Решение №054/06/64-1475/2021 ООО ЧОП «Чегар» с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «НМИЦ... от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/64-1475/2021

 

05 августа 2021 года                                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителя:

от заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России: <…> (по доверенности),

в отсутствие представителей:

от подателя жалобы – ООО ЧОП «Чегар»: не явились (уведомлено надлежащим образом),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО ЧОП «Чегар» на действия заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России при проведении запроса котировок в электронной форме № 0351100002921000865 на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны), начальная (максимальная) цена контракта 2 267 322 руб. 52 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ЧОП «Чегар» с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России при проведении запроса котировок в электронной форме № 0351100002921000865 на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны).

Суть жалобы ООО ЧОП «Чегар» заключается в следующем.

1. В соответствии с положениями документации о закупке участник обязан представить документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно, копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности или выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» (ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»), с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг:

– охрана объектов и (или) имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п.7 ч.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Таким образом, заказчик в обязательных требованиях к участникам закупки указал только 2 вида охранной деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с описанием объекта закупки исполнитель в рамках контракта обязан оказывать следующие виды услуг:

– обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

– обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

– охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

– охрана имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлены виды услуг, разрешенные к предоставлению в целях охраны. Указанные выше виды услуг включены в перечень, предусмотренный ст.3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, по мнению подателя жалобы, документация содержит противоречивые требования к участникам закупки относительно лицензируемых видов деятельности.

Кроме того, ООО ЧОП «Чегар» считает, что ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России является объектом, подлежащим антитеррористической защищенности.

Вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) регулируются Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

На основании изложенного, податель жалобы считает, что ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России имеет присвоенную категорию антитеррористической защищенности и подлежит такой защищенности, однако заказчик в документацию о закупке данный вид услуг не включил, что противоречит требованиям действующего законодательства.

2. Согласно п.3.6 описания объекта закупки в случае возникновения чрезвычайной ситуации исполнитель обеспечивает прибытие мобильной группы быстрого реагирования в срок не более 30 минут с момента поступления сигнала тревоги с объекта охраны.

Здесь и далее чрезвычайной ситуацией признается обстановка на территории объекта, при которой возможны человеческие жертвы, вред здоровью людей, материальные потери, нарушение нормальной работы организации и т.д.

В соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, заказчиком в описании объекта закупки указано неверное определение понятия «чрезвычайная ситуация».

3. Согласно описанию объекта закупки общее количество человеко-часов должно составлять 8 760. При этом, установлено, что объём оказываемых услуг – с момента заключения контракта по 31.07.2022. Услуги будут оказываться круглосуточно на 1 посту.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме дата и время окончания срока подачи заявок – 30.07.2021 10:00.

Частью 10 ст.82.1 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме и после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке.

Согласно ч.13 ст.82.1 Закона о контрактной системе контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.

Поскольку 31.07.2021 и 01.08.2021 являлись нерабочими днями, самый ранний срок заключения контракта – 03.08.2021, таким образом, общее количество человеко-часов не может быть установлено в количестве 8 760.

ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России в возражениях на жалобу ООО ЧОП «Чегар» сообщило следующее.

1. В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в п.27 информационной карты установлены требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

При этом, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Как следует из извещения о проведении запроса котировок заказчиком был применен код КТРУ 80.10.12.000-00000003 – услуги частной охраны (выставление поста охраны).

В разделе 2 описания объекта закупки содержится расшифровка данного кода КТРУ: обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; охрана имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

На основании изложенного, заказчик считает, что документация о закупке не противоречит требованиям действующего законодательства.

2. В соответствии с п.3.6 описания объекта закупки чрезвычайной ситуацией признается обстановка на территории объекта, при которой возможны человеческие жертвы, вред здоровью людей, материальные потери, нарушение нормальной работы организации и т.д.

По мнению заказчика, приведенная подателем жалобы формулировка из Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не может быть применена к охранным услугам. При использовании в описании объекта закупки указанного термина была дана расшифровка, позволяющая определить характер обстановки, которую заказчик считает чрезвычайной.

3. В описании объекта закупки содержится раздел «Общая информация об объекте закупки», в котором указана, в том числе, следующая информация:

кол-во постов охраны - 1;

общее количество человеко-часов - 8 760;

объём оказываемых услуг - с момента заключения контракта по 31.07.2022.

При этом, заказчиком не установлено требование к количеству сотрудников, которые могут одновременно находится на посту, соответственно, по мнению ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, в описании объекта закупки отсутствуют какие-либо противоречия относительно общего количества человеко-часов.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу п.32 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно положениям ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг, перечисленных в части третьей ст.3 данного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Частью 3 ст.3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 данной части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 данной части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 данного Закона.

Согласно положениям документации о закупке участник обязан представить документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно, копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности или выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг:

– охрана объектов и (или) имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п.7 ч.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описанием объекта закупки предусмотрена необходимость оказания исполнителем услуг, которые также подлежат лицензированию:

– обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

– обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

– охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

– охрана имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Вместе с тем, заказчиком в документации о закупке не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на указанные в описании объекта закупки виды деятельности. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Довод жалобы в указанной части подтвержден.

Довод подателя жалобы относительно того, что объекты, подлежащие охране в рамках данной закупки, являются объектами, подлежащими антитеррористической защищенности, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, является несостоятельным, поскольку на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что склады, на которых необходимо осуществлять услуги по охране, не имеют категории антитеррористической защищенности и такой защищенности не подлежат. Довод в указанной части не нашел подтверждения.

2. Согласно п.3.6 описания объекта закупки в случае возникновения чрезвычайной ситуации исполнитель обеспечивает прибытие мобильной группы быстрого реагирования в срок не более 30 минут с момента поступления сигнала тревоги с объекта охраны.

Здесь и далее чрезвычайной ситуацией признается обстановка на территории объекта, при которой возможны человеческие жертвы, вред здоровью людей, материальные потери, нарушение нормальной работы организации и т.д.

В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в рамках данной закупки неприменимы положения Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так как объект закупки не связан с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, формулировка, указанная заказчиком в п.3.6 описания объекта закупки, позволяет определить характер обстановки, которую заказчик считает чрезвычайной. Довод жалобы не подтвержден.

3. Описанием объекта закупки предусмотрено следующее:

объём оказываемых услуг - с момента заключения контракта по 31.07.2022;

общее количество человеко-часов - 8 760;

количество постов охраны - 1.

При этом, условиями документации о закупке не установлены требования к количеству сотрудников, находящихся на посту.

Поскольку расчет количества человеко-часов производится, в том числе, исходя из данных о количестве сотрудников, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что неустановление требований к количеству сотрудников на посте охраны исключает противоречия относительно значения показателя «общее количество человеко-часов». Довод жалобы не подтвержден.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного запроса котировок в электронной форме, а также действий котировочной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Чегар» на действия заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России при проведении запроса котировок в электронной форме № 0351100002921000865 на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) частично обоснованной (частично обоснован довод № 1).

2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны