Постановление №054/04/14.31-316/2023 административное дело № 054/04/14.31-316/2023 в отношении до... от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-316/2023

о назначении административного наказания

16 мая 2023 года                                                                                                                         г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...> рассмотрев протокол № 054/04/14.31-316/2023 об административном правонарушении от 01.03.2023 и материалы административного дела в отношении должностного лица – <...> Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Карасукская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ») <...> по факту нарушения п.п. 1, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии Киденко О.Н. посредством системы видеоконференцсвязи,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 01.02.2023 г. ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» признано:

1. Занимающим доминирующее положение на рынке услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования в предварительно определенных географических границах на территории Карасукского района Новосибирской области в период с 01.01.2021 по 30.11.2022 с долей 100 %, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Нарушившим пункты 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования, а также признать факт невыполнения учреждением здравоохранения Порядка определения государственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские и платные немедицинские услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Новосибирской области от 07.11.2012 № 2065 (далее - Порядок № 2065) и Порядка оформления медицинских заключений по его результатам, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.11.2021 № 1104н (далее - Приказ № 1104-н), в части нарушения порядка ценообразования на медицинскую услугу.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доля ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» на рынке услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования на территории Карасукского района Новосибирской области за рассматриваемый период составила более 50% и подвержена малозначительным изменениям. Доступ новых конкурентов на данный рынок затруднен в связи с тем, что согласно приказу Министерства здравоохранения НСО от 15.03.2022 № 855 «О проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием на территории Новосибирской области» медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередное, на территории НСО можно проводить в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием», «офтальмологии».

В Аналитическом отчете отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России сделан вывод о наличии доминирующего положения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» на рынке услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования в предварительно определенных географических границах на территории Карасукского района Новосибирской области в период с 01.01.2021 по 30.11.2022.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Порядок № 2065 разработан в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и распространяется на государственные бюджетные и казенные учреждения, находящиеся в ведении министерства здравоохранения Новосибирской области, в целях установления единого механизма формирования цен на платные медицинские и платные немедицинские услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи (далее - платные услуги).

Согласно п. 3 Порядка № 2065 цены на платные услуги утверждаются руководителем учреждения. Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее - затраты).

При этом из ответа (вх. № 11139-ЭП/22 от 22.07.2022) Министерства здравоохранения Новосибирской области следует, что предоставление платных медицинских услуг учреждениями здравоохранения регламентировано Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и не требует согласование стоимости предоставляемых услуг с Министерством здравоохранения Новосибирской области.

Согласно п. 5 Порядка № 2065 цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, заложенной рентабельности, с учетом спроса на платную услугу, а также с учетом положений нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги.

В соответствие с п. 7 Порядка № 2065 затраты учреждения делятся на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

Согласно п.п. 8,9 Порядка № 2065 к затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:

- затраты на персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания платной услуги (основной персонал);

- материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги;

- затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;

- прочие расходы, отражающие специфику оказания платной услуги.

К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - накладные затраты), относятся:

- затраты на персонал учреждения, не участвующий непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - административно-управленческий персонал);

- хозяйственные расходы - приобретение материальных запасов, оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, обслуживание, ремонт объектов (далее - затраты общехозяйственного назначения);

- затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи;

- затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги.

Согласно п. 10 Порядка № 2065 для расчета затрат на оказание платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.

В соответствии с п. 4.6 Учетной политики ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» для целей бухгалтерского учета прямые затраты относятся на себестоимость способом прямого расчета (фактических затрат).

Согласно п. 134 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»:

- Счет предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

- Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

- При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

- Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

- Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

- Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

- Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

В соответствие с п. 5 Порядка № 2065 и Приказом № 1104-н, медицинское освидетельствование включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования:

- медицинский осмотр врачом-офтальмологом;

- психиатрическое освидетельствование;

- медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;

- химико-токсикологические исследования;

- лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

В соответствии п. 12 Порядка № 2065 метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование. В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит прямой учет всех элементов затрат.

Зусл = Зоп + Змз + Аусл +Зн, где:

Зусл - затраты на оказание платной услуги;

Зоп - затраты на основной персонал, непосредственно принимающий участие в оказании платной услуги;

Змз - затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги;

Аусл - сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;

Зн - накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги.

В соответствии п. 13 Порядка № 2065 затраты на основной персонал включают в себя:

- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;

- затраты на командировки основного персонала, связанные с предоставлением платной услуги;

- суммы вознаграждения сотрудников, привлекаемых по гражданско-правовым договорам.

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. Данный расчет проводится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги, и определяются по формуле:

 

Зоп - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;

Тусл - норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом;

ОТч - повременной (часовая, дневная, месячная) фонд оплаты труда основного персонала (включая начисления на выплаты по оплате труда).

Расчет затрат на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги, приводится по форме:

Расчет затрат на оплату труда персонала

____________________________________________

(наименование платной услуги)

Должность

Средний расчетный фонд оплаты труда, включая начисления на выплаты по оплате труда (руб.)

Месячный фонд рабочего времени (мин.)

Норма времени на оказание платной услуги (мин.)

Затраты на оплату труда персонала (руб.): гр. 5 = гр. 2 / гр. 3 x гр. 4

1

2

3

4

5

1.

 

 

 

 

...

 

 

 

 

Итого:

x

x

x

 

Средний расчетный фонд оплаты труда включает в себя средний должностной оклад, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты и оплату труда по районному коэффициенту.

В соответствии п. 14 Порядка № 2065 затраты на приобретение материальных запасов и услуг, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, могут включать в себя (в зависимости от специфики учреждения):

- затраты на медикаменты и перевязочные средства;

- затраты на продукты питания;

- затраты на мягкий инвентарь;

- затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники;

- затраты на другие материальные запасы.

Затраты на приобретение материальных запасов рассчитываются как произведение средних цен на материальные запасы на их объем потребления в процессе оказания платной услуги. Затраты на приобретение материальных запасов определяются по формуле:

 

Змз - затраты на материальные запасы, потребляемые в процессе оказания платной услуги;

 - материальные запасы определенного вида;

Цj - цена приобретаемых материальных запасов.

Расчет затрат на материальные запасы, непосредственно потребляемые в процессе оказания платной услуги, приводится по форме:

Расчет затрат на материальные запасы

___________________________________________

(наименование платной услуги)

 

Наименование материальных запасов

Единица измерения

Расход (в единицах измерения)

Цена за единицу (руб.)

Всего затрат материальных запасов (руб.): гр. 5 = гр. 3 x гр. 4

1

2

3

4

5

1.

 

 

 

 

...

 

 

 

 

Итого:

x

x

x

 

В соответствии п. 15 Порядка № 2065 сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Расчет суммы начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, приводится по форме:

Расчет суммы начисленной амортизации оборудования

_________________________________________________

(наименование платной услуги)

Наименование оборудования

Балансовая стоимость (руб.)

Годовая норма износа (%)

Годовая норма времени работы оборудования (час.)

Время работы оборудования в процессе оказания платной услуги (час.)

Сумма начисленной амортизации (руб.):

гр. 6 = гр. 2 x гр. 3 x гр. 5 / гр. 4

1

2

3

4

5

6

1.

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

Итого:

x

x

x

 

 

 

В соответствии п. 16 Порядка № 2065 объем накладных затрат относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги:

Зн = kн x Зоп, где

kн - коэффициент накладных затрат, отражающий нагрузку на единицу оплаты труда основного персонала учреждения. Данный коэффициент рассчитывается на основании отчетных данных за предшествующий период и прогнозируемых изменений в плановом периоде:

Зауп - фактические затраты на административно-управленческий персонал за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности административно-управленческого персонала и прогнозируемый рост заработной платы;

Зохн - фактические затраты общехозяйственного назначения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемый инфляционный рост цен, и прогнозируемые затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи с учетом изменения налогового законодательства;

Аохн - прогноз суммы начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения в плановом периоде;

Зоп - фактические затраты на весь основной персонал учреждения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности основного персонала и прогнозируемый рост заработной платы.

Затраты на административно-управленческий персонал включают в себя:

- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;

- нормативные затраты на командировки административно-управленческого персонала;

- затраты по повышению квалификации основного и административно-управленческого персонала.

Затраты общехозяйственного назначения включают в себя:

- затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение);

- затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, затраты на услуги банков, прачечных, затраты на прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;

- затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), затраты на противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации и т.п.), затраты на текущий ремонт по видам основных фондов, затраты на содержание прилегающей территории, затраты на арендную плату за пользование имуществом (в случае, если аренда необходима для оказания платной услуги), затраты на уборку помещений, на содержание транспорта, приобретение топлива для котельных, санитарную обработку помещений.

Сумма начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы его износа.

Расчет накладных затрат приводится по форме:

Расчет накладных затрат

_________________________________

(наименование платной услуги)

1

Прогноз затрат на административно-управленческий персонал

 

2

Прогноз затрат общехозяйственного назначения

 

3

Прогноз суммы начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения

 

4

Прогноз суммарного фонда оплаты труда основного персонала

 

5

Коэффициент накладных затрат

(5) = [(1) + (2) + (3)] / (4)

6

Затраты на основной персонал, участвующий в предоставлении платной услуги

 

7

Итого накладные затраты

(7) = (5) x (6)

Согласно п. 17 Порядка № 2065 расчет цены приводится по форме:

Расчет цены на оказание платной услуги

____________________________________

(наименование платной услуги)

 

Наименование статей затрат

Сумма (руб.

1.

Затраты на оплату труда основного персонала

 

2.

Затраты материальных запасов

 

3.

Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги

 

4.

Накладные затраты, относимые на платную услугу

 

5.

Итого затрат

 

6.

Рентабельность

 

7.

Цена за платную услугу

 

При рассмотрении материалов антимонопольного дела, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Приказом ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» от 27.12.2021 №744 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги» установлен тариф на медицинский осмотр «Медицинское обследование на получение разрешения на право владения оружием» в сумме 2850 руб. Медицинское обследование включает в себя:

Медицинский осмотр -1400 руб.

ХТИ -1300 руб.

Заключение нарколога -125 руб.

Впоследствии Приказом ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» от 21.03.2022 № 341 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги» был установлен тариф на медицинский осмотр «Медицинское обследование на получение разрешения на право владения оружием» в сумме 10750 руб. Медицинское обследование на получение разрешения на право владения оружием включает в себя:

Медицинский осмотр -1400 руб.

ХТО -1300 руб.

Заключение нарколога -125 руб.

Патопсихологические (психодиагностические) исследования -1200 руб.

Психиатрическое освидетельствование -1505 руб.

Электроэнцефалография -770 руб.

Доставка пробы в НОНКД для анализа на карбогидрат-дефицитного трансеррина сыворотки (CDT) - 4450 руб.

При анализе калькуляции на указанную медицинскую услугу установлено, что в расчетах стоимости имеются следующие противоречия:

  1. себестоимость одной Услуги складывается из нескольких услуг, в результате чего происходит многократное включение в стоимость одной Услуги накладных расходов, а именно: «амортизация здания и коммунальные услуги», «рентабельность», «заработная плата на АУП», «начисления на заработную плату»;

  2. общее время прохождения медицинской услуги (проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием) на одного человека составляет около 3 часов;

  3. время уборки равно времени приема врача, в калькуляции в одних кабинетах присутствует уборка помещений, а в других нет;

  4. расхождения в графах «Стоимости услуги» и «Итого к оплате»;

  5. установлено большое количество психиатров на одного человека при прохождении одной услуги;

  6. несоответствие порядка расчета заработной платы специалистов по Услуге нормативному расчету затрат на оплату труда персонала, установленного Порядком № 2065.

  7. при расчете стоимости оплаты «заключения нарколога» продолжительность осмотра врачом-психиатром-наркологом и медсестрой наркологического кабинета составляет 10 минут, при этом электроэнергия рассчитана на 15 минут;

  8. при расчете стоимости оплаты «исследование крови (СДТ)» продолжительность участия фельдшера–лаборанта 15 минут, медицинской сестры 7 минут, при этом электроэнергия рассчитана на 7 минут;

  9. при расчете стоимости оплаты «Патопсихологические (психодиагностические) исследования» продолжительность осмотра врачом-психологом составляет 60 минут, при этом электроэнергия рассчитана на 15 минут;

  10. при расчете стоимости оплаты «ЭЭГ» продолжительность осмотра врачом –неврологом, медицинской сестрой составляет 30 минут, при этом электроэнергия рассчитана на 15 минут;

  11. при расчете заработной платы водителя по доставке материала для анализа из Карасука в Новосибирск продолжительность участия сотрудника составляет 15 минут;

  12. в стоимость услуги расчет «амортизация здания и коммунальные услуги» включен семь раз, из них шесть раз в расчет по медицинскому осмотру, психиатрическому освидетельствованию, патопсихологическому (психодиагностическому) исследованию, ХТИ по 400,08 руб.  и в исследование крови (СТД) 281,44 руб., при этом стоимость поликлиники указана в разных суммах;

  13. в расчеты по «заключение нарколога» указана рентабельность - 25%, патопсихологическое (психодиагностическое) исследование рентабельность - 12%;

  14. стоимость услуги, определенная калькуляцией, отличается от установленной приказом.

Таким образом, представленная калькуляция услуги «Медицинское обследование на получение разрешения на право владения оружием» (утвержденная Приказом ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» от 21.03.2022 № 341) является экономически необоснованной, поскольку не соответствует Порядку № 2065 в части расчета затрат на оплату труда и формирования объема накладных затрат, а именно затрат на АПУ, на амортизацию, коммунальные услуги и т.д.

Кроме того, предоставленные учреждением документы (Приказ от 21.03.2022 № 341 и калькуляции услуги «Медицинское обследование на получение разрешения на право владения оружием») противоречат п.5 Приказа №1104н, поскольку указанный нормативный документ содержит закрытый перечень медицинских осмотров врачами-специалистами и лабораторные исследования, прохождение которых необходимо для получения результата по медицинскому освидетельствованию.

Указанные действия учреждения по несоблюдению требований, установленных нормативными документами, привели к необоснованному удорожанию медицинской услуги и к нарушению прав заявителей, а также неопределенного круга лиц, потенциально нуждающихся в этой услуге.

Из пояснений учреждения следует, что Приказом ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» от 01.04.2022 №365 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги» стоимость услуги снизилась до 6960 руб., в связи с закупкой тест-систем «Нарколаб-мини» из 13 показателей, куда входит маркер хронического алкоголизма (стоимость 1960 руб.). Из прейскуранта цен, утвержденного Приказом от 21.03.2022 № 341, также исключена услуга по доставке пробы в НОККД для анализа на карбогидрат стоимостью 4450 руб.

На неоднократные запросы Комиссии Новосибирского УФАС России о предоставлении приказов о назначении на должность, а также штатного расписания за период с 2020 по 2022 гг. с указанием окладов и надбавок на персонал, участвующий в оказании платной услуги на проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, ГБЗУ НСО «Карасукская ЦРБ» в ответ (вх. № 276-ЭП/23 от 10.01.2023) представила только выписку из штатного расписания за период с 2020 по 2022 гг. по унифицированной форме № Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, с указанием структурного подразделения, наименования и количества должностей.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в форме Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» должны отражаться не только структурные подразделения, должности и количество работников, а также отражаются следующие сведения:

- тарифная ставка и оклад, указываемые в размере месячной заработной платы в зависимости от системы оплаты труда (тариф, оклад, процент от прибыли, коэффициент трудового участия и проч.);

- надбавки (в графах 6-8 указываются стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные законом или по инициативе работодателя);

-  в разделе «Всего» указывается общая сумма граф 5-8 (оклад и надбавки), умноженная на количество штатных единиц.

- в строке «Итого» указывается общее количество штатных единиц и итогом сумму выплат по всем ставкам с учетом всех надбавок, которая составит месячный фонд заработной платы.

Таким образом, что ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» соответствующих документов и сведений не представило.

Из представленной в адрес Новосибирского УФАС России информации ГБУЗ НСО «ГКП № 14», а именно копии письма из Министерства здравоохранения Новосибирской области, следует, что средние значения цен на услуги медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием по Новосибирской области составляет:

-   врача офтальмолога – 700 рублей;

- психиатрического освидетельствования – 900 рублей, в которое входит психодиагностические исследования психологом – 400 рублей и осмотр врача психиатра – 500 рублей;

- врачом психиатром – наркологом – 750 рублей;

- химико – токсикологического исследования – 2 585 рублей;

- лабораторное исследование мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя – 400 руб.

При отсутствии в предварительном химико–токсикологическом исследовании следов алкоголя, наркотических средств и психотропных средств, при условии, если врач психиатр- нарколог не выявит клинические признаки наркологического заболевания, общая сумма услуги на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в среднем составляет 5335 рублей.

Кроме того, в письме также указано, что, если в медицинских организациях отделение платных услуг не выделено в отдельное структурное подразделение, не занимают арендованные площади и фонды оплаты труда сотрудников, оказывающих платные услуги, формируются не только за счет «приносящей доход деятельности», рекомендуется не превышать цену услуги выше 5335 рублей.

Соответственно, в ходе рассмотрения дела ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» не представило экономически обоснованный расчет стоимости на медицинскую услугу - проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. Представленные учреждением документы не соответствуют Приказу № 1104-н и Порядку № 2065.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закреплено, что в тех случаях, когда Федеральный закон  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В данном случае рассматриваемые действия ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» привели к ущемлению интересов неопределенного круга граждан - потребителей медицинской услуги - проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара (услуги), обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара (услуги), но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар (услуга).

ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» не представило экономически обоснованный расчет стоимости на медицинскую услугу - проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, утвержденной Приказом ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» от 21.03.2022 № 341. Представленные учреждением документы не соответствуют Приказу № 1104-н и Порядку № 2065.

Таким образом, действия ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по оказанию медицинской услуги по проведению медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, нарушают п.п. 1, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольно высокой цены, а также в части нарушения порядка ценообразования.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с Примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

В соответствии с Приказом № 155-1 от 25.11.2020, Киденко О.Н. является экономистом планово-экономического отдела ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ», следовательно, Киденко О.Н. является должностным лицом в смысле статьи 2.4. КоАП РФ.

В соответствии с п.п. 2.1 - 2.12 должностных инструкций на экономиста учреждения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» б/н от 23.06.2021 возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. обеспечивать экономическую деятельность учреждения здравоохранения;

    1. . подготавливать данные для составления проектов хозяйственно-финансовой деятельности учреждения здравоохранения;

    2. . подготавливать необходимую отчетность в установленные сроки;

    3. . выполнять расчеты себестоимости медицинских услуг;

    4. . выполнять расчеты по необходимым материальным, трудовым и финансовым затратам;

    5. . вести учет экономических показателей результатов деятельности учреждения здравоохранения и его структурных подразделений;

    6. . выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации в учреждении здравоохранения, а также вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

    7. . проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности учреждений здравоохранения;

    8. . способствовать повышению производительности труда, снижению издержек на оказание медицинских услуг, устранению потерь;

    9. определять экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новых технологий и изобретений;

    10. участвовать в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации;

    11. вести учет экономических показателей результатов производственной деятельности учреждения и его подразделений, а также учет заключенных договоров.

В соответствии с п.п. 4.1–4.3 должностной инструкции экономист учреждения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» б/н от 23.06.2021 несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

На основании изложенного, в действиях экономиста планово-экономического отдела ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» <...> усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Место совершения нарушения – 632862, Новосибирская область, Карасукский район, г. Карасук, ул. Гагарина, 1 А.

Время совершения правонарушения – 21.03.2022.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Киденко О.Н. с выявленным фактом административного правонарушения не согласилась, а также пояснила, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями, поскольку в нем отсутствуют все обязательные сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе информация о потерпевших (заявителях). Кроме того, Новосибирским УФАС России неправильно определено наличие доминирующего положения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» на рынке услуг по оказанию медицинской услуги по проведению медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, выводы, указанные в Аналитическом отчете, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

Доводы Киденко О.Н. не могут быть признаны обоснованными на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в результате совершения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» административного правонарушения заявителям по делу о нарушении антимонопольного законодательства был причинен физический, имущественный или моральный вред, в связи с чем, такие заявители не являются потерпевшими в соответствии с положениями ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ и к участию в рассмотрении настоящего дела не привлекались.

В данном случае протокол № 054/04/14.31-277/2023 от 01.03.2023 содержит все необходимые сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований при его составлении не установлено.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок № 220).

Новосибирским УФАС России продуктовые, географические границы рынка, а также состав продавцов и размер доли определены в соответствии с положениями Порядка № 220.

Выводы, содержащиеся в Аналитическом отчете отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, соответствуют собранным доказательствам и основаны по требованиях Порядка № 220, в связи с чем нарушений при его составлении не установлено.

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» п.п. 1,10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен решением комиссии Новосибирского УФАС России по делу № 054/01/10-1165/2022 от 01.02.2023, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении № 054/04/14.31-277/2023 от 01.03.2023.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо – экономист планово-экономического отдела ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» <...>

Доказательств принятия <...> всех зависящих от нее мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

Факт нарушения подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России по делу № 054/01/10-1165/2022 от 01.02.2023, материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, материалами дела об административном правонарушении, протоколом № 054/04/14.31-316/2023 от 10.03.2023 об административном правонарушении.

С учетом имеющихся в деле доказательств, наличие в действиях Киденко О.Н. состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации, составляет один год, и в настоящее время не истек.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

Малозначительность совершенного административного правонарушения не установлена, в связи с чем основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ не имеется на основании ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 1 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и отсутствие смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать экономиста планово-экономического отдела ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к экономисту планово-экономического отдела ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» <...>меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер банковского счета 40102810445370000043.

Номер казначейского счета 03100643000000015100.

БИК 015004950.

ОКТМО 50701000.

Получатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. ИНН 5405116098/КПП 540501001, ОГРН 1035401913568, КБК 16111601141010031140, УИН 16100500000001665520.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Заместитель руководителя управления                                              <...>

 

 

ение о назначении административного наказания получено:

«___»________2023 г.

 

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу:

«___»___________ 2023 г.

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны