Решение №054/01/18.1-138/2021 жалоба ООО «Чистая компания» на действия организатора закупк... от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-138/2021

 

29 января 2021 г.                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «Чистая компания» на действия организатора закупки Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный областной дом народного творчества» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ (№ извещения 32009840731 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

в присутствии: …

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступила жалобаОбщества с ограниченной ответственностью «Чистая компания» (вх. № 763э от 20.01.2021 года) на действия организатора закупки Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный областной дом народного творчества» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ (№ извещения 32009840731 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

Заявитель сообщает следующее.

ООО «Чистая компания» считает, что закупка проводится с нарушениями требований, установленных пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч.1 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ, при проведении запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В то же время, в нарушение указанных норм, Заказчик указал в пункте 5 «Требования по персоналу организации Исполнителя» описания предмета закупки:

5.5 Наличие допусков работы на высоте, допусков работы с люльки.

Заявитель считает, что установление в качестве требования наличия допусков работ на высоте, допусков работы с люльки является дискриминационным и необоснованным ограничением на участие в данной закупке, приводящим к ограничению конкуренции, так как из пункта 2.4.1 описания предмета закупки однозначно следует, что требуется удаление пыли и паутины со стен и лепнины в коридорах и лестничных маршах (высота не более 4,0), в то время как для такого объема работ не требуются допуски работ на высоте, ведь специализированное оборудование имеет телескопические штанги, с помощью которых уборка легко и качественно осуществляется и без разборных вышек, лесов и подъемников.

Подтверждением необоснованности предъявляемых в описании предмета закупки требований по наличию допусков работы на высоте при работе такого характера служит достаточное количество ранее проведенных и проводимых в настоящее время закупок, в которых такое требование отсутствовало и отсутствует, несмотря на работу на аналогичных или даже больших высотах. При этом, те закупки, которые уже прошли ранее, были успешно завершены организациями, не имеющими (или по крайней мере, к которым не предъявлялись такие требования) допуски работы на высоте, допуски работы с люлькой, что лишь подтверждает необоснованность предъявленных Заказчиком настоящей закупки ограничивающих конкуренцию требований.

  1. Закупка № 0851200000619008884 (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=0851200000619008884);
  2. Закупка № 0351300000620000510 (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=0351300000620000510) .

Подобное требование на работах заявленного объема ООО «Чистая компания» встречает впервые и не хотелось бы, чтобы это стало дискриминационной тенденцией.

Жалоба ООО «Чистая компания» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

ГАУК НСО НГОДНТ представило следующие возражения на жалобу.

24.12.2020      08:06 (МСК) ГАУК НСО «НГОДНТ» ИНН 5406121340 было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ по закупке (извещение № 32009840731).

Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ-354 799,98 рублей.

Согласно извещению о проведении запроса котировок для закупки № 32009840731, опубликованному на официальном сайте ЕИС 24.12.2020 Дата и время окончания срока подачи заявок: 12.01.2021 04:00; Дата и время подведения итогов: 13.01.2021 08:00 (МСК).

В соответствии с п. 6. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223- ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке установлены в соответствии с разделом 5.3 «Требования к составу заявки на участие в конкурентной закупке», раздела 6.9 «Порядок- проведения запроса котировок в электронной форме» Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУК НСО НГОДНТ утвержденного Протоколом наблюдательного совета ГАУК НСО НГОДНТ №3 от 29.09.2020г. 

В силу п. 6.9.10 раздела 6.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУК НСО НГОДНТ заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие документы и информацию:

а)         согласие участника запроса котировок на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок;

в)         цена договора;

г)         наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника закупки, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица), реквизиты для перечисления денежных средств при оплате товаров, работ, услуг (банковские реквизиты участника закупки);

д)         декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 1-6 настоящего пункта извещения, а именно о соответствии следующим требованиям:

-           о непроведении ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

-           о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

-           об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам,

задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о     признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах исборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

-           об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

-           участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

-           отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц

-           участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

Предоставление указанной декларации с использованиемпрограммно - аппаратных средств электронной площадки не предусмотрено в связи с отсутствием такого функционала на электронной площадке. В связи с этим декларация предоставляется в составе документов заявки на участие в запросе котировок. Примерная форма декларации предусмотрена Приложением 1 к форме заявки на участие в запросе котировок (Приложение 2 к Извещению).

е)         участники закупок, являющиеся физическим лицом, предоставляют заказчику в составе заявки письменное согласие субъекта на обработку персональных данных в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

ж)        участники закупок, физические лица, предоставляют заказчику копию документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия паспорта: страницы 2-3, страницы о месте жительства).

На участие в запросе котировок в электронной форме (извещение №32009840731) на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ было подано 4 заявки.

По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок комиссия ГАУК НСО НГОДНТ по осуществлению конкурентных закупок принимает решение о признании заявки на участие в запросе котировок и участника такого запроса, подавшего данную заявку, соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо решение о несоответствии заявки и (или) участника требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и об отклонении заявки в следующих случаях: 1) непредоставлениядокументов и (или) информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной извещением о проведении запроса котировок, требованиям такого извещения; 3) предложенная в заявке цена товара, работы, услуги превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса котировок, либо равна нулю. Результаты рассмотрения и заявок на участие в запросе котировок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок является итоговым протоколом. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок размещается заказчиком в единой информационной системе и направляется оператору электронной площадки. Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в таком запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы, услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер <...> При предложении наиболее низкой цены товара, работы, услуги несколькими участниками запроса котировок победителем такого запроса признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок.

13.01.2021      г. протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 1952291 было принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок к участию в запросе котировок всех 4 (четырёх) заявок и признании победителем запроса котировок ИП ВАГНЕР  с ценовым предложением 246 000,00 руб.

В соответствии с пп. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ Заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1)         в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2)         в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3)         в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а)         несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б)         закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в)         закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г)         закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков

обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в      настоящего

Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На приведённые в составе жалобы основания ООО «Чистая компания» (вх. №763э от 20.01.2021), Заказчик ГАУК НСО «Новосибирский государственный областной дом народного творчества» полагает как не обоснованными, поскольку предъявляемые требования по персоналу организации Исполнителя является необязательными в составе заявки, а значит данное требование участниками закупки подтверждать необязательно,  соответствие указанного требования по персоналу организации Исполнителя является добровольным подтверждением участника закупки.

Кроме того, согласно пункта 4.2.6. раздела 4.2 «Порядок осуществления конкурентной закупки» Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУК НСО НГОДНТ участник конкурентной закупки вправе направлять заказчику запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о конкурентной закупке, для исключения неоднозначных трактовок закупочной документации и уточнения ее отдельных положений в срок до 3 рабочих дней до окончания приема заявок на участие.

Таким образом, запрос на дачу разъяснений между участниками и заказчиком исключает возникновение сговора между ними и выступает законным способом общения. Разъяснения способствуют более четкому и подробному раскрытию принципов информационной открытости, равноправия и отсутствия дискриминации.

Так как, запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ и (или) документации о конкурентной закупке от ООО «Чистая компания» не поступало, Заказчик полагает, что у участника закупки не возникли сомнения в необоснованном предъявлении в описании объекта закупки требований предъявляемых к персоналу организации Исполнителя.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

24.12.2020      ГАУК НСО «НГОДНТ» было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ по закупке (извещение № 32009840731).

Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ-354 799,98 рублей.

Запрос котировок проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГАУК НСО «НГОДНТ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Согласно п. 5 приложения №1 к извещению о проведении запроса котировок, установлены требования по персоналу организации Исполнителя:  

5.1. дисциплинированность, вежливость, пунктуальность;

5.2. личная гигиена;

5.3. форменная одежда;

5.4. медицинская книжка;

5.5. наличие допусков работы на высоте, допусков работы с люльки:

5.6. сотрудники должны быть обучены правилам охраны труда и пожарной безопасности (с отметкой в журнале организации).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких- либо требований об установлении в положениях о закупках и (или) в документации о закупке закрытого перечня документов, предоставляемого претендентами, законодательство Российской Федерации не содержит.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 13.01.2021г., на участие в запросе котировок было подано четыре заявки, все заявки были допущены и соответствовали требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, требование, установленное Заказчиком, о наличие допусков работы на высоте, допусков работы с люльки, предъявляемое к потенциальным участникам, обусловлено тем, что извещением о проведении запроса котировок установлена возможность изменения договора, на основании чего заказчик может увеличить стоимость договора, путем подписания дополнительного соглашения об оказании дополнительных услуг, которыми могут оказаться услуги, связанные с высотными работами (помывка окон).

Комиссией Новосибирского УФАС России, не установлено нарушений порядка организации и проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ в действиях заказчика.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Чистая компания» на действия организатора закупки Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный областной дом народного творчества» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений ГАУК НСО НГОДНТ (№ извещения 32009840731 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны