Решение №054/01/18.1-2076/2022 жалоба ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» на действия заказчика... от 6 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2076/2022

06 декабря 2022 года                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тендерный центр «С.Т.И.К.» (далее – ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.») (вх. № 18245-ЭП/22 от 16.11.2022 г.) на действия заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на оказание услуг поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава,

в присутствии генерального директора ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» - <...>, представителя ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.»<...>,

в присутствии представителя ОАО «РЖД» - <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» (вх. № 18245-ЭП/22 от 16.11.2022 г.) на действия заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на оказание услуг поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Заявитель сообщает следующее.

Документация аукциона № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава составлена с нарушением действующего законодательства и ограничивает доступ к участию в конкурентных процедурах ввиду следующего.

Одним из основных принципов закупочной деятельности Заказчика является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Однако в одну закупку объединены технологически и функционально не связанные товары, что препятствует участию в процедурах закупок профильных компаний, способных предложить конкурентные цены, что ограничивает конкуренцию, не предоставляя возможности для участия вышеназванных компаний.

Так, в одну закупку объединены технологически и функционально не связанные товары, а именно:

Изделия технического назначения из вулканизированной резины (к примеру: лента электроизоляционная термостойкая самослипающаяся, лента изоляционная прорезиненная) и бумага для изготовления гигиенических и косметических салфеток, полотенец или скатертей (к примеру: бумага туалетная однослойная в рулоне).

Данные категории товаров относятся к разным группам ОКПД2.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 82 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.), при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

По мнению подателя жалобы, вышеуказанное объединение товаров в один лот ограничивает конкуренцию, лишает возможности участия компаний, способных предложить низкие цены и обеспечить экономию бюджетных средств Заказчика.

Анализ подобных аукционов, позволяет констатировать, что происходит минимальное снижение цен, а именно, не более 0,5 % от НМЦ.

Учитывая, что заказчик указал положения Документации, которые ограничивают возможность участия в аукционе, что приводит к нарушению закона о конкуренции и не допуску к участию в процедурах закупок, податель жалобы просит:

1. Обязать Заказчика привести документацию открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), обязав разделить аукцион на несколько лотов по функциональным и качественным характеристикам товаров в соответствии с Законом защите о конкуренции.

2. Провести проверку документации открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ОАО «РЖД» представило следующие возражения на жалобу ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.».

В соответствии с Законом о закупках правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 г. № 1481р (далее – Положение о          закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующая Аукционная документация.

При этом, Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке ОАО «РЖД», а также соответствующей Аукционной документацией.

1.      Жалобы Заявителей подлежат оставлению без рассмотрения ввиду следующего.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Участники закупки вправе оспорить положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).

Действия заявителя, не посчитавшего необходимым своевременно оспорить положения закупочной документации, следует расценивать как попытку обойти эти требования и сорвать закупочную процедуру.

Аналогичная позиция изложена антимонопольным органом в письмах от 22.09.2022 № ДФ/87946/22 от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, где указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Аналогичная позиция изложена в решениях ФАС России от 22.04.2022 № 223ФЗ-15822, от 12.04.2022 № 223ФЗ-147/22, от 30.03.2022 № 223ФЗ-127/22, от 17.02.2022 № 223ФЗ-79/22.

Указанной позиции придерживается и Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.10.2019 № Ф05-17130/2019 по делу № А40-26097/2019.

Согласно правовой позиции антимонопольного органа (уведомления ФАС России о возврате жалоб от 19.10.2020 №        17/90546/20, от 07.09.2020 № 17/77158/20 решения ФАС России от 12.03.2021 № 223ФЗ-126/21, от 03.03.2021 № 223ФЗ-112/21, от 12.01.2021 № 223ФЗ-5/21, от 18.07.2018 № 223ФЗ-557/18) датой подачи жалобы является дата поступления жалобы в антимонопольный орган.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2018 №       Ф07-14005/2017 по делу № А26-5362/2017, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 № 12АП-12953/2015 по делу № А06-6584/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 № 09АП-56212/2016 по делу № А40-78257/16. Судами указано, что датой подачи жалобы необходимо считать дату ее поступления непосредственно в антимонопольный орган.

Согласно закупочной документации сроком окончания подачи заявок является 16.11.2022 в 07:00 ч московского времени. Из направленных в адрес ОАО «РЖД» материалов следует, что жалобы поступили 16.11.2022 (вх. от 16.11.2022 №№ 18261-ЭП/22, 18245-ЭП/22), при этом установить точное время поступления жалоб в антимонопольный орган не представляется возможным.

В случае, если Заявители направили жалобы после 07:00 ч. московского времени 16.11.2022, такая жалоба считается поданной после истечения срока на обжалование указанных положений закупочной документации и подлежит оставлению без рассмотрения.

Указанный вывод подтверждается также судебной практикой: постановления Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2021 № Ф05-10032/2021 по делу № А40-60012/2020, от 12.10.2021 № Ф05-24659/2021 по делу № А40-232491/2020, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2022 № Ф02-4245/2022 по делу № А78-11420/2021, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.05.2022 № Ф03-1822/2022 по делу № А04-8406/2021.

2. Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.

Заявитель жалобы ошибочно полагает, что документация Аукциона составлена с нарушением действующего законодательства и ограничивает доступ к участию в конкурентных процедурах, полагает, что Заказчик неправомерно объединил в один лот технологически и функционально не связанные товары.

Так заявитель, в обоснование своих требований указывает, что основным кодом ОКПД2 указан - 22.19.73.119 изделия технического назначения из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки, при этом в дополнительных кодах содержатся коды: ОКПД2 - 17.12.20.110 и 17.12.1.

На электронной площадке РТС Тендер (далее – РТС Тендер), организатором торгов (Заказчиком) размещена информация о проведении Аукциона, не предусматривающая указание основных или дополнительных кодов ОКПД2. РТС Тендер предусматривает внесение информации, в том числе о кодах ОКПД2 и дополнительных сведений, не разграничивая основными и дополнительными условиями.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно пункту 82 Положения о закупке ОАО «РЖД», при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

Предметом закупки открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 являются материалы для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава. К пассажирскому подвижному составу относятся пассажирские вагоны и моторвагонные секции (в том числе повышенной комфортности).

Продукция, закупаемая для нужд ОАО «РЖД», носит особый, стратегический характер, поскольку направлена на обеспечение железнодорожных перевозок, безопасности деятельности ОАО «РЖД» и как следствие Российской Федерации. Своевременность поставки заявленной номенклатуры и нужных объемов товаров служит гарантией обеспечения бесперебойного осуществления Заказчиком своей производственно-хозяйственной деятельности и перевозочного процесса как пассажиров, так и грузов. Для надлежащего и качественного обеспечения бесперебойного перевозочного процесса железнодорожным подвижным составом, необходимо обеспечить экипировку и содержание поездов. Экипировка и содержание железнодорожного подвижного состава неразрывно связанные процессы, обеспечивающие безопасность и комфорт пассажиров, грузоотправителей.

Экипировка пассажирских вагонов осуществляется в соответствии со стандартом СТО ФПК 1.21.003-2021, который регламентирует требования к оснащенности пассажирских вагонов всех типов и классов жестким инвентарем, оборудованием и расходными материалами, в том числе и гигиенической бумагой. Кроме того, в составе каждой поездной бригады присутствует поездной электромеханик, осуществляющий в пути техническое обслуживание пассажирских вагонов, экипированный техаптечкой в состав которой, в том числе включены электроизоляционные материалы.

Моторвагонные секции также обслуживаются в соответствии с нормами расхода материалов, которые включают разные электроизоляционные материалы (ткани, картоны, стеклотекстолиты). На полигоне Западно-Сибирской железной дороги эксплуатируются электропоезда повышенной комфортности ЭД4М, оборудованные туалетами, которые в обязательном порядке экипируются туалетной бумагой и средствами гигиены.

Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, в целях более эффективного расходования денежных средств, оптимизации трудовых и временных затрат, а также соблюдения надлежащего санитарно-технического состояния пассажирского подвижного состава.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)      информационная открытость закупки;

2)     равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)      целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)      отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Дробление закупки – экономически не выгодно, так как повлечет дополнительные расходы на многократную доставку товаров по одним и тем же маршрутам. Если Заказчик разделит лот, то увеличит издержки и нарушит пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно формирования предмета закупки, в том числе отдельных лотов, при соблюдении заказчиками требований части 6.1 статьи 3 и положений статьи 4 Закона о закупках. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, доводы Заявителя о проведении другими Заказчиками, структурными подразделениями ОАО «РЖД» конкурсных процедур отличными от настоящего Аукциона необоснованны.

Документация о закупке не содержит условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров. Участник закупки для поставки непрофильных для него товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также коллективное участие по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Отсутствие у того или иного хозяйствующего субъекта необходимой для участия возможности поставки товаров само по себе не является доказательством, подтверждающим, что объединение заказчиком необходимого товара разных групп в один лот приводит к ограничению конкуренции.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из них влияют на результат закупки, победителем которой определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Позиции технического задания Аукциона являются товарами широкого потребления и не предусматривают у потенциального участника наличие профильной направленности по поставкам.

В техническом задании отсутствуют отсылки к какому-либо производителю или маркам, кроме того, на большинство товаров предусмотрены параметры эквивалентности. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки. Все это говорит об отсутствии в аукционе необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Нормы, предусмотренные пунктом 2 частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 2 Закона о закупках, непосредственного запрета на объединение товаров в один лот различных товаров, работ, услуг не содержат, само по себе такое не является нарушением принципов, предусмотренных Законом о закупках.

В настоящее время на участие в Аукционе на Электронную площадку «РТС-тендер» www.rts-tender.ru подано 7 заявок что свидетельствует о неограниченном круге участников, конкурентноспособной закупке и отсутствием ограничения конкуренции.

Указание Заявителем в обоснование жалобы на проведенный аналогичный аукцион №5065/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, где совмещена продукция гигиеническая и изоляционная так же подтверждает об отсутствии ограничения конкуренции, расширения круга участников закупки. Для участия в аукционе №5065/ОАЭ-ЦДЗС/21 было подано 3 заявки, допущено 2 заявки, в то же время, в настоящем Аукционе уже поступило 7 заявок.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.

Данная позиция подтверждается решениями антимонопольных служб России: по делу №368/2011-3/2, по делу №077/07/00-3791/2020, по делу №023/07/3-5905/2021, по делу № 077/07/00-11797/2019.

ООО «Тендерный центр «СТИК» является поставщиком по сети дорог и ненадлежащим образом выполняет условия заключенных договоров, так за период 2020-2022 гг. в отношении данного участника имеются судебные иски ОАО «РЖД» на общую сумму 9896,4 тыс.рублей.

В связи с вышеизложенным, при проведении открытого аукциона 4931/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава не имеется признаков нарушения антимонопольного законодательства и требований Законов о закупке и об ограничении конкуренции, требования Аукционной документации соответствуют требованиям Закона о закупках и Положения о закупке ОАО «РЖД».

В связи с подачей жалоб приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической (закупочной) деятельности.

На основании вышеизложенного, прошу признать жалобу ООО «МАКС и Компания» и ООО «Тендерный центр «СТИК» на действия ОАО «РЖД» необоснованными и прекратить их рассмотрение.

ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» дополнительно сообщило следующее.

1. Позиция о наличии в действиях заказчика ограничения конкуренции при объединении указанных в закупке товаров в один лот.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.

Из буквального толкования положений ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о Закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 82 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.), при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

При этом Заказчик в своих пояснениях ссылался на экономическую целесообразность и экономию денежных средств, объединив в один лот товары, технически и функционально не связанные.

Вместе с тем, даже Заказчик не представил примерный расчет стоимости транспортных услуг совместно или по отдельности закупаемых товаров, не обосновал свою позицию относительно экономии денежных средств на транспортировку товаров.

1.1 В опровержение довода ОАО «РЖД» о том, что перечисленная в Техническом задании аукциона продукция необходима для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» сообщает следующее.

Распоряжением АО «ФПК» от 07.12.2021 №1232 «Об утверждении Стандарта СТО ФПК 1.21.003-2021 «Съемный жесткий инвентарь. Оборудование и расходные материалы. Требования к оснащенности пассажирских вагонов», установлены единые требования к съемному жесткому инвентарю, оборудованию и расходным материалам при экипировке пассажирских вагонов поездов формирования АО «ФПК».

При детальном изучении данного Распоряжения, обществом установлено, что электроизоляционная продукция не входит в перечень оборудования и расходных материалов.

2. Позиция на предмет возможности (невозможности) участия ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» в указанной закупке, заключив договор простого товарищества с поставщиком изоляционных товаров или заключив договор субподряда на поставку изоляционных товаров из вулканизированной резины в связи с отсутствием в документации условия о выполнении поставки лично.

ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» считает, что указание в одном лоте бумажной продукции и изоляционных товаров, обременяет участника – не профильную компанию для целей участия в аукционе осуществлять поиск компании, занимающейся иной деятельностью, нести риски в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств другой компанией.

Так, заключая договор простого товарищества, договор субподряда на поставку товара, Участник ставится в зависимость от надлежащего исполнения Договора третьими лицами, что несет дополнительные риски неисполнения Договора, заключенного с Заказчиком.

Более того, возможность участия только путем заключения договора простого товарищества либо субподряда, накладывает на участника дополнительные риски в виде возможности попадания в РНП, выплаты неустоек, штрафов, вызванных ненадлежащим исполнением своих обязательств другой стороной.

3. Обоснование довода о невозможности участия в данной закупке профильных компаний.

Компании, участвующие в торгах, как правило специализируются на конкретном товаре, в рассматриваемом случае, ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» специализируется на бумажной и гигиенической продукции.

При заполнении заявок для участия в аукционе, профильная компания как правило знает уже ассортимент товара, особенности заполнения заявок, тендерные специалисты компании заполняют заявки на товар, с учетом особенностей товара, его технических характеристик.

Также, при подготовке заявок на участие в аукционе, профильные компании, как правило, являются либо официальными дистрибьютерами, либо имеют соглашения с производителями, которые позволяют предложить наилучшую цену на закупаемый товар, таким образом экономив денежные средства Заказчика.

Таким образом, соблюдается один из основных принципов закупочной деятельности Заказчика - целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Профильная компания, участвующая в рассматриваемом аукционе, не имеет контрагентов для поставки изоляционной продукции, при этом, даже если компания заключит договор с поставщиком изоляционной продукции, предложить конкурентную цену не представляется возможным, а также надлежащее исполнение Договора поставки будет зависеть от действия третьих лиц.

Также, компании, специализирующиеся по продаже определенных товаров, не имеют представления и ориентира в другом виде товаров (в настоящем случае изоляционной продукции), предложить полностью соответствующий товар техническому заданию Заказчика, а также предложить самую выгодную цену на товар, профильная компания не сможет.

Таким образом, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции специально предусматривает, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: функциональной и технологической связи между собой.

Вместе с тем, гигиеническая продукция (туалетная бумага и прочее) и изоляционные строительные материалы никак не могут быть объединены в один лот.

Кроме того, заказчик не предоставил обоснования невозможности разделить данный аукцион на два разных лота в рамках одной закупки, при этом таким образом соблюсти требования Закона о защите конкуренции.

4. Обоснование невозможности одновременной поставки указанных товаров, в том числе описание способа транспортировки, доставки, хранения указанных категорий товаров. 

Относительно совместной поставки бумажной продукции и электроизоляционной продукции ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» пояснил следующее.

Требования к транспортировке, хранению и упаковки установлены для бумажной продукции - ГОСТ 1641-75, для электроизоляционной продукции - ГОСТ 23216-78.

Следует обратить внимание, что ГОСТ 1641-75 является действующим: С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

Согласно разделу 5 ГОСТ 1641-75 «ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ»:

«5.3. Бумагу, упакованную в пачки по п. 1.1а, транспортируют в крытых автотранспортных средствах без перевалок в пути или в контейнерах по ГОСТ 18477-79.

5.4. При перевозках в пределах города транспортом всех видов, а также при иногородних перевозках автотранспортом, повагонными и контейнерными отправками без перевалок в пути применяется мягкая упаковка кип.

5.5. Бумага должна храниться в крытых складах, защищенной от атмосферных осадков и почвенной влаги».

Согласно ГОСТ 23216-78, он распространяется на электротехнические изделия и запасные части к ним, а также электроизоляционные материалы (далее - изделия) и устанавливает общие требования к хранению, транспортированию, консервации и упаковке изделий и методы контроля и испытаний упаковки и упакованных изделий.

Условия транспортировки электроизоляционной продукции указаны в разделе 2 ГОСТ «ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ», где указаны условия транспортировки для каждого отдельного вида продукции.

Транспортировка и упаковка санитарно-гигиенической бумажной продукции предусмотрена ГОСТ Р 52354-2005, а также ГОСТ 6658-75.

Согласно разделу 3 ГОСТ 6658-75 «Транспортирование и хранение»:

 3.1. Мягкая упаковка кип предназначена для внутригородских перевозок изделий всеми видами транспорта либо в контейнерах, а также для железнодорожных перевозок повагонными отправками без перевалки в пути и при обязательном наличии железнодорожных путей у склада грузополучателя.

Допускается при внутригородских перевозках и перевозках в контейнерах транспортирование изделий в коробках с нанесением маркировки, указанной в п.2.1.

3.2. Упаковывание изделий в картонные ящики и в кипы с листами картона предназначено для перевозок всеми видами транспорта без перевалок в пути.

3.3. Кипы и ящики с изделиями из бумаги и картона должны перевозиться в крытых транспортных средствах в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими для транспорта данного вида.

Транспортирование кип и ящиков с изделиями в непакетированном виде в крытых железнодорожных вагонах допускается до 01.07.92.

3.3а. При транспортировании продукции пакетами должны соблюдаться требования ГОСТ 26663. Способ пакетирования, средства пакетирования и габарит пакетов должны указываться в нормативно-технической документации на конкретные виды продукции. Масса транспортного пакета должна быть не более 1,0 т.

Таким образом, для каждого отдельного вида товара имеется соответствующий ГОСТ, содержащий условия транспортировки товара, который исключает возможность транспортировки товара совместно, в связи с чем, перевозка электроизоляционной и бумажной продукции совместно не представляется возможным.

Также, Обществом были направлены запросы в крупные производственные компании, которые производят бумажную продукцию, согласно ответам производителей, транспортировка гигиенической продукции и строительной/изоляционной не осуществляется совместно.

С учетом вышеизложенного, Общество считает, что товары, подлежащие к поставке, функционально и технически не связаны между собой, поскольку в рамках одной закупки поставляются товары, представленные на рынке разными поставщиками и производителями, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Дополнительно ОАО «РЖД» сообщило следующее.

I. В аукционной документации отсутствует ограничение конкуренции.

Согласно пункту 82 Положения о закупке ОАО «РЖД»,  при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

Предметом закупки открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 являются материалы для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава. К пассажирскому подвижному составу относятся пассажирские вагоны и моторвагонные секции – электропоезда (в том числе повышенной комфортности).

Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения  экипировки и содержания пассажирского подвижного состава (электропоезда и поезда дальнего следования).

Документация о закупке не ограничивает конкуренцию, так как не содержит условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров. Участник закупки для поставки непрофильных для него товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также коллективное участие по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Отсутствие у того или иного хозяйствующего субъекта необходимой для участия возможности поставки товаров само по себе не является доказательством, подтверждающим, что объединение заказчиком необходимого товара разных групп в один лот приводит к ограничению конкуренции.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из них влияют на результат закупки, победителем которой определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Позиции технического задания Аукциона являются товарами широкого потребления и не предусматривают у потенциального участника наличие профильной направленности по поставкам. В техническом задании отсутствуют отсылки к какому-либо производителю или маркам, кроме того, на большинство товаров предусмотрены параметры эквивалентности. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки. Все это говорит об отсутствии в аукционе ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 года № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к участникам, к составу их заявок, критерии и порядок оценки заявок, перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. При этом именно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

На отсутствие ограничения конкуренции указывает и тот факт, что в настоящее время на участие в Аукционе на Электронную площадку «РТС-тендер» www.rts-tender.ru подано 7 заявок.

Вышеизложенное свидетельствует о конкурентноспособной закупке с  неограниченным кругом участников и отсутствием ограничения конкуренции.

II. Разделение указанных в Аукционе групп товаров, на лоты экономически нецелесообразно.

1. С точки зрения технологических особенностей производства товаров, предусмотренных в техническом задании к Аукциону, выделять надлежит большое количество групп материалов (не менее 6). А именно, резинотехническая и ПВХ продукция (ленты изоляционные прорезиненные и ПВХ), производство пластмасс (ФУМ, стеклотекстолиты, лакоткань), производство полиуретана  (поролон), лента ЛЕСБ хоть производится из стеклянных волокон, но изготавливается на ткацких станках, также как и электроизоляционный материал лакоткань, в основу которой входят ткани из шелка и капрона. Группа гигиенической бумаги также подразделена на формы выпуска продукции, а именно листовая и рулонная (необходимая Заказчику и заявленная к поставке, включенная в Аукцион). Как пример, один из крупнейших и наиболее известный картонно-бумажный комбинат ЗАОр «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова» (всем известная туалетная бумага из Набережных Челнов), производит гигиеническую бумагу только в рулонах, но не листовую, чему свидетельствует информация с официального сайта компании. А компания ООО «Проспер-7» – известный производитель одноразовых гигиенических покрытий на унитаз, за сайте компании предлагает к поставке одноразовые покрытия, салфетки и полотенца бумажные исключительно в листах, но не в рулонах.

2. Экономически нецелесообразно разделять товары в Аукционе в связи с тем, что расходы на перевозку возрастут в несколько раз. Большой объем груза принимается к перевозке из расчета грузоподъемности и наполняемости автотранспорта. При транспортировке грузов, в маленьких объемах транспортными компаниями формируются сборные грузы, которые предварительно аккумулируются в терминалах (складах) перевозчика и соответственно стоимость доставки возрастает.

3. Разделение групп товаров, предусмотренных в Аукционе, на отдельные мелкие лоты не привлечет, а отвергнет потенциальных участников, поставщиков в связи несопоставимыми затратами участников - рабочего времени, материальных ресурсов (регистрация на ЭТЗП, эл.ключ, курьерская доставка документации, перевозка, возможные штрафы за просрочку поставки и пр.) и с малой прибылью. В свою очередь данные факты ставят под угрозу выполнение плана поставки и как следствие несоблюдение графика движения поездов, надлежащее обслуживание пассажирского подвижного состава, несоблюдение требований законодательства о безопасности перевозки пассажиров.

4. Также подобное разделение на лоты привело бы к значительному росту необходимых трудовых затрат ОАО «РЖД»: заключение шести договоров вместо одного, количество оформляемых первичных учетных документов (разнарядок, счетов фактур, платежных поручений, актов сверок и пр.), что в свою очередь влечет необходимость привлечения большего числа работников, увеличение штата Заказчика и увеличение фонда оплаты труда в 6 раз.

Экономически нецелесообразно для ОАО «РЖД» выделение нескольких лотов по Аукциону и в связи с дополнительными расходами ОАО «РЖД» связанными со своевременным и полным удовлетворением потребностей в товарах конечного заказчика (функционального потребителя закупки). При разделении на несколько лотов увеличатся затраты на неоднократную доставку товаров по разным накладным от разных поставщиков со складов заказчика до пунктов экипировки и обслуживания пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава.  Указанные дополнительные затраты заказчика возрастут минимум в 6 раз. Внутритранспортная стоимость перевозки материалов составляет 757,38 руб/10 км на основании стоимости услуг по договору оказания автотранспортных услуг от 17.06.2015 г. №1535453 и дополнительного соглашения к нему от 30.09.2022 г. Учитывая удаленность пунктов экипировки подвижного состава от складов заказчика и места поставки (Алтайский край, Омская, Кемеровская и Новосибирские области) деление на несколько лотов экономически нецелесообразно.  Так же разделение на лоты и как следствие заключение нескольких договоров с разными поставщиками несет риски непоставки отдельных товаров от разных поставщиков. Экипировка и обслуживание пассажирских вагонов пригородного подвижного состава и поездов дальнего следования требует наличия необходимых материалов в заявленной номенклатуре и объеме и не приемлет не полного укомплектования материалами (товарами). Выпуск в рейс пассажирского подвижного состава, не соответствующего санитарно-техническим требованиям не допустимо, может привести к срыву графика движения поездов, что в свою очередь несет экономические риски, связанные с возмещением убытков пассажирам, вред деловой репутации заказчика и возможной упущенной выгоды. Так же возникает риск убытков заказчика в виде привлечения к административной ответственности в виде штрафа и/или приостановление деятельности до 90 суток, что приведет к значительным убыткам ОАО «РЖД».

 III. В соответствии с условиями Аукциона способ доставки не конкретизирован и осуществляется на усмотрение участников самостоятельно - поставка автомобильным или железнодорожным транспортом.

Места  поставки товаров определены:

644049, г. Омск, ул. Барабинская, д.16;

650066, Кемеровская область, Топкинский район, г. Топки, ул. Пролетарскся, 109;

630003, г. Новосибирск, ул. Владимировская, д.24,

656015, г. Барнаул, ул. Привокзальная, д.6.

IV.  Поездной электромеханник осуществляет контроль за работой узлов и деталей пассажирских вагонов, в том числе вагонов-ресторанов, почтовых, багажных, вагонов-салонов, служебных и служебно-технических вагонов, а также принимает меры к восстановлению работоспособности оборудования пассажирских вагонов (при необходимости). При следовании соединенного пассажирского поезда, а также поезда с прицепными вагонами его обязанности по техническому обслуживанию распространяются на все вагоны данных поездов. При получении информации от поездной бригады, директора вагона-ресторана о неисправности оборудования вагона принимает меры к их устранению, при необходимости информирует диспетчерские центры. В пути следования пассажирского поезда  поездной электромеханник устраняет выявленные неисправности самостоятельно или совместно с работниками поездной бригады. На промежуточных станциях поездной электромеханник выясняет возможные причины посторонних шумов или стуков, возникающих при движении вагонов, проверяет крепление генератора, деталей привода генератора, ящиков с электрооборудованием, состояние контактных коробок, кабелей, разъемных соединений, рычажной передачи, тележек, дефлекторов аккумуляторных ящиков. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения поезда силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками пункта технического обслуживания. По прибытии поезда в пункт оборота поездной электромеханник обязан проверить техническое состояние оборудования, устранить выявленные в пути следования неисправности.

Предметом закупки открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 являются материалы для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава. К пассажирскому подвижному составу относятся пассажирские вагоны и моторвагонные секции - электропоезда (в том числе повышенной комфортности).

ГОСТ 32884-2014 Межгосударствнный стандарт эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава (далее – ГОСТ 32884-2014) предусматривает термины и определения. Пункт 31 ГОСТа 32884-2014 содержит - экипирование железнодорожного подвижного состава: комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава, включающий в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение железнодорожного подвижного состава требуемыми расходными материалами и принадлежностями.

Текущее содержание и экипировка пассажирских вагонов сосредоточиваются в пунктах формирования (приписки) и оборота составов, обеспечивая их подготовку в рейс для безопасного движения и культурного обслуживания пассажиров в пути следования.

Содержание подвижного состава включает в себя техническое обслуживание. Различают следующие виды технического обслуживания (ТО) пассажирских вагонов:

•        ТО-1 в составах и в поездах перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях;

•        ТО-2 перед началом летних и зимних перевозок, выполняемое в пунктах формирования поездов;

•        ТО-3 – единую ревизию основных узлов и вагона в целом, выполняемую через 6 месяцев после постройки или планового ремонта на специализированных путях с отцепкой вагонов от состава;

•    текущий ремонт (ТР) с отцепкой от составов или поездов с подачей на специализированные пути.

Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоездов и пассажирских вагонов определены нормативными документами ОАО «РЖД»  для каждого вида вагона (Распоряжение ОАО "РЖД" от 19.11.2021 N 2484/р "Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание некупейного пассажирского вагона модели 61-4447 N ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2087-21",   Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.11.2021 № 2483/р «Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание пассажирского вагона с местами для сидения модели 61-4458 N ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2088-21», Распоряжение ОАО «РЖД» от 8.12.2020 № 2700/р «Об утверждении временных нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоезда серии ЭП2Д № ПКТБН/ЦДМВ-07.4.1967-20» и пр.). Материалы, используемые при обслуживании пассажирского подвижного состава, являющиеся предметом закупки, являются расходными, не предполагающими их длительное использование и хранение, поэтому очень важно их наличие в должном объеме и должной номенклатуры постоянно, так как перевозочный процесс и соответственно надлежащее техническое состояние вагонов непрерывный процесс.

V. Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Обслуживание и экипировка пассажирского подвижного состава неразрывно взаимосвязанные процессы, обеспечивающие непрерывный перевозочный процесс железнодорожным транспортом, в  связи с чем заказчиком, в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке ОАО «РЖД» проводится открытый аукцион 4931/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

31.12.2022 ОАО «РЖД» на сайте www.rts-tender.ru разместило извещение и документацию о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Дата начала подачи заявок – 31.10.2022.

Дата и время окончания подачи заявок – 16.11.2022 07:00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок – 25.11.2022.

Дата и время начала подачи ценовых предложений – 29.11.2022 09:00 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений – 29.11.2022 09:10 (МСК).

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 06.12.2022.

Дата подведения итогов – 06.12.2022.

Согласно п. 7 Извещения предмет закупки – поставка материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Согласно Техническому заданию к поставке требуются следующие товары: лента резьбоуплотнительная; лента электроизоляционная термостойкая самослипающаяся; лента электроизоляционная из стеклянных крученных комплексных нитей; лента изоляционная прорезиненная; лента электроизоляционная; лента виниловая герметизирующая в рулоне; лента для устранения повреждений оболочки кабеля линий связи; лента для устранения повреждений оболочки кабеля; лента смоляная; лакоткань электроизоляционная; стеклотекстолит электротехнический листовой 3 мм; стеклотекстолит электротехнический листовой 8 мм; лента для электропомышленности; поролон повышенной жесткости; обои на флизилиновой основе под покраску; салфетки бумажные однослойные цветные; покрытие гигиеническое одноразовое на сиденья для унитазов; покрытие гигиеническое одноразовое однослойное на сиденья для унита; полотенца бумажные двухслойные листовые с z-сложением в пачке; полотенце бумажное однослойное в рулоне на втулке; полотенце бумажное двухслойное с тиснением в рулоне; полотенце бумажное листовое двухслойное в пачке; полотенце бумажное листовое однослойное из вторичного сырья в пачке; бумага туалетная однослойная в рулоне; бумага туалетная двухслойная в упаковке; бумага туалетная однослойная в рулоне.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.

Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели, а именно следующими критериями:

- необходимость в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки;

- направленность на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования;

- товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки;

- между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что обоснование наличия или отсутствия технологической и функциональной взаимосвязи неодноименностью, неоднородностью и невзаимозаменяемостью товаров со ссылками на Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, ОКВЭД является неверным. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что указанные нормативно-правовые акты имеют иные цели правового регулирования, нежели Закон о защите конкуренции, а отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствие технической и функциональной связанности, приведенной в статье 17 Закона о защите конкуренции, свидетельствуя лишь о неоднородности работ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 № 11604/12).

Согласно пояснениям ОАО «РЖД» для надлежащего и качественного обеспечения бесперебойного перевозочного процесса железнодорожным подвижным составом, необходимо обеспечить экипировку и содержание поездов. Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава (электропоезда и поезда дальнего следования). Экипировка и содержание железнодорожного подвижного состава неразрывно связанные процессы, обеспечивающие безопасность и комфорт пассажиров, грузоотправителей.

Экипировка пассажирских вагонов осуществляется в соответствии со стандартом СТО ФПК 1.21.003-2021, который регламентирует требования к оснащенности пассажирских вагонов всех типов и классов жестким инвентарем, оборудованием и расходными материалами, в том числе и гигиенической бумагой. Кроме того, в составе каждой поездной бригады присутствует поездной электромеханик, осуществляющий в пути техническое обслуживание пассажирских вагонов. 

Поездной электромеханик осуществляет контроль за работой узлов и деталей пассажирских вагонов, в том числе вагонов-ресторанов, почтовых, багажных, вагонов-салонов, служебных и служебно-технических вагонов, а также принимает меры к восстановлению работоспособности оборудования пассажирских вагонов (при необходимости). При следовании соединенного пассажирского поезда, а также поезда с прицепными вагонами его обязанности по техническому обслуживанию распространяются на все вагоны данных поездов. При получении информации от поездной бригады, директора вагона-ресторана о неисправности оборудования вагона принимает меры к их устранению, при необходимости информирует диспетчерские центры. В пути следования пассажирского поезда поездной электромеханник устраняет выявленные неисправности самостоятельно или совместно с работниками поездной бригады. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения поезда силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками пункта технического обслуживания. По прибытии поезда в пункт оборота поездной электромеханик обязан проверить техническое состояние оборудования, устранить выявленные в пути следования неисправности. Моторвагонные секции также обслуживаются в соответствии с нормами расхода материалов, которые включают разные электроизоляционные материалы (ткани, картоны, стеклотекстолиты). На полигоне Западно-Сибирской железной дороги эксплуатируются электропоезда повышенной комфортности ЭД4М, оборудованные туалетами, которые в обязательном порядке экипируются туалетной бумагой и средствами гигиены. Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, в целях более эффективного расходования денежных средств, оптимизации трудовых и временных затрат, а также соблюдения надлежащего санитарно-технического состояния пассажирского подвижного состава.

ГОСТ 32884-2014 Межгосударствнный стандарт эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава (далее – ГОСТ 32884-2014) предусматривает термины и определения. Пункт 31 ГОСТа 32884-2014 содержит - экипирование железнодорожного подвижного состава: комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава, включающий в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение железнодорожного подвижного состава требуемыми расходными материалами и принадлежностями.

Текущее содержание и экипировка пассажирских вагонов сосредоточиваются в пунктах формирования (приписки) и оборота составов, обеспечивая их подготовку в рейс для безопасного движения и культурного обслуживания пассажиров в пути следования.

Содержание подвижного состава включает в себя техническое обслуживание. Различают следующие виды технического обслуживания (ТО) пассажирских вагонов:

•        ТО-1 в составах и в поездах перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях;

•        ТО-2 перед началом летних и зимних перевозок, выполняемое в пунктах формирования поездов;

•        ТО-3 – единую ревизию основных узлов и вагона в целом, выполняемую через 6 месяцев после постройки или планового ремонта на специализированных путях с отцепкой вагонов от состава;

•        текущий ремонт (ТР) с отцепкой от составов или поездов с подачей на специализированные пути.

Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоездов и пассажирских вагонов определены нормативными документами ОАО «РЖД»  для каждого вида вагона (Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.11.2021 № 2484/р «Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание некупейного пассажирского вагона модели 61-4447 № ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2087-21»,   Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.11.2021 № 2483/р «Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание пассажирского вагона с местами для сидения модели 61-4458 № ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2088-21», Распоряжение ОАО «РЖД» от 8.12.2020 № 2700/р «Об утверждении временных нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоезда серии ЭП2Д № ПКТБН/ЦДМВ-07.4.1967-20» и пр.). Материалы, используемые при обслуживании пассажирского подвижного состава, являющиеся предметом закупки, являются расходными, не предполагающими их длительное использование и хранение, поэтому важно их наличие в должном объеме и должной номенклатуры постоянно, так как перевозочный процесс и соответственно надлежащее техническое состояние вагонов непрерывный процесс.

Учитывая вышеуказанное, данная закупка состоит из предметов, предназначенных для экипировки и содержания подвижного состава, между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели – экипировка и содержание подвижного состава.

При этом документация о закупке не содержит условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров. Участник закупки для поставки непрофильных для него товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также коллективное участие по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Позиции технического задания Аукциона не являются уникальными товарами и не предусматривают у потенциального участника наличие профильной направленности по поставкам.

В техническом задании отсутствуют отсылки к какому-либо производителю или маркам, на большинство товаров предусмотрены параметры эквивалентности. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки.

На участие в Аукционе на момент подачи жалобы было подано 7 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» не представлено обоснований и объективных доказательств невозможности участия в данной закупке профильных компаний, в том числе ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» путем привлечения субисполнителей, а также коллективного участия по договору товарищества. Довод подателя жалобы о том, что ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.», как не профильная компания несет риски при заключении договора простого товарищества с компанией, занимающейся поставкой изоляционных товаров из вулканизированной резины, не подтвержден объективными данными.

Также подателем жалобы не представлено подтверждение довода о том, что изо-ляционные, электроизоляционные ленты, используются только для ремонта двигателей локомотива, а не для экипировки подвижного состава (в том числе).

Кроме того, особенности доставки товаров не является доказательством невоз-можности их объединения в один лот, так как закупочной документацией не установлены ограничения по способу доставки товара.

Хозяйствующий субъект вправе доставить товар как собственными силами (с ис-пользованием собственной транспортной инфраструктуры), так и воспользоваться услу-гами перевозчиков.

Те или иные особенности транспортирования товара не ставят ни одного из по-тенциальных участников торгов в более выгодные условия участия в закупки, так как распространяются в равной степени на всех хозяйствующих субъектов.

Исследовав и оценив имеющуюся в деле информацию, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что данные товары закупаются для одной цели – экипи-ровки и содержания подвижного состава, учитывая специфику деятельности заказчика и цель применения указанных товаров, принимая во внимание количество поступивших для участия заявок, учитывая, что требуемый к поставке товар не является уникальным, а в документации отсутствуют условия для участника личного выполнения услуг по по-ставке товаров или условия  о наличии профильной направленности по поставкам, а так-же недоказанность невозможности участия в закупке подателями жалобы, Комиссия Но-восибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Тендерный центр «С.Т.И.К.» (вх. № 18245-ЭП/22 от 16.11.2022 г.) на действия заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на оказание услуг поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны