Решение №054/06/33-1463/2019 жалоба ИП Смирнова А.А. на действия заказчика – министерства... от 1 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/33-1463/2019

1 августа 2019 года                                                                                                    г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Дунина А.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

«…»

рассмотрев жалобу ИП Смирнова А.А. на действия заказчика – министерства здравоохранения Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «Управление контрактной системы» при проведении электронного аукциона №0851200000619003890 на поставку анализаторов клеток крови, размещен в ЕИС 17.07.2019г., начальная (максимальная) цена контракта 8 435 000 рублей,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Смирнов А.А. с жалобой на действия заказчика – министерства здравоохранения Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «Управление контрактной системы» при проведении электронного аукциона №0851200000619003890 на поставку анализаторов клеток крови.

Суть жалобы заключается в следующем.

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. При этом, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком в описании объекта закупки указано, что при описании объекта закупки заказчик руководствовался положениями ГОСТ Р55991.6-2014.

По мнению подателя жалобы, заказчик в описании объекта закупки установил избыточные требования к товару (анализатору клеток крови), которые ограничивают количество участников закупки, при этом, по мнению подателя жалобы, не являются существенными характеристиками закупаемого товара. К данным показателям, по мнению подателя жалобы, относятся следующие характеристики: - максимально допустимые габариты анализатора, - вес анализатора, наличие сенсорного экрана, требования к производительности (образцов в час), требования к методу определения гематологических параметров.

Кроме того, в нарушение вышеуказанных норм ФЗ №44-ФЗ  описание объекта закупки, по мнению подателя жалобы, содержит нестандартные показатели, а именно, в п.5.26 описания объекта закупки заказчиком установлено: «P-LCR - относительное количество крупных тромбоцитов – наличие». При этом, данная характеристика не предусмотрена ГОСТ Р55991.6-2014.

2. По мнению подателя жалобы, всей совокупности характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки, не соответствует ни один из товаров, существующих на рынке.

3. Кроме того, по мнению подателя жалобы, описание объекта закупки, указанное заказчиком в плане-графике не соответствует описанию объекта закупки указанному в ЕИС, что является нарушением п.2 ч.3 ст.21 ФЗ №44-ФЗ.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация содержит нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ИП Смирнова А.А. от заказчика – Минздрава НСО и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» поступили следующие возражения.

1. Предметом закупки является поставка автоматических анализаторов клеток крови в рамках реализации мероприятия «Дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинским оборудованием (изделиями)», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. 

Как следует из п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Если заказчиком не используются показатели, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, то он должен обосновать необходимость использования других показателей.

В данном случае, при формировании описания объекта закупки заказчик использовал основные технические характеристики, указанные в ГОСТ Р 55991.6-2014 «Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 6. Автоматические анализаторы для гематологических исследований. Технические требования для государственных закупок. Указанный национальный стандарт утвержден для добровольного применения, следовательно, заказчик вправе не ограничиваться показателями, указанными в названном стандарте и включать в описание объекта закупки дополнительные характеристики, если это необходимо ему для обеспечения надлежащего и наиболее качественного оказания медицинских услуг.

Необходимость использования других показателей, не учтенных в ГОСТе, обоснована в описании объекта закупки.

Так, установленные заказчиком характеристики товара в п.1.2 «Максимально допустимые габариты анализатора (высота х длина х ширина) не более 410 х 413 х 320 мм»;  в п.1.4 «Вес анализатора, не более 24 кг» 4.11 «Управление анализатором при помощи встроенного сенсорного экрана» являются для заказчика существенным в силу следующего.

Согласно абз.7 п.4.2 ГОСТ Р 55991.6-2014 в техническом задании должны быть приведены требования к климатическому исполнению и категориям размещения оборудования, степени защиты, уровню вибрации и шума, компоновке, размещению и площадкам обслуживания оборудования, массе оборудования, его габаритам.

При планировании и осуществлении закупки Заказчик руководствовался информацией полученной от медицинских учреждений с учетом специфики деятельности подведомственных ему медицинских организаций, имеющихся кабинетов, площадей и медицинских изделий, в том числе медицинской мебели.

Автоматические анализаторы клеток крови с меньшим весом необходимы медицинским учреждениям в силу того, что в процессе эксплуатации данного оборудования возникает еженедельная и ежедневная необходимость проведения мероприятий по замене расходных материалов, в связи с чем, необходимо  перемещать аппарат в пределах лабораторного стола для облегчения доступа к отдельным узлам медицинского изделия.

Параметры товара, указанные в п.4.11 описания объекта закупки «Управление анализатором при помощи встроенного сенсорного экрана» обоснованы с одной стороны уменьшением требований к площади необходимой к размещению анализатора в медицинском учреждении, так как для ввода информации могут потребоваться  манипулятор обеспечивающий интерфейс пользователя с системой «компьютерная мышь», клавиатура, а в некоторых случаях и системный блок с монитором или ноутбук, с другой стороны,  использование сенсорного экрана упрощает взаимодействие пользователя с анализатором, так как позволяет производить управление наиболее интуитивно понятным способом - нажимая на «виртуальные кнопки» непосредственно на экране.

Показатель товара, установленный заказчиком в п.2 описания объекта закупки к производительности медицинского изделия (образцов в час) - пп. 2.1 «Максимальная, не менее 60 тестов/час» установлен в силу того, что, указанный параметр позволяет эксплуатировать медицинское изделие с большей пропускной способностью и соответственно большим охватом загружаемых образцов крови, что в ряде случаев является необходимостью при оказании медицинских услуг медицинским учреждением.

Параметры товара, содержащиеся в пп.3.1 п.3 описания объекта закупки «Методы используемые для определения параметров: определение гематологических параметров выполняется с помощью метода - Импедансный, проточная лазерная цитометрия» установлены заказчиком на основании п. 5.1 ГОСТа Р 55991.6-2014, указанные параметры являются методами определения гематологических параметров - импендансный и оптический.

Требования к товару, содержащиеся в пп.5.26 п.5 «Требования к перечню видов исследований, выполняемых на оборудовании P-LCR - относительное количество крупных тромбоцитов – наличие» установлены заказчиком в соответствии с п. 5.2.5 ГОСТа Р 55991.6-2014 – являются количественным определением основных типов клеток крови.

Кроме того, указанные характеристики соответствуют товарам двух разных производителей. Таким образом, круг потенциальных участников аукциона не ограничен, принцип обеспечения конкуренции реализован.

Довод подателя жалобы о включении характеристик, являющихся избыточными, заказчик также считает необоснованным.

2. При подготовке описания объекта закупки заказчиком был проведен анализ рынка, в ходе которого были сопоставлены два медицинских изделия:

   - анализатор гематологический XS1000i c принадлежностями, (Производитель «Хьюлет-Пакард», Чехия/ «Сисмекс Корпорейшн», Япония);

   - анализатор гематологический автоматический ВС-5150, с принадлежностями (Производитель «Шэньчжэнь Майндрэй БиоМедикал Электроникс Ко., Лтд», КНР).

3. Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг (далее – Форма плана-графика), утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015г. №554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана - графика закупок товаров, работ, услуг» (далее - Постановление Правительства № 554).

Согласно п.1 Формы плана - графика, план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) представляет собой единый документ - таблицу, содержащую информацию об описании объекта закупки, которое может включать, в том числе его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) (абз. 6 пп. и) п. 1 Формы плана – графика). Прямая обязанность о содержании описания объекта закупки в форме приложения к плану-графику отсутствует. Необходимость содержания всех приложений указана в п.13 Постановления Правительства №554.

В отношении проводимой закупки №0851200000619003890 заказчиком корректно сформирована позиция плана-графика, с учетом требований ст. 21 ФЗ №44-ФЗ.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение и заказчик считают, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Предметом закупки является поставка автоматических анализаторов клеток крови в рамках реализации мероприятия «Дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинским оборудованием (изделиями)», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. 

Как следует из п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Если заказчиком не используются показатели, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, то он должен обосновать необходимость использования других показателей.

В данном случае, при формировании описания объекта закупки заказчик использовал основные технические характеристики, указанные в ГОСТ Р 55991.6-2014 «Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 6. Автоматические анализаторы для гематологических исследований. Технические требования для государственных закупок. Указанный национальный стандарт утвержден для добровольного применения, следовательно, заказчик вправе не ограничиваться показателями, указанными в названном стандарте и включать в описание объекта закупки дополнительные характеристики, если это необходимо ему для обеспечения надлежащего и наиболее качественного оказания медицинских услуг.

При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что необходимость использования других показателей, не учтенных в ГОСТе, обоснована заказчиком в описании объекта закупки.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России в действиях заказчика отсутствуют нарушения ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

2. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика заявили, что всей совокупности технических характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки соответствуют как минимум два товара различных производителей, а именно: - анализатор гематологический XS1000i c принадлежностями, (Производитель «Хьюлет-Пакард», Чехия/ «Сисмекс Корпорейшн», Япония) и анализатор гематологический автоматический ВС-5150, с принадлежностями (Производитель «Шэньчжэнь Майндрэй БиоМедикал Электроникс Ко., Лтд», КНР).

Кроме того, исходя из представленных заявок участников закупки, в соответствии с пояснениями представителей уполномоченного учреждения, требованиям технического задания соответствует анализатор гематологический автоматический DxH500 (Производитель «Beckman Coulter», Германия).

Таким образом, исходя из представленных заказчиком документов и сведений, а также заявок участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требованиям описания объекта закупки соответствует товар не менее трех различных производителей.

3. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что какие-либо взаимоисключающие сведения в описании объекта закупки, указанные заказчиком в плане-графике и ЕИС отсутствуют. При этом, согласно п.1 Формы плана - графика, план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) представляет собой единый документ - таблицу, содержащую информацию об описании объекта закупки, которое может включать, в том числе его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) (абз. 6 пп. и) п. 1 Формы плана – графика).

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России в действиях заказчика отсутствуют нарушения ст.21 ФЗ №44-ФЗ.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Смирнова А.А. на действия заказчика – министерства здравоохранения Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «Управление контрактной системы» при проведении электронного аукциона №0851200000619003890 на поставку анализаторов клеток крови необоснованной.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны