Решение №054/06/33-1647/2022 жалоба ООО «АРМТЭКС» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГП № ... от 7 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1647/2022

 

«07» октября 2022 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «АРМТЭКС» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГП № 18» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622006236 на поставку автоматизированных рабочих мест, начальная (максимальная) цена контракта 4 033 100 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «АРМТЭКС» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГП № 18» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622006236 на поставку автоматизированных рабочих мест.

Суть жалобы ООО «АРМТЭКС» заключается в следующем.

1. В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

В извещении о закупке установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд» (далее- Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).

Податель жалобы установил, что системные блоки, которые необходимы заказчику, имеют код ОКПД 2 26.20.15.000, который включен в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 616.

Вместе с тем, остальные товары, включенные в объект закупки: монитор, подключаемый к компьютеру (код ОКПД 2 26.20.17), мышь компьютерная (код ОКПД 2 - 26.20.16), клавиатура (код ОКПД2-26.20.16) отсутствуют в реестре промышленных товаров, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 616, и включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878).

Таким образом, заказчиком нарушены положения п.12 Постановления Правительства РФ № 616, согласно которому для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 данного постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него.

2. Сетевой фильтр (ОКПД 2 27.33.13) включен в перечень товаров приложения № 1к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Приказ Минфина РФ № 126н).

Пунктом 3 Приказа Минфина РФ № 126н установлено, что для целей применения данного приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Перечне и не указанные в нем. Таким образом, по мнению подателя жалобы, закупка сетевых фильтров должна быть произведена отдельным лотом.

3. В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Податель жалобы считает, что все позиции описания объекта закупки соответствуют конкретной позиции КТРУ (системный блок – 26.20.15.000-00000001, монитор – 26.20.17.110-00000001, клавиатура – 26.20.16.110-00000001, мышь – 26.20.16.170-00000001, сетевой фильтр – 27.33.13.190-00000001. Таким образом, заказчик обязан был применить информацию, включенную в позиции КТРУ.

При этом, согласно пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к Постановлению Правительства РФ № 616.

Следовательно, для компьютерной техники, включенной в КТРУ, при описании параметров товара заказчик ограничен исключительно характеристиками из КТРУ и не может устанавливать дополнительные требования. Вместе с тем, ООО «АРМТЭКС» считает, что заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные требования к товарам, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ.

Кроме того, заказчик в составе одного кода ОКПД 26.20.15.000 (машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода) закупает системный блок, монитор, подключаемый к компьютеру, мышь компьютерную, клавиатуру, сетевой фильтр, объединяя это в комплекс взаимосвязанных компонентов – автоматизированное рабочее место, при этом, по мнению ООО «АРМТЭКС», клавиатура, мышь, монитор, сетевой фильтр функционально могут использоваться самостоятельно и служат дополнительной принадлежностью основного товара – системного блока.

Таким образом, заказчиком нарушены требования п.4, п.5 Правил, ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

4. ООО «АРМТЭКС» считает, что в данной закупке неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 1236).

Согласно письму Минфина РФ от 30.04.2020г. №24-03-06/35429, в случае осуществления закупок, предметом которых является поставка компьютерного оборудования, запрет, установленный Постановлением Правительства РФ № 1236, применяется в случае, если программное обеспечение подлежит именно установке в результате исполнения контракта.

Вместе с тем, в соответствии с описанием объекта закупки закупается товар с предустановленной операционной системой. Таким образом, поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта не осуществляется и не подпадает под положения п.2(1) Постановления Правительства РФ № 1236.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены требования п.1, п.12 Постановления Правительства РФ № 616, ч.3 ст.14, п.10 ч.1 ст.42, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

ГКУ НСО «УКСис», ГБУЗ НСО «ГП № 18» в возражениях на жалобу ООО «АРМТЭКС» сообщили следующее.

1. Предметом закупки является поставка автоматизированных рабочих мест (далее – АРМ).

Заказчиком установлен код ОКПД 2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода».

Указанное в описании объекта закупки оборудование будет функционировать в виде единого комплекса на базе АРМ. Таким образом, объект закупки является комплексным и неразрывно связанным между собой, в связи с чем проведение нескольких закупок по каждой отдельной позиции описания объекта закупки не рационально и не целесообразно.

В данном случае заказчику требуется к поставке сложная вещь - автоматизированное рабочее место, состоящее из разнородных вещей (монитор, системный блок, мышь, клавиатура и т.д.), образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению.

В связи с чем, заказчиком объединены в одну закупки технологически и функционально связанные товары, что допускается в рамках действующего законодательства о контрактной системе.

Основанием для осуществления закупок являются планы-графики заказчиков, как следует из п.п.1 ч.2 ст.16 Закона о контрактной системе в планы-графики включаются идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со ст.23 Закона о контрактной системе.

Идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) представляет собой цифровой машиночитаемый код, который присваивается каждой закупке и позволяет обеспечить взаимосвязь между планом-графиком и извещением.

При этом, ИКЗ состоит из нескольких элементов, в том числе, в состав ИКЗ включается информация о коде ОКПД2 (п.5 Приказа Минфина России от 10.04.2019 N 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки»). Таким образом, в идентификационный код закупки включается установленный заказчиком код ОКПД 2.

Как следует из п.1 ч.5.1 ст.99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.6 ст.4 Закона о контрактной системе, осуществляет с использованием ЕИС контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в извещениях об осуществлении закупок, информации, содержащейся в планах-графиках.

Порядок осуществления контроля, предусмотренного ч.5 и ч.5.1 ст.99 Закона о контрактной системе, в том числе, порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.99 Закона о контрактной системе).

Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного ч.5 и ч.5.1 ст.99 Закона о контрактной системе, и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами осуществления контроля, предусмотренного ч.5 и ч.5.1 ст.99 Закона о контрактной системе» (далее – Правила осуществления контроля)).

Как следует из пп. «в» п.11 Правил осуществления контроля осуществляется путем проведения соответствующими органами контроля проверки информации об идентификационном коде закупки.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, по рассматриваемой закупке пройден контроль по ч.5.1 ст.99 Закона о контрактной системе (автоматизированный контроль средствами ЕИС).

Указанное свидетельствует о том, что код закупки ОКПД 2 26.20.15.000, являющийся частью ИКЗ и включенный в план-график, установлен заказчиком верно и соответствует предмету рассматриваемой закупки.

Код ОКПД 2 26.20.15.000 подпадает под действие Постановления Правительства РФ № 616. В связи с чем в извещении и требованиях к составу заявки на участие в закупке уполномоченным учреждением был установлен указанный запрет.

2. Довод относительно неправомерного неприменения Приказа Минфина РФ № 126н, по мнению уполномоченного учреждения, является несостоятельным, поскольку ОКПД 2 27.33.13 по данной закупке заказчиком не установлен, а установленный код ОКПД 2 26.20.15.000 не входит в перечень товара, на который распространяются положения Приказа Минфина РФ № 126н.

3. Как следует из п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в КТРУ позиция «автоматизированное рабочее место» отсутствует, в связи с чем заказчик сформировал описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а не в соответствии с Правилами.

По смыслу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом, ст.33 Закона о контрактной системе наделяет заказчика полномочиями по самостоятельному формированию описания объекта закупки с учетом объективных потребностей заказчика в целях достижения государственных и муниципальных нужд.

4. В части довода о неправомерно установленном запрете, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 1236, ГКУ НСО «УКСис» заявило следующее.

Как следует из п.2 Постановления Правительства РФ № 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств, предусмотренных п.2(1) Постановления Правительства РФ № 1236.

Как видно из п.2 Постановления Правительства РФ № 1236 запрет применяется при наличии совокупности следующих условий:

  • закупаемым оборудованием является электронная вычислительная машина (далее – ЭВМ);
  • ЭВМ предполагает в своем составе программное обеспечение и (или) реализацию прав, связанных с использованием такого программного обеспечения.

Исходя из предмета закупки и установленного кода ОКПД 2 26.20.15.000 заказчиком закупается ЭВМ.

Согласно требованиям описания объекта закупки системный блок должен включать в себя предустановленную операционную систему и программное обеспечение, которое должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236.

Таким образом, заказчиком закупается ЭВМ, включающее в свой состав программное обеспечение, в связи с чем уполномоченным учреждением в извещении был установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 1236.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В рамках данной закупки заказчику требуется к поставке сложная вещь – автоматизированное рабочее место, состоящее из разнородных вещей (монитор, системный блок, мышь, клавиатура и т.д.), образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что код ОКПД 2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода» правомерно установлен заказчиком в рамках данной закупки, поскольку закупаемое оборудование будет функционировать в виде единого комплекса на базе АРМ, а соответствующая позиция в КТРУ отсутствует.

Таким образом, заказчиком объединены в одну закупку технологически и функционально связанные товары, позиции объекта закупки представляют собой единое АРМ и связаны между собой.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что заказчиком верно определен код ОКПД 2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода». Довод жалобы не нашел подтверждения.

Кроме того, код ОКПД 2 26.20.15.000 подпадает под действие Постановления Правительства РФ № 616, требования о соответствии которому установлены в извещении о проведении закупки. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что при формировании данной закупки правомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, установленный Постановлением Правительства РФ № 616. Довод жалобы не подтвержден.

При этом, код ОКПД 2 – 27.33.13, на который сослался податель жалобы, в рамках данной закупки заказчиком не применялся, следовательно, положения Приказа Минфина РФ № 126н не подлежат применению. Довод жалобы также не нашел подтверждения.

Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе, товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке необходимы электронные вычислительные машины, которые оснащены программным обеспечением.

На основании указанной нормы в извещении о проведении закупки установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1236. Довод жалобы не подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АРМТЭКС» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГКП № 18» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622006236 на поставку автоматизированных рабочих мест необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны