Постановление №054/04/9.21-1536/2021 в отношении юридического лица – акционерного общества «Регио... от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-1536/2021

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

26 августа 2021 года                                                                                  г. Новосибирск

 

Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/9.21-1536/2021 от 13.08.2021 г. и материалы административного дела, возбужденного в отношении юридического лица – акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») (ИНН 5406291470/ КПП 540501001, ОГРН 1045402509437, дата регистрации 01.10.2004,   юридический адрес:630102, г. Новосибирск, ул. Якушева, д. 16А), в присутствии представителя АО «РЭС» - <...>, действующей по доверенности №214/20 от 22.06.2020 г.

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО «НГСК» в отношении АО «РЭС» по вопросу отказа в технологическом присоединении новых объектов электросетевого хозяйства.

ООО «НГСК» в адрес АО «РЭС» была подана заявка вх. №53-190909 от 24.03.2021 в целях технологического присоединения объекта электросетевого хозяйства: трансформаторной подстанции по адресу: г. Новосибирск, ул. Н. Сотникова, 36, с нагрузкой 150 кВт на напряжении 10кВ.

Письмом №53-04-17/190909 от 06.04.2021 АО «РЭС» отказало в технологическом присоединении со ссылкой на п. 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила технологического присоединения).

При этом п. 4. Правил технологического присоединения предусмотрено, что любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность отказа сетевой организации от осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении АО «РЭС» настоящего дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 054/04/9.21-1536/2021 представитель АО «РЭС» – <...> представила следующие пояснения.

В АО «РЭС» от ООО «НГСК» поступило две заявки на технологическое присоединение (вх. № 53-190909 от 24.03.2021 г. и вх. № 53-192143 от 15.04.2021 г.) в соответствии с которыми, заявитель просит осуществить технологическое присоединение трансформаторной подстанции. Ни одна из вышеуказанных заявок на технологическое присоединение не содержала требования осуществить технологическое присоединение, построенной ООО «НГСК», линии электропередачи.

К поданным заявкам в качестве правоустанавливающего документа на основании пп. «г» п. 10 Правил ООО «НГСК» был приложен договор № 132952-01 от 09.03.2021 г. субаренды части земельного участка, согласно п. 1.1 и 1.3 которого арендатор (АО «Завод сборного железобетона № 6») предоставляет Субарендатору (ОО «НГСК») во временное пользование часть земельного участка площадью 74 кв.м. - для установки (размещения) комплектной двухтрансформаторной подстанции 10/04 кВ с трансформаторами мощностью свыше 630 кВА включительно, предназначенную для технологического присоединения к электрическим сетям многоквартирных многоэтажных домов.

Таким образом, представленные ООО «НГСК» в АО «РЭС», правоустанавливающие документы не предполагают размещение линии электропередачи на участке ООО «НГСК», более того, размещение данного объекта электросетевого хозяйства противоречит целевому назначению части переданного в субаренду земельного участка.

Согласно п. 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Соответственно, при технологическом присоединении к электрическим сетям линии электропередачи ООО «НГСК» должно было на основании п. 9 и пп. «г» п. 10 Правил указать данный объект в заявке на технологическое присоединение, а также приложить к заявке документы на такую линию электропередачи и (или) на земельный участок, на котором располагается такая линия электропередачи.

Положениями вышеприведенной правовой нормы однозначным образом определен вид объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых должны применяться положения п. 4 Правил. Указанная правовая норма носит императивный характер и не содержит положений, позволяющих применять положения п. 4 Правил в отношении иных объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линиями электропередачи.

Трансформаторная подстанция не может быть приравнена к линии электропередачи, поскольку данные объекты электросетевого хозяйства являются различными по техническому и функциональному назначению.

Письмо ФАС России, направленное в адрес ООО «НГСК» (исх. № В К/58172/20 от 09.07.2020 г. содержит разъяснение, что сетевая организация, невзирая на наличие (отсутствие) обстоятельств, упомянутых в п. 41 Правил, вправе подать заявку на технологическое присоединение построенных линий электропередачи в адрес иной сетевой организации.

Таким образом, ФАС России, указывая на право подать заявку на технологическое присоединение построенных линий электропередачи, подтверждает, что в рамках п. 4 Правил технологического присоединения речь идет именно о построенных линиях электропередачи, а не о иных объектах электросетевого хозяйства.

Поскольку заявки ООО «НГСК» поданы в отношении трансформаторной подстанции, а не в отношении линии электропередачи, к данной ситуации не могут быть применены положения п. 4 Правил технологического присоединения, регламентирующие право на присоединение построенных линий электропередач.

Соответственно, при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО «НГСК» АО «РЭС» не моги быть нарушены положения п. 4 Правил технологического присоединения, поскольку намерение присоединить построенные линии электропередачи не следовали ни из содержания заявки на технологическое присоединение, ни из состава приложенных к заявке документов, в том числе правоустанавливающих документов.

Пытаясь присоединить трансформаторную подстанцию максимальной мощностью 150 кВт ООО «НГСК» нарушило положения п. 13.1 и п. 41 Правил в части порядка согласования перетока мощности со смежной сетевой организацией.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов ООО «НГСК»:

  • договора №132952-01 от 09.03.2021 г. между АО «ЗСЖБ № 6» и ООО «НГСК» субаренды части земельного участка 54:35:053645:2315 для размещения трансформаторной подстанции;
  • договора аренды АО «ЗСЖБ №6» вышеуказанного земельного участка: 54:35:053645:2315 для строительства МКД в Кировском районе ул. Николая Сотникова, з/у 36;
  • технические условия, выданные ООО «НГСК» в адрес АО «ЗСЖБ №6»;

установленным является тот факт, что ООО «НГСК» обратилось в АО «РЭС» для технологического присоединения трансформаторной подстанции 630 кВт (ориентировочно свыше 567 кВт) и именно в целях создания схемы технологического присоединения МКД АО «ЗСЖБ №6» максимальной мощностью 880 кВт.

Однако, невзирая на согласованные между АО «ЗСЖБ №6» и ООО «НГСК» характеристики электрооборудования - трансформаторная подстанция мощностью свыше 630 кВт (ориентировочно свыше 567 кВт), ООО «НГСК» обратилось в АО «РЭС» за присоединением трансформаторной подстанции максимальной мощностью 150 кВт, что в несколько раз ниже предусмотренного договором субаренды и технологического присоединения оборудования.

При этом, при подаче заявки на технологическое присоединение вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства ООО «НГСК» намеренно скрыло от АО «РЭС» факт заключения договора и выдачи технических условий на максимальную мощность АО «ЗСЖБ» № 6» на 880 кВт, указав в составе энергопринимающих устройств только трансформаторную подстанцию.

Однако, максимальная мощность энергопринимающих устройств ООО «НГСК» также должна составлять 880 кВт, поскольку конечная цель технологического присоединения трансформаторной подстанции ООО «НГСК» - электроснабжение многоквартирных домов максимальной мощностью 880 кВт.

Учитывая данные обстоятельства, ООО «НГСК» намеренно пытается осуществить технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства с меньшей мощностью в качестве «льготной» категории заявителей по п. 12.1 Правил и создать новую точку присоединения без урегулирования отношений с вышестоящей сетевой организацией в установленном п. 13.1 и 41 Правил порядке.

Заявка № 53-190909 от 24.03.2021 ООО «НГСК» обоснованно рассмотрена АО «РЭС» как заявка от смежной сетевой организации в порядке раздела 5 Правил.

Учитывая наличие заключенного договора №346-969/ТП-М от 31.12.2020 г. установленным является тот факт, ООО «НГСК» действует именно как сетевая организация, имеет намерение осуществить технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства - трансформаторной подстанции, в целях оказания услуг по передаче электрической энергии для многоквартирных домов АО «ЗСЖБ № 6».

Данные обстоятельства требуют рассмотрение поданной от сетевой организации заявки в рамках п. 13.1 Правил и специального раздела Правил «V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства» (п. 41-43 Правил).

Согласно п. 13(1) Правил в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должно быть указано, в частности основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 настоящих Правил.

Обращаясь в АО «РЭС» с заявкой на технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства, ООО «НГСК» пытается создать новую точку присоединения от электрических сетей смежной сетевой организации, не урегулировав с ней отношения в части согласования пропуска дополнительной мощности, как предписывает п. 41 Правил.

Более того, в нарушение положений п. 13(1) Правил ООО «НГСК» не представило технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям АО «ЗСЖБ №6», заявив, что имеет намерение присоединить к электрическим сетям трансформаторную подстанцию максимальной мощностью 150 кВт, в то время как реальной причиной обращения, исходя из выявленных обстоятельств, послужило намерение осуществить в нарушение установленного порядка технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью 880 кВт.

Соответственно, поданная ООО «НГСК» заявка № 53-190909 от 24.03.2021 была обосновано рассмотрена АО «РЭС» в рамках п. 41 Правил, исходя из статуса ООО «НГСК», как сетевой организации.

Данная позиция находит свое отражение в правоприменительной практике (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2020 г. по делу N А45-28790/2019, оставленное без изменения Определением Верховного суда Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 304-ЭС20-16796).

Соответственно, создавая новый объект электросетевого хозяйства с целью присоединения конечного потребителя, ООО «НГСК», как сетевая организация, обязана соблюдать установленный Правилами порядок для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, т.е. специальные нормы п. 41-43 раздела 5 Правил технологического присоединения.

В связи с тем, что заявка на технологическое присоединение подана сетевой организацией ООО «НГСК» с нарушением установленного п. 41 Правил порядка, соответственно им не соблюдены Правила. Данное обстоятельство в соответствии с п. 3 Правил исключает обязанность сетевой организации выполнения мероприятий по технологическому присоединению по заявке вх. № 53-190909 от 24.03.2021 г.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, с учетом представленных доказательств и пояснений, установлено следующее.

Правила технологического присоединения устанавливают и регламентируют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, а также критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 13(1) Правил технологического присоединения в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 Правил технологического присоединения, должны быть указаны:

  • основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 Правил, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных (присоединяемых) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, подающей заявку на основании абзаца второго пункта 41 Правил, и (или) сведения о включении указанной сетевой организацией в технические условия для заявителя мероприятий на объектах смежной сетевой организации);
  • сведения о сетевой организации, подающей заявку, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 9 Правил;
  • сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению;
  • сведения о присоединяемых объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, подавшей заявку, предусмотренные подпунктами «б», «г», «д» и «и» пункта 9 Правил технологического присоединения, в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 41 Правил технологического присоединения;
  • сведения о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, определяемом в соответствии с настоящими Правилами технологического присоединения (в случаях, когда заявка в смежную сетевую организацию подана в связи с включением мероприятий на объектах такой организации в технические условия (их проект), выданные заявителю).

К указанной заявке прилагаются документы, указанные в подпункте «д» пункта 10 Правил технологического присоединения, а также копии технических условий, выданных заявителям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 Правил технологического присоединения. Копии технических условий, выданных заявителям, мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки, предоставляются по запросу смежной сетевой организации, в которую подана заявка, в течение 5 дней со дня поступления такого запроса.

В соответствии с пунктом 41 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:

  • сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;
  • для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами «в» - «д» и «ж» пункта 25 Правил технологического присоединения мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.

В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.

При этом в целях определения условий, обязывающих сетевую организацию подать заявку в смежную сетевую организацию, пунктом 43 Правил технологического присоединения установлены специальные требования в отношении сетевых организаций.

В частности, что сетевая организация обязана уведомить вышестоящую смежную сетевую организацию:

об объеме максимальной мощности к своим сетевым объектам на 1-е число месяца, следующего за кварталом (срок представления указанных сведений составляет 10 рабочих дней с 1-го числа месяца, следующего за кварталом);

о суммарной максимальной мощности за прошедший квартал, указанной в полученных от заявителей заявках на технологические присоединения к ее сетевым объектам и заключенных договорах на технологическое присоединение за прошедший квартал (срок представления указанных сведений составляет 20 рабочих дней с 1 -го числа месяца, следующего за кварталом);

об указанных данных, полученных от других смежных организаций, с указанием их центра питания (срок представления указанных сведений составляет 20 дней с даты поступления данных от смежных организаций).

В силу Правил технологического присоединения и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, документами, определяющими объем максимальной мощности, являются документы о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 43 Правил технологического присоединения, сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) Правил технологического присоединения, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) Правил технологического присоединения, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с Правилами технологического присоединения.

При этом следует отметить, что в соответствии с абзацем 7 пункта 32 Основ ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, которые связаны с фактическим осуществленным технологическим присоединением, в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.

В данном случае из материалов дела следует, что ООО «НГСК» обратилось в АО «РЭС» для технологического присоединения трансформаторной подстанции в целях создания схемы технологического присоединения многоквартирных жилых домов МКД АО «ЗСЖБ №6» с максимальной мощностью 880 кВт.

Следовательно, технологическое присоединение осуществляется с целью присоединения оконечного потребителя, что свидетельствует о том, что указанные отношения между ООО НГСК» и АО «РЭС» регулируются п. 41 Правил технологического присоединения.

Таким образом, отказывая ООО «НГСК» в технологическом присоединении АО «РЭС» правомерно руководствовалось п. 41 Правил технологического присоединения.

Согласно, представленным в материалах дела об административном правонарушении, документам, заявка ООО «НГСК» содержала неполный перечень документов, установленный Правилами технологического присоединения.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушение АО «РЭС» Правил технологического присоединения не нашло своего подтверждения, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В связи с изложенным, действия АО «РЭС» по отказу в технологическом присоединении новых объектов электросетевого хозяйства в отношении ООО «НГСК», отсутствует событие административного правонарушения.

Следовательно, имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении АО «РЭС» по факту нарушения обязанности сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, пунктом 1 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 054/04/9.21-1536/2021 в отношении АО «РЭС», возбужденному по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны