Решение №054/06/34-593/2020 обращение, поступившее из департамента ведомственного финанс... от 26 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/34-593/2020

27 марта 2020 года                                                                                                             г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев обращение, поступившее из департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ при проведении закупок, а также при исполнении государственных контрактов,

в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России поступило обращение о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ при проведении закупок, а также при исполнении государственных контрактов.

Суть обращения департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России состоит в следующем.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом, создание специального структурного подразделения не является обязательным).

На основании ч. 3 ст. 38 Закона о контрактной системе контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с приказом начальника ФГКУ «425 Военный госпиталь» Минобороны России от 12.01.2015 № 11 «О создании Контрактной службы и утверждении положения (регламента) о контрактной службе по осуществлению закупок для нужд ФГКУ «425 Военный госпиталь» Минобороны России» создана Контрактная служба Заказчика без образования отдельного структурного подразделения в составе 9 должностных лиц, возглавляемая заместителем начальника госпиталя по медицинской части - начальником части, полковником медицинской службы Прокловым Ю.В.

Одновременно вышеуказанным приказом утверждено положение о контрактной службе.

В соответствии с приказами начальника ФГКУ «425 Военный госпиталь» Минобороны России от 07.03.2018 № 73 и от 28.09.2018 № 410 в состав контрактной службы внесены изменения.

В нарушение ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе не все сотрудники из состава контрактной службы имели высшее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Так, в проверяемом периоде:

- с 01.01.2018 по 06.03.2018 5 из 9 должностных лиц, включенных в состав контрактной службы, имели документы о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в сфере закупок, что подтверждается копиями соответствующих удостоверений;

- с 07.03.2018 по 27.09.2018 7 из 10 должностных лиц, включенных в состав контрактной службы, имели документы о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в сфере закупок, что подтверждается копиями соответствующих удостоверений;

- с 28.09.2018 и на дату окончания проверяемого периода 8 из 11 должностных лиц, включенных в состав контрактной службы, имели документы о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в сфере закупок, что подтверждается копиями соответствующих удостоверений.

2. ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ к проверке представлена версия № 42 плана-графика закупок на 2018 год, утвержденная заказчиком 18.12.2018, актуальная на дату окончания проверяемого периода.

В ходе анализа данной версии плана - графика закупок выявлены нарушения подпункта ж) п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», а именно, в графе 5 «Начальная (максимальная) цена контракта» (далее - НМЦК) по позиции № 198 указана цена заключенного государственного контракта, определенная по результатам проведения закрытого аукциона, а не НМЦК, сформированная в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение выявлено по позиции № 4 плана-графика закупок на 2018 год.

3. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (далее - Постановление Правительства РФ № 341) утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта и перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Правила).

В соответствии с п. 5(1) Правил предметом одного контракта (одного лота) не могут быть товары, работы, услуги, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 341, и не включенные в него.

Однако в нарушение Правил предметом закупки № 0851100001618000014 «Поставка расходных материалов для лаборатории» являются товары с кодом по ОКПД2, входящие в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 341, а именно, ОКПД2 - 22.22.14.000, а также и не входящие в Перечень, например, ОКПД2 - 20.59.52.199.

Аналогичные нарушения выявлены при проведении закупок № 0851100001618000023, № 0851100001618000108, № 0851100001618000119.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Порядок определения размера штрафа установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

В соответствии с п. 4 Правил (ред. № 1 от 30.08.2017, действующая на дату размещения извещения о проведении закупки № 0851100001618000014) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а)           3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б)           2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).

В нарушение положений ст. 34 Закона о контрактной системе и Правил в п. 7.3. раздела 7 «Ответственность сторон» проекта контракта (извещение № 0851100001618000014, НМЦК - 6 054, 278 тыс. руб.) установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, начисляются штрафы в размере:

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

При этом, в извещении о закупке и в аукционной документации установлено ограничение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

5. Частью 3 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования ИКЗ, в том числе, его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» (далее - Порядок) установлены правила формирования ИКЗ, в том числе, его состав и структура.

В соответствии с абзацем 5 п. 5 Порядка структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 30 - 33 разряды - информация о коде объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемому на основе общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, с детализацией до группы товаров (работ, услуг) - ОКПД2:

- 30-31 разряды - класс;

- 32 разряд - подкласс;

- 33 разряд - группа.

В нарушение указанных норм закупке № 0851100001618000075 присвоен ИКЗ с указанием в 30-33 разрядах значения «3312», тогда как в извещении о проведении данной закупки предмету закупки соответствует код по ОКПД 2 «86.90».

Пунктом 5.1 Порядка установлено, что при закупке товаров, работ, услуг, подлежащих отражению по нескольким кодам объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг, в 30 - 33 разрядах ИКЗ указываются значения «0».

В нарушение указанных норм закупке № 0851100001618000120 присвоен ИКЗ с указанием в 30-33 разрядах значения «2020», тогда как согласно извещению о проведении данной закупки предмет закупки соответствует нескольким кодам по ОКПД 2.

6. По результатам проведения закупки № 0851100001618000023 между ФГКУ «425 Военный госпиталь» Минобороны России и ООО «ПРОМЕД-НСК» заключен государственный контракт № 0851100001618000023 от 14.08.2018 на поставку шовного материала на сумму 2 481 401 руб. 24 коп.

В соответствии с пунктом 2.3 данного контракта оплата за поставленный товар производится заказчиком за фактически поставленную партию товара в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара.

Вместе с тем, заказчиком часть товара была оплачена с нарушением установленного срока:

1) Универсальный передаточный документ от 04.09.2018 № 76 на сумму 82 858, 46 руб. подписан заказчиком 20.09.2018; акт приемки товаров от 20.09.2018 б/н подписан заказчиком 20.09.2018; заключение проведения экспертизы результатов в части их соответствия условиям контракта подписано заказчиком 20.09.2018.

Таким образом, заказчиком подписаны документы о приемке товара 20.09.2018, а оплачен данный товар только 12.11.2018 (платежное поручение от 12.11.2018 № 192403 на сумму 82 858, 46 руб.);

2) Универсальный передаточный документ от 04.09.2018 № 79 на сумму 10 274, 90 руб. подписан заказчиком 24.09.2018 г.; акт приемки товара от 24.09.2018 б/н подписан заказчиком 24.09.2018; заключение проведения экспертизы результатов в части их соответствия условиям контракта подписано заказчиком 24.09.2018.

Таким образом, заказчиком подписаны документы о приемке товара 24.09.2018, а оплачен данный товар только 25.10.2018 (платежное поручение от 25.10.2018 № 847530 на сумму 10 274, 90 руб.);

3) Универсальный передаточный документ от 31.10.2018 № 124 на сумму 15 253,50 руб. подписан заказчиком 07.11.2018; акт приемки товара от 07.11.2018 б/н подписан заказчиком 07.11.2018; заключение проведения экспертизы результатов в части их соответствия условиям контракта подписано заказчиком 07.11.2018.

Таким образом, заказчиком подписаны документы о приемке товара 07.11.2018, а оплачен данный товар только 03.12.2018 (платежное поручение от 03.12.2018 № 840107 на сумму 15 253, 50 руб.).

7. По результатам проведения закупки № 0851100001618000098 между ФГКУ «425 Военный госпиталь» Минобороны России и ООО Компания «Аюр-Ден» заключен государственный контракт № 0851100001618000098 от 10.10.2018 на поставку расходных материалов для стоматологии на сумму 2 703 502 руб. 78 коп.

В соответствии с пунктом 2.3 данного контракта оплата за поставленный товар производится заказчиком за фактически поставленную партию товара в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара.

Вместе с тем, заказчиком часть товара была оплачена с нарушением установленного срока:

1) Товарная накладная от 19.10.2018 № 5552 на сумму 307 175, 00 руб. подписана заказчиком 24.10.2018; акт приемки товара от 24.10.2018 б/н подписан заказчиком 24.10.2018; заключение проведения экспертизы результатов в части их соответствия условиям контракта подписано заказчиком 24.10.2018.

Таким образом, заказчиком подписаны документы о приемке товара 24.10.2018, а оплачен данный товар только 23.11.2018 (платежное поручение от 23.11.2018 № 352576 на сумму 307 175, 00 руб.);

2) Товарная накладная от 19.10.2018 № 5541 на сумму 184 820, 00 руб. подписана заказчиком 22.10.2018; акт приемки товара от 22.10.2018 б/н подписан заказчиком 22.10.2018; заключение проведения экспертизы результатов в части их соответствия условиям контракта подписано заказчиком 22.10.2018.

Таким образом, заказчиком подписаны документы о приемке товара 22.10.2018, а оплачен данный товар только 10.12.2018 (платежное поручение от 10.12.2018 № 600773 на сумму 184 820, 00 руб.).

8. По результатам проведения закупки № 0851100001619000076 между ФГКУ «425 Военный госпиталь» Минобороны России и ООО «ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ» заключен государственный контракт № 0851100001619000076 от 28.05.2019 на поставку расходных материалов для рентгенодиагностики на сумму 1 857 751 руб. 37 коп.

В соответствии с пунктом 2.3 данного контракта оплата за поставленный товар производится заказчиком за фактически поставленную партию товара в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара.

Вместе с тем, заказчиком часть товара была оплачена с нарушением установленного срока:

Товарная накладная от 10.06.2019 № 45 на сумму 228 040, 00 руб. подписана заказчиком 17.06.2019; универсальный передаточный документ от 10.06.2019 № 45 подписан заказчиком 17.06.2019; акт приемки товара от 17.06.2019 б/н подписан заказчиком 17.06.2019; заключение проведения экспертизы результатов в части их соответствия условиям контракта подписано заказчиком 17.06.2019.

Таким образом, заказчиком подписаны документы о приемке товара 17.06.2019, а оплачен данный товар только 16.08.2019 (платежное поручение от 16.08.2019 № 809100 на сумму 228 040, 00 руб.).

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Проверка соответствия состава контрактной службы заказчика (п. 1), определения начальной (максимальной) цены контракта (п. 2), порядка формирования идентификационного кода закупки (п. 5) в соответствии с положения ст. 99 Закона о контрактной системе не относится к полномочиям антимонопольного органа. На основании изложенного, доводы, изложенные в пунктах 1, 2, 5, не подлежат рассмотрению Комиссией Новосибирского УФАС России.

По доводам, указанным в пункте 3 Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. В соответствии с п. 5(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 341, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть товары, работы, услуги, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 341, и не включенные в него.

Из вышеуказанной нормы следует, что положения п. 5(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 341, действуют только в случае проведения закупки, где заказчиком предоставляются преимущества организациям инвалидов. Вместе с тем, ни Законом о контрактной системе, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 341, не установлено запрета на проведение закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 341, на общих основаниях, то есть, без предоставления преимуществ организациям инвалидов.

При этом, согласно извещениям о проведении закупок, а также п. 13 документаций о закупках с номерами 0851100001618000014, 0851100001618000023, 0851100001618000108, 0851100001618000119 заказчиком при проведении данных закупок не предоставляются преимущества организациям инвалидов. Следовательно, выводы департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России в части нарушения заказчиком порядка формирования предметов контрактов (лотов) закупок №№ 0851100001618000014, 0851100001618000023, 0851100001618000108, 0851100001618000119 не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что иные факты нарушения законодательства о контрактной системе, изложенные в пунктах 4, 6, 7, 8 в части установления в проекта контракта порядка определения размера штрафа с нарушениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042,  а также в части несвоевременной оплаты поставленных товаров нашли свое подтверждение, данные факты также подтверждаются объяснениями заказчика, представленными в Новосибирское УФАС России (письмо ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ № 566 от 07.02.2020).

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком - ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ не были соблюдены установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе требования, что является нарушением положений ч. 8 ст. 34, ч. 13.1 ст. 34  Закона о контрактной системе, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042 (ред. № 1 от 30.08.2017).

При этом, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по фактам, указанным в п.п. 4, 6, 7, не представляется возможным, в связи с истечением сроков давности, установленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15  Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать заказчика – ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ нарушившим ч. 8 ст. 34, ч. 13.1 ст. 34  Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (ред. № 1 от 30.08.2017).

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц по нарушениям, указанным в п. 8.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны