Решение б/н Решение по делу №45 в отношении ООО «Томсктрансгаз» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«31» января 2008 год                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных

                               монополий, член Комиссии;

Кучук Е.П. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных

                       монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей:

ООО «Томсктрансгаз» - <…>по доверенности ;

ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» - <…> по доверенности ,

           рассмотрев дело № 45 от 28.12.2007 года по признакам нарушения ООО «Томсктрансгаз» (634029, г. Томск, пр. Фрунзе 9) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

           В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» по поводу установления ООО «Томсктрансгаз» с 01.01.2008 г. завышенных цен на оказание услуг по технической эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту следующих газопроводов-отводов и ГРС: с. Верх-Тула, р.п. Коченево, п. Соколово, г. Черепаново, г. Чулым, с. Медведское, Урожай р.п. Чаны, г. Каргат, Татарская-13.

В своем заявлении ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» сообщило, что названные газопроводы-отводы и ГРС находятся в его хозяйственном ведении и являются государственной собственностью Новосибирской области (НСО). Данные комплексы ГРС обслуживает по договору ООО «Томсктрансгаз», которое с 01.01.2008 г. выставило цену за выполнение работ по обслуживанию ГРС в среднем больше действующей в настоящее время цены в 1,9 раза. Изменение цен ООО «Томсктрансгаз» мотивировало проведением анализа реальных затрат и применением внутриведомственного документа «Методические рекомендации по планированию и калькулированию себестоимости транспорта газа в разрезе мест возникновения затрат», утвержденного приказом ОАО «Газпром» № 208 от 11.09.2006 г.

ООО «Томсктрансгаз» неоднократно направляло в адрес ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» уведомления об увеличении с 01.08.2007 г. и с 01.09.2007 г. стоимости своих услуг по технической эксплуатации ГРС, принадлежащих ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз». В уведомлении исх. № 0125/3951 от 15.08.2007 г. ООО «Томсктрансгаз» сообщает заявителю о том, что в соответствии с условиями заключенных между ними договоров, смета затрат Исполнителя изменяется в одностороннем порядке без согласия Заказчика. Невыполнение Заказчиком условий вышеуказанных договоров по надлежащей оплате услуг Исполнителя является основанием для их расторжения и прекращения технической эксплуатации, технического обслуживания ГРС и газопроводов-отводов. 22.08.2007 г. Омское линейно-производственное управление магистральных газопроводов ООО «Томсктрансгаз» письмом № 1507/90 уведомило ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» о досрочном одностороннем расторжении договора по технической эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту ГРС-13 «Татарская» и газопровода-отвода к ней через месяц с момента получения данного уведомления с прекращением транспорта природного газа потребителям ГРС «Татарская» в случае неподписания дополнительного соглашения к данному договору, изменяющего с 01.09.2007 г. сумму ежемесячной платы за техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и текущий ремонт указанной ГРС.

По мнению ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз», ООО «Томсктрансгаз» является единственным хозяйствующим субъектом, который может оказывать услуги по эксплуатации комплекса ГРС, находящегося в хозяйственном ведении ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз». Заявитель не согласен с новыми расценками на услуги ООО «Томсктрансгаз» по эксплуатации комплекса ГРС, в связи с чем просит установить, соответствуют ли антимонопольному законодательству действия ООО «Томсктрансгаз».

По существу дела ООО «Томсктрансгаз» представило следующее объяснение.

ООО «Томсктрансгаз» с 2002 года по настоящее время осуществляет эксплуатацию газопроводов-отводов и ГРС, принадлежащих администрации НСО в соответствии с условиями договоров, заключенных с ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз». С 2005 года величина стоимости эксплуатационных затрат Исполнителя по указанным договорам не пересматривалась. В связи с чем, при подписании договоров на 2008 год контрагенту были предложены Сметы затрат на техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и текущий ремонт газопроводов-отводов и ГРС, разработанных на основании проведенного анализа реальных затрат ООО «Томсктрансгаз» с применением «Методических рекомендаций по планированию, калькулированию себестоимости транспорта газа в разрезе мест возникновения затрат», утвержденных приказом ОАО «Газпром» № 208 от 11.09.2006 г. Полученные расчеты были представлены контрагенту для рассмотрения. В период переговорного процесса ООО «Томсктрансгаз» продолжало техническую эксплуатацию объектов газоснабжения в полном соответствии с условиями заключенных договоров, ничем не ущемляя прав ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз».

В результате проведенных переговоров и достигнутой договоренности, в целях организации надежной и бесперебойной транспортировки газа на объектах контрагента и во избежание затягивания процесса заключения договоров на 2008 год, между ООО «Томсктрансгаз» и ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» заключены дополнительные соглашения к договорам на техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и текущий ремонт газопроводов-отводов и ГРС: г. Чулым, г. Черепаново, п. Соколово, с. Верх-Тула, с. Медведское, р.п. Коченево, Татарская, р.п. Чаны, г. Каргат на условиях, приемлемых для обеих сторон, с применением коэффициента 1,15 по отношению к стоимости 2007 года.

Учитывая вышесказанное, ООО «Томсктрансгаз» просит в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № 45 в связи с отсутствием в действиях ООО «Томсктрансгаз» нарушения антимонопольного законодательства.

ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» по существу дела сообщило, что с момента получения уведомления о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, между ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» и ООО «Томсктрансгаз» разногласия по увеличению размера платы за техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и текущий ремонт газопроводов-отводов и ГРС, находящихся в хозяйственном ведении ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» урегулированы: по ранее заключенным договорам в течение января заключены дополнительные соглашения об увеличении оплаты за услуги ООО «Томсктрнасгаз» на 2008 год в размере 15 %.

Изучив представленные материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ООО «Томсктрансгаз» занимает доминирующее положение с долей 100 % на рынках услуг по технической эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту газопроводов-отводов и ГРС: с. Верх-Тула; р.п. Коченево; п. Соколово; г. Черепаново; г. Чулым; с. Медведское; Урожай р.п. Чаны; г. Каргат; Татарская-13, расположенных внутри ограждения территорий ГРС, принадлежащих ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз».

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании собранной по заявлению ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» информации следует, что основной причиной повышения стоимости услуг по технической эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту ГРС ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» является увеличение эксплуатационных затрат, а именно, увеличение средней заработной платы производственного персонала и удорожание стоимости используемых материально-технических ресурсов. Сравнительный анализ плановых затрат ООО «Томсктрансгаз» (в лице Новосибирского ЛПУ МГ, Барабинского ЛПУ МГ и Омского ЛПУ МГ) по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту комплекса ГРС ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» на 2007 г. и 2008 г. показал следующее.

Новосибирское ЛПУ МГ (обслуживает 6 газопроводов-отводов и ГРС ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз»): плановые эксплуатационные затраты на 2008 г. в 2,18 раза больше плановых затрат 2007 г. Основными факторами роста затрат 2008 г. является повышение затрат на оплату труда (в 1,6 раза) и на прочие услуги (в 6 раз): услуги связи и услуги транспорта. При этом плановые затраты на 2008 г. на материалы для производственных нужд не увеличились, как сообщило ООО «Томсктрансгаз», а сократились в 6,8 раза.

Барабинское ЛПУ (обслуживает два газопровода-отвода и ГРС ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз»): плановые эксплуатационные затраты на 2008 г. в 1,63 раза превысили плановые затраты 2007 г. Основными факторами роста затрат 2008 г. является повышение затрат на прочие услуги (в 16,6 раз): услуги связи и услуги транспорта. При этом плановые затраты на 2008 г. на материалы для производственных нужд не увеличились, как отметило в своем ответе в Новосибирское УФАС России ООО «Томсктрансгаз», а сократились в 1,8 раза; увеличение затрат на оплату труда производственного персонала на 2008 г. незначительное – 1,2 %.

Омское ЛПУ МГ (обслуживает 1 газопровод-отвод и ГРС ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз»): плановые эксплуатационные затраты на 2008 г. в 2,75 раза превысили плановые затраты 2007 г. Основными факторами роста затрат 2008 г. является повышение затрат на оплату труда (в 1,23 раза), а также введение затрат на прочие услуги: услуги связи и услуги транспорта. При этом плановые затраты на 2008 г. на материалы для производственных нужд не увеличились, как отметило ООО «Томсктрансгаз», а сократились в 1,9 раза.

ООО «Томсктрансгаз» по запросу Новосибирского УФАС России представило сводные данные об общих плановых затратах на 2007 г. и 2008 г. на эксплуатацию и обслуживание сторонних ГРС, принадлежащих ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз», а также сведения о затратах на эксплуатацию и обслуживание отдельно по каждой сторонней ГРС, принадлежащей ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз». Сводные данные по статьям затрат из таблиц по каждой ГРС не совпадают с представленными общими данными. Так по Новосибирскому ЛПУ МГ указанное расхождение в данных выразилось в следующем:

- общие плановые эксплуатационные затраты на 2008 г. превышают общие плановые затраты 2007 г. в 3,61 раза, а сумма аналогичных затрат отдельно по каждой ГРС, обслуживаемой данным ЛПУ МГ, на 2008 г. превышает затраты 2007 г. в 2,18 раза;

- согласно общим данным, представленным ООО «Томсктрансгаз», плановые затраты 2008 г. Новосибирского ЛПУ МГ на материалы для производственных нужд по отношению к аналогичным плановым затратам 2007 г. увеличились в 1,81 раза, а по данным о затратах, представленным отдельно по каждой ГРС, обслуживаемой этим ЛПУ МГ, следует, что затраты на материалы для производственных нужд по отношению к аналогичным плановым затратам 2007 г. сократились в 6,8 раза.

- общие затраты на прочие услуги по указанному ЛПУ МГ на 2008 год увеличились в 199 раз, а сумма аналогичных затрат на эксплуатацию и обслуживание отдельно по каждой ГРС на 2008 г. увеличилась в 6,1 раза.

Кроме того, в состав плановых эксплуатационных затрат на 2008 г. включены расходы на покупную электроэнергию, которые не были включены в состав плановых эксплуатационных затрат ни на 2007 г., ни на 2008 г. отдельно по каждому комплексу ГРС, которые обслуживает ООО «Томсктрансгаз» (за исключением комплекса ГРС с. Верх-Тула).

ООО «Томсктрансгаз» не обосновало такое расхождение между представленными данными по общим плановым затратам на 2008 год и данными о плановых затратах на 2008 год по обслуживанию отдельно каждого комплекса ГРС, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз». Представитель ООО «Томсктрансгаз» пояснила Комиссии Новосибирского УФАС России, что в настоящее время специалистами ООО «Томсктрансгаз» изучается такое расхождение в данных, в связи с этим не представляется возможным представить запрошенное Новосибирским УФАС России объяснение.

Таким образом, занимая доминирующее положение на рынках технической эксплуатации, технического обслуживания и текущего ремонта газопроводов-отводов и ГРС, принадлежащих ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» на праве хозяйственного ведения, в одностороннем порядке необоснованно увеличив с 01.01.2008 г. размер платы за эксплуатацию и обслуживание газопроводов-отводов и ГРС, принадлежащих ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз», результатом чего могло явиться ущемление интересов ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз», ООО «Томсктрансгаз» нарушило запрет части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем ущемления интересов других лиц.

На момент рассмотрения дела № 45 лица, участвующие в деле, урегулировали свои разногласия путем заключения дополнительных соглашений от 29.12.2007 г. и от 18.01.2008 г. к договорам, заключенным между ООО «Томсктрансгаз» и ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз» на техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и технический ремонт газопроводов-отводов и ГРС: г. Чулым, г. Черепаново, п. Соколово, с. Верх-Тула, с. Медведское, р.п. Коченево, Татарская-13, р.п. Чаны, г. Каргат с условием об увеличении на 15% размера платы за услуги ООО «Томсктрансгаз» на 2008 г. Принимая во внимание данное обстоятельство, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что есть основание для прекращения рассмотрения дела № 45 по пункту 1 части 1 статьи 48 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением ООО «Томсктрансгаз» нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ООО «Томсктрансгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного увеличения стоимости своих услуг, которое могло привести к ущемлению интересов ГУП ЖКХ НСО «Новосибирскжилкомхоз».

2. Прекратить рассмотрение в отношении ООО «Томсктрансгаз» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.Д. Бориленко

                                                                                                                                          Е.П. Кучук

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны