Решение №054/01/18.1-22/2024 в отношении АО «ФПК» от 10 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-22/2024

10 января 2024 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трансферт» (далее – ООО «Трансферт», вх. № 24344-ЭП/23 от 22.12.2023 г.) на действия заказчика акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК») при проведении конкурса в электронной форме участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» (закупка № 2928964 на сайте <...>),

в присутствии директора ООО «Трансферт» <...>,

в присутствии представителя АО «ФПК» - <...> (представитель по доверенности № 04-20/13-Д от 14.01.2022 г.), 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Трансферт» (вх. № 24344-ЭП/23 от 22.12.2023 г.) на действия заказчика АО «ФПК» при проведении конкурса в элек-тронной форме участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» (закупка № 2928964 на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

На официальном сайте <...> (далее — ЭТЗП) (Далее – РТС-тендер / сайт) 30 ноября 2023 года размещено Извещение об осуществлении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ) на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК».

Согласно пункту 7 Извещения, предмет закупки/договора:

На право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК».

Объем оказываемых услуг указывается в техническом задании, являющемся приложением к конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 9 Извещения, Начальная (максимальная) цена договора составляет 11 902 646,40 (Одиннадцать миллионов девятьсот две тысячи шестьсот сорок шесть) руб. 40 коп. c учетом НДС.

Начальная (максимальная) цена включает: - все виды налогов и других обязательных платежей; - все расходы и затраты, связанные с оказанием услуг, в том числе обеспечение проводников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; - иные расходы исполнителя, которые возникнут или могут возникнуть в ходе оказания услуг.

11.12.2023 года был размещен Протокол рассмотрения первых частей заявок № 2928964, согласно которому все заявки, поданные участниками, были признаны соответствующими документации, также в связи с тем, что документацией о закупке не предусмотрены критерии оценки, по которым может быть осуществлена оценка на основании документов, представленных в составе первых частей заявок, оценка заявок участников в порядке, предусмотренном документацией о закупке, не проводится.

14.12.2023 года был размещен Протокол рассмотрения вторых частей заявок № 2928964, согласно которому по итогам рассмотрения организатором вторых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе № 5971/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ, на соответствие участников требованиям, а также наличие и соответствие представленных в составе заявок документов требованиям документации о закупке установлено, что до участия в закупке допускаются все участники.

По итогам оценки вторых частей заявок участникам присвоены следующие баллы:

Наименование оцениваемого критерия/ подкритерия

Максимальный балл

Участник 1

Участник 2

 

значение

расчет

количество баллов

значение

расчет

количество баллов

 

Цена договора Цmax = 7 439 154,01

60

9 224 550,96

 

 (9 918 872,00 -9 224 550,96)+ 7 439 154,01 Б1--* 60*1

 9 918 872,00

49,20

9 918 872,00

 

(9 918 872,00 -9 918 872,00)+ 7 439 154,01 Б1 ----* 60*1

9 918 872,00

45,00

 

Опыт участника

20

БОj = (больше начальной (максимальной) цены договора >9918 872,00 руб. без НДС) = 20

 

Итоговая оценка (балл) критерия определяется по формуле: Bj =  Бi • БОi *Кс

Санкции не применялись Кс = 1 Б1 =20 *1=20,0

20

Не представлены Форма сведений об опыте оказания услуг, договоры на оказание услуг и документы, подтверждающие оплату, в связи с чем оценка по данному критерию не проводится.

0

 

Квалификация персонала

20

90

Б1=9090*20

20

6

 

Б2=690*20

1,33

 

Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами

-7

Установлены вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие факт неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору 1) Дело № А45-16433/2023 от 14.08.2023г (-2балла)

-2

Не установлено

0

 

Наименование оцениваемого критерия/ подкритерия

Максимальный балл

Участник 3

Участник 4

значение

расчет

количество баллов

значение

расчет

количество баллов

Цена договора Цmin =

7 439 154,01

60

9 303 901,93

 

(9 918 872,00 -9 303 901,93)+ 7 439 154,01 Бг--* 60*1 9

 

918 872,00

48,72

8 926 984,80

 

(9 918 872,00 -8 926 984,80)+ 7 439 154,01 Б,=-* 60*1  

 

9 918 872,00

51,00

Опыт участника

20

БOj = (больше начальной (максимальной) цены договора > 9 918 872,00 руб. без НДС) = 20

 

 Итоговая оценка (балл) критерия определяется по формуле: Bi = BOi-Kc Санкции не применялись Кс = 1

 

Б4 =20*1=20,0

20

БOj = (больше начальной (максимальной) цены договора > 9 918 872,00 руб. без НДС) = 20

 

Итоговая оценка (балл) критерия определяется но формуле:

Бi = BOi * Кс Санкции не применялись Кс = 1

 

Б4 =20*1=20,0

20

Квалификация персонала

20

28 28 Бз= -* 20 90

6,22

20 20 Б4=-* 20 90

4,44

Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами

-7

Не установлено

0

Установлены вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие факт неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору

1)    Дело № А45-14631/2022 от 28.07.2022г. (-2 балла)

2)    Дело № А45-303/2023 от 02.03.2023г. (-2 балла)

-4

По итогам оценки первых и вторых частей заявок участников заявкам присвоены следующие балльные оценки:

Наименование критерия/подкритерия Участник 1 Участник 2 Участник 3 Участник 4
Опыт участника 20 0 20 20
Квалификация персонала 20 1,33 6,22 4,44
Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами -2 0 0 -4
Итого баллов по неценовым критериям оценки 38 1,33 26,22 20,44

Также, 14.12.2023 года был размещен Протокол подведения итогов № 2928964 согласно которому комиссией было принято решение признать победителем конкурса в электронной форме № 2928964 участника № 1, получившего наибольшее количество баллов по итогам оценки и ранжирования заявок, приведенным в приложении № 2 к настоящему протоколу со стоимостью предложения 9 224 550,96 (девять миллионов двести двадцать четыре тысячи пятьсот пятьдесят) рублей 96 копеек без учета НДС, НДС не облагается, а также все расходы и затраты, связанные с оказанием услуг, в том числе обеспечение проводников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; иные расходы исполнителя, которые возникнут или могут возникнуть в ходе оказания услуг.

Результаты оценки заявок, поступивших для участия в закупке

Регистрационн ый номер/номер заявки участника Цена, предложенная участником, руб. без учета НДС Сведени я о примене НИИ условия о приорит ете Количество баллов, присвоенное заявке по критерию «Цена договора» Количество баллов, присвоенно е заявке по неценовым критериям Итоговое количество баллов, присвоенно е заявке по итогам оценки Порядковый номер заявки по итогам оценки
Участник 1 9 224 550,96 нет 49,20 38,00 87,20 1 (победитель)
Участник 3 9 303 901,93 нет 48,72 26,22 74,94 2(второе место)
Участник 4 8 926 984,80 нет 51,00 20,44 71,44 3 ( третье место)
Участник 2 9 918 872,00 нет 45,00 1,33 46,33 Ниже третьего

Заявитель полагает, что при проведении Конкурса в электронной форме МСП № 2928964, подведении его итогов были допущены следующие нарушения:

Положения документации противоречат Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также принципам, закрепленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Указание порядка оценки по критерию «квалификация персонала».

Так, согласно пункту 2.2. раздела 2 «Квалификация участника» Критериев и порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок (Приложение № 1.4. к конкурсной документации), критерий – квалификация персонала (проводник пассажирского вагона), максимальное количество баллов – 20 баллов, порядок оценки по критерию:

Оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников:

Aj=Пj/Пmax*N

заказчиком и/или третьими лицами» в закупочной документации Заказчика нарушением требований законодательства и прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

Аналогичная позиция изложена в решениях ФАС России
от 29.03.2023 № 223ФЗ-125/23, от 27.03.2023 № 223ФЗ-119/23, от 30.12.2022 № 223ФЗ-541/22, от 15.12.2022 №№ 223ФЗ-516/22, 223ФЗ-517/22,  223ФЗ-515/22, от 09.12.2022 № 223ФЗ-502/22, Московского УФАС России от 21.04.2023 № 077/07/00-5016/2023, от 02.08.2023 № 077/07/00-10157/2023, от 18.07.2023 № 077/07/00-9307/2023, от 11.04.2023 № 077/07/00-4478/2023, от 04.04.2023 № 077/07/00-4198/2023, от 03.04.2023 № 077/07/00-3991/2023, от 30.03.2023 № 077/07/00-4116/2023, от 25.01.2023 № 077/07/00-760/2023, от 10.01.2023 № 077/07/00-19753/2022, от 09.01.2023 № 077/07/00-19488/2022.

Также Верховный суд Российской Федерации в определении
от 12.11.2021 № 305-ЭС21-20460 по делу № А40-158687/2020 указал, что «суды правомерно сослались на недопустимость возбуждения процедуры государственного контроля и применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке».

Указанной позиции придерживается и Арбитражный суд Московского округа в постановлениях от 22.12.2022 № Ф05-31247/2022 по делу  № А40-69124/2022, от 16.10.2019 № Ф05-17130/2019 по делу  № А40-26097/2019.

Вместе с тем жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган после рассмотрения заявок участников, то есть после окончания срока подачи заявок. Таким образом, указанная жалоба считается поданной после истечения срока на обжалование положений закупочной документации и подлежит оставлению без рассмотрения.

Указанный вывод подтверждается также судебной практикой: постановления Арбитражного суда Московского округа от 22.12.2022  № Ф05-31247/2022 по делу № А40-69124/2022, от 19.05.2021  № Ф05-10032/2021 по делу № А40-60012/2020, от 12.10.2021  № Ф05-24659/2021 по делу № А40-232491/2020, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2022 № Ф02-4245/2022 по делу  № А78-11420/2021, Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 25.05.2022 № Ф03-1822/2022 по делу № А04-8406/2021.

Извещение и конкурсная документация размещены в закрытой части Единой информационной системы в сфере закупок (далее – Единая информационная система), на сайте <...> «30» ноября 2023 г.

Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайтах «30» ноября 2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок – «08» декабря 2023 г. в 08:00 ч. московского времени.

Рассмотрение первых частей заявок «11» декабря 2023 г.

Рассмотрение вторых частей заявок «14» декабря 2023 г.

Подведение итогов закупки «14» декабря 2023 г.

В настоящее время заключен договор с победителем закупки, который приступил к его исполнению с 01 января 2024 г.

Частью 3 Документации конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО "ФПК" регламентирован Порядок проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 3.1.6. Порядка проведения конкурса, подавая заявку, участник подтверждает, что ознакомился с условиями документации о закупке, согласен с ними и возражений не имеет.

То есть, факт подачи Заявителем заявки на участие в конкурсе и отсутствия факта обжалования положений закупочной документации до окончания срока подачи заявок, подтверждает согласие Заявителя со всеми условиями документации, в том числе с Приложением № 1.4 к конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок».

Следует отметить, что непредоставление участником закупки в составе заявки сведений о квалифицированном персонале, не является основанием для отклонения заявки и в отказе в допуске к участию в закупке.

Заявитель, согласившись с установленными в закупочной документации критериями и порядком оценки заявок по указанным критериям, представил в составе своей заявки документы (договоры, дипломы, согласия на обработку персональных данных) и сведения в отношении 28 работников.

 Вместе с тем Заявитель, подавая жалобу в Новосибирское УФАС России 25 декабря 2023 г., обжалует положения документации, с которыми фактически согласился, подав соответствующую заявку на участие в процедуре.  В свою очередь заявитель не обращался в антимонопольный орган с жалобой на положения документации до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а решил обжаловать наличие критериев оценки лишь после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, после окончания конкурсной процедуры и заключения договора по ее результатам.

Принимая во внимание вышеизложенное, АО «ФПК» считает, что рассматриваемая жалоба в части обжалования положений закупочной документации подлежит оставлению без рассмотрения в связи с подачей ее после рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме.

  1. Довод Заявителя об установлении в закупочной документации ненадлежащих критериев «Квалификация персонала» и «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» является необоснованными и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
    1. При организации и проведении конкурса Заказчик руководствовался нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ФПК», утвержденным решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол № 2 от 27.08.2021 г.) (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона №223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательством не установлены ограничения в части критериев оценки и порядка присвоения рейтинга участникам закупки при проведении такой оценки.

Таким образом, оценочный критерий «Квалификация персонала» и порядок оценки по данному критерию включен Заказчиком в подпункт 2.2 пункта 2 Приложения № 1.4 к конкурсной документации в полном соответствии с законодательством и Положением о закупках.

При этом, значимость данного критерия составляет всего 20 баллов (тогда так значимость иных критериев составляет от 20 до 60 баллов) и оценивается по формуле, что позволяет поставить всех участников в равное положение и исключить зависимость количества баллов от субъективного мнения заказчика.

Оценочный критерий «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» и порядок оценки по данному критерию включен Заказчиком в пункт 3 Приложения № 1.4 к конкурсной документации в полном соответствии с законодательством и Положением о закупках. 

Сумма баллов, присвоенная заявке участника, уменьшается на количество баллов (но не более 7 баллов), полученное по итогам оценки по вышеуказанному критерию, при наличии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по договорам за период 3 календарных года, предшествующих дате размещения информации о закупке в случае:

1) расторжения договора в одностороннем порядке или по решению суда в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по договору;

2) уклонения участника от заключения договора по результатам закупок;

3) наличия вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих факт неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору;

4) неисполнения участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) по договору;

5) наличия претензий, связанных с неисполнением/ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по договору, по которым отсутствуют:

судебные акты, подтверждающие отсутствие факта неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по договору;

документы, подтверждающие необоснованность претензий, связанных с неисполнением/ненадлежащим исполнением обязательств по договору;

информация об обжаловании их в судебном порядке.

Оценка по критерию осуществляется по следующей формуле:

Бj= ∑Б1+∑Б2+∑Б3+∑Б4+∑Б5, где

Бj – количество баллов j-го участника;

Б1 – наличие факта расторжения заказчиком или иным лицом договора с участником закупки в одностороннем порядке или по решению суда, вступившему в законную силу, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по договору (2 балла за каждый выявленный факт);

Б2 – наличие факта уклонения участника от заключения договора по результатам закупок (2 балла за каждый выявленный факт);

Б3 – наличие вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих факт неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору (2 балла за каждый выявленный факт);

Б4 – наличие факта неисполнения участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) (1 балл за каждый выявленный факт);

Б5 – наличие претензий, связанных с неисполнением/ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по договору, по которым отсутствуют:

судебные акты, подтверждающие отсутствие факта неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по договору;

документы, подтверждающие необоснованность претензий, связанных с неисполнением/ненадлежащим исполнением обязательств по договору;

информация об обжаловании их в судебном порядке (1 балл за каждый выявленный факт).

Если при суммировании баллов по критерию получено более 7 баллов, то сумма баллов, присвоенная заявке по итогам оценки, снижается не более чем на 7 баллов.

2.1. Выводы Заявителя о незаконности решения комиссии по осуществлению закупок, а также об установлении АО "ФПК" ненадлежащих критериев и порядка оценки заявок участников закупки основаны на необоснованных доводах Заявителя:

Заявителем сделан неправильный вывод о противоречии критериев «Квалификация персонала» и «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона
о закупках, а также о необъективности указанного порядка оценки заявок.

Необходимо отметить, что критерий оценки «Квалификация персонала» не является основанием отказа в допуске к участию в закупке и не является препятствием для подачи заявки, в связи с чем ограничение круга участников исключено. Таким образом, при установлении данного критерия АО «ФПК»  не допущено нарушений действующего законодательства, Положения о закупке, а также не допущены ограничения количества участников.

Вместе с тем, необходимо отметить, что законодатель в соответствии
с частью 10 статьи 4 Закона о закупках наделил заказчика самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

Такой же позиции придерживается ФАС России в своем письме
от 24.12.2012 № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в котором в абзаце 5 раздела 8 установлено, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, необходимый для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ
от 28.12.2010 № 11017/10, задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление  в результате торгов участника исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Как отмечается в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ 17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положения о закупке, разработанного самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуются с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действуя добросовестно, заказчик, вправе предъявить требования  к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости  и характера заказа, условий безопасности, которым могу соответствовать  все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

На основании изложенного, включение данного оценочного критерия
к участникам Конкурса, является необходимым и важным для АО «ФПК»
и не влечет нарушения антимонопольного законодательства. В таком случае данный оценочный критерий является не только законно установленным
в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке,
но полностью оправданным и обоснованным с точки зрения целей проведения закупки.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

АО «ФПК» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ФПК».

АО «ФПК» разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» (закупка № 2928964 на сайте <...>).

Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайтах «30» ноября 2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок – «08» декабря 2023 г. в 08:00 ч. московского времени.

Рассмотрение первых частей заявок «11» декабря 2023 г.

Рассмотрение вторых частей заявок «14» декабря 2023 г.

Подведение итогов закупки «14» декабря 2023 г.

07.12.2023 ООО «Трансферт» подало заявку на участие в закупке (заявке присвоен номер 3).

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Трансферт» является участником торгов, основания для отказа в приеме жалобы к рассмотрению у антимонопольного органа отсутствуют.

 Суждение о том, что участники закупки вправе оспорить положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок сформулировано заказчиком самостоятельно, не закреплено ни в ГК РФ, ни в Законе о закупках.

В части порядка оценки заявок по критерию «квалификация персонала» Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 2.2. раздела 2 «Квалификация участника» критериев и порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок (Приложение № 1.4. к конкурсной документации), критерий – квалификация персонала (проводник пассажирского вагона), максимальное количество баллов – 20 баллов, порядок оценки по критерию: оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников:

Aj=Пj/Пmax*N , где

J=1...n, n – количество участников

Aj - количество баллов j-ого участника;

Пj – количество персонала, задействованного в оказании услуг имеющегося у j–ого участника;

Пmax – максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников

 – максимально возможное количество баллов.

Указанный порядок в равной степени распространяется на всех хозяйствующих субъектов, потенциальных участников процедуры торгов.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика озвучил правовую позицию, согласно которой заказчик не имеет возможность (из-за специфики предмета закупки) смоделировать минимально необходимое количество персонала для той или иной работы/услуги.

Исходя из этого оценка проводится в соотношении к максимально предложенному количеству персонала, без указание конкретных значений (определяются формулой).

При этом спорный порядок оценки заявок не являлся скрытым, проявляющимся только при злоупотреблении организатором закупки своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемый при общей проверке закупочной документации на предмет её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках, а являлся явным и не мог не быть обнаружен ООО «Трансферт»  при изучении им извещения и документации.

Указанные выводы подтверждаются, в том числе, правоприменительной практикой (например, Решение АС г. Москвы от 27.05.2019 по делу № А40-45841/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2019 № Ф05-17130/2019 по делу № А40-26097/2019, Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2021 № 305-ЭС21-20460 по делу № А40-158687/2020).

Калькуляция количества присвоенных баллов по критерию подателем жалобы не обжалуется.

Доводы подателя жалобы по критерию оценки «наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» не могут быть приняты во внимание, так как у подателя жалобы баллы по изложенным критериям не отнимались, штрафные санкции не применялись, факты неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами в отношении него не установлено.

Таким образом, в действиях заказчика АО «ФПК» при проведении конкурса в электронной форме участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» (закупка № 2928964 на сайте <...>) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать общества с ограниченной ответственностью «Трансферт» (вх. № 24344-ЭП/23 от 22.12.2023 г.) на действия заказчика акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» при проведении конкурса в электронной форме участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 5971 /ОКЭ-АО «ФПК»/2023/ЗСИБ на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению вагонов в интересах Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» (закупка № 2928964 на сайте <...>)  необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны