.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 25.12.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 12.01.2024 г.;

3) на участие в закупке подано 2 заявки;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 15.01.2024 г.;

5) в результате рассмотрения заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

6) победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером № 138 с предложением о цене контракта в размере 5 693 508,53 руб.

Суть жалобы ООО «НОВОЛАЙТ» заключается в следующем.

1. Заказчиком в локальном сметном расчете, размещенном в ЕИС, неправомерно указана конкретная марка светильника «Barled BL-LD-3C-2 (XPL)», 80 Вт, 4000 К без сопровождения словом «эквивалент», а также без указания параметров эквивалентности.

2. Заказчиком в извещении о проведении закупки установлен невыполнимый срок для выполнения работ по контракту, поскольку срок изготовления светильников составляет 35-45 рабочих дней.

3. При формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использована цена на щит управления одного производителя «АСУНО Алтай». Кроме того, податель жалобы полагает, что ООО «ЭКС-АВТОМАТИКА» и ГК «СИБКОМПЛЕКТ» не могли представить заказчику коммерческие предложения, поскольку не производят и не продают требуемые заказчиком светильники.

4. Заказчиком в извещении о проведении закупки неправомерно не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства РФ № 616).

Таким образом, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены требования ч.3 ст.14, ч.5 ст.22, ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе), п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «НОВОЛАЙТ» пояснили следующее.

1. Заказчиком не установлено требований в соответствии с п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контактной системе к характеристикам светильников, поскольку светильники не являются в данном случае объектом закупки. Используемые при выполнении работ светильники не передаются заказчику по товарным накладным или акту передачи, не принимаются заказчиком к бухгалтерскому учету, а являются расходными материалами, используемыми подрядчиком при выполнении работ в рамках содержания автомобильной дороги. Кроме того, в описании объекта закупки заказчиком указано, что все указания, встречающиеся в описании объекта закупки на используемое оборудование, машины, механизмы, не являются требованием к производственным мощностям подрядчика. Все указания являются расчетными единицами для определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

2. Законом о контрактной системе не установлено требований в части указания сроков выполнения работ, соответственно заказчики определяют сроки выполнения работ, исходя из собственных потребностей и необходимости достижения цели закупки.

В соответствии с ч.5 ст.43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

На участие в закупке было подано 2 заявки, что говорит о реальной возможности исполнить контракт на условиях, предусмотренных извещением о проведении закупки.

3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано заказчиком в соответствии с п.4 ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе. Локальный сметный расчет был подготовлен на основании Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации».

4. Объектом закупки являются работы по замене вышедших из строя элементов освещения в рамках содержания автомобильной дороги «Новосибирск – Сокур» в Мошковском районе Новосибирской области.

В извещении о проведении закупки заказчиком установлен код ОКПД 2 42.11.20.300 «Работы по содержанию автомобильных дорог».

Светильники в рамках данной закупки не являются поставляемым товаром, а только используются при выполнении работ, в связи с чем запрет на допуск иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 не подлежит применению.

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1, 4. Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что объектом закупки являются работы по замене вышедших из строя элементов освещения в рамках содержания автомобильной дороги «Новосибирск – Сокур» в Мошковском районе Новосибирской области.

В извещении о проведении закупки заказчиком установлен код по ОКПД 2 42.11.20.300 «Работы по содержанию автомобильных дорог», который не входит в перечень товаров, установленный в Постановлении № 616.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с ч.3 ст.17 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно пп.4 п.6 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по элементам обустройства автомобильных дорог входят, в том числе, работы по замене вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2020 № ИА/53616/20, товар не считается поставляемым в следующих случаях:

- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что пунктом 6 локального сметного расчета заказчиком предусмотрены светильники «Barled BL-LD-3C-2 (XPL)», 80 Вт, 4000 К.

Согласно описанию объекта закупки сметная документация по замене вышедших из строя элементов освещения в рамках содержания автомобильной дороги «Новосибирск - Сокур» в Мошковском районе Новосибирской области прилагается в составе описания объекта закупки к извещению о закупке. Работы выполняются в объеме и в соответствии с прилагаемой документацией. Все указания, встречающиеся в описании объекта закупки, на используемое оборудование, машины, механизмы, не являются требованием к производственным мощностям подрядчика. Все указания являются расчетными единицами для определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, представители заказчика пояснили, что в рамках данной закупки заказчиком принимаются результаты выполненных работ, при этом, светильники в рамках данной закупки не передаются заказчику по товарной накладной или акту передачи и не принимаются заказчиком к учету. Информация о наименовании светильников «Barled BL-LD-3C-2 (XPL)», указанная в локальном сметном расчете, не является требованием к используемым подрядчиком материалам, а является расчетной единицей для определения сметной стоимости выполнения работ. Кроме того, в коммерческих предложениях, используемых заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта, имеется информация о светильниках иных производителей.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик не вправе устанавливать единственно возможную модель используемых при работах светильников, за исключением случаев, предусмотренных пп. «б» п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом электронном аукционе сметная документация включена в описание объекта закупки и используется как для определения объема и специфики выполняемых работ, так и для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Однако, как и прямо предусмотрено в описании объекта закупки, все указания в сметной документации, к которым Комиссия относит и товарный знак (в том числе, конкретную модель светильника), с учетом пояснений заказчика, использованы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что при выполнении работ в рамках данной закупки возможно использование светильников иных производителей. Довод жалобы № 1 не нашел своего подтверждения.

Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ № 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 данного Постановления, распространяются, в том числе, на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.

Из пояснений заказчика следует, что светильники, используемые при выполнении работ в рамках данного электронного аукциона, не принимаются к бухгалтерскому учету заказчика.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в данном случае светильники не являются поставляемым товаром, в связи с чем заказчиком в извещении о проведении закупки правомерно не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616. Довод жалобы № 4 не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с ч.5 ст.43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Согласно п.9 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Вместе с тем, действующее законодательство о контрактной системе не устанавливает порядка определения срока выполнения работ по контракту. Данное требование устанавливается исключительно исходя из потребностей заказчика, распространяется на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим количество участников закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0851200000623009557 срок окончания выполнения работ на объекте – 16.02.2024.

Комиссии Новосибирского УФАС России считает, что мнение подателя жалобы о невозможности выполнения работ в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона № 0851200000623009557, является субъективным и опровергается результатами закупки (на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, которые признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения о проведении закупки), в связи с чем довод жалобы № 2 не нашел своего подтверждения.

3. Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, довод жалобы ООО «НОВОЛАЙТ» в части нарушения заказчиком формирования начальной (максимальной) цены контракта не может быть рассмотрен Комиссией Новосибирского УФАС России в рамках своих полномочий.

В своей жалобе ООО «НОВОЛАЙТ» указывает на нарушение требований Закона о защите конкуренции, однако жалоба на положения извещения подана обществом в порядке, предусмотренном ст.105 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в рамках данного заседания доводы жалобы ООО «НОВОЛАЙТ» в части возможного нарушения заказчиком требований ст.ст.15, 16, 17 Закона о защите конкуренции не могут быть рассмотрены в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе.

Изучив доводы жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «НОВОЛАЙТ» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623009557 на выполнение работ по замене вышедших из строя элементов освещения в рамках содержания автомобильной дороги «Новосибирск – Сокур» в Мошковском районе Новосибирской области необоснованной.

2. Передать материалы дела в соответствующее структурное подразделения Новосибирского УФАС России для оценки соблюдения требований антимонопольного законодательства заказчиком – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области».

3. Направить материалы жалобы ООО «НОВОЛАЙТ» в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения по существу в части соблюдения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны