Решение №054/06/69-648/2021 жалоба ООО «Водпроект-С»на действия комиссии по осуществлени... от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/69-648/2021

5апреля2021 года г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

с участием представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Водпроект-С»на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис»при проведении электронного аукциона №0851200000621000948 на выполнение работ по разработке проектно-сметнойдокументации и выполнению изыскательских работ на строительство водозаборной скважины и модульной станции водоподготовки в с. Кочки Кочковского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта1390000руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилосьООО «Водпроект-С» с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис»при проведении электронного аукциона №0851200000621000948 на выполнение работ по разработке проектно-сметнойдокументации и выполнению изыскательских работ на строительство водозаборной скважины и модульной станции водоподготовки в с. Кочки Кочковского района Новосибирской области.

ООО «Водпроект-С»обжалует признание его заявки несоответствующей по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 26.03.2021 №0851200000621000948-3.

ООО «Водпроект-С»полагает, что недопустимо устанавливать требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий при осуществлении работ по разработке проектно-сметной документации. Податель жалобы считает, что требование, установленное в аукционной документации к участнику закупки быть членом двух СРО, является требованием, влекущим ограничение количества участников закупки и является требованием необоснованным.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просил выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от уполномоченного учреждения поступили возражения следующего содержания.

Уполномоченное учреждение в полном объеме поддержало основания признания заявки ООО «Водпроект-С»несоответствующей, указанные в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 26.03.2021 №0851200000621000948-3.

Уполномоченноеучреждение полагает, что им правомерно установлено в аукционной документации требование о членстве участника закупки в обеих СРО - и в области архитектурно-строительного проектирования, и в области инженерных изысканий.

Ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения или вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязательств по договору подряда обеспечивается в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО, членом которой является такой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в порядке, установленном ст. 60 и ст. 60.1ГрК РФ.

СРО в области архитектурно-строительного проектирования не может нести указанную ответственность по обязательствам своего члена по договору на выполнение инженерных изысканий. С учетом изложенного, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух СРО - в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Уполномоченное учреждениесослалось на п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ №44-ФЗ, устанавливающий единое требование к участникам закупки. В данном случае таким требованием является требование о членстве участников закупки в СРО. Согласно ч. 1 ст. 55.8ГрК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации при условии членства, соответственно, в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования.

В силу ст. 55.3ГрК РФ СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами СРО. При этом выполнение соответствующего вида работ обеспечивается специалистами, включенными в соответствующий национальный реестр. Следовательно, работы по инженерным изысканиям и разработка проектной документации - это самостоятельные виды работ, различные по своей специфике, методам исполнения, необходимым трудовым и техническим ресурсам и выполняемые различными специалистами.

Соответственно, требовать членства участника закупки в обеих СРО правомерно. Такое требование устанавливается в соответствии с действующим градостроительным законодательством для всех без исключения участников закупки и направлено на достижение качественного результата по предмету закупки, а, следовательно, какое-либо ущемление прав потенциальных участников закупки отсутствует.

Уполномоченное учреждение полагает, что его позиция соответствует сложившейся правоприменительной практике.

На основании вышеизложенного, уполномоченное учреждениепросило признать данную жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.03.2021 №0851200000621000948-3 заявка ООО «Водпроект-С»признана несоответствующей на основании п.1, п.2 ч.6 ст.69 ФЗ №44-ФЗ.ООО «Водпроект-С» в составе второй части заявки не представило копию выписки из реестра членов саморегулируемой организациив области инженерных изысканий по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 №86, что не соответствует п.16.2.4 документации об электронном аукционе и п.1 ч. 1 ст.31, п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.

В аукционной документации установлено требование о том, что участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст. 55.8 ГрК РФ. В аукционной документации также установлено требование о том, что участник закупки должен представить в составе заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи, а также выписку  из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно ч.5.2 ст.48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий. Таким образом, именно на генерального проектировщика может быть возложено выполнение функций по организации изысканий, необходимых для выполнения работ по подготовке проектной документации.

Согласно ч.2 ст.47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, работы по инженерным изысканиям по договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий должны выполняться лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. При этом, ст. 47 ГрК РФ не указывает на то, что лица, заключающие контракт, должны быть членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. На основании вышеизложенного, из совокупности указанных норм, а именно, ст.ст. 47, 48 ГрК РФ представляется, что в данном случае контракт на выполнение функций генерального проектирования может быть заключен генеральным проектировщиком, являющимся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. При этом, в соответствии с контрактом на него могут быть возложены функции по организации инженерных изысканий, в связи с этим нет необходимости генеральному проектировщику непосредственно самому быть членом соответствующих саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. На основании ст.48 ГрК РФ такой генеральный проектировщик обязан будет привлечь иных лиц для выполнения инженерных изысканий (если генеральный проектировщик не является членом СРО в области инженерных изысканий), при этом указанные лица должны быть членами СРО в области инженерных изысканий, т.к. будут выполнять работы в рамках контракта, заключенного генеральным проектировщиком непосредственно с заказчиком, что полностью укладывается и в нормы ст.48 ГрК РФ и в нормы ст.47 ГрК РФ.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что согласно аукционной документации, в том числе обоснованию начальной максимальной цены контракта, стоимость работ по инженерным изысканиям составляет 171666,67 руб., разработка проектно-сметной документации 1218333,33 руб. Таким образом, стоимость работ по инженерным изысканиям составляет 12,3% от начальной (максимальной) цены контракта, работы по инженерным изысканиям не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем наряду с основным видом работ - работами по разработке проектной документации.

В п.7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что если выполнение работ, составляющих вид деятельности, требующий специального разрешения, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии у них специального разрешения на такой вид деятельности. Если работы, составляющие вид деятельности, требующий специального разрешения, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь должны выполняться наряду с иными работами, составляющими объект закупки, отсутствие требования к участнику закупки о наличии у него специального разрешения на такой вид деятельности не образует нарушения норм ФЗ №44-ФЗ.

В связи с изложенным, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требование, установленное в аукционной документации к участнику закупки быть членом двух СРО, является требованием, влекущим ограничение количества участников закупки и является требованием необоснованным. Правовая позиция о недопустимости установления требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий при осуществлении работ по разработке проектно-сметной документации соответствует единообразной практике применения Федеральной антимонопольной службой положений Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса Российской Федерации, отраженной, в частности, в письмах ФАС России от 02.08.2019 N ДФ/67066/19, от 26.06.2018 N АГ/47983/18.

Таким образом, требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, а также требования к участникам закупки установлены в нарушение ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.5, ч.6 ст.66ФЗ №44-ФЗ.

В данных действиях уполномоченного учреждения усматриваются признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.ч.1.4, 4, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

В данной части довод жалобы обоснован.

Согласно ч.6 ст.69ФЗ №44-ФЗзаявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в силу ч.6 ст.69 ФЗ №44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис»не имела правового основания признать заявки участников данной закупки, в которых не были одновременно представлены копии свидетельств о членстве в 2-х вышеуказанных СРО, соответствующими требованиям аукционной документации, в данной части довод жалобы не обоснован.

Таким образом, жалоба является частично обоснованной.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, иных нарушенийзаконодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Водпроект-С»на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис»при проведении электронного аукциона №0851200000621000948 на выполнение работ по разработке проектно-сметнойдокументации и выполнению изыскательских работ на строительство водозаборной скважины и модульной станции водоподготовки в с. Кочки Кочковского района Новосибирской областичастично обоснованной.

2. Признать ГКУ НСО «УКСис»нарушившимч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.5, ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.

3. ВыдатьГКУ НСО «УКСис» и комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис»предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны