Решение №054/01/18.1-2557/2019 жалоба Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис» ... от 17 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-2557/2019

17 декабря 2019 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис» (далее – ОАО «Алтайкрайгазсервис») на действия организатора торгов администрации города Каргата при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение № 151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru/),

в присутствии представителей:

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ОАО «Алтайкрайгазсервис» на действия организатора торгов администрации города Каргата при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение № 151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

Постановлением администрации города Каргат от 11.11.2019 года № 489 утверждены условия конкурса на право заключения договора аренды имущества города Каргата, Каргатского района, Новосибирской области, утверждена документация для проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты газораспределительной системы города.

Организатором конкурса муниципального имущества является администрация города Каргата Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 указанной статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 17 Правил участником аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора, которые в соответствии с пунктом 18 Правил должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

Согласно пункту 19 Правил, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации (пункт 77 Правил).

Таким образом, организатор конкурса вправе установить в качестве критериев оценки заявок только такие критерии, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 37 Правил не допускается включение в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику конкурса (в том числе требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

В нарушение установленного Порядка Организатором конкурса в пункте 8 конкурсной документации установлены следующие критерии конкурса:

Подпункт 6 - Наличие собственной аварийно-спасательной службы или собственного аварийно-спасательного формирования.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Действующее законодательство не содержит требования о создании исключительно собственной аварийно-спасательные службы для организации занимающейся обслуживанием и эксплуатацией газовых сетей. Допускается заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным организацией.

Таким образом, критерий о наличии собственной аварийно-спасательной службы или собственного аварийно-спасательного формирования, установленный организатором конкурса противоречит законодательству и направлен на ограничение конкуренции.  

Подпункт 7 - Опыт работы по эксплуатации газопроводов (период деятельности организации) 6 лет.

Законодательством Российской Федерации не установлено требование по наличию 6-летнего опыта эксплуатации газопроводов. Следовательно, данное требование необоснованно ограничивает право юридических лиц, не соответствующих данному критерию. Данное требование не направлено на определение лучшего предложения, а преследует целью отсечь от участия в конкурсе лиц данному критерию не советующих.

Подпункт 8 -  Опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе). Установлено значение критерия – 1500 км. В подтверждение данного критерия участник конкурса должен представить справку о протяженности эксплуатируемых сетей на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе.

При этом, согласно конкурсной документации общая протяженность сетей, передаваемых в аренду составляет – 69 513,9 м (69,51км), то есть значительно меньше, чем установленный заказчиком критерий. Такой критерий не основан законе, является явно избыточным по отношению к предмету договора.   

Подпункт 9 - Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района. В подтверждение критерия участник предоставляет информацию и подтверждающие документы планируемых инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения муниципального района в период действия договора (действующая программа газификации региона, заключенные договоры на подключение (технологическое присоединение), заявки на подключение (технологическое присоединение)).

Согласно пунктам 2 и 60 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 года № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» договор на подключение (технологического присоединения) заключается с газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта заявителей. Таким образом, участник не являющийся на момент проведения конкурса владельцем сети газораспределения в данном муниципальном образовании не сможет предоставить такие договоры и заявки на подключение (технологическое присоединение), чем будет необоснованно ограничен в правах при участии в данном конкурсе. Наличие требования о предоставлении данных документов не основано на законе РФ, не способно повлиять на качество исполнения будущего договора, следовательно, направлено на ограничение конкуренции при проведении данного конкурса. 

Подпункт 10 - Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (группе кампаний). В подтверждение критерия участник конкурса предоставляет информацию и подтверждающие документы о фактических инвестиционных вложениях в развитие системы газоснабжения Новосибирской области за три года, предшествующие объявлению конкурса. При оценке критерия учитываются инвестиционные вложения участника конкурса и компаний, входящих в группу лиц участника конкурса, определяемой в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Организация и проведение конкурса в соответствии с Порядком осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора.  

Условия договора в качестве цели использования арендованного Имущества определяют эксплуатацию сетей газораспределения, обеспечивающую надёжную транспортировку природного газа, с соблюдением требований промышленной, технической, экологической, противопожарной безопасности, а также требований земельного, водного и природоохранного законодательства, в том числе, следующих видов работ: мониторинг технического состояния газопроводов; техническое обслуживание  и текущий ремонт газопроводов, пунктов редуцирования газа, средств защиты стальных подземных газопроводов от коррозии; оперативно-диспетчерское управление сетями газораспределения; аварийно-диспетчерское обслуживание (пункт 1.2 проекта Договора).

Критерий, оценивающий фактические инвестиционные вложения в развитие системы газоснабжения Новосибирской области за три года, предшествующие объявлению конкурса, не соответствует целям самого договора, не направлен на выявление лучшего условия исполнения договора, а преследует целью отсечь от участия в конкурсе лиц данному критерию не советующих.

Кроме того, установление организатором конкурса настолько однозначных и детализированных критериев по опыту, протяженности сетей и срокам инвестиций свидетельствует об установлении критериев под конкретного участника конкурса, что неизбежно создаст для такого участника более выгодные условия и ограничит конкуренцию.

Таким образом, Администрацией допущен ряд нарушений процедуры проведения конкурса, которые ограничили доступ участникам и потенциальным участникам к участию в конкурсе, что является нарушением части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В своих возражениях администрация города Каргата сообщила следующее.

1. Проведение торгов на право заключения договоров аренды муниципальных газопроводов регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»).

Во исполнение статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утверждены Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, определяющие порядок организации и проведения конкурсов (далее по тексту - Правила).

Приложением № 2 Правил для торгов на право аренды объектов газоснабжения установлена преимущественная форма в виде конкурса. Форма торгов в виде конкурса позволяет определить арендатора, который обеспечит наилучшие условия аренды муниципальных газопроводов, а именно их эксплуатацию, содержание и обслуживание. В то время, как аукцион позволяет использовать лишь ценовой критерий размера арендной платы, что никак не связано с обеспечением наилучших условий аренды. Под наилучшими условиями аренды муниципальных газопроводов Организатор торгов понимает эксплуатацию, содержание и обслуживание газопроводов, которые в совокупности обеспечивают: сохранность муниципального имущества, газоснабжение населения, безопасность и бесперебойность подачи газа.

Предметом конкурса (извещение № 151119/0553723/01) является право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области, общей протяженностью 69 513,9 м. Имущество передается в аренду одним лотом.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - ФЗ «О промышленной безопасности») газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа (III класс опасности) и свыше 1,2 МПа (II класс опасности) относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО). Газопроводы с рабочим давлением свыше 0,005 МПа до 0,3 МПа относятся к категории среднего давления, свыше 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно – высокого (СП 62.13330.2011. «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002»).

В состав передаваемого в аренду муниципального имущества входят газопроводы низкого, среднего и высокого давления (III класс опасности). Таким образом, в составе передаваемого имущества присутствуют, в том числе объекты, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к ОПО.

Организация газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О газоснабжении») и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального района.

Надлежащее техническое состояние, а также безопасная эксплуатация газораспределительной системы, является важнейшим фактором, имеющим социальную значимость и обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей. В связи с чем, Организатор торгов при выборе критериев обязан руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства, а также требованиями, предъявляемыми к безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, соответствующих требованиям антимонопольного законодательства.

2. В рамках реализации региональной политики Новосибирской области, направленной на обеспечение безопасного и бесперебойного газоснабжения потребителей, Правительством Новосибирской области:

- приняты рекомендации, направленные на поддержание газораспределительной системы Новосибирской области в нормативном состоянии, отвечающим требованиям промышленной безопасности и технического регулирования к эксплуатации объектов газоснабжения, в том числе за счет выбора арендатора, способного обеспечить наиболее высокий уровень обслуживания;

- в целях осуществления мероприятий, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, в том числе, к которым отнесены муниципальные газопроводы Новосибирской области, в адреса администраций муниципальных образований для использования в работе и включения в конкурсную документацию на право заключения договоров аренды муниципальных газопроводов, направлены, согласованные министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, соответствующие рекомендации при проведении муниципальных торгов в форме конкурса на право аренды муниципальных газопроводов.

3. Заявитель со ссылкой на пункт 37 Правил указывает о нарушении установленного Правилами порядка проведения конкурсов.

Между тем, пункт 37 предусматривает ограничения в отношении требований к участнику конкурса. Тогда как пункт 8 конкурсной документации, установлены критерии конкурса в соответствии с пунктом 77 Правил.

Согласно подпункту 10 пункта 40 Правил конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с пунктом 77 Правил. В соответствии с которым, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляется по цене договора и иным критериям, указанной в конкурсной документации. При этом указан перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора, которыми, в том числе могут быть технико-экономические показатели объекта договора, объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Из приведенных норм следует, что законодатель установил определенные критерии оценки участников торгов. Из буквального толкования пункта 77 Правил следует, что:

- пункт 77 Правил не содержит исчерпывающий перечень критериев (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции № Ф06-12764/2016 от 29.09.2016 года по делу № А72-19277/2015), а допускает определение лучших условий исполнения договора по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации, по которым осуществляется оценка заявок в соответствии с порядком и правилами, установленными пунктами 82-88 Правил;

- действующее законодательство не связывает соответствие критериев, определенных в конкурсной документации с обязательной идентичностью (с дословным цитированием) их формулировок требованиям пункта 77 Правил. Определяющим значением для критериев, предусмотренных в конкурсной документации должно являться их содержательное соответствие пункту 77 Правил, а не их формальное совпадение, поскольку наличие тех или иных технико-экономических показателей зависит от специфики передаваемого в аренду имущества (Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № A33-9453/2016).

Понятие «технико-экономические показатели» относится к объекту договора, используется для оценки его состояния на предмет эффективности использования и является оценочной категорией, определяемой в каждом конкретном случае применительно к рассматриваемому объекту.

В качестве критериев конкурса, направленных, по мнению Заявителя, на ограничение конкуренции, установлены:

1) Наличие собственной аварийно-спасательной службы (далее по тексту - АСС) или собственного аварийно-спасательного формирования (далее по тексту - АСФ) (подпункт 6 пункта 8 конкурсной документации).

В соответствии со статьей 10 ФЗ «О промышленной безопасности» в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотрена обязанность по формированию собственных АСС либо по заключению с профессиональными АСС или АСФ договоров на обслуживание.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность по формированию собственных АСС или заключению договоров на обслуживание.

Между тем, наличие АСС или АСФ, действующих на основании договора в рамках гражданско-правовых отношений не предоставляет тех гарантий, которые возможно обеспечить при наличии собственного АСС и АСФ. Исполнение обязанностей в рамках гражданско-правовых отношений не гарантирует однозначного исполнения принятых на себя обязательств, договорные отношения могут, как исполниться, так и не исполняться (могут быть нарушенными).

Наличие собственного АСС и АСФ при возникновении аварийных ситуаций способствует более оперативному реагированию, связанному с устранением инцидента, что напрямую влияет на сохранение объекта аренды - муниципальных газопроводов (предотвращение их гибели, уменьшения объема разрушения и т.п.), сохранение жизни и здоровья населения, на время возобновления подачи газа потребителям. В том числе увеличивает для потребителей показатель надёжности исполнения муниципальным образованием обязанности по организации газоснабжения населения. Основной отличительной особенностью собственного АСС является наличие необходимого количества функциональных подразделений на предприятии, которые по отдельности могут решать локальные задачи, а функционируя единой системой с АСС, основанной на взаимодействии, способно обеспечить решение более широкого спектра задач, а также более качественного исполнения основного назначения АСС предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и направленного на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь муниципальной системы газоснабжения.

Перерывы в предоставлении потребителям услуг по транспортировке природного газа могут быть связаны с технологическими нарушениями, с повреждением сетей. Время восстановления зависит как от технического состояния объекта газоснабжения, так и от оперативного реагирования. Таким образом, исполнение критерия № 6 также обеспечит достижение уменьшения времени восстановления газоснабжения потребителей, и улучшит исполнение критериев № 2,3 и 5.

2) Опыт работы по эксплуатации газопроводов (период эксплуатации газопроводов участником торгов) (подпункт 7 пункта 8 конкурсной документации).

Шестилетний опыт эксплуатации арендатора муниципальных газопроводов, по мнению Организатора торгов, это минимально достаточный период времени, позволяющий арендатору обеспечить максимальное качество эксплуатации арендованного имущества. Данный период времени позволяет выработать максимально эффективный подход к технической политике, промышленной безопасности, уровню подготовки персонала и оснащённости производственной базы.

Качество выполнения работ по техническому обслуживанию газораспределительной системы непосредственно сказывается на технико-экономических показателях объекта. Поскольку обслуживание сетей, организациями, не имеющими должного опыта, приводит к износу и ухудшению фактического технического состояния муниципального имущества. Результатам этого является неудовлетворительное состояние муниципальных газопроводов к окончанию срока договора и необходимость внесения достаточно больших вложений в капитальный ремонт муниципального имущества за счет бюджетных средств.

3) Опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей участником торгов на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе) (подпункт 8 пункта 8 конкурсной документации).

Протяженность, указанная в качестве критерия, не ставится в зависимость от арендуемого объекта, а является количественным критерием, который непосредственно влияет на опыт и качество эксплуатации газопроводов.

Данные критерий является технико-экономическим показателем, направленным на сохранение передаваемого в аренду муниципального имущества.

4) Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района (подпункт 9 пункта 8 конкурсной документации).

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Данные мероприятия направлены на повышение инвестиционной привлекательности муниципального имущества и эффективности выполнения муниципальной функции по газоснабжению населения.

Инвестиционные вложения в развитие арендуемой газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области:

- непосредственно и напрямую связаны с увеличением возможности подключения к газоснабжению потребителей, в качестве которых выступает жители города Каргата, а также владельцы социально-значимых объектов;

- увеличивают экономические показатели объекта договора, в том числе за счет возможности подключения новых потребителей и, соответственно, увеличения объема снабжения газом потребителей (Развитие системы газоснабжения за счет инвестиционных вложений приводит к увеличению экономических показателей объекта договора, развитию газификации региона и возможности подключения новых потребителей, что непосредственно оказывает влияние на объем оказания услуг по транспортировке газа с использованием имущества, права на которое передаются по договору);

- позволяют поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить техническое обслуживание и эксплуатацию, текущий ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленной правилами технической эксплуатации, нести за свой счёт расходы по содержанию имущества и все другие расходы, связанные с использованием и эксплуатацией имущества, оперативно и своевременно устранять аварии, своевременно и качественно проводить ежегодные подготовительные ремонтные работы сетей. Договором аренды предусмотрена обязанность Арендатора поддерживать имущество в надлежащем, исправном техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и текущей ремонт и прочее. Между тем, при заключении договора аренды у муниципальных образований отсутствуют гарантии выполнения данных обязанностей, а также качества их выполнения. Наличие данного критерия позволяет Организатору торгов выявить лучшие условия для поддержания объекта аренды, что напрямую связано с технико-экономическими показателями объекта аренды на момент окончания срока договора (чем больше инвестировано в объект аренды, тем лучше его технико-экономические показатели).

5) Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (подпункт 10 пункта 8 конкурсной документации).

Инвестиционные вложения в развитие системы газоснабжения Новосибирской области за три года, предшествующие объявлению конкурса, показывают заинтересованность Арендатора в развитии газификации в Новосибирской области, в частности в Каргатском районе, надлежащем содержании сетей.

Кроме того, муниципальные образования при реализации программ газификации в связи с отсутствием достаточного финансирования вынуждены откладывать их реализацию на неопределенные периоды времени. Инвестиционные вложения позволяют ускорить процесс реализации программ, улучшить техническое состояние объекта аренды, увеличить при помощи его модернизации пропускную способность и, соответственно, предоставляют большему числу жителей региона возможность использовать природный ресурс для улучшения качества жизни.

4. Установленные критерии не могут способствовать созданию преимуществ одних участников конкурса перед другими в отношении передаваемого в аренду муниципального имущества и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Не является навязанным и надуманным со стороны Организатора торгов, а лишь способствуют выбору лица, наиболее эффективно использующего муниципальное имущество, определению лучших условий исполнения договора аренды. Приняты Организатором торгов исходя из практики регионов и доведенных рекомендаций Правительства Новосибирской области.

При подготовке конкурсной документации и установления критериев Организатором торгов на сайте torgi.gov.ru проанализированы публикации о передаче имущества в аренду по итогам открытых конкурсов, объявленных муниципальными образованиями различных регионов России (во внимание принимались конкурсы по сдаче в аренду сетей газо-, тепло- , водо-, энергоснабжения) и выявлено установление следующих критериев:

- размер ежегодных инвестиционных вложений в арендованное имущество/инвестиционные вложения в объект аренды (проведение конкурса Управлением финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район на право заключения договора аренды котельной с установлением при этом начального условия 100 000 рублей с последующим увеличением; Администрацией Чановского района Новосибирской области на право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы - извещение № 010816/6227688/01, 2016 год; Администрацией Архангельского сельского поселения Тихорецкого района на право заключения договора технологически и функционально связанного имущества, необходимого для обеспечения газоснабжения - извещение № 020915/3089627/01, 2015 год; Администрацией Тенгинского сельского поселения Туапсинского района на право заключения договора аренды газопровода высокого давления - извещение № 150119/0429213/01, 2019 год (не считая размер арендной платы, единственный дополнительный критерий) и др.);

-наличие опыта работы в системе газоснабжения (проведение торгов Администрацией сельского поселения Казым Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа на право заключения договора аренды имущественного комплекса объектов газоснабжения (извещение № 040419/3177830/01, 2019 год);

- соответствие требованиям Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (проведение конкурса Администрацией Чановского района Новосибирской области на право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы (извещение № 010816/6227688/01, 2016 год);

- обеспечение круглосуточного аварийно-технического обслуживания объектов газоснабжения (наличие аварийно-диспетчерской службы с круглосуточным обслуживанием) (проведение конкурса Палатой земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - извещение № 120511/0072385/01, 2011 год)

Указанные примеры являются подтверждением правомерности действий Организатора торгов при определении критериев конкурса.

5. Лучшие условия исполнения договора аренды муниципальных газопроводов, имеющих в своем составе ОПО, не могут рассматриваться в отрыве от их безопасной эксплуатации. Необходимо учитывать важность вопроса и социальную значимость газораспределительных сетей.

Организатором торгов установлены критерии, а не требования к участникам. И установлен не единственный критерий, при помощи которого допустимо предусмотреть «исход» торгов, а ряд критериев, влияющих на выявление лучших условий исполнения договора аренды газопроводов, включая ОПО, и позволяющих участвовать большему числу Арендаторов.

Данные критерии являются значимыми критериями для объектов газоснабжения, влияют на важнейшие показатели работы, техническое состояние объекта, снижение которого не соответствует интересам публичного собственника (муниципального образования), в полной мере соответствуют действующему антимонопольному законодательству и нацелены на улучшение технико-экономических показателей объекта договора на момент окончания срока договора, а также на объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения конкурсов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников, но и выявление в результате конкурса лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования имущества.

Для публичного собственника (муниципального образования) немаловажным является состояние объекта аренды, поэтому выбор победителя в соответствии обозначенными критериями означает для собственника не только надлежащее содержание объекта аренды, но и решение задачи эффективного использования имущества. Исполнение договора, исходя из целевого назначения передаваемого в аренду имущества по условиям конкурсной документации, непосредственным образом обеспечивает интересы неопределенного круга лиц в отношении деятельности по газоснабжению жителей и объектов социально-бытового назначения, по повышению эффективности транспортировки газа, в том числе за счет инвестиционных вложений.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

15.11.2019 года администрация города Каргата опубликовала извещение № 151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru/ о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м.

 

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67.

В соответствии с пунктом 37  Правил не допускается включение в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику конкурса (в том числе требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Согласно подпункту 10 пункта 40 Правил конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с пунктами 77, 77.1 настоящих Правил.

Пунктом 77 правил определено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) и иным критериям, указанным в конкурсной документации.

Пункт 8 Конкурсной документации, на который указывает Заявитель, содержит критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а не требования к участнику конкурса. 

Таким образом, оспариваемые критерии оценки не могут препятствовать хозяйствующему субъекту подать заявки на участие в торгах.

Такие заявки будут приняты и оценены по установленным критериям. В частности, конкурсная документация содержит иные критерии оценки, по которым потенциальный участник торгов может получить конкурсные баллы (цена на право заключения договора аренды объектами газоснабжения, срок восстановления газоснабжения после технологических нарушений в работе газовых сетей, обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения), выполнение за счет собственных средств Арендатора работ по текущему ремонту арендуемого имущества, бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва).

Факты отклонения заявок по основаниям, указанным Заявителем (наличие собственной аварийно-спасательной службы или собственного аварийно-спасательного формирования, опыт работы по эксплуатации газопроводов (период деятельности организации) 6 лет и иные оспариваемые Заявителем критерии) не установлены.

Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях организатора торгов администрации города Каргата при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение № 151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru/).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ОАО «Алтайкрайгазсервис» на действия организатора торгов администрации города Каргата при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение № 151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru/) необоснованной.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны