Решение №054/01/18.1-1853/2022 жалоба ООО «Сибирский тендер» на действия АО «СИБЭКО» от 14 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-1853/2022

 

14 ноября 2022 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев жалобу ООО «Сибирский тендер» (вх. №17380-эп/22 от 02.11.2022) на действия АО «СИБЭКО» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту: «Техническое перевооружение водогрейного котла ст. №5» на Обособленном подразделении АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5 (Закупка №6400-2022-НФ) (№ в ЕИС 32211782425).

в отсутствие представителей ООО «Сибирский тендер», АО «СИБЭКО», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Сибирский тендер» (вх. №17380-эп/22 от 02.11.2022) на действия АО «СИБЭКО» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту: «Техническое перевооружение водогрейного котла ст. №5» на Обособленном подразделении АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5 (Закупка №6400-2022-НФ) (№ в ЕИС 32211782425).

Заявитель сообщает следующее.

  1. В Документации Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки:
        1. Участник должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения Договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке, иметь соответствующие действующие лицензии, выписки из реестров членов СРО*, патенты, на виды деятельности, связанные с выполнением Договора, в соответствии с требованием технического задания).

*Требование о членстве в СРО не распространяется в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

- на участников, которые предложат цену договора 3 млн. руб. и менее по договору подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального  строительства;

- на участников, перечисленных в. ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ;

в области инженерных изысканий:

- на участников,  перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ;

в области архитектурно-строительного проектирования:

- на участников перечисленных  в  ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ.

В соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Требование о том, что участник может не являться членом СРО строителей при цене договора 3 млн. и менее рублей, установлено в нарушение ГрК РФ.

  1. В Документации Заказчиком установлено следующее требование к документам, предоставляем участником в составе заявки:
        1. Лицензии, патенты, действующую выписку(и) из реестра членов СРО* по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, на виды деятельности, связанные с выполнением Договора, в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании.

*Требование о членстве в СРО не распространяется:

в  области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

- на участников, которые предложат цену договора 3 млн руб. и менее по договору подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального  строительства;

- на участников, перечисленных в. ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ;

в области инженерных изысканий:

- на участников,  перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ;

в области архитектурно-строительного проектирования:

- на участников перечисленных  в  ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ.

Исходя из данного требования не представляется возможным точно и достоверно определить, участник закупки должен быть членом СРО строителей и членом СРО инженерных изысканий и членом СРО архитектурно-строительного проектирования, и в составе заявки предоставить Выписку из Реестра членов всех трех СРО или из какой-то одной СРО.

  1. В Документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, при этом подтверждением соответствия такому требованию Заказчиком в Документации установлена необходимость предоставления выписки из реестра членов СРО:
    1. Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям.
        1. Лицензии, патенты, действующую выписку(и) из реестра членов СРО* по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, на виды деятельности, связанные с выполнением Договора, в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 55.17 ГрК РФ изложена в новой редакции, из которой исключено понятие «выписка из реестра членов саморегулируемой организации», а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022г.

Таким образом, у участника закупки отсутствует возможность получить и предоставить в составе заявки Выписку СРО Строителей.

Подтверждением является совместное Письмо Минфина и Минстроя России от 03.10.2022г.

4. Заказчиком в Проекте договора установлены следующие сроки выполнения работ:

2.1. Сроки выполнения работ:

Этап №1:

Начало: с момента заключения договора;

Окончание: 25 декабря 2022 года.

Согласно Документации начальная (максимальная) цена договора (лотов): 118 501 333,33 руб. с НДС, в т.ч.: 2022 г. - 18 660 000,00 рублей.

Таким образом, Подрядчик с момента заключения договора до 25.12.2022г должен выполнить работы на 18,66 млн. рублей.

Заказчиком в Извещении установлен следующий срок подведения итогов: 15.12.2022 (МСК+4).

В соответствии с Документацией, участник закупки подписывает договор в течении 10 дней после признания его победителем. Таким образом, ближайшая дата заключения Договора – 25.12.2022г.

Выполнить работы по 1 этапу на 18 660 000,00 рублей за один день не представляется возможным.

Заказчиком установлено неисполнимое условие по сроку выполнения работ первого этапа.

Заказчиком нарушены положения Градостроительного Кодекса РФ, а также Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «СИБЭКО» представило следующие возражения на жалобу ООО «Сибирский тендер».

  1. Предусмотренное Документацией требование о наличии у участника закупки членства в СРО соответствует нормам Градостроительного Кодекса РФ и является однозначным.

Исходя из п. 4.1.3.2 Документации - участник должен обладать соответствующей правоспособностью, иметь лицензии, являться членом СРО - если это предусмотрено требованиями Технического задания. Аналогичные правила содержатся и в п. 4.2.1.6 Документации.

При этом, п. 13.2 Технического задания предусмотрено требование к исполнителю работ о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Также, как в Документации, так и в Техническом задании содержится прямое указание на вид работ, подлежащих выполнению в рамках планируемого к заключению договора – строительно-­монтажные и пусконаладочные работы.

Кроме того, следует отметить, что наличие необходимости членства в СРО для выполнения определенных работ или отсутствие такой необходимости определяются не по усмотрению организатора закупки или заказчика, а объективно - исходя из требований закона и содержания заключаемого по итогам закупки договора (на основании условий договора о характере и цене работ).

В соответствии с ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ, на что указывает сам Заявитель в своей жалобе, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Так, в соответствии с Документацией и извещением о проведении закупки, начальная (максимальная) цена договора составляет 118 501 333 руб., при этом, и в рамках каждого из 3-х этапов работ предполагается выполнение работ на сумму более 10 млн. руб.

В связи с этим, п. 13.2 Технического задания правомерно установлено требование наличия у участника закупки членства в СРО с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В Документации, действительно, была допущена техническая ошибка в части предельной цены договора, при превышении которой необходимо членство в СРО - указана сумма в размере 3 млн руб. вместо 10 млн руб.

Вместе с тем, указанная техническая ошибка не нарушает прав участников, поскольку не препятствует участию в закупке и не оказывает влияния на выбор победителя закупочной процедуры.

Кроме того, несмотря на допущенную техническую неточность, потенциальному участнику закупки должно было быть очевидно, что наличие членства в СРО, принимая во внимание стоимость работ, необходимо в силу прямого указания закона.

Потенциальный участник закупки, являясь специализированной организацией, профессиональным участником рынка и обладая необходимыми ресурсами для выполнения определенного вида работ, при принятии решения об участии в закупке имеет возможность оценить представленные Заказчиком в Документации сведения о видах и объеме подлежащих выполнению работ, а также их сметной стоимости, в т.ч. с учетом разбивки по этапам работ, и, соответственно, оценить наличие у него необходимых ресурсов и компетенций для участия в закупке. При этом потенциальный участник закупки, в соответствии с п. 13.2 Технического задания, также должен учитывать, что выполнение работ по договору предполагается в отношении опасного, технически сложного объекта, функционирование которого оказывает влияние на безопасность и жизнеобеспечение города.

В равной мере потенциальному участнику закупки должно быть очевидно, членство в каком именно СРО необходимо для участия в закупке, поскольку это прямо предусмотрено в п. 13.2 Технического задания, а также следует из его содержания и содержания Документации.

Как следует из Документации, предметом запроса предложений в электронной форме является право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту: «Техническое перевооружение водогрейного котла ст. № 5» на Обособленном подразделении АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5.

Представленная же в п. 4.1.3.2 и в п. 4.2.1.6 Документации информация о предусмотренных ГрК РФ исключениях из общего правила о необходимости членства в СРО в разных областях имеет справочный характер. Данная информация, как правило, включается в Документацию по всем закупочным процедурам по заключению договоров подряда на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

При этом, в составе Документации представлен проект договора, из условий которого очевидно, что в перечне работ не предусмотрены ни инженерные изыскания, ни архитектурно-строительное проектирование. Результаты проектно-изыскательских работ включены в Техническое задание, следовательно, необходимо выполнение только строительно-монтажных работ.

Исходя из содержания договора, специализированная организация, которая претендует на наличие у нее необходимых компетенций, должна сделать вывод о том, что в данном случае не требуется членство в СРО ни в области архитектурно-строительного проектирования, ни в области инженерных изысканий.

Соответственно, необходимо членство в СРО только для выполнения строительных работ, что представляется очевидным, исходя из предмета закупки.

Сам Заявитель в п. 3 жалобы указывает на отсутствие возможности получить и предоставить в составе заявки «выписку СРО Строителей». Тем самым Заявитель подтверждает, что, исходя из характера предусмотренных договором работ, он явно осознает необходимость членства в СРО именно в области строительства.

Требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО на дату оформления Технического задания являлось актуальным. Техническое задание было утверждено 16.06.2022.

При этом самим Заявителем в его жалобе отмечается, что изменения в ст. 55.17 ГрК РФ, в связи с которыми предоставление такой выписки более не представляется возможным, вступили в силу только с 01.09.2022.

Подготовка и проведение рассматриваемой закупочной процедуры осуществлялись в условиях сложной экономической ситуации, международных санкций, роста цен на товары, работы, услуги. Сложившаяся ситуация потребовала интенсификации внутренних процессов в рамках закупочной деятельности Заказчика в связи с возникшим дефицитом отдельных товаров, мобилизацией сотрудников некоторых поставщиков, срочным расторжением действующих и заключением новых договоров с учетом прогнозируемого роста цен.

В силу значительного объема работы в области закупок Заказчиком, действительно, была допущена ошибка, не исключено из Документации утратившее актуальность требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО.

Вместе с тем, в силу п. 4.2.4 Документации в случае, если по каким-либо причинам Участник не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Обществу о соответствии Участника данному требованию.

Таким образом, пунктом 4.2.4 Документации фактически установлено право участника закупки, не предоставляя выписку из реестра членов СРО, сообщить организатору закупки об изменении положений действующего законодательства и допущенной технической ошибке.

Тем не менее, до истечения срока подачи заявок указанная ошибка была Заказчиком выявлена и устранена (внесены изменения в Документацию).

  1. Относительно жалобы Заявителя о ненадлежащем соотношении срока окончания 1 этапа работ и сроков подведения итогов и заключения договора сообщаем следующее.

В соответствии с п. 7.5 Документации, для организатора закупки предусмотрено право при необходимости рассмотреть заявки и подвести итоги ранее установленного срока. Как правило, при наличии такой оговорки и необходимости обеспечить исполнение договора в установленные сроки, подведение итогов всегда происходит заблаговременно. Учитывая безусловную заинтересованность Заказчика в выполнении работ, Организатор закупки исходит из того, что работы должны быть выполнены именно в заявленный Заказчиком срок, в связи с чем Организатор закупки досрочно подводит итоги, воспользовавшись правом, указанным в п. 7.5 Документации.

Однако, в связи с тем, что в Документацию были внесены изменения в части исключения из нее требования к участникам о предоставлении выписки из реестра членов СРО, был продлен срок приема заявок от участников. Учитывая данное обстоятельство, Организатор закупки столкнулся с необходимостью либо изменить сроки выполнения работ, либо, действительно, сократить сроки подведения итогов. Внутренние процессы согласования выполнения мероприятий инвестиционного характера (таких как рассматриваемое техническое перевооружение водогрейного котла ТЭЦ-5), а также планирование бюджета для финансирования таких мероприятий, создают препятствия для переноса сроков выполнения работ. В связи с этим Организатор закупки принял решение также внести в Документацию изменения в части срока подведения итогов, сократив его таким образом, чтобы надлежащее соотношение срока окончания 1 этапа работ и срока заключения договора стало очевидным для участников закупки.

При рассмотрении жалобы ООО «Сибирский тендер» комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

09.11.2022 на сайте https://zakupki.gov.ru АО «СИБЭКО» размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту: «Техническое перевооружение водогрейного котла ст. №5» на Обособленном подразделении АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5 (Закупка №6400-2022-НФ) (№ в ЕИС 32211782425). Размещена закупочная документация.

Дата начала срока подачи заявок 21.10.2022 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 15.11.2022 16:00 (МСК+4).

Дата подведения итогов 30.11.2022 (МСК+4).

Согласно пункту 4.1.1.1 Документации участвовать в данной процедуре закупки может любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, способное на законных основаниях выполнить  требуемые работы/услуги.

В соответствии с пунктом 4.1.3.2 Документации участник должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения Договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке, в соответствии с требованием технического задания: иметь соответствующие действующие лицензии, патенты на виды деятельности, связанные с выполнением Договора, являться членом СРО*).

*Требование о членстве в СРО не распространяется:

в  области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

- на участников, которые предложат цену договора 3 млн. руб. и менее по договору подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального  строительства;

- на участников, перечисленных в. ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ;

в области инженерных изысканий:

- на участников,  перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ;

в области архитектурно-строительного проектирования:

- на участников, перечисленных  в  ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2022№N 124-ФЗ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Следовательно, требования пункта 4.1.3.2 Документации закупочной документации о том, что требование о членстве в СРО не распространяется на участников, которые предложат цену договора 3 млн руб. и менее по договору подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, не соответствуют действующей норме части 2.1 статьи 52 ГрК РФ. В свою очередь согласно положениям Документации, начальная цена договора составляет 118 501 333,33 руб., что значительно превышает десять миллионов рублей. Соответственно, в данной части, исходя из требований Документации, все потенциальные участники торгов должны быть членами СРО.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам, что положение пункта 4.1.3.2 Документации не могло привести к ограничению участников торгов и, соответственно, к ограничению конкуренции.

В части доводов Заявителя о том, что, исходя пункта 4.1.3.2 Документации, не представляется возможным точно и достоверно определить то, членом какого СРО должен быть участник: строителей, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, и какую из выписок необходимо представить в составе заявки из Реестра членов всех трех СРО или из какой-то одной СРО, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данной статьей.

Согласно Техническому заданию, являющемуся приложением к Документации, предметом закупки является проведение строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ по объекту: Техническое перевооружение водогрейного котла ст. №5» на обособленном подразделении ОА «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5. Согласно пункту 13.2 Технического задания организация, претендующая на выполнение работ, должна являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Указание о необходимости членства СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования в Документации отсутствует.

Следовательно, в данной части доводы Заявителя являются несостоятельными.

По доводам Заявителя о том, что действующее в настоящее время законодательство не предусматривает необходимость представления участником в составе заявки выписки из реестра членов СРО, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее

Действующая редакция статьи 55.17 ГрК РФ не регулирует предоставление выписки из реестра членов СРО.

При этом, как установлено Комиссией Новосибирского УФАС России Заказчиком были внесены изменения в Документацию, требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО было исключено. Следовательно, данное нарушение устранено до рассмотрения жалобы по существу и в настоящее время отсутствует.

В части доводов Заявителя об установлении неисполнимого условия к сроку выполнения работ первого этапа Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что установление сокращенного срока для выполнения первого этапа работ по договору действительно обусловлено потребностью Заказчика в получении результатов работ, а также планированием бюджета для финансирования таких работ. При этом условие о сроке выполнения работ согласно Документации распространяется на всех потенциальных участников торгов, следовательно, ограничение конкуренции отсутствует.

Таким образом, в действиях заказчика АО «СИБЭКО» не установлено нарушений порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сибирский тендер» (вх. №17380-эп/22 от 02.11.2022) на действия АО «СИБЭКО» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту: «Техническое перевооружение водогрейного котла ст. №5» на Обособленном подразделении АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5 (Закупка №6400-2022-НФ) (№ в ЕИС 32211782425) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны