Решение №054/06/49-2083/2023 в отношении ГКУ НСО «УКСис» от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/49-2083/2023

«17» октября 2023 года                                                                                                   г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

......................

в присутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» -   (по доверенности),   (по доверенности),

в присутствии представителя подателя жалобы – ИП Букреевой С.А. –   (по доверенности),

в отсутствие представителей заказчика - администрации Озеро-Карачинского сельсовета Чановского района Новосибирской области, уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Букреевой С.А. на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении закупки № 0851200000623007054 на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п, начальная (максимальная) цена контракта 2 600 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Букреева С.А. с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении закупки № 0851200000623007054 на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 26.09.2023 г.;

2) дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 04.10.2023 г.;

3) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 06.10.2023 г.;

5) в результате рассмотрения заявок, заявка участника закупки признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.

Податель жалобы не согласен с результатами закупки, поскольку в составе заявки ИП Букреевой Светланы Анатольевны представлены нотариальная доверенность от собственника жилого помещения (квартиры), выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности, а также паспорт собственника. Таким образом, заявка ИП Букреевой С.А. полностью соответствовала требованиям извещения о проведении закупки.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ИП Букреевой Светланы Анатольевны в полном объеме поддержало основания признания заявки ИП Букреевой С.А. не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.4 ч.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п.15 ст.241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

При этом, ч.3 ст.27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, данной нормой предусмотрено, что представитель вправе выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, но от имени представляемого.

В рамках гражданского законодательства представитель действует не от своего имени, а от имени представляемого, следовательно, действия представителя приравниваются к действиям представляемого и в результате действий представителя права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются непосредственно у представляемого.

Закон о контрактной системе не препятствует другому лицу выступать в интересах собственника, однако участником закупки должен являться сам собственник, что согласуется с ч.3 ст.182 ГК РФ, в соответствии с которой представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

В соответствии с позицией министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 10.02.2023 № 24-06-06/10976, участники закупок имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пп. «а» п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч.12 ст.48 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Изучив заявку участника закупки с идентификационным номером № 149, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ИП Букреевой С.А. в составе заявки была представлена, в том числе, доверенность, выданная физическим лицом индивидуальному предпринимателю. Таким образом, в данном случае ИП Букреева С.А. была намерена заключить контракт от имени собственника жилого помещения, то есть стороной контракта в данном случае будет являться именно собственник жилого помещения.

На основании изложенного, Комиссии Новосибирского УФАС России считает, что заявка ИП Букреевой С.А. правомерно признана комиссией по осуществлению закупок не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, поскольку участником закупки в данном случае будет являться физическое лицо (собственник жилого помещения), а не индивидуальный предприниматель. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, при проверке обоснованности дополнительного довода, заявленного подателем жалобы, а также всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Объектом рассматриваемой закупки является приобретение жилого помещения.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки установлено требование к участникам закупки: наличие на праве собственности жилого помещения, предлагаемого к закупке (в соответствии со ст. 288 ГК РФ), - копия выписки из ЕГРН б основных характеристиках объекта, содержащую в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества. (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации).

Пунктом 4 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению установлено требование о представлении в составе заявки на участие документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, копии свидетельства о государственной регистрации права собственности (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, Законом о государственной регистрации), или копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта, содержащую в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права  на предлагаемый в заявке объект  недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, Законом о государственной регистрации).

В силу ч.1 ст.28 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе, ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из ЕГРН.

Кроме того, согласно положениям Закона о государственной регистрации документом, удостоверяющим право собственности на недвижимое имущество при его передаче другому лицу, является выписка из ЕГРН.

В целях регистрации договора купли-продажи недвижимости и передачи права собственности на недвижимость согласно ст.18 Закона о государственной регистрации к заявлению прилагаются документы, установленные ст.18 Закона о государственной регистрации.

Статьей 21 Закона о государственной регистрации установлены требования к документам, представляемым для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Решение о возможности проведения государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации принимает государственный регистратор по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые заказчик вправе требовать в составе заявки на участие в закупке.

Таким образом, установление заказчиком в извещении о проведении закупки требования к участникам закупки о наличии на праве собственности жилого помещения, предлагаемого к закупке, а также требование о представлении в составе заявки на участие в закупке копии свидетельства о государственной регистрации права собственности, копии выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, Законом о государственной регистрации), противоречит положениям Закона о контрактной системе.

При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФС России, требование о представлении документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, целесообразно установить на этапе исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения закупки.

Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 02.07.2021 № 28/54771/21.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения п.1ч.1 ст.31, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Букреевой С.А. на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении закупки № 0851200000623007054 на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п необоснованной.

2. Признать заказчика, уполномоченное учреждение нарушившими требования п.1ч.1 ст.31, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.

3.  Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны