Решение б/н Решение по делу №99 в отношении Департамента по социальной п... от 8 января 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

  Резолютивная часть решения оглашена 9 сентября 2010г.

  Решение в полном объёме изготовлено 15 сентября 2010г.                                    г. Новосибирск

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н.

- начальник отдела антимонопольного контроля  и естественных монополий, член Комиссии;

Калинина О.Ю.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №99 от 13.08.2010г., возбуждённое по признакам нарушения департаментом по социальной политике мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 34) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска начальника отдела организации медицинской помощи населению Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска «…» (по доверенности), консультанта-юриста «,..» (по доверенности), эксперта отдела муниципального заказа «…» (по доверенности),

      УСТАНОВИЛА:

20.05.2010 в Новосибирское УФАС России поступило письмо от начальника отдела организации медицинской помощи населению Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска А.Л. Заиграева с  Информацией о порядке получения гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу,  медицинского заключения по форме №001-ГС/у (порядок введен приказом Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска от 05.05.2010 №232 «О временном порядке выдачи заключения медицинского учреждения по форме №001-ГС/у гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу»). Аналогичное письмо было направлено в иные органы государственной власти и местного самоуправления. В данном документе изложено следующее.

Гражданин с паспортом (иным документом, удостоверяющим личность), страховым медицинским полисом, направлением кадровой службы государственного или муниципального органа обращается в территориальную поликлинику по месту прикрепления (проживания), в регистратуре которой гражданину выдают талон на посещение врача-невролога.

Гражданин получает медицинские справки установленной формы в диспансерном отделении Новосибирской государственной областной психиатрической больницы (ул. Светлая, 86 в Дзержинском районе) и Новосибирском государственном областном наркологическом диспансере.

Гражданин посещает перечисленные учреждения в любой последовательности.

Далее для получения заключения по форме №001-ГС/у гражданин обращается в регистратуру МУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №2» (МУЗ КДП №2) по ул. Русская, 37.

Данный порядок изложен в п.п. 3.1  - 3.6 Временного порядка выдачи заключения медицинского учреждения по форме №001-ГС/у гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, утвержденного приказом Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска №232 от 05.05.2010.

Порядок получения заключения по форме №001-ГС/у составлен на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 №984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (далее – Приказ от 14.12.2009 №984н).

Приказом от 14.12.2009 №984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими.

Под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего (п.2 приложения 1 к Приказу от 14.12.2009 №984н).

Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у) (п. 17 Приложения 1 к Приказу от 14.12.2009 №984н).

П. 4 Приказа от 14.12.2009 №984н определен объем диспансеризации государственного служащего, включающий в том числе осмотр врачами-специалистами неврологом, психиатром, психиатром-наркологом.

Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций (п.3 приложения 1 к приказу от 14.12.2010 №984н).

Приказом не определен иной порядок прохождения осмотра государственного служащего врачами-специалистами неврологом, психиатром, психиатром-наркологом.

Таким образом, Временный порядок выдачи заключения по форме №001-ГС/у гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, утвержденный приказом Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска №232 от 05.05.2010, согласно которому соответствующие медицинские справки необходимо получать в конкретных поименованных учреждениях, противоречит Порядку прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденному Приказом от 14.12.2009 №984н.

Указание конкретных организаций, в которых гражданину – государственному служащему надлежит пройти осмотр врачами-специалистами неврологом, психиатром, психиатром-наркологом для получения медицинского заключения по форме №001-ГС/у в нарушение порядка, установленного п.3 приложения 1 к приказу от 14.12.2010 №984н может привести к ограничению конкуренции между медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "неврология", "психиатрия", "психиатрия-наркология".

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, принятие Главным управлением здравоохранения мэрии г. Новосибирска рассматриваемого Временного порядка выдачи заключения по форме №001-ГС/у гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Главное управление здравоохранения мэрии г.  Новосибирска, утвердившее  приказом №232 от 05.05.2010 Временный порядок выдачи заключения по форме №001-ГС/у гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о нем, утвержденным Постановлением мэра города Новосибирска от 25.04.2008 N 312, является структурным подразделением департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска. Юридическим лицом оно не является.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения "О департаменте по социальной политике мэрии города Новосибирска", утвержденного Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 N 741, Департамент является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска, входящим в структуру управления заместителя мэра города Новосибирска Солодкина А.А. Департамент является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.3 Положения о нем).

В объяснении по делу (письмо №01-8/1-2016 от 01.09.2010) Департамент по социальной политике мэрии г. Новосибирска сообщил следующее.

Приказ Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска от 05.05.2010 №232 «О временном порядке выдачи заключения медицинского учреждения по форме №001-ГС/у гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу» издан на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984 н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».

Предметом приказа Главного управления здравоохранения является определение порядка выдачи заключения гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, поэтому для подготовки приказа Главного управления здравоохранения применен единственный пункт приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ - №18, в котором говорится не о действующих государственных и муниципальных служащих, а о претендентах на замещение должностей государственной и муниципальной службы. Таким образом, п. 3 приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ, в котором говорится о диспансеризации действующих государственных и муниципальных служащих, не имеет отношения к утвержденному приказом Главного управления здравоохранения от 05.05.2010 №232 временному порядку выдачи медицинского заключения гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу и муниципальную службу.

Пунктом 18 приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 №984н предусмотрено, что «обследование с целью установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, в медицинских учреждениях осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи», т.е. бесплатно для пациента.

Разделом 3.3 Новосибирской областной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 03.12.2009 №238, предусмотрено оказание специализированной медицинской помощи в наркологических диспансерах и других специализированных медицинских областных государственных учреждениях здравоохранения, к числу которых относятся ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская клиническая психиатрическая больница №3» (диспансерное отделение – профиль «психиатрия») и ГБУЗ НСО «Новосибирский областной наркологический диспансер» (прифиль «психиатрия-наркология»).

Указанные специализированные медицинские областные государственные учреждения здравоохранения действуют на территории г. Новосибирска в рамках Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год и согласно пункту 18 приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 №984н должны проводить обследования с целью установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, в пределах своей основной деятельности, т.е. на основании государственного задания, для финансирования которого не требуется проведения каких-либо конкурсных мероприятий.

На территории г. Новосибирска нет других специализированных учреждений по профилям «психиатрия» и «психиатрия-наркология», которые действуют в рамках Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

Для проведения обследования граждан, поступающих на государственную гражданскую и муниципальную службу, по профилю «неврология» определены территориальные городские поликлиники, т.к. эти учреждения действуют в рамках Новосибирской  областной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год и оказывают бесплатные медицинские услуги по указанному профилю, как это предусмотрено пунктом 18 приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н.

На МБУЗ г. Новосибирска «Консультативно-диагностическая поликлиника №2» (МБУЗ КДП №2) функции по оформлению заключения по форме №001-ГС/у возложены в соответствии с требованиями пункта 18 приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 №984н, предусматривающего обязательное наличие у медицинского учреждения, выдающего заключение, лицензии на оказание медицинской помощи по специальностям «психиатрия»  и «психиатрия-наркология». МБУЗ КДП №2 – единственное учреждение здравоохранения Новосибирска, отвечающее этим требованиям. Полномочия на оказание медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология» переданы мэрии г. Новосибирска соответствующим законом Новосибирской области. 

Комиссия Новосибирского УФАС России на своем заседании выслушала доводы представителей департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска, изложенные  объяснении по делу. Дополнительно было пояснено следующее.

Деятельность рассматриваемых учреждений здравоохранения финансируются из соответствующих бюджетов (областного или органа местного самоуправления). Обследование гражданина врачами – психиатром, психиатром-наркологом осуществляется за счет средств областного бюджета, врачом-неврологом – за счет фонда обязательного медицинского страхования. Они получают денежные средства по смете. Объем медицинской помощи гражданам определяется плановыми показателями. Имеется план посещения на врача. Граждане, поступающие на государственную службу, поступают в общем порядке. Дополнительная оплата учреждениям за оказанные услуги гражданам, поступающим на государственную службу, не производится.

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает доводы Департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска.

В соответствии с абз. 3 п. 18 Приказа от 14.12.2009 №984н обследование с целью установления диагноза, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, в медицинских учреждениях осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Муниципальные учреждения здравоохранения (территориальные поликлиники), государственная областная психиатрическая больница, Новосибирский государственный областной наркологический диспансер, МУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №2» включены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования или  входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования согласно приложениям №1, №2 к Новосибирской областной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год", утвержденной Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 03.12.2009 N 238.

Таким образом, указание данных учреждений для прохождения в них гражданином, поступающим на государственную службу, осмотра врачами-специалистами неврологом, психиатром, психиатром-наркологом для получения медицинского заключения по форме №001-ГС/у, не влечет и не может повлечь недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Следовательно, в действиях Департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, что является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

              РЕШИЛА:

Дело производством прекратить в связи с отсутствием в действиях департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска нарушения антимонопольного законодательства.

         Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Г.Н. Даниленко

 

О.Ю. Калинина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны