Определение №054/01/10-2296/2023 в отношении ООО «Новосибирская топливная корпорация» от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/10-2296/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 21 ноября 2023 года                                                       г. Новосибирск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России из Правительства Новосибирской области поступила информация в отношении ООО «Новосибирская топливная корпорация» (далее – ООО «НТК») по вопросу взимания дополнительной суммы в размере 1000 руб./тонна за предпродажную подготовку при продаже угля.

При рассмотрении указанных материалов Новосибирским УФАС России установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование цен (тарифов) на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье (далее - население) на внутреннем рынке Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно, утвержденному Приказом Росстандарта от 23.03.2016 №203-ст, ГОСТу 27313-2015 «Топливо твердое минеральное. Обозначение показателей качества и формулы пересчета результатов анализа на различные состояния топлива» уголь является твердым минеральным топливом.

Учитывая положение ст. 154 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ в отношении платы за твердое топливо при наличии печного отопления, как коммунальной услуги - «теплоснабжение», формирование розничных цен на твердое топливо (уголь) осуществляется в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», в том числе:

- в случае, если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов), повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается;

- исключение из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

- обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций;

- стимулирование повышения экономической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;

- обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

- обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;

- осуществление федерального и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Расчет регулируемых цен на топливо твердое (уголь) проводится департаментом в формате разработанного шаблона ЕИАС PRIL.TV.TOP.F.6.54 «Расчет стоимости единицы твердого топлива».

Департамент устанавливает регулируемые розничные цены на топливо твердое (уголь), реализуемое населению для коммунально-бытовых нужд, с учетом дифференциации по классам и маркам в зависимости от качественных характеристик угля (уголь каменный марок Д, ДГ, Г, классов Р, П, К. О, М и их совмещения).

Классификация углей определена в соответствии с ГОСТ 32347-2013 «Межгосударственный стандарт. Угли каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия» и ГОСТ 19242-73 «Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков».

ООО «НТК» пояснило, что уголь, отпускаемый населению и организациям ЖКХ, является необработанным сырьем. Рядовой уголь после добычи представляется топливом с определенной калорийностью, содержащим как «чистое топливо», так и не горючие элементы, включающие внешнюю породу, внутреннюю зольность и воду. Не горючие элементы можно интерпретировать, как разбавляющие элементы, уменьшающими энергию «чистого топлива», содержащуюся в единице массы. Когда идет горение, порода и внутренние не горючие составляющие угля переходят в золу. Производители угля производят сортировку по маркам в соответствии с ГОСТ и осуществляют отгрузку для дальнейшей реализации.

ООО «НТК» также пояснило, что предлагает покупателям сортовой уголь с улучшенными потребительскими свойствами, прошедший предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка производится на основании рекомендаций производителя поставляемого угля в целях повышения его потребительских свойств в процессе реализации твердого топлива.

Новосибирским УФАС России установлено, что ООО «НТК» в 2023 году на поставку угля заключены следующие договоры:

- договор поставки угля №8068-011/2020/05-0836, поставщик АО «Русский уголь» от 28.05.2020;

- договор поставки угля №КТК У1-0003-2023 от 01.12.2022г., поставщик АО «КТК»;

- договор поставки угля №2023-06-04 от 01.06.2023г., поставщик ООО «УЛК «Разрез Аршановский».

Указанные поставщики поставляют товар (уголь каменный) ООО «НТК» уже с заявленными свойствами и указанными в сертификатах характеристиками, которые соответствуют ГОСТ 32347-2013 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования».

Как следует из письма от Департамента по тарифам Новосибирской области от 08.08.2023 №1291-10/33 Департамент устанавливает регулируемые розничные цены на топливо твердое (уголь), реализуемое населению для коммунально-бытовых нужд, с учетом дифференциации по классам и маркам, в зависимости от характеристик угля.

Как сообщает ООО «НТК» предпродажная подготовка производится по заявке потребителя в целях улучшения потребительских свойств угля и включает в себя:

  • удаление крупных кусков породы, при наличии таковых (т.е. уменьшение количества несгораемого вещества в угле до уровня, качественно ниже предельного уровня ее наличия в соответствии с ГОСТом),
  • удаление фракции менее низшего предела в классе крупности (т.е. уменьшение количества мелочи до уровня, качественно ниже предельного уровня ее наличия в соответствии с ГОСТом),
  • дробление кусков размером более 200 мм (т.е. выравнивание фракции угля).

Удаление мелкой фракции угля не изменяет калорийность угля, но позволяет избежать потерь при отоплении. Мелкий уголь имеет свойство проваливаться через колосники в золу, не сгорая.

Стоимость данной услуги, согласно Приказу ООО «НТК» №01/160-О от 25.08.2022 «О стоимости дополнительных услуг» установлена в размере 1000 руб. за 1 тонну угля.

Стоимость вышеуказанной услуги складывается из следующих составляющих:

Наиболее затратная часть услуги предпродажной подготовки - это удаление фракции менее низшего предела в классе крупности, которая осуществляется с использованием фронтального погрузчика и металлической решетки (сито) нужной ячейки. Помимо погрузчика в процессе рассева угля участвует Руководитель ОСП и рабочий по складу. Отсеянный уголь мелкой фракции (до 20%) переводится в уголь марки Др, который в соответствии ценами, утвержденными на 2022 год приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 190-ТС от 21.10.2021г., дешевле сортового на 587 рублей. В 2023 году разница цен на сортовой и рядовой уголь составляет 653 рубля. Все расходы и стоимостные потери учтены в прилагаемой калькуляции стоимости услуги Предпродажная подготовка.

Согласно приложенной ООО «НТК» калькуляции стоимости услуги «предпродажная подготовка», стоимость данной услуги состоит из следующих показателей и затрат:

- использование погрузчика (из расчета 2000 руб./ч.) 10 мин. – 333,33 руб.;

- оплата труда сотрудников, задействованных в сортировке угля – 44,05 руб.;

- накладные расходы (10%) – 37,74 руб.;

Итого расходы на 1 тонну угля, прошедшего предпродажную подготовку – 518,90 руб.

- потери продажной стоимости угля при переводе части сортового угля в рядовой – 122,29 руб.;

Всего расходы на 1 тонну угля, прошедшего предпродажную подготовку – 641,99 руб.;

- Рентабельность (30%) – 192,60 руб.

Итого стоимость услуги «предпродажная подготовка», без НДС – 834,59 руб.

НДС 20% - 166,92.

Итого стоимость услуги «предпродажная подготовка», с НДС -1001,50 руб.

При этом, документы, подтверждающие размер затрат ООО «НТК» при оказании услуги «предпродажная подготовка», в том числе расшифровка калькуляции стоимости данной услуги, в Новосибирское УФАС России представлены не были.

С учетом изложенного, можно сделать вывод что предпродажная подготовка изменяет свойства товара и увеличивает его стоимость. По сути ООО «НТК» вводит новый тариф на уже оцененный уголь.

По результатам реализации          угля с предпродажной подготовкой составляется акт о приемке угля, прошедшего предпродажную подготовку. Из актов следует, что марки сортового угля ДО, ДПКО, ДПК, поступившие от поставщиков с соответствующими сертификатами соответствия в результате предпродажной подготовки делятся на сортовой и рядовой уголь. С учетом взымания платы за предпродажную подготовку возрастает фактическая стоимость предлагаемого товара. По сути ООО «НТК» из сортового угля путем просеивания, дробления, создает два вида угля, при этом один из них сортовой. Таким образом, наценка на стоимость угля, в виде предпродажной у подготовки, противоречит политике по регулированию государством рассматриваемых цен.

Реализация ООО «НТК»  угля населению за 7 месяцев 2023 г. составила 79,98 тыс. тонн, в т.ч. с предпродажной подготовкой 22,1 тыс. тонн.

Количество реализаций (продаж) угля населению за 7 месяцев 2023 г. по всем ОСП ООО «НТК» - 32 832 реализации, в том числе с предпродажной подготовкой – 7 644 реализации.

Таким образом, в связи с тем, что цена (тариф) на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на внутреннем рынке Российской Федерации является регулируемой и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказание услуги «предпродажная подготовка» по нерегулируемым тарифам противоречит требованиям законодательства.

Согласно  п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В этой связи самостоятельное установление тарифа хозяйствующим субъектом, осуществляющим регулируемый вид деятельности, может свидетельствовать о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства (нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования).

Таким образом, из представленных в Новосибирское УФАС России документов и сведений следует, что в рассматриваемом случае ООО «НТК» нарушило порядок ценообразования на услугу предпродажная подготовка угля.

Данное нарушение состоит в совершении незаконных действий, признаваемых нарушением порядка ценообразования, а именно:

1) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);

2) занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному);

3) нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного);

4) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Таким образом, с учетом изложенного выше, в качестве нарушения, квалифицируемого по п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», следует рассматривать действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, выразившиеся в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней, и (или) в самостоятельном определении (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.), которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «НТК» имеет признаки доминирующего положения на рынке реализации угля каменного гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории следующих муниципальных образований Новосибирской области: Баганский, Барабинский, Венгеровский, Здвинский, Колыванский, Кочковский, Куйбышевский, Татарский, Убинский, Усть-Таркский, Чановский, Черепановский, Чулымский, Купинский, Мошковский районы, г. Обь за период с 01.01.2022 по 30.09.2023.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области №98 от 14.11.2023 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «НТК» п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 054/01/10-2296/2023 от 14.11.2023 к рассмотрению на 12.12.2023 г. в 11:00 час. по адресу: Кирова 3, кабинет 915.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/10-2296/2023 в качестве ответчика – ООО «НТК» (ИНН 3433172305, место нахождения: 630005, г. Новосибирск, ул. Некрасова, д. 50, 7 этаж)

3. Ответчику – ООО «НТК» в срок до 06.12.2023 г. представить в Новосибирское УФАС России:

3.1. Объяснения по существу дела;

3.2. Иные пояснения по указанному вопросу.

Явка представителей ответчика по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

Стороны по делу уведомляются о возможности участия в заседании 12.12.2023 г. в 11:00 ч. по делу №054/01/10-2296/2023 путём использования систем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/3382188991 и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны